Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 10:12, курсовая работа
Исторически первоначальные формы библиографической информации появились в глубокой древности. Все они создавались людьми. Следовательно, с библиографической информацией возникла и библиографическая деятельность. Сначала библиографическая деятельность носила непрофессиональный, случайный, эпизодический характер. Ею занимались ученые, писатели, монахи, библиотекари, издатели и книготорговцы попутно и в связи со своими основными занятиями. Нередко в этих целях привлекались просто грамотные люди, которые и составляли «инвентари», «описи», «реестры» книжных собраний. Но с течением времени библиография начинает обособляться, вырабатывать собственные приемы и правила библиографического описания книг и, наконец, выделяется в особую область профессиональной человеческой деятельности. Процесс этот исторически был длительным и сложным.
Введение………………………………………………………………………
1 Организация справочно — библиографического обслуживания……..
2 Особенности выполнения разных видов справок………………………
3 Психологические особенности и практические навыки работников справочно – библиографического отдела……………………………………..
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….
Учёт основных показателей в СБО имеет свои особенности и предусматривает определённые правила. Так, в соответствии с ГОСТом 7.20-2000 “Библиотечная статистика” учёт справок проводится по числу тем – для тематических библиографических справок; числу уточнённых библиографических записей – для уточняющих библиографических справок; числу библиографических записей, содержащих сведения о наличии издания в библиотеке – для адресных библиографических справок.
В том случае, когда в ходе библиографического поиска справка сочетает элементы нескольких типов справок (адресная перерастает в уточняющую, уточняющая – в тематическую и так далее), учитывается только справка наиболее сложного типа, на которую было затрачено больше времени [11, с. 64].
В соответствии с ГОСТом 7.20-2000 еденицей учёта является справка, содержащая информацию независимо от положительного или отрицательного ответа. Согласно этому положению при учёте в обязательном порядке указывается, что из общего числа справок сколько-то с отрицательным ответом.
В том случае, когда ответ на запрос спраки не выдаются по объективным причинам (запрос не совпадает с отраслевой специализацией СБО библиотеки и тому подобное), они учитываются как отказы и на типы не подразделяются. Так как зачастую такие отказы сопровождаются переадресованием, их учёт ведётся по числу извещений.
Обязательному учёту подлежат и отдельно учитываются справки, выполненые в автоматизированном режиме – на основе использования автоматизированных информационных ресурсов поиска. Для развёрнутого учёта результатом СБО в общем числе справок, выполненных в автоматизированном режиме, принято особо выделять и учитывать автоматизированные “виртуальные” справки [7, с. 32].
Первичный учёт запросов и ответов оформляется в журнале и/или на бланке. Журнал учёта СБО имеет единую форму для всех отделов системы СБО.
В журнале учёта устных справок чётко записываются все графы. Левая страница журнала заполняется при поступлении запросов. Правая – после выполнения справки. Не следует забывать, что не всегда тип запроса совпадает с типом справки.
Чтобы не создавать трудностей с учётом отрицательных ответов в рубриках типов справки ставится (+) при нахождении нужных сведений или (-), если их не удалось установить.
В графе “примечание”, как правило, указываются причины отказа по запросу; их формулировка произвольна, но должна быть понятна любому сотруднику, проводящему анализ.
Журнал учёта письменных и устных ответов может вестись раздельно или вместе. Каждому типу запроса присваивается порядковый номер. В случае параллельного заполнения бланка он переносится на него [12, с. 64].
Эффективность и качество обслуживания в первую очередь зависят от библиотекаря. И справочно-библиографический отдел не является исключением. В нём библиограф-профессионал – один из главных субъектов.
В обязанности сотрудника СБО традиционно входят обслуживание на дежурном пункте; умение грамотно и вовремя порекомендовать библиографические источники, необходимые для подбора литературы по теме; консультации по использованию этих источников; уточнение библиографических данных; проверка наличия изданий в библиотеке; установление на основе справочных источников фактов и сведений по существу вопроса. Кроме того, работники отдела, как правило, выполняют справки в письменном и автоматизированном режимах, организуют мероприятия по повышению библиографической культуры пользователей, выполняют комплекс работ по созданию и ведению справочно-библиографического фонда, организации системы его катологов и картотек.
В представлении многих такой библиограф – “ходячая энциклопедия”, “живой каталог”. И действительно, как показывает практика, справочно-библиографическая работа требует наибольшего объёма и широты знаний, высокого уровня умений и навыков. От степени теоретической и практической подготовки библиографа, от его вооружённости передовыми методами библиографической работы во многом зависят качество и эффективность данного направления деятельности [21, с. 50].
Вместе с этим немаловажную роль играют и присущие библиографу СБО профессиональные качества. Так, среди общих психологических черт его личности нельзя не отметить хорошую проессиональную пам'ять на книжную продукцию и имена авторитетных деятелей, известных авторов; привычку запоминать и вспоминать необходимые сведения, отражённые в произведениях печати и других документах.
В числе професиональных особенностей выделяют также: сосредоточенность, умение отбирать необходимую информацию, быстро принимать правильное решение при дефиците времени; сохранение деловой активности в условиях неравномерного поступления запросов разной степени сложности и другое [1, с. 65].
Ко всем вышеперечисленным качествам учёный - библиографовед И. Г. Моргенштерн добавляет:
- «мобильность (способность
быстро переключаться с одной
темы на другую, с одного запроса
на другой)». Действительно, ряд мыслительных
свойств библиографа СБО
- «стремление быть в
«форме» - то есть тяготение к
постоянному информированию о
важных новостях, о том, что сегодня
актуально и интересует
- эвристический склад
мышления, помогающий устанавливать
ассоциативные связи внешне
- развитую интуицию, позволяющую
понимать потребность читателя,
знать характер типичных
-безупречный такт в
диалоге с читателем, вызывающий
доверие, и умение устанавливать
деловой контакт. В общении с
читателями также тесно
- настойчивость в достижении положительного (либо, безусловно, отрицательного) результата поиска. Данная черта позволяет владеть мастерством видения нескольких возможных путей решения того или иного вопроса. Нужно быть увлечённым поиском.
Сами специалисты-библиографы отмечают, что не последнюю роль в их деятельности играют также «энергичность, деловая активность, умение отстоять и обосновать свою точку зрения, преодолевать трудности, возникшие в процессе поиска».
В настоящее время функции библиографа СБО постоянно усложняются, а квалификационные требования возрастают. Это, безусловно, связано с автоматизацией библиографических процессов и использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИТК) не только в подготовке, но и в поиске библиографической информации [10, с. 11].
Однако, как показывает практика, сегодня профессиональные возможности библиографа всё же значительно шире поисковых возможностей компьютера. Зачастую мышление в процессе библиографического поиска не сводится только к формальным правилам, а включает в себя такие эмоциональные процессы, как выдержка, целеустремлённость и интуиция, основанная на гибкости мышления. Благодаря так называемой «библиографической догадке» в действие включаются опыт работы с читательскими запросами, знание библиографических источников, законы логики и смелые предположения.
В совокупности всё это позволяет обеспечивать избирательность и эффективность поиска. Несомненным доказательством тому стало зарождение в пределах библиотеки виртуальной справочной службы, в основу которой положено именно сочетание возможностей человека и машины [16, с. 34].
Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему участок справочно-библиографического обслуживания, как правило, поручается самым опытным и квалифицированным работникам. Только «библиограф-эрудит» благодаря постоянному общению с читателями-специалистами, частому обращению к справочной литературе, повседневному использованию указателей и каталогов, тренируя память, приобретает знания в разных сферах деятельности.
Несмотря на непростые условия реального справочно-библиографического обслуживания, а именно ошибки памяти у читателей, постоянную смену тематики, степени их поступления, объективные трудности розыска, зачастую связанные с недостатками раскрытия фондов, работу на людях и с людьми, библиографы СБО воздают должное своей специальности. Для многих она стала делом всей жизни [2, с. 9].
Заключение.
- удовлетворение запросов по месту их поступления;
- обслуживание различных категорий пользователей;
- выполнение плана.
Лучше всего СБО осуществляется тогда, когда между библиотекарем и пользователем возникает взаимоуважение, которое предполагает: понимание, такт и терпение.
Учёт основных показателей СБО требует серьёзного и ответственного подхода. Правильный учёт гораздо глубже раскрывает состояние справочно-библиографической работы и позволяет дать объективную оценку СБО при подведении итогов за те же сроки, что и составление планов: на месяц, квартал, полугодие, год.
В заключении ещё раз хочется подчеркнуть, что важнейшим условием качества и оперативности СБО является профессиональная подготовка библиографа, его эрудиция, трудолюбие, а также хорошо организованный СБА.
Список использованных источников:
Информация о работе Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках