Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 10:06, реферат
Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ – один из богатейших народов в культурном плане. Культура казахов вплоть до ХХ века оставалась кочевой, но не смотря на это за многие тысячелетия прошла путь развития не менее сложный и интересный культур других народов. Кочевые казахи выработали свой способ мышления и общественной организации, которая является синтезом познавательных форм Запада и Востока. В результате этого смешения наибольшее развитие получили традиции, обряды и обычаи.
1. Введение
2. ЮНЕСКО
3. Вступление Казахстана в ЮНЕСКО
4. Список наследия Казахстана
5. Духовная культура Казахстана с VI-XIX в.
6. Заключение
7. Список используемых источников
Поэзия жырау. XV-начало XIX вв.
- время особенного расцвета казахской
литературы - известно как эпоха жырау.
Жырау были поэтами - импровизаторами,
авторами песен- толгау-размышлений и
наставлений в стихах. Нередко жырау были
видными политическими деятелями, советниками
ханов, Разделми родов, военачальниками.
Одним
из наиболее известных и почитаемых среди
казахов жырау был Казтуган Суюншиулы.
Он родился в низовьях Едиля в 20-х годах
XV в. в семье бия Мангытского Йурта. Его
песни - образец кочевнической поэзии,
наполненной особым отношением к природе.
Казтуган, будучи одним из известных ногайских
военачальников, воспевал воинские подвиги,
выступал за объединение степных племен
под властью казахских ханов.
Доспанбет
жырау родился в 90-х годах XV в. в городе
Азау, побывал в Бахчисарае и Стамбуле.
Поэзия Доспанбета - поэзия воина и защитника
Родины. Его песни рассказывают нам о походах
и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет
жырау погиб в бою под Астраханью в 1523
г. Особой популярностью в XVIII в. пользовался
Бухар Кал-каманулы (1668-1781). Бухар жырау
был одним из влиятельных биев при Тауке
хане и Абылае. Он автор большого количества
песен, посвященных единству государства,
защите его от внешних врагов.
К
концу XVIII-началу XIX вв. относится творчество
таких поэтов, как Татикара, Котеш, Шал.
Татикара родился в местности Сарыколь
на территории современной Костанайской
области, участвовал в войне с Цинской
империей, прославлял подвиги казахских
батыров, исполнял героические эпосы.
Акыны-импровизаторы Котеш (1745-1818) и Шал
(Тилеуке Кулекеулы) (1748-1819) слагали песни
о жизни человека, моральных и этических
проблемах.
Письменная
литература. Кроме устной литературы,
у казахов была развита письменная традиция.
Основные жанры литературных произведений
- религиозные и исторические труды. В
XV-XVIII вв. среди казахов были распространены
такие книги, как "Кысас ал-анабия",
"Бадуам", "Суфи Аллаяр", "Кесик-баги"
и др. Эти произведения носили религиозный
характер, содержали ряд сведений этнографического
и исторического характера.
До
нас дошли также исторические сочинения,
написанные в XVI-XVII вв. Сочинение "Тарихи
Рашиди" на персидском языке, посвящено
истории Могулистана и Казахского ханства.
Автор его Мухаммед Хайдар из племени
дулат Старшего жуза. Его же перу принадлежит
поэма "Жахан-Наме".
Песни. В XV-XVII вв. широко развивалось
разножанровое казахское устное народное
творчество. Особое место занимали обрядовые
песни, которые исполнялись при рождении
ребенка, свадьбах, во время болезни, после
смерти человека, на поминках, при встрече
нового года. К свадебным песням относятся
той бастар, жар-жар, бет ашар, кызтанысу.
С обрядами, сопровождающими смерть, погребение
и другие трагические события, связаны
песни коштасу, естирту, конил айту, жоктау,
жубату.
Одной
из наиболее широко распространенных
форм казахского песенного творчества
было "терме" - короткая, однородная
по ритму мелодия речитативного склада,
на основе которой акыны создавали свои
поэтические импровизации, жырши (сказители)
передавали эпические и исторические
поэмы, сказки, легенды.
Если
терме, за редким исключением, по своему
музыкальному содержанию не имело развитой
мелодической линии, то песенные произведения
отличались выразительностью и напевностью,
большим диапазоном, стройностью и разнообразием
построений куплетных форм.
Основными
жанрами вокального творчества были трудовые
песни, песни на темы эпоса и истории, борьбы
и протеста, лирические и обрядовые песни.
Исполнение
эпических и исторических сказаний носило
характер речитативного распева небольших,
коротких по диапазону мелодий, исполнявшихся
под сопровождение кобыза или домбры.
Песни лирического содержания отличались
распевностью и широтой мелодии.
Широкое развитие в казахском устном творчестве получили произведения различных жанров: пословицы, загадки, изречения, афоризмы (шешендик создер), сатирические, юмористические, лирические песни, словесные состязания на бытовые темы и т.п.
Музыкальное
творчество. Трудовая деятельность, обычаи
и обряды, народные игры и празднества
- все это находило свое отражение в музыке.
Развитию вокального и инструментального
искусства способствовало и то, что традиции
поэтических состязаний стали распространяться
на исполнение инструментальных и вокальных
произведений. Казахам, как и некоторым
другим народам, были известны только
формы сольного исполнения. Певец-солист,
аккомпанирующий себе на музыкальном
инструменте, или солист-инструменталист
являлись единственными носителями народной
музыкальной культуры.
Повсеместно
распространенным музыкальным инструментом,
являющимся непременной принадлежностью
каждого акына и певца, была домбра - щипковый
инструмент с треугольным или овальным
корпусом, грифом и двумя струнами. Распространен
был и кобыз - смычковый инструмент с выгнутым
грифом и полым ковшеобразным корпусом,
верхняя часть которого была открыта,
а нижняя - затянута кожей. Для струн и
смычка, имевших форму лука, использовался
конский волос.
Прочно
входила в быт в XVI-XV1I вв. игра на народных
инструментах. Талантливые народные музыканты
создавали инструментальные произведения
(кюй) на эпические, исторические, сказочные
и бытовые темы. Перед исполнением кюйев
на домбре музыкант обычно передавал в
кратком рассказе содержание произведения,
заканчивал его фразой: "А теперь послушайте
как расскажет об этом домбра".
Сочетание
в одном лице сказителя, музыканта, певца
и поэта было традиционным и наблюдалось
на всех этапах развития музыкального
искусства у казахов. Именно в силу этого
до нас дошли связанные с музыкой замечательные
образцы устного народного поэтического
творчества прошлого.
Сокровища
устной литературы создавали и передавали
из поколения в поколение талантливые
люди - акыны, жырау, певцы, импровизаторы.
Понятия "акын", "жырау", "жыршы",
"елещш" - во многом различны.
Человека,
обладавшего даром импровизации, сочиняющего
песни экспромтом, называли у казахов
акыном. Они появились еще в средние века.
Значение их усиливается в XV-XVI вв. Акыны
в то же время были исполнителями произведений
устного народного творчества. Они подразделялись
на жырши (сказители) и оленши (песенники).
Многие из них были профессионалами.
Общественно-политическая обстановка в Казахстане во второй половине XIX века характеризуется важнейшими историческими событиями, явлениями, изменениями в экономическом, социальном, политическом и культурном отношениях.
Во второй половине XIX века в связи с тем, что казахская земля была превращена царизмом в место политической ссылки, сюда были сосланы ученые, писатели. Отбывали здесь ссылку поэт-петрашевец С. Ф. Дуров, писатель Ф. М. Достоевский, они были друзьями первого казахского ученого-просветителя Шокана Уалиханова. В Казахстан был сослан революционный поэт-демократ Т. Г. Шевченко, он пробыл здесь 10 лет. Он видел угнетенное положение и тяжелую жизнь казахского народа, и в своих произведениях «Сатрап и дервиш», «Топор был за дверью у господа бога», «Думы мои, думы, самые родные» выражал ему сочувствие и уважение.
В Казахстан были сосланы польские революционеры,
поэт Зелинский, художник Залесский. На
казахскую тематику Зелинский написал
поэмы «Казах», «Степь». Залесский составил
альбомы рисунков «Жизнь казахских степей».
Отбывали ссылку и участники революционного
народничества 60-х годов Е. П. Михаэлис
и Н. И. Долгополов, с которыми дружил великий
казахский поэт Абай Кунанбаев. Ссылая
передовых людей в степной край, царское
самодержавие рассчитывало на полное
отстранение их от деятельности, но эти
люди продолжали нести прогрессивные
идеи передовой русской общественной
культуры.
Историческая обстановка в Казахстане
во второй половине XIX века способствовала
активному развитию духовных сил казахского
народа, ярко выразившемуся в формировании
интеллигенции, в возникновении демократических
и просветительских идей.
Как у многих народов, просветительство
в Казахстане появилось и развивалось
в условиях социального и национального
неравенства, в условиях борьбы передовой
части народа за рост национального самосознания,
за самобытную культуру и литературу,
против феодального и религиозного гнета.
Казахские просветители закладывали основы
национальной культуры и литературы.
Развитие прогрессивной демократической казахской культуры и литературы XIX века шло не гладко, а в условиях сложной борьбы с феодальной идеологией господствующего класса. Сложность исторической обстановки, новизна и необычность процесса ломки привычного экономического, социального и бытового уклада, патриархально-феодальных отношений, надвигающиеся все новые и новые события и явления рождали в казахском обществе разные реакции. Так. у некоторой части казахских акынов появились растерянность и страх перед сложной исторической ситуацией, новшествами, и они «уходили» в прошлое, идеализируя устои отжившей патриархально-феодальной старины В условиях, когда все старое было поколеблено, а новое еще не определилось, они испытывали глубокое разочарование. Относясь отрицательно к новым явлениям и событиям, вызванным к жизни присоединением Казахстана к России, проникновением капиталистических отношений, они называли этот период «время скорби» («зар заман»). Характерными представителями этого периода являются поэты Дулат Бабатаев (1802-1871), Шортанбай Канаев (1818-1881). В их творчестве немало произведений, в которых остро критикуются негативные явления социальной и общественной жизни своего времени, обличается алчность, жадность, корыстолюбие, бесчеловечность баев, духовенства и царских чиновников, они остались носителями и защитниками патриархально-феодальной старины. Передовая же часть казахского общества выступала против старых феодальных устоев за прогрессивное развитие края. Обеспокоенные перспективами национального развития, они искали пути действий и призывали народ к просвещению, культуре. При их активном участии происходило оживление духовной, литературной жизни казахского народа, создавалась реалистическая литература, шлифовался казахский литературный язык, художественное слово стало иметь большое значение и влияние в развитии общества.
Культура организует человеческ
Культура казахского народа прошла длительный путь становления и развития. Казахская народность, прошедшая долгий период формирования, в процессе которого принимало участие множество племен и народов, занимает важное место в истории Евразии и является одним из древнейших этносов. Она является преемницей культурного наследия всех народов, принявших участие в ее становлении, поэтому казахский народ - один из богатейших народов в культурном план.
Список используемых источников