Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 15:44, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотрение концепций этих учёных, анализ их решений этой проблемы.
Задачи исследования:
- анализ концепций, и выявление их характерных особенностей;
- анализ того, как рассматривается тот или иной вопрос каждым из учёных;
- определение сходств и различий в воззрениях ученых.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Сущность культурологических концепций Н. Данилевского и О. Шпенглера………………………………………………………………………….6
1.1. Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского…………….6
1.2. Великие культуры О. Шпенглера…………………………………………11
Глава II. Сравнительный анализ культурологических теорий Н. Данилевского и О. Шпенглера…………………………………………………………………15
2.1. Общность и различия культурологических теорий Н. Данилевского и О. Шпенглера…………………………………………………………………………15
2.2. Критика культурологических теорий Н. Данилевского и О. Шпенглера.19
Заключение………………………………………………………………………...23
Список использованной литературы…………………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Сущность культурологических
концепций Н. Данилевского и О. Шпенглера………………………………………………………
Глава II. Сравнительный анализ культурологических
теорий Н. Данилевского и О. Шпенглера………………………………………………………
2.2. Критика культурологических теорий Н. Данилевского и О. Шпенглера.19
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………….25
Введение
В настоящее время все более актуальным становится обращение внимания культурологов, историков, социологов и политологов на циклический подход к мировой культуре как многозначному явлению, о чем свидетельствует возросшее число публикаций мыслителей, представляющих данное направление, а также исследований на эту тему.
Актуальность данного исследования определяется глобальными структурными изменениями мирового сообщества, ломкой устоявшейся системы международных взаимоотношений и обострением межэтнических и межцивилизационных противоречий, что не укладывается в формационный метод постижения культуры и истории.
В своих работах Н. Данилевский и О. Шпенглер рассматривают одну из основных культурологических проблем, решение которой сводится к следующим вопросам: история единой мировой культуры или история нескольких локальных культур? Можно ли говорить о планетарном единстве человечества, его культуры? Или количество культурных миров далеко не мало?
Предметом исследования являются концепции Н. Данилевского и О. Шпенглера, циклический подход к мировой культуре.
Цель данного
исследования: рассмотрение концепций
этих учёных, анализ их решений
этой проблемы.
Задачи исследования:
- анализ концепций, и выявление их характерных особенностей;
- анализ того, как рассматривается тот или иной вопрос каждым из учёных;
- определение сходств
и различий в воззрениях
Повышение социологического
интереса к анализу культуры во второй
половине ХХ сопровождалось некоторым
"смещением перспективы" в рассмотрении
данного феномена. Значительно упрощая
и схематизируя ситуацию, можно сказать,
что, если в традиционном социологическом
теоретизировании (за исключением некоторых
персоналий) "культура" воспринимается
в качестве придатка к "социальному",
то на современном этапе в соотношении
"культурное - социальное" именно
первый элемент доминирует. Интерес исследователей
все больше смещается к проблеме культурной
- смысловой обусловленности социальных
феноменов.
Социальные
феномены предстают, прежде всего, как
проводники определенных культурных значений.
Другой аспект новизны в социологическом
анализе культуры - это все большее внимание
к присущим ей внутренним противоречиям,
что само по себе может быть истолковано
как отражение новой культурной ситуации,
в которую погружен человек эпохи постсовременности.
Проблема типологии культуры
занимает значительное место в современной
социологии. Работы О.Шпенглера, М.Данилевского,
Дж.Тойнби, Г.Спенсера, К. Ясперса, К. Леви-Строса,
К.Леонтьева и других представляют собой
оригинальные концепции, в которых нашли
отражение глубоко гуманистические взгляды
на бытие человека и культурную реальность.
Проблема типологии культуры
находится на перекрестке теоретических
интересов разных гуманитарных дисциплин:
социологии, культурологи, философии и
др. Анализу методологических и мировоззренческих
проблем культуры посвящены работы многих
исследователей. Речь идет, прежде всего,
о работах В.С.Библера, М.М. Бахтина, В.П.Иванова,
В.И. Шинкарука, Е.К.Быстрицкого, М.С.Кагана,
Л.Г.Ионина, Л.М. Баткина, В.М. Межуева и
др.
Изучая типы культур авторы
называли её - Н.Данилевский "культурно-историческими
типами", О.Шпенглер - "высокими культурами",
А.Тойнби "цивилизациями", П.Сорокин
- "социокультурными суперсистемами",
Н.Бердяев "великими культурами",
Ф. Нортроп - "культурными системами"
или "мировыми культурами" и т.
Суть концепции культурно-исторических
типов развития общества в самой общей
форме заключается в том, что человеческая
история представляет собой не что иное,
как совокупность не связанных друг с
другом человеческих цивилизаций. В последующем
цивилизационный подход наполнялся новым
содержанием, но его основы, сформулированные
Данилевским, по существу, оставались
неизменными.
У Шпенглера это представлено
в виде множества независимых друг от
друга культур, лежащих в основе государственных
образований, и их детерминирующих. Единой
мировой культуры нет и не может быть.
У Тойнби цивилизационный
подход проявляется в осмыслении общественно-исторического
развития человечества в духе круговорота
локальных цивилизаций. Следуя своим предшественникам,
Тойнби отрицает существование единой
истории человечества и признает лишь
отдельные, не связанные между собой замкнутые
цивилизации. Вначале он насчитал 21 цивилизацию,
а затем ограничил их число до 13 без учета
второстепенных, которые не состоялись
или не получили должного развития.
В отличие от своих предшественников,
которые описывали культуры, исходя из
представлений, что каждая из них уникальна
и неповторима, П.Сорокин, не отрицая своеобразия
культур, пытается найти общие черты не
только в их исторической судьбе, но и
в их содержании.
Процесс глобализации обостряет
исследовательский интерес к проблемам
межкультурного диалога и конфликта, взаимному
влиянию культур, роли глобальных средств
коммуникации в современных культурных
процессах.
Глава I. Сущность культурологических концепций Н. Данилевского и О. Шпенглера
В конце XIX века
в мировой культурологической науке необычайно
популярна была концепция локальных цивилизаций,
родоначальником которой стал русский
учёный Н. Я. Данилевский. В этой концепции
разрабатывается идея неповторимости
исторических явлений, уникальности культурно-исторического
опыта отдельных народов. В её основу положена
мысль Вико о развитии всех народов через
три стадии, подобные тем, через которые
проходит человеческое существо.
В опубликованном в 1869 г.
сочинении “Россия и Европа. Взгляд на
культурные и политические отношения
славянского мира к германо-романскому”,
Данилевский высказал новый, оригинальный
взгляд на историю человечества. По мнению
Данилевского, естественная система истории
заключается в различении культурно-исторических
типов развития, имевших место в прошлом.
Именно совокупность этих типов, не всегда
наследующих друг друга, и составляет
историю человечества [3].
1864 год. Пруссия и Австрия
нападают на Данию и отторгают от нее два
герцогства - Голштейн и Шлезвиг. Европа
практически никак не замечает это событие.
Общественное мнение Европы если и осуждает
этот захват, то делает это инертно, безразлично.
За одиннадцать лет до этого Россия требует
у Турции уважать интересы христианского
населения этой страны. Реакция Европы
более чем резкая, Англия и Франция в 1854
году объявляют России войну. Что это,
единичный случай? Нет. Начиная свою книгу
с анализа захвата Голштейна и Шлезвига,
Данилевский приходит к выводу, что подобное
двойственное отношение Европы к России
- правило, а не исключение. «Вешатели,
кинжальщики и поджигатели становятся
героями, коль скоро их гнусные поступки
обращены против России. Защитники национальностей
умолкают, коль скоро речь идет о защите
русской народности, донельзя угнетаемой
в западных губерниях, - так же точно, впрочем,
как в деле босняков, болгар, сербов и черногорцев»[3].
Такое поведение Европы
заслуживает серьезного исследования.
Пытаясь понять причины враждебного отношения
Европы к России, Данилевский приходит
к теории культурно-исторических типов.
Почему Запад и Восток, Европа
и Азия противопоставляются друг другу?
Почему Европа считается полюсом прогресса,
совершенствования, а Восток - полюсом
застоя? Это не так. Просто в любой части
света есть страны «очень способные, менее
способные и вовсе неспособные к гражданскому
развитию человеческих обществ». Например,
Китай имеет промышленность, во многом
превосходящую европейскую, китайское
земледелие тоже находится на очень высоком
уровне развития. Есть у Китая и своя литература,
философия. Разве это не прогресс? Да, «…дух
жизни отлетел от Китая… он замирает под
тяжестью прожитых им веков». Но ведь это
удел всего человечества! Любая цивилизация,
в том числе и Европа, рано или поздно погибнет.
«Народу одряхлевшему, отжившему, свое
дело сделавшему и которому пришла пора
со сцены долой, ничто не поможет, совершенно
независимо от того, где он живет - на Востоке
или на Западе» [3]. Прогресс и застой - характеристики
возраста народа.
Данилевский приходит к
понятию культурно-исторического типа,
то есть «формы исторической жизни человечества,
как формы растительного и животного мира,
как формы человеческого искусства (стили
архитектуры, школы живописи), как формы
языков (односложные, приставочные, сгибающиеся),
как проявление самого духа, стремящегося
осуществить типы добра, истины и красоты».
По его мнению только для конкретного
типа (цивилизации) можно ввести понятия
древней, средней и новой истории. Общечеловеческой
же цивилизации просто не существует [1].
Рассматривая историю отдельного
типа, возможно определить возраст его
развития. Можно также попытаться предсказать
историю типа, жизнь которого еще не завершилась.
Но сказать что-нибудь о развитии человечества
вообще мы не можем; так же невозможно
определить и возраст всемирной истории.
В хронологическом порядке
выделяются следующие культурно-исторические
типы: “1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-
Вышеперечисленные культурно-исторические
типы являются положительными деятелями
в истории человечества. Но кроме них еще
существуют и «временно проявляющиеся
феномены… как гунны, монголы, турки, которые,
совершив свой разрушительный подвиг,
помогши испустить дух борющимся со смертью
цивилизациям и разнеся их остатки, скрываются
в прежнее ничтожество»[3] (бичи Божьи).
Это отрицательные деятели человечества.
Иногда и положительная, и отрицательная
роль достается тому же племени (германцы,
аравитяне). Также существуют племена
(например, финские), которым не свойственна
ни положительная, ни отрицательная роль.
Они не достигают исторической индивидуальности
и составляют лишь этнографический материал
для культурно-исторических типов.
Таким образом, на долю народа
могут выпасть три роли: положительная
деятельность самобытного культурно-исторического
типа, разрушительная деятельность бичей
Божьих, служение чужим целям в качестве
этнографического материала.
Для развития культурно-исторических
типов, или цивилизаций должны соблюдаться
определенные условия, которые, правда,
Данилевский называет законами исторического
развития. К ним он относит:
Теория культурно-исторических
типов Данилевского была направлена против
европоцентристских концепций, представлений
о линейном, одномерном характере исторического
процесса. Данилевский дает развернутую
критику европоцентризма. Он показывает,
что этот подход не объясняет историю
народов Востока и России, превращает
их в приложение к европейской истории.
Вместо моноцентризма Данилевский предлагает
концепцию полицентризма культурно-исторических
типов, вместо линейности - многовариантность
развития. Данилевский утверждал, что
прогресс в развитии человечества заключается
не в том, чтобы идти всем в одном направлении,
а в том, чтобы исходить все поле, составляющее
поприще исторической деятельности человечества,
во всех направлениях. У каждого народа
своя история, культура, свой национальный
дух. И потому всем стремиться к одному
и тому же не стоит. Данилевский считал,
что установление всемирного господства
одного культурно-исторического типа
приведет к деградации культуры, станет
гибельным для человечества. Поскольку
это лишило бы человеческий род элемента
разнообразия - необходимого условия развития
и совершенствования. Он осуждал Запад
за то, что тот под видом общечеловеческих
ценностей навязывает всему миру свою
культуру.
Таким образом, в рамках
славянофильства была сформулирована
концепция культурно-исторических типов
Н. Данилевского, во многом предвосхитившая
идеи О. Шпенглера.
Освальд Шпенглер
(1880--1936) – немецкий философ и историк культуры,
автор сенсационного в свое время труда
«Закат Европы» (1921-1923), где он изложил
свои взгляды на природу становления и
развития культуры.
Исследуя всемирную историю,
Шпенглер отвергает схему деления ее на
древний мир - Средние века - Новое время.
Для него всемирная история - общая биография
великих культур, а вся жизнь - бесконечное
зарождение и гибель культур. Культуры
рассматриваются им как организмы, каждый
из которых обладает жесткой внутренней
организацией, обособлен от других, подобных
ему организмов и абсолютно неповторим.
У каждой культуры, как и у человека, есть
свое детство, юность, возмужалость и старость.
Продолжительность их существования -
1200-1500 лет.
Культура - антитеза жизни
- возникает из стремления к самовыражению
коллективной души народа. Родившись на
фоне определенного ландшафта, «душа культуры»
[10] выбирает свой «первосимвол» (первофеномен),
из которого, как из эмбриона, формируются
затем все ее органы и ткани. Главная задача
философии - «схватить» первосимвол каждой
культуры, а затем вывести из него все
богатство этой культуры: формы искусства,
науки, политики и т.д.
Так, по Шпенглеру, античная
греческая «душа культуры», родившись
на фоне замкнутого пространства гор,
островов, полуостровов, выбирает своим
первосимволом единичное прекрасное тело.
Телесность, образность, зрительная оформленность
характерны для сознания греков[6].
Европейская «душа», родившись
на бескрайних просторах Северной Европы,
отождествляет себя с чистым, безграничным
пространством. Ее мотив - устремленность
вдаль, в бесконечность. Эта душа способна
исключить из картины мира все телесно-осязаемое
и видимое, но она не может исключить первичных
ощущений пространства и времени (первосимвол).
Бог европейцев - невидим, вечен, бесконечен,
всесилен. Бог есть идея, а не чувственный
образ. Особое отношение к пространству
и времени определяет и весь умострой
европейца. Он больше живет не «теперь
и здесь», как грек, а в прошлом и будущем.
Ностальгия о прошлом и мечта, о прекрасном
будущем - характерные черты европейского
искусства.
Последний завершающий этап
в развитии культуры Шпенглер называет
«цивилизацией». Переход к цивилизации
есть разложение и гибель культуры. Для
цивилизации характерно отрицание самой
«жизни», отказ от непосредственного и
творческого восприятия мира. С наступлением
цивилизации художественное и литературное
творчество делается внутренне ненужным,
поэтому Шпенглер предлагает отказаться
от них и предаться чистому техницизму.
Другая сфера приложения сил цивилизованного
человека - политика, которая, в отличие
от культуры, организует общество не вглубь,
а вширь.[7]
Шпенглеру принадлежит и
наиболее распространенная трактовка
различий между понятиями «культура»
и «цивилизация», подробно развитая им
в книге «Закат Европы», где он рассматривает
историю как чередование культур, каждая
из которых представляется им в виде некоего
«организма», спаянного внутренним единством
и обособленного от других, подобных ему
«организмов» [11].
Информация о работе Сравнительная теория культуры Н. Данилевского и О. Шпенглера