Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 18:17, реферат
Цель данной работы: провести сравнительную характеристику стилей греческой и римской культур.
Задачи исследования:
Выявить важные черты древнегреческой и римской культур.
Определить значение древнегреческой и римской культур в истории развития мировой культуры.
Введение…………………………………………………………………………………….....…3
Глава 1. Характерные черты культуры Древней Греции:
1.1 Возникновение греческой культуры и ее периодизация………………………..………4
1.2 Доклассический период……………………………………………………...………….4-6
1.3 Классический период………………………………………………….……………..…6-7
1.4 Культура эпохи эллинизма………………………………………………….…………..7-9
Глава 2.Культура Древнего Рима и ее характерные черты:
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима………………………………..…..10
2.2 Римская духовная культура. Ее характерные особенности и отличия от греческой культуры…………………………………………………….……………………………….10-12
Заключение…………………………………..………………………………………………….13
Список литературы……………………………………………………………………………..14
В развитии представлений о природе большую роль сыграл Демокрит (46- умер в глубокой старости), который ввел понятие атомов - неделимых частиц, материи. Атомы различных тел отличаются формой и размером, когда одинаковые атомы встречаются, образуются тела. По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все явления обусловлены. Материя вечна, ее возникновение не нуждается в объяснении - объяснять надо только изменения, а это возможно без веры в богов.
В классическую эпоху наука
еще тесно связана с натурфилософией,
но с увеличением объема знаний некоторые
направления начинают оформляться как
самостоятельные дисциплины. Например,
в V в. до н.э. наблюдается прогресс в медицине,
связанный с именем Гиппократа ( ок 460-
ок. 370 до н.э.)
Болезни он объясняет вполне реальными
причинами, не зависящими от божественных
сил. Лечить каждого человека следует
в зависимости от его индивидуальных особенностей,
мобилизуя силы организма с помощью диеты,
правильного ухода, естественных целительных
средств. Гиппократ считал, что врач должен
соблюдать особые этические нормы, прежде
всего- не вредить пациенту.
В литературе V в. до н.э. основными жанрами стали трагедия и комедия. Творцом классической греческой трагедии является Эсхил (525- 456 до н.э.) Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным.
В эпоху кризиса полиса жили два выдающихся античных философа- Платон и Аристотель, оказавшие громадное влияние на развитие как философии, так и христианской теологии.
Очень высокого уровня в этот период достигает риторика- наука об ораторском искусстве. Речь Исократа (436- 338 до н.э.) и Демосфена ( 384- 322 до н.э.) долгое время оставались непревзойденными образцами литературного мастерства. Оба оратора, хотя и с разных позиций, отстаивают идею панэллинизма- единства греков, сознавая, что отдельный полис не может выжить самостоятельно.
Кризис полисной идеологии оказал большое влияние на развитие греческой скульптуры. Восхищение доблестями прекрасного и благородного гражданина, которого изображали мастера V в. до н.э., сменилось интересом к человеческой личности. Наиболее прославленные скульптуры IV в. до н.э.- Пракситель ( 2 -я треть , IV в. до н.э.), Скопас ( IV в. до н.э.) и др.
В целом под воздействием кризиса полиса в IV в. до н.э. происходят принципиальные сдвиги, поиски новых путей развития культуры, зарождаются тенденции, получившие свое завершение в эпоху эллинизма.
1.4 Культура эпохи эллинизма
В эпоху эллинизма в значительной мере исчезает характерный для классической эпохи разрыв между теорией и практикой, наукой и техникой. Это характерно для творчества знаменитого Архимеда ( ок. 287- 212 до н.э.) Он создал понятие бесконечно большого числа, ввел величину «пи» для вычисления длины окружности, открыл гидравлический закон, названный его именем, стал основоположником теоретической механики и т.д. В это же время Архимед внес большой вклад в развитие техники, создав винтовой насос, сконструировал множество боевых метательных машин и оборонительных орудий.
Успешно развивалась в это время естествознание, особенно медицина. В эллинистическую эпоху развивается новая отрасль знания, практически полностью отсутствовавшая в классическую эпоху, - филология в широком смысле слова: грамматика, критика текста, литературная критика и пр. Наибольшее значение имела александрийская школа, главной заслугой которой является критическая обработка текста и комментирование классических произведений греческой литературы: Гомера, трагиков, Аристофана и др.
Литература эпохи эллинизма, хотя и становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными, на первом плане - эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Радосский ( Ш в до н.э.), Каллимах (ок. 300- ок. 240 до н.э.)
В эпоху эллинизма продолжает развиваться реалистическая бытовая комедия, прекрасно представленная творчеством афинянина Менандра (342/341- 293/ 290 до н.э.) Сюжеты эго остроумных комедий строятся на бытовых интригах. Широкое распространение получают короткие драматические сценки из жизни обычных горожан- мимы.
Эллинистическая историография все больше превращается в беллетристику, основное внимание уделяется занимательности изложения, стройности композиции, совершенству стиля.
Философия в этот период обладала целым рядом особенностей. Важнейшими из них являются эклектизм – стремление сочетать элементы различных школ, этическая направленность, первое место занимают вопросы морали. Кризис полиса, падение его коллективисткой морали приводят к аполитичности, утрате гражданских добродетелей. В результате философы отгораживаются от внешнего мира, занимаются вопросами личного самосовершенствования. Наиболее типичными для эллинистической эпохи являлись две новые школы - эпикурейство и стоицизм.
Основателем первой был Эпикур ( 342/341- 271/ 270 до н.э.) Он утверждал, что целью человека должно быть личное блаженство, высшей формой которого признавались атараксия, т.е. невозмутимость , душевный покой.
Вторая система, стоицизм, созданная Зеноном ( ок. 335- ок . 262 до н.э.) идеалом добродетели считала независимость желаний и поступков от чувств. Высшей нормой поведения являются апатия, бесстрастие.
Для позднеэллинистической философии характерна еще одна черта- религиозный уклон. Уже мировой разум стоиков выдает свою теологическую природу. В дальнейшем религиозные тенденции в философии проявляются все яснее.
Значение искусства эллинизма, как заметил Поликарпов В.С ., весьма велико, поскольку оно лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока. В эпоху эллинизма возникла Александрия- настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных культурных традиций.
Характеризуя культуру эллинизма в целом, следует отметить, что в политике и науке был сделан шаг вперед, а в искусстве она осталась «ученицей» классической Греции. Культура, созданная в эпоху античного рабовладельческого общества, занимает совершенно особое место в том наследии, на которое опирается в своем последующем историческом развитии человеческая цивилизация.
Лучше и поэтичнее многих главную особенность греческого искусства обозначил Гегель, сказавший, что греческое искусство- это второй рай человеческого духа.
Сталкиваясь с греческим искусством, многие выдающиеся умы выражали неподдельное восхищение. Один из виднейших исследователей искусства древней Греции, Иоганн Винкельман (1717-1768) говорил о греческой культуре так: « Знатоки и подражатели греческих произведений находят в их мастерских творениях не только прекраснейшую натуру, но и больше, чем натуру, а именно некую идеальную ее красоту, которая создается из образов, набросанных разумом.
Греки всегда полагали, что только в прекрасном теле может жить прекрасная душа. Поэтому гармония тела, внешнее совершенство- непременное условие и основа идеального человека.
В заключение этой главы выделим основные моменты становления греческой культуры и ее важнейшие черты:
1. Природные условия, повлиявшие на формирование культуры Греции, стали основанием, на котором развился образ жизни и деятельности племен, осевших на ее территории. Они же стали причиной особенностей расселения людей и организации общества. Отсутствие единого государства до некоторой степени «возмещалась» единством языка, верований, характером уклада каждого из населивших побережье Малой Азии, острова и Балканский полуостров народов.
2. Полисный уклад был во многом продолжением общинного образа отношений, однако демократия греческого полиса несла в себе и некоторые элементы олигархии. И, тем не менее, греческий полис выработал определенный идеал человека, который стал образцом для подражания в повседневной жизни и в искусстве.
3. « Культура стыда», сложившаяся в Греции, включала в себя минимум два момента: представление о богоравности эллина и чувство соревновательности. Эллинисткое противопоставление себя другим племенам было основано не на оприорной убежденности в правильности своего образа жизни, а на постоянном утверждении своей богоравности и своего совершенства в повседневных делах, спортивных состязаниях и героических деяниях.
4. Греческий менталитет предполагает представление о едином Космосе, в котором каждый элемент связан с другими его элементами, а каждый человек-это микрокосм, организованный на тех же гармонических началах и основаниях. Из этого мировоззрения вытекает общая гармония мира, в которую входят все стороны человеческого существования.
5. Греческая культура заложила основу философии как любви к мудрости. Однако познание и мудрость несли в себе иные, чем на Востоке формы отношения с действительностью. Познание перенесло свой акцент с состояния вчувствования в мир на рациональное его постижение , выделив категорию бытия, греческие философы понимали его как parents- тайну, которой противостоит созерцательный ум мыслителя.
6. Одной из важнейших черт древнегреческой культуры является ее интерактивный характер.
Демократия - другая черта классической
древнегреческой культуры. Государство
существовало «вне» и «над» гражданами,
они сами в своей живой совокупности и
были государством со всеми его культовыми,
гражданскими и эстетическими установлениями.
Еще одной характерной чертой классической
греческой культуры является пронизывающая
весь уклад жизни полиса борьба, состязание,
восходившее к культовым игрищам былой
общины.
Антропоцентризм – также яркая черта классической греческой культуры.
7. Назначение культуры у древних греков - содействие гармоническому развитию, духовному и физическому, умственному и профессионально-трудовому (искусство, мастерство) - человека, политическому и нравственно-духовному - гражданина.
8. Величие греческой культуры заключается в том, что она стала основанием многих культур мира. Ее влияние прослеживается не только на Западе, но и на Востоке, не только на евроазийском континенте, но и в тех культурах на иных континентах, которые складывались в более поздние времена. До наших дней греческая культура осталась образцом полноты взгляда на мир и гуманизма.
Глава 2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА И ЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
2.1 Особенности зарождения культуры Древнего Рима
У исследователей культуры древнего Рима существуют различные взгляды на ее происхождение. Одни полагают, что собственно римской культуры не было, поскольку все, что сохранилось,- результат слияния и взаимодействия высокоразвитых (греческой, этрусской) и примитивных культур племен, прежде населявших римскую территорию: латинян, сабинян, умбров, самнитов и других.
Другие (Шпенглер, Тойнби) считали, что Рим- это кризис античного мира, при котором культура не в состоянии производить духовные ценности и может реализовать себя только как цивилизация, т.е. совершенствуя государственность и технику.
Третьи же признавали за римской культурой такие специфические черты, давшие миру особую систему ценностей, превратившие город в столицу огромной империи.
Само же явление на мировую арену Рима-государства и города- связано с множеством легенд и мифов. Особенно известны два мифа. Один из них полнее всего изложен в произведении «Энеида» римского поэта Публия Марона Вергилия ( 70-12 до н.э.)
Следует заметить, что во
всех мифах соответствуют
2.2 Римская духовная культура. Ее характерные особенности и отличия от греческой культуры.
Следует заметить, что религия никогда не занимала большого места в жизни римлян. Властители сами устанавливали предмет поклонения, божество. В культах и обрядах римской религии ни в эпоху царей и республики, ни в эпоху императоров не было оправдания существующего порядка, власти одних над другими, рабства и прочего. «Рабы повиновались господам не потому, что так предписали боги, а потому, что господа обладали правом принуждения, действовавшим до тех пор, пока раб не избавлялся от власти господина, получив вольную или сбежав.»
Информация о работе Сравнительная характеристика стилей греческой и римской культур