Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:17, реферат

Описание работы

Цель данной работы: провести сравнительную характеристику стилей греческой и римской культур.



Задачи исследования:
Выявить важные черты древнегреческой и римской культур.
Определить значение древнегреческой и римской культур в истории развития мировой культуры.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………….....…3

Глава 1. Характерные черты культуры Древней Греции:
1.1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация………………………..………4
1.2 Доклассический период……………………………………………………...………….4-6
1.3 Классический период………………………………………………….……………..…6-7
1.4 Культура эпохи эллинизма………………………………………………….…………..7-9


Глава 2.Культура Древнего Рима и ее характерные черты:
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима………………………………..…..10
2.2 Римская духовная культура. Ее характерные особенности и отличия от греческой культуры…………………………………………………….……………………………….10-12


Заключение…………………………………..………………………………………………….13


Список литературы……………………………………………………………………………..14

Файлы: 1 файл

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ И РИМСКОЙ КУЛЬТУР.docx

— 49.94 Кб (Скачать файл)

В развитии представлений  о природе  большую роль  сыграл  Демокрит (46- умер в глубокой старости), который ввел понятие атомов - неделимых  частиц, материи. Атомы различных  тел  отличаются  формой и размером, когда одинаковые атомы  встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений  без причины: природа и история не имеют цели, но все явления  обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается  в объяснении - объяснять надо  только  изменения, а это возможно  без веры  в богов.

В классическую  эпоху  наука  еще тесно связана  с натурфилософией, но с увеличением объема знаний некоторые направления  начинают  оформляться  как самостоятельные дисциплины. Например, в V в. до н.э.  наблюдается  прогресс в медицине, связанный с именем  Гиппократа ( ок 460- ок. 370 до н.э.)  
Болезни он объясняет вполне реальными причинами, не зависящими  от божественных сил. Лечить каждого человека  следует  в зависимости  от его индивидуальных  особенностей, мобилизуя силы  организма  с помощью  диеты, правильного ухода, естественных  целительных  средств. Гиппократ  считал, что врач должен  соблюдать  особые этические  нормы, прежде всего- не вредить пациенту.

В литературе  V в. до н.э. основными  жанрами  стали  трагедия  и комедия. Творцом  классической  греческой  трагедии является Эсхил (525- 456 до н.э.) Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие  более динамичным, интересным.

В эпоху кризиса полиса жили два  выдающихся античных философа- Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние   на развитие как философии, так и христианской теологии.

Очень высокого  уровня в этот период  достигает  риторика- наука  об ораторском искусстве. Речь  Исократа (436- 338 до н.э.)  и Демосфена ( 384- 322 до н.э.)  долгое время  оставались  непревзойденными  образцами  литературного мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают  идею  панэллинизма- единства греков, сознавая, что  отдельный полис не может  выжить  самостоятельно.

Кризис полисной идеологии  оказал большое влияние  на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного  и благородного гражданина, которого изображали мастера   V в. до н.э., сменилось интересом  к человеческой личности. Наиболее прославленные скульптуры  IV в. до н.э.- Пракситель (  2 -я треть ,  IV  в. до н.э.), Скопас (  IV в. до н.э.) и др.

В целом под воздействием кризиса полиса в  IV в. до н.э.  происходят  принципиальные сдвиги, поиски новых  путей развития  культуры, зарождаются тенденции, получившие свое  завершение в  эпоху эллинизма.

 

1.4 Культура эпохи  эллинизма

 

В эпоху эллинизма  в значительной мере  исчезает  характерный  для классической эпохи  разрыв между теорией  и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого  Архимеда ( ок. 287- 212 до н.э.)  Он создал понятие  бесконечно большого числа, ввел величину  «пи»  для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В это же время Архимед  внес большой вклад  в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировал множество  боевых метательных  машин  и оборонительных орудий.

Успешно развивалась в  это время  естествознание, особенно медицина. В эллинистическую эпоху  развивается новая отрасль  знания, практически полностью отсутствовавшая  в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой  является критическая  обработка текста и комментирование  классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.

Литература эпохи эллинизма, хотя и становится   более разнообразной, значительно уступает  классической. Эпос, трагедия продолжают  существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане - эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний  Радосский ( Ш в до н.э.), Каллимах  (ок. 300- ок. 240 до н.э.)

В эпоху эллинизма  продолжает  развиваться  реалистическая  бытовая комедия, прекрасно представленная  творчеством  афинянина  Менандра (342/341- 293/ 290 до н.э.) Сюжеты эго  остроумных  комедий строятся  на бытовых интригах. Широкое распространение получают  короткие драматические  сценки из жизни  обычных горожан- мимы.

Эллинистическая историография  все больше превращается  в беллетристику,  основное внимание уделяется  занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля.

Философия в этот период обладала  целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются  эклектизм – стремление сочетать элементы  различных школ, этическая направленность,  первое место занимают   вопросы морали. Кризис полиса, падение его  коллективисткой морали приводят к  аполитичности, утрате  гражданских  добродетелей. В результате философы  отгораживаются  от внешнего мира, занимаются  вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными  для  эллинистической  эпохи  являлись  две новые школы -  эпикурейство  и стоицизм.

Основателем первой  был Эпикур ( 342/341- 271/ 270 до н.э.) Он утверждал, что целью человека должно  быть личное блаженство, высшей  формой  которого  признавались  атараксия, т.е. невозмутимость , душевный покой.

Вторая  система, стоицизм, созданная  Зеноном ( ок. 335- ок . 262 до н.э.) идеалом  добродетели считала  независимость желаний  и поступков  от чувств. Высшей нормой  поведения  являются апатия, бесстрастие.

Для  позднеэллинистической  философии  характерна еще одна черта-  религиозный уклон.  Уже мировой разум  стоиков  выдает свою  теологическую  природу. В дальнейшем  религиозные тенденции  в философии проявляются  все яснее.

Значение  искусства эллинизма, как заметил Поликарпов В.С .,  весьма велико, поскольку оно лежит  в основе  искусства  Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла  Александрия-  настоящий  просвещенный  центр  античной культуры, где  расцветают  точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются  пути собственно  греческих  и древневосточных   культурных традиций.

Характеризуя  культуру  эллинизма  в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве  она осталась  «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного  рабовладельческого общества, занимает  совершенно особое  место в том наследии, на которое опирается  в своем последующем   историческом развитии человеческая цивилизация.

Лучше и поэтичнее многих  главную особенность  греческого  искусства  обозначил  Гегель, сказавший, что греческое  искусство- это второй рай  человеческого духа.

Сталкиваясь  с греческим искусством, многие выдающиеся  умы  выражали неподдельное  восхищение.  Один из виднейших  исследователей  искусства  древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768)  говорил о греческой культуре так: « Знатоки  и подражатели  греческих  произведений находят  в их мастерских творениях   не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая создается  из образов, набросанных разумом.

Греки всегда полагали, что  только в прекрасном теле может  жить прекрасная душа. Поэтому гармония  тела, внешнее совершенство- непременное условие и основа   идеального человека.

 

В заключение этой главы  выделим основные моменты становления  греческой культуры и ее важнейшие черты:

1.  Природные условия, повлиявшие на формирование  культуры  Греции, стали  основанием, на котором развился  образ жизни  и деятельности племен, осевших на ее территории. Они же стали причиной  особенностей  расселения  людей и организации общества. Отсутствие единого  государства до некоторой степени  «возмещалась»  единством языка, верований, характером уклада  каждого из  населивших  побережье  Малой  Азии, острова  и Балканский  полуостров народов.

2. Полисный уклад  был во многом продолжением  общинного образа  отношений, однако демократия  греческого полиса несла  в себе и некоторые элементы   олигархии. И, тем не менее, греческий полис выработал  определенный идеал человека, который стал  образцом для подражания  в повседневной жизни и в искусстве.

3. « Культура стыда», сложившаяся  в Греции, включала в себя  минимум два момента: представление  о богоравности эллина и чувство соревновательности. Эллинисткое противопоставление себя другим племенам было основано  не на  оприорной  убежденности в правильности своего  образа жизни, а на постоянном утверждении своей  богоравности и своего совершенства в повседневных делах, спортивных состязаниях  и героических деяниях.

4. Греческий менталитет  предполагает  представление  о едином  Космосе, в котором каждый  элемент  связан  с другими его элементами, а каждый человек-это микрокосм, организованный  на тех же гармонических  началах и основаниях. Из этого мировоззрения вытекает общая гармония мира, в которую входят все стороны человеческого существования.

5. Греческая культура  заложила основу  философии как  любви к мудрости. Однако познание  и мудрость несли  в себе иные, чем на Востоке формы  отношения  с действительностью.  Познание  перенесло  свой акцент  с состояния вчувствования  в мир  на рациональное  его постижение , выделив категорию бытия, греческие философы понимали его как  parents- тайну, которой  противостоит  созерцательный  ум мыслителя.

6. Одной из важнейших  черт  древнегреческой  культуры является  ее интерактивный характер.

Демократия - другая  черта классической  древнегреческой культуры. Государство существовало «вне» и «над»  гражданами, они сами в своей живой совокупности  и были государством со всеми его  культовыми, гражданскими  и эстетическими установлениями. 
  Еще одной характерной чертой  классической греческой  культуры  является пронизывающая  весь уклад жизни  полиса борьба, состязание, восходившее к культовым игрищам былой общины.

Антропоцентризм – также  яркая черта  классической греческой культуры.

7. Назначение культуры  у древних греков - содействие  гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) - человека, политическому   и нравственно-духовному - гражданина.

8. Величие  греческой культуры  заключается в том, что она стала  основанием многих  культур мира. Ее влияние  прослеживается  не только  на Западе, но и на Востоке, не только  на  евроазийском  континенте, но и в тех культурах на иных континентах, которые  складывались  в более поздние времена. До наших дней  греческая  культура  осталась  образцом  полноты  взгляда  на мир и гуманизма.

 

 

 

Глава 2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

2.1 Особенности  зарождения культуры  Древнего Рима

 

У исследователей культуры  древнего  Рима  существуют  различные  взгляды  на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что сохранилось,- результат  слияния и взаимодействия  высокоразвитых (греческой, этрусской) и примитивных культур племен, прежде населявших  римскую  территорию: латинян, сабинян, умбров, самнитов и других.

Другие (Шпенглер, Тойнби) считали, что Рим- это кризис античного  мира, при котором культура  не в состоянии производить духовные ценности и может реализовать себя только  как цивилизация, т.е. совершенствуя  государственность и технику.

Третьи же признавали  за римской  культурой такие  специфические черты, давшие миру особую  систему  ценностей, превратившие город  в столицу огромной  империи.

Само же явление  на мировую арену Рима-государства и города-  связано  с множеством легенд и мифов. Особенно известны  два мифа. Один из них полнее всего изложен  в произведении «Энеида» римского поэта Публия   Марона Вергилия ( 70-12 до н.э.)

Следует заметить, что во всех мифах соответствуют реальности, пожалуй, лишь факты  связи римской культуры с греческой. Однако, римляне, в отличие от греков, считали, что их успехи в земледелии, ратном  деле и во многом  другом зависят  только от  их собственной деятельности, от  богов  требовались лишь  благосклонность и защита. Это  обусловило  представления  о роли  личной  инициативы, с одной стороны,  и потребительское отношение к богам-  с другой. « Если греки создавали  мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре его мифологии был сам  Рим, его героический победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали  им победить, выказывая тем свое особое  расположение к римскому  народу».

 

2.2 Римская духовная  культура. Ее характерные особенности  и отличия от  греческой  культуры.

 

Следует заметить, что религия  никогда не занимала  большого места  в жизни римлян. Властители сами  устанавливали  предмет поклонения, божество. В культах и обрядах римской  религии ни в эпоху царей и республики, ни в эпоху императоров не было оправдания  существующего порядка, власти одних над другими, рабства и прочего. «Рабы повиновались господам не потому, что так  предписали боги, а потому, что господа обладали  правом  принуждения, действовавшим до тех пор, пока раб не избавлялся  от власти господина, получив вольную или сбежав.»

Информация о работе Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур