Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. Процесс этот исторически был длительным и сложным.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1 Организация справочно — библиографического обслуживания……..
2 Особенности выполнения разных видов справок………………………
3 Психологические особенности и практические навыки работников справочно – библиографического отдела……………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….

Файлы: 1 файл

курсовая СБО.docx

— 59.25 Кб (Скачать файл)

Качество СБО во многом зависит от состояния СБА, взаимосвязей между отдельными его частями, оптимального наполнения карточками разделов и подразделов систематического каталога и СКС, глубины раскрытия содержания документов (в первую очередь книг и журнальных статей). Последнее очень важно для тех библиотек, которые переводят каталоги и СКС в электронную форму.

В областных библиотеках немаловажное значение имеет координация СБО между подразделениями библиотеки, а также с другими библиотеками областного центра. Эта координация, как и технология выполнения справок закрепляются в регламентирующих документах типа «Путь справки». Так, во многих областных и даже вузовских библиотеках имеются «Положение о координации справочно - библиографической работы», «Положение о справочно-библиографическом фонде структурных подразделений библиотеки», методические рекомендации о библиографической работе в подразделениях.

Не исключена возможность поступления письменных запросов или по телефону и в специальные научные и научно-технические библиотеки. В качестве сторонних организаций могут быть библиотеки, в том числе и универсальные, если они не имеют возможность выполнить такую справку (преимущественно тематическую). Следовательно, координация - необходимое условие совершенствования СБО и улучшения качества выполняемых справок.

Наличие регламентирующих документов само по себе не может обеспечить должного уровня СБО. Главное — это профессиональная подготовка библиотекарей и особенно работников библиографического отдела, выполняющих наиболее сложные справки.

Помимо профессиональных знаний и умений, библиографам  библиотеки важно знать культурно-экономический профиль региона, злободневные проблемы, над которыми работают органы исполнительной и законодательной власти. Только при этом условии возможно удовлетворение запросов, которые могут поступить по телефону или письменно не от читателей библиотеки, а от руководителей региона (чаще всего через посредников — чиновников аппарата) или же от организаций и учреждений, находящихся на обслуживаемой территории. Поскольку непосредственное общение в этом случае ограничено, осведомленность в социально-экономических и других проблемах, решаемых в регионе, поможет выполнить соответствующую справку [13, с. 26].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности выполнения разных видов справок

Публичная библиотека, как никакое другое культурное или образовательное учреждение, располагает возможностью индивидуальной работы с людьми. Контакт читателя с библиотекарем обязателен, однако станет он лишь эпизодом или началом плодотворного сотрудничества, во многом зависит от желания и компетенции как библиотекаря, так и читателя.

Индивидуальное библиотечно-библиографическое обслуживание - процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого. Последнее необходимо для того, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям, учитывающую индивидуально-психологические особенности и возможности.

Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, обсуждение прочитанного с целью определения и формирования читательских интересов и уточнения запросов, воспитания культуры чтения, оказания помощи в поиске произведений печати и ознакомлении с библиографическими источниками и справочниками [9, с. 183].

Важное место в ряду других способов индивидуальной работы принадлежит справочно-библиографическому обслуживанию (СБО). Оно представляет собой выполнение разовых запросов читателей путем предоставления им справок [6, с. 127].

Справочно - библиографическое обслуживание на протяжении многих лет остаётся одним из важнейших направлений деятельности библиотек. Быстрый рост и динамичное развитие информационно-коммуникативных технологий в библиотеках повлияли на ресурсную базу и функции справочно-библиографического обслуживания. В настоящее время существует как классическая форма справочно-библиографического обслуживания со своими традиционными методами и приёмами, так и новая, активно развивающаяся на основе информационных технологий. Согласно ГОСТ 7.0-84 справочно-библиографическое обслуживание определяется как «библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации». Такие запросы могут носить самый различный характер: начиная от сведений фактографического и тематического характера, наличия и местонахождения запрашиваемых документов и кончая предоставлением самого документа или его копии. Наиболее широко распространенной формой ответа на запрос является библиографическая справка. Отсюда и само название рассматриваемого вида библиографического обслуживания [15, с. 34].

Наиболее часто используемые виды библиографических справок: уточняющая, тематическая, адресная и фактографическая.

Библиографическая справка - ответ на разовый библиографический запрос [20, с. 47].

Адресная библиографическая справка - библиографическая справка, устанавливающая наличие и/или местонахождение запрашиваемого документа в фонде данной библиотеки или других библиотек. Главным условием ее выполнения является точное и, по необходимости, полное библиографическое описание документа. Читатель должен правильно назвать фамилию автора и название книги. Если такового нет, то выполняется сначала уточняющий поиск.

Одной адресной справкой считается одна библиографическая запись, включающая библиографическое описание документа и сведения об его местонахождении.

Источниками выполнения адресной справки являются традиционные и электронные каталоги.

Адресные справки не учитываются, если библиографический поиск документа сопутствует книговыдаче на абонементе [17, с. 100].

Уточняющая библиографическая справка - библиографическая справка, устанавливающая и/или уточняющая элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе.

Следует учитывать и типичные ошибки в уточняющих запросах потребителей. Основными из них являются следующие:

  • искажения фамилии автора (замена одной буквы на другую, сходную по начертанию или близкую по звучанию, искажение инициалов, женскую фамилию путают с мужской и т.д.);
  • сокращения и неточное название книг, периодических изданий;
  • представление переводчика, составителя, редактора, иллюстратора как автора книги;
  • неверно указаны год издания, издательство;
  • авторскую работу приняли за коллективную и наоборот;
  • представление названия статьи, раздела, главы книги, частного заглавия тома или выпуска многотомного издания как названия самостоятельного произведения или издания;
  • отсутствие наименования коллектива в продолжающихся изданиях, материалах симпозиумов, конференций и т.д.;
  • неточный перевод на русский язык названия зарубежного издания.

Одной уточняющей справкой считается уточнение библиографического описания одного документа. Число проверенных элементов библиографического описания не влияет на количество справок.

Источниками выполнения уточняющей справки являются традиционные и электронные каталоги, внутрисетевые информационные ресурсы, ресурсы Internet [18, с. 50].

Фактографическая библиографическая справка - библиографическая справка по существу запроса: сообщение точной даты, цифры, цитаты, изложение концепции, определение термина и т. п.

Основными фактографическими запросами являются следующие:

  • уточнение даты событий, дат жизни, биографических данных;
  • местонахождение населенного пункта;
  • разыскание статистических данных;
  • объяснение значения, происхождения слова, выражения;
  • расшифровка аббревиатуры и сокращений, уточнение написания и ударения в слове;
  • разыскание цитат.

Фактографический поиск предполагает выявление самих фактов и данных, а не сведения о документах, где эти факты содержатся.

Одной фактографической справкой считается установление одного фактического сведения (цитата, дата жизни, значение слова и т.д.). Если факт найден в нескольких источниках - учитывается одна справка.

Источниками выполнения фактографических справок являются - энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки, ресурсы Internet, внутрисетевые информационные ресурсы [19, с. 47].

Тематическая библиографическая справка - библиографическая справка, содержащая библиографическую информацию по определенной теме. Тематический запрос - запрос о предоставлении информации по определенной проблеме, теме, событию или факту.

П.Н. Берков (советский литературовед, библиограф, книговед, источниковед, историк литературы) называл такую библиографическую работу "подбором литературы по данному вопросу".

Тематическая справка выполняется в несколько этапов:

  1. прием и анализ запроса. При приеме запроса необходимо получить от заказчика возможно более полный набор сведений, обязательных для библиографического поиска:
  • формулировка темы запроса, основных ключевых слов. Если это запрос узкоспециальный, надо подробно расспросить читателя о содержании темы;
  • цель запроса (для научной, учебной деятельности, в помощь самообразованию и т.д.). Содержание будущей справки в значительной степени зависит от того, для какой цели требуется литература на указанную тему и каковы подготовка и уровень образованности самого читателя. Преподавателю понадобится литература, которая должна включать научные труды и авторефераты диссертаций, а студенту достаточно несколько статей или книг, доступных по содержанию;
  • степень полноты отбора документов, т.е. определение тематических, хронологических, языковых и других ограничений;
  • сроки выполнения.

Для тематических запросов, поступивших в письменной форме и не содержащих ряда необходимых для тематического поиска элементов, библиограф самостоятельно устанавливает принципы отбора документов.

  1. определение круга источников. Источниками выполнения тематических запросов являются традиционные каталоги и картотеки, электронный каталог, внутрисетевые ресурсы, ресурсы Internet. В зависимости от цели запроса источники выполнения могут варьироваться: Например, для научной и учебной деятельности, источниками выполнения, кроме электронного каталога, могут служить научные электронные библиотеки.
  2. непосредственно библиографический поиск. Библиографический поиск - информационный поиск, осуществляемый на основании библиографических данных.
  3. отбор и группировка материала. Задача состоит не в том, чтобы просто найти книги или статьи, а произвести отбор релевантных источников (т. е. наиболее соответствующих тематике читательского запроса).
  4. оформление справки (списка литературы).
  5. Одной тематической справкой считается перечень библиографической информации по одной теме (список литературы).

Тематические справки не учитываются, если поиску документов сопутствует книговыдача на абонементе [22, с. 37].

Если библиотекарь рекомендует разделы каталогов, картотек, указателей и другие источники и читатель просматривает их самостоятельно - ответ учитывается как библиографическая консультация (консультационная справка).

Библиографическая (методическая) консультация - особый случай справочно-библиографического обслуживания, когда в ответ на библиографический запрос даются советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска (ГОСТ 7.0-84 «Библиографическая деятельность. Основные термины и определения»).

Заменивший его ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» определения консультации не дает.

Коготков Д. Я. В книге «Библиографическая деятельность библиотеки» пишет: «По своему содержанию консультации связаны с разъяснением, как пользоваться каталогами, картотеками, АПУ, что обозначают надписи на каталожных ящиках и на карточках. Помимо этого к консультациям относят разъяснения методики поиска сведений по библиографическим источникам - энциклопедиям, словарям, справочникам, библиографическим указателям. Научным работникам и студентам оказываются консультации по правилам оформления библиографического списка использованной литературы».

Сюда же следует добавить, что к консультациям можно отнести сообщаемые читателю сведения о библиотеке, о предоставляемых ею услугах, возможностях работы с локальными и удаленными информационными ресурсами [13, с. 26].

В ГОСТе 7.20-2000 «Библиотечная статистика» приводится термин «методическая консультация» - выполнение запросов ориентационного характера. В данном случае библиотекарь ориентирует читателя в библиотеке, каталогах, информационных ресурсах и т.д.

Консультация помогает формировать информационную культуру пользователя: читатель становится непосредственным участником библиографического поиска, проявляет большую активность и приобретает опыт библиографической работы.

Одной консультацией считается библиографическая (методическая) консультация (консультационная справка) по одному вопросу.

Источниками выполнения консультаций являются традиционные и электронные каталоги, внутрисетевые информационные ресурсы, ресурсы Internet, энциклопедии, словари, справочники, библиографические ресурсы, правила пользования библиотекой [14, с. 26].

Основным показателем СБО является количество выполненых справок и консультаций. Их учёт является первичной основой планирования трудозатрат данного вида библиографической деятельности. В соответствии с ГОСТом 7.20-2000 “Библиотечная статистика” учёту подлежат следующие основные показатели: библиографические, фактографические справки, а также библиографические консультации [3, с. 16].

Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках