Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы: провести сравнительную характеристику стилей греческой и римской культур.



Задачи исследования:
Выявить важные черты древнегреческой и римской культур.
Определить значение древнегреческой и римской культур в истории развития мировой культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….....…3

Глава 1. Характерные черты культуры Древней Греции:
1.1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация………………………..………4
1.2 Доклассический период……………………………………………………...………….4-6
1.3 Классический период………………………………………………….……………..…6-7
1.4 Культура эпохи эллинизма………………………………………………….…………..7-9


Глава 2.Культура Древнего Рима и ее характерные черты:
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима………………………………..…..10
2.2 Римская духовная культура. Ее характерные особенности и отличия от греческой культуры…………………………………………………….……………………………….10-12


Заключение…………………………………..………………………………………………….13


Список литературы……………………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ КУЛЬТУР.docx

— 49.94 Кб (Скачать файл)

ОГОАУ СПО ТМК им. Э.В.Денисова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по истории мировой  культуры

 

 

«Сравнительная характеристика стилей

греческой и римской  культур»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Голубовская Анастасия

Отделение:  ИНО, 1 курс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Томск 2011

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………………….....…3 

Глава 1. Характерные  черты культуры Древней Греции: 
1.1    Возникновение греческой культуры и ее периодизация………………………..………4 
1.2    Доклассический период……………………………………………………...………….4-6 
1.3     Классический период………………………………………………….……………..…6-7 
1.4    Культура эпохи эллинизма………………………………………………….…………..7-9

 
Глава 2.Культура Древнего Рима и ее характерные черты: 
2.1 Особенности зарождения  культуры  Древнего Рима………………………………..…..10 
2.2  Римская духовная культура.  Ее характерные особенности  и отличия от греческой культуры…………………………………………………….……………………………….10-12

 
Заключение…………………………………..………………………………………………….13

 
Список литературы……………………………………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культурные достижения  древнегреческого и древнеримского  общества по праву  считаются  основой европейской цивилизации.

Веками классическая культура  Древней Греции занимала  воображение  людей  и очаровывает до сих пор. Она была преемницей  древневосточных культур, однако приобрела  новые черты  и стала колыбелью  европейской культуры. 
В вопросе  древнеримской культуры до сих пор  ведутся споры  о том, имеет ли место  в истории феномен  римской культуры, поскольку  с самого зарождения  и до своего крушения  Рим концентрировал, растворял  в себе, заимствовал  слишком много  различного рода культурных  оснований  побежденных народов  и государств. И, тем не менее, римская культура подарила  миру основы  цивилизации через систему  своей государственности. Вплоть до современности мир имеет  дело  с римским типом государственного устройства, а римское  право легло  в основу правовой культуры многих   государств, в особенности  европейских.

Миллионы людей каждый год совершают туристические  поездки  в Грецию и Древний Рим. Тема изучения этих исторических мест весьма актуальна в наши дни.

 

Цель  данной работы: провести сравнительную характеристику  стилей  греческой  и римской культур.

 

Задачи исследования:

    1. Выявить важные черты  древнегреческой и римской культур.
    2. Определить значение  древнегреческой  и римской  культур  в истории развития мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ХАРАКТЕРНЫЕ  ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

 

1.1Возникновение  греческой культуры и ее периодизация

 

Создатели одной из самых  блестящих  культур мира, греки всегда  гордились своей страной. Они искренне считали, что их страна находится  под защитой богов.

Древние греки создали  культуру, названную  в последующие века «греческим чудом».  В ее развитии  можно выделить  три этапа: становление, расцвет и упадок или, соответственно, архаика, классика и эллинизм.

Архаика ( VIII – VI вв. до н.э.) – время  многочисленных  перемен в общественной жизни Эллады (древнее название Греции). Греки распространили свои  владения не только  на побережье  Малой Азии, но и на Сицилию, Южную Италию, на берега Черного моря и даже Египет. В это время появляются первые  греческие города-государства-  полисы , распространяется общегреческая  письменность, созданная на основе  финикийской   в  IX веке до н.э., появляются первые  исторические труды  и географические описания, рождается  лирическая  поэзия, театр, начинают  сооружаться храмы.

Классика ( V-IV вв. до н.э.)- пора высшего  расцвета  греческой  культуры, период утверждения  античной демократии. Длившаяся  почти полвека война с персами (500-449 до н.э.) объединила греческие  города, утвердила  греков  в их патриотических чувствах  и представлении о том, что эллин не может быть рабом. Истинным порождением  этого самосознания становится  не только расцвет демократии, возвысившей человека, но и появление театра Эсхила, Софокла и Эврипида, великих произведений  искусства, прославивших  человеческое достоинство, гармоничное развитие личности, физическое и нравственное  совершенство  полисного человека.

Эллинизм (конец  IV-I вв. до н.э.)- завершает развитие  греческой  культуры. Александр Македонский завоевал  в своих походах  (334- 324 до н.э.) огромные территории от берегов  Малой Азии до Индии, от Черного моря до  аравийских пустынь. Но управлять такой державой  греки оказались не способны: их раздирали амбиции, а иногда и просто  жадность до легкой добычи и обогащения. Некоторые полководцы  Македонского  образовали  отдельные монархии, среди которых  в постоянном противостоянии находились Египет, Сирия и Македония.

В это же время пространство  греческого мира расширилось, новые  торговые пути привели  к возникновению новых городов, особенно на Востоке. Эти города, сохраняя традиции восточных культур, восприняли  и греческое влияние, украсив себя дворцами, парками, театрами и храмами. Греки, в свою очередь, познакомились с культурными достижениями Вавилонии, Египта и других восточных  цивилизаций. Встреча двух культур  вызвала бурный рост  естественных наук, математики, медицины, а исчезновение городов-государств и появление монархий привели к  формированию   новых  представлений  о месте  человека в мире и возникновению  новых философских  теорий.

 

1.2 Доклассический  период

 

В настоящее время считается, что история  Древней Греции начинается  примерно на рубеже III  тыс. до н.э., когда на ее территории повсеместно  распространяются  бронзовые орудия труда. На рубеже  III- II тыс. до н.э.  на островах появляются   настоящие города, с этого времени центром  цивилизации становится  остров Крит, культуру которого иногда  называют  Минойской по имени Миноса, - легендарного царя острова.

Религия играла огромную роль в жизни острова, там сложилась  особая форма царской власти - теократия, при которой светская  и духовная власть принадлежит  одному лицу. Среди дошедших до нас памятников ремесла и искусства  критской цивилизации следует отметить, кроме прекрасных фресок, замечательные бронзовые статуэтки, оружие, великолепную красочную керамику.

Доклассический  период  в развитии античной  философии называют  также досократическим (или досократовским) - от имени  древнегреческого мыслителя Сократа, положившего  начало классической  философии. В этот период  центрами  развития  философской мысли  являлись греческие  колонии Элея, Милеет, Эфес и др.

Центральным  вопросом учений  досократиков был вопрос  о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен- воздух, Гераклит- огонь, Анаксимандр- «апейрон», Пифагор-число как символ гармонии мира.

Первая философская  школа  в Древней Греции возникла в  VI веке  до н.э. в городе Милеет и получила  название милетской школы. Ее основными представителями были  Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Фалес ( 625- 547 гг. до н.э.) выдвинул идею первоосновы  всего- субстанции, и усмотрел  начало всего во влаге, поскольку она –везде.

Вода как естественное  начало  оказывается носителем  всех изменений и превращений: все происходит из воды и в воду же обращается.

Ярким представителем древнегреческой  философии  является Гераклит Эфесский (ок .544- 483 г. до н.э.), который в качестве  субстанционально-генетического начала  Вселенной  рассматривал  огонь. Огонь (по Гераклиту) это субстанция бытия, поскольку прибывает  всегда  равным  себе, неизменным во всех  превращениях и как первоначала, конкретная стихия.

Мир - это упорядоченный  Космос, он всегда был, есть и будет вечно живым  огнем, закономерно  воспламеняющимся  и закономерно  потухающим. Образование этого Космоса  происходит  на основе  всеобщей  изменчивости явлений, всеобщей  текучести вещей.  Движение свойственно всему  существующему. Вся природа, не останавливаясь, изменяет свое состояние.

Таким образом, в раннегреческой философии присутствует  совмещение  философского и физического, естественно-научного подхода в объяснении первоначала мира. 

Расцвет Минойской культуры   приходится на  XVI- 1-ю пол.  XV вв. до н.э. Расцвет  Микенской цивилизации  приходится на  XV- XIII вв. до н.э. Как и на Крите основными центрами  культуры были дворцы. Период  XI-IX вв. до н.э. получил  название  гомеровского периода по имени  великого  Гомера.

До нас дошло мало памятников Гомеровского периода. Основными  строительными материалами  были  дерево и необожженный кирпич, монументальная  скульптура тоже была деревянной. Наиболее ярко  искусство  этого периода проявилось  в керамических вазах, расписанных  геометрическим  орнаментом, а также  в терракотовых  и бронзовых статуэтках.

Гомеровский период  был бесписьменным. В целом  гомеровский  период  был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда  вызрели предпосылки  стремительного подъема  греческого  общества  в архаическую  и классическую  эпоху.

В период архаики  с окончательным  разложением родовой     общины происходит формирование  античного полиса - города-государства, гражданской общине которого  принадлежала   и окружающая город   сельскохозяйственная территория. Наиболее крупными полисами были Афины, Спарта,  Аргос, Фивы.

Для греческой     религии характерен  политеизм.  Богом света  и поэзии был Аполлон, которого обычно  сопровождали девять  муз- покровительниц  искусств и наук. Богиней  красоты была  Афродита, мудрости - Афина, богом огня и кузнечного мастерства- Гефест, войны- Арес. Каждая отрасль хозяйственной  деятельности имела своего дога-покровителя: Деметра покровительствовала земледелию; Афина - ткачеству, Дионис – виноделию, Гермес - торговле и т.д.

Кроме общегреческих богов  в каждой области  Греции почитались  и местные божества, населявшие леса, горы, источники, луга.

Помимо мифов  о богах и начале  мира, у греков были  очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные  объединялись  в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих  других героях.

Важным фактором  культурного развития  Греции были игры, устраивавшиеся в честь  некоторых богов. Самыми значительными  из них были: Олимпийские игры- спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие   раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776г. до н.э.; Пифийские  игры –спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах  (раз в четыре года); Истмийские- в честь Посейдона, проводившиеся   под  Коринфом  раз в два года.

 

1.3 Классический  период

 

Классический период (480-323 до н.э) разделяется на эпоху  расцвета (V в.   до н.э.) и эпоху кризиса полиса (  IV в. до н.э.)

В классический период целью  воспитания  гражданина стало  его физическое и духовное совершенство. В систему образования входили гимнастика, музыка, танцы, чтение, письмо. Большую роль в развитии интеллектуального  образования сыграли софисты- странствующие философы, которые за плату обучали   желающих грамматике, математическим дисциплинам, риторике, диалектике и пр. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно славились своим  умением убеждать  и доказывать.

В этот период жил один  из родоначальников диалектики  как метода отыскания истины  великий мудрец Сократ (470- 399 до н.э.) Он утверждал, что  существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только  бог. Не интересуясь традиционными философскими проблемами, все внимание Сократ уделяет человеку- го природе, возможностям, воспитанию.

Основой человеческого существования  и развития  он считает разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать  в споре с помощью  наводящих вопросов.

В лице Сократа человеческий разум впервые стал мыслить логически. Логическое  мышление продолжали  его ученики, Платон, а ученик Платона-Аристотель- основал логику.

Из учения Сократа следовали  такие выводы:

1) добродетели можно  обучить при помощи  умственного образования4

2) знание одно, следовательно,  и добродетель одна (а разные  добродетели – это разные части  знания: справедливость-знание о  том, как следует поступать  с другими; благочестие-знание, как  вести себя по отношению  к богам; мужество- знание того,  чего надо избегать и чего не следует страшиться).

Деятельность  Сократа  послужила  основанием  для этических  школ  Древней Греции.

Идея - центральная категория  в философии Платона. Он указывал на то, что  в процессе мышления  душа активна, внутренне противоречива, диалогична   и рефлексивна. «Мысля, она делает  не что иное, как рассуждает, сама себя  спрашивая, утверждая  и отрицая».   По Платон, гармоничное сочетание всех частей души под регулятивным  началом  разума дает  гарантию справедливости как неотъемлемого свойства  мудрости. Согласно Платону, тирания- наихудшая форма  государственного устройства, а демократия была  для него объектом  острой критики. Худшие формы государства - результат «порчи» идеального государства. Тимократия (также худшее)- это государство чести и ценза:  оно ближе к идеалу, но хуже, например, аристократической монархии.

Информация о работе Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур