Сравнительный анализ интонационных систем русского и английского языков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 21:45, курсовая работа

Описание работы

В качестве темы данной курсовой работы было выбрано рассмотрение интонационных систем двух языков: русского и английского. Актуальность и значимость представленной темы для современного языкознания и общества в целом очевидна. Сейчас, больше чем когда-либо, проявляется взаимодействие различных культур, в данном случае, русской и английской. Английский язык во многих школах России изучается в качестве иностранного, однако, школьные программы обычно не предусматривают изучение фонетического аспекта ни родного языка, ни иностранного. Тем временем, интонация является одним из важнейших элементов языка и во многом обеспечивает адекватный обмен информации при межкультурном общении. Кроме того, на современном этапе развития общества часто можно наблюдать явление интерференции, т.е. взаимопроникновения культур и языков в частном.

Содержание работы

Введение …………………………………………...……………. 3 стр.
Интонация как просодическая характеристика языка…. 5 стр.
Интонационная система русского языка……………..…10 стр.
Интонационная система английского языка…………… 18 стр.
Заключение ……………………………………………………… 25 стр.
Аннотация, ключевые слова (на русском языке)……………… 27 стр.
Аннотация, ключевые слова (на английском языке)………….. 27 стр.
Список использованной литературы……. …………………….. 28 стр.

Файлы: 1 файл

Михалёва А. И. Курсовая работа.Сравнительный анализ интонационных систем русского и английского языков.docx

— 260.65 Кб (Скачать файл)

Отдельно поговорим о концепции Брызгуновой. За единицы интонации она принимает интонационные конструкции (ИК). В общей сложности в системе русского языка в данной теории выделяется 7 ИК:

ИК-1 наблюдается при выражении завершенности в повествовательных предложениях: Анна стоит на мосту. Наташа поет. Для ИК-1 характерно понижение тона на ударной части.

ИК-2 реализуется в вопросе с вопросительными словами: Кто пьет сок? Как поет Наташа? При ИК-2 ударная часть произносится с некоторым повышением тона.

ИК-3 характерна для вопроса без вопросительного слова: Это Антон? Ее зовут Наташа? Для этой интонации характерно значительное повышение тона на ударной части.

ИК-4 - это вопросительная интонация, но с сопоставительным союзом а: А вы? А это? На ударной части происходит повышение тона, продолжающееся на безударных слогах.

ИК-5 реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сегодня день! На ударной части - повышение тона.

ИК-6, так же как и ИК-5, реализуется при выражении оценки в предложениях с местоименными словами: Какой сок вкусный! Повышение тона происходит на ударной части и продолжается на заударной части.

ИК-7 употребляется при выражении завершенности в повествовательных предложениях, но ударная часть в отличие от ИК-1 эмоционально окрашена: И Антон стоит на мосту.6

Теперь более подробно рассмотрим модели просодической организации фразы в русском языке. Они представлены мелодическим, темпоральным и энергетическим контурами.

Базисный мелодический контур характеризуется постепенным понижением частоты основного тона на протяжении интонационной единицы от значения, примерно соответствующего средней индивидуальной высоты голоса, до значения, близкого к средней минимальной высоте. Структура базисного мелодического контура одинакова для всех интонационных типов, а различение их достигается за счет различий в числе и характере команд-отклонений от него. Так, например, формирование мелодического контура законченного повествовательного предложения достигается путем наложения на базисный контур мелодических пиков. В таблице 2 более подробно представлена эта зависимость.

Темпоральный (временной) контур соотносится с длительностью сегментов высказывания. На нее влияют как различные лингвистические, так и экстралингвистические факторы (индивидуальные особенности речи говорящего). К лингвистическим факторам относятся: позиция ударного гласного в слове, позиция безударного по отношению к ударному и к границам слова, тип интонации, позиция слова во фразе, степень смысловой выделенности слова.

Базисный энергетический (динамический) контур, определяемый общими особенностями речеобразования, будет плавно нисходящим, а полный – результатом наложения на базисный контур нескольких градаций степени выраженности. Так, градации интенсивности в русском языке участвуют в выражении степени важности элементов высказывания и создании цельности интонационных единиц. На интенсивность гласных влияют не только просодические (передача посредством интенсивности степеней выделенности отдельных слов в синтагме, отражение смыслового веса синтагм в составе фразы и т.д.) факторы, но и непросодические (качество гласного, его консонативное окружение и проч.).7

Далее речь пойдет о мелодических рисунках, основанных на противопоставлениях интонационных единиц. Для этого буду рассмотрены два типа синтагм: конечные и неконечные, - поскольку их мелодические рисунки значительно отличаются.

Для начала рассмотрим мелодические рисунки конечных синтагм. Первый из них характерен для повествовательных предложений. Он особенно единообразен по сравнению с остальными. Глубокому падению тона на ударном слоге последнего выделенного слова предшествует ряд повышений на ударных слогах остальных знаменательных слов. На безударных слогах – понижение тона. Т.е. это последовательность подъемов и спадов. В целом, для повествовательных предложений характерно понижений тона в конце. Но помимо этого в повествовательных предложениях могут выделяться особо значимые по смыслу слова. В качестве средств такого выделения выступает увеличение длительности ударного гласного, повышение его интенсивности. Характерный признак всех повествовательных предложением с особым выделением – одновершинность, преобладание одного мелодического перелома над всеми другими. Так, выделение одного слова меняет весь рисунок.

Второй тип соотносится с общим вопросом. Наиболее сильное ударное слово выделено резким повышением тона на ударном слоге. Характерны мелодическая сглаженность нецентровой части, убыстренный темп ее произнесения, доминирование одного мелодического перелома над другими. Т.е. сильно центрированный контур.

Третий тип мелодики наблюдается в частных вопросах. Для него характерна  меньшая выраженность мелодических пиков, мелодическая сглаженность, подъем тона на вопросительном слове и высокий уровень средней части контура, переходящего в глубокое конечное понижение.

Отдельное место в интонационной системе русского языка занимают вопросительные предложения с союзом «а». Мелодика неполных предложений этого вида сходна с мелодическим рисунком неконечных синтагм и характеризуется постепенным понижением тона на заударном слоге главного слова. Что касается полных предложений, то их мелодика не отличается от мелодики первого типа.

Значение мелодики особенно важно для вопросительных слов, в которых нет грамматических показателей вопроса (вопросительных слов, наречий). В таких случаях единственным показателем вопросительности будет именно мелодика. Например, вопрос «Это факты?» становится таковым лишь благодаря резкому повышению тона на ударном слоге слова, к которому ставится вопрос (факты).

Теперь перейдем к неконечным синтагмам. В общем для них можно выделить три основных мелодических типа. Первые два характерны для синтагм, не законченных по смыслу, третий – законченные высказывания.

Мелодика первого типа характеризуется резким повышением тона на ударном слоге интонационно выделяемого слова. Остальные части синтагмы произносятся более низким тоном. Особенности этого мелодического рисунка графически изображены на Рисунке 2 (см. приложение).

Мелодика второго типа характеризуется отсутствием резких интервалов. Интонационным центром синтагмы выступает интонационно выделяемого слова. Мелодика этого типа имеет две разновидности. В одной из них ударный слог главного слова является конечным в синтагме; в другой – за ним следуют заударные слоги. Первый случай, представленный на Рисунке 3 (см. приложение) ударный слог произносится с ровным повышением тона. Во втором случае (рис. 4) тон повышается на заударных слогах.

Третий тип, как уже говорилось выше, свойственен неконечным синтагмам, законченным в смысловом отношении. Главной особенностью этого типа синтагм является то, что она произносится и заканчивается на более низком тоне, чем неоконченная (рис. 5).

Особым мелодическим рисунком обладает пояснительная синтагма. Она произносится более низким тоном по сравнению с поясняемым тоном и в более быстром темпе. Специфична и перечислительная мелодика, свойственная предложениям с однородными членами, на которых интонация повторяется. Кроме того, при перечислении обычно удлиняются ударные гласные повторяющихся слов.8

Можно выделить и другие типы мелодических рисунков, но именно эти считаются основными.

На мелодический рисунок влияет и терминальный тон, представляющий собой изменение высоты голоса на последнем ударном слоге. Он определяет коммуникативную направленность фразы, указывает, является ли фраза утверждением, вопросом, приказанием, просьбой, выделяет коммуникативный центр фразы. В русском языке различают два вида терминального тона: нисходящая интонация и стремительно восходящая.

В первую очередь рассмотрим нисходящую интонацию. Это понижение тона в конце предложения (в конечной синтагме): ударный слог последнего отмеченного фразовым ударением слова произносится с некоторым замедлением темпа и глубоким понижением тона, что создает впечатление законченности предложения. С такой интонацией произносятся: констатации, описания, категорические утверждения, относящиеся к повествовательным предложениям. Побудительные предложения, выраженные приказаниями и приглашениями. А также специальные вопросы.

Второй тип интонации – стремительно восходящая. Она оформляет общие вопросы, которые формально-грамматически в русском языке не отличаются от утверждений.9

Говоря о мелодическом рисунке высказываний, нельзя не затронуть тему синтагматического ударения. Так называется усиленное ударение на одном из слов синтагмы. В русском языке существует тенденция к ударному выделению последнего слова синтагмы, хотя, это не обязательное правило. Во взаимодействии с определенной мелодикой это ударение сигнализирует о конце фразы, только благодаря этому высказывание воспринимается как законченное. В этой функции синтагматическое ударение становится фразовым. Этот тип ударения выполняет фразообразующую функцию и определяет тип фразы в целом. Кроме того, будучи неразрывно связанным с мелодикой, синтагматическое ударение обладает некоторой мелодической характеристикой. Так, на ударном слоге выделяемого слова происходит специфическое для данного типа синтагмы движение тона. Таким образом, это ударение участвует в интонационном оформлении фразы.

Помимо ударения синтагматического существует также ударение логическое. Оно представляет собой выделение наиболее существенного с точки зрения данной ситуации слова при помощи интонационных средств (об этом говорилось ранее). Выделяться таким образом может любое новое, наиболее важное слово в предложение, поэтому логическое ударение также называют ударением нового. Кроме того, логическое ударение может быть связано с наличием особых слов, выделительных (к ним относятся некоторые наречия и местоимения, а также усилительные частицы и сочетания с частицами). С помощью этого средства выделяются значимые слова в вопросительных предложениях (особенно это важно в предложениях, где отсутствует вопросительное слово) и в ответе на вопрос. В основном, для создания логического ударения используются усиление словесного ударения и специфическая мелодика (в основном, понижение тона). Однако иногда выделение слова происходит посредством повышения или понижения темпа речи. Это нельзя считать логическим ударением, хотя, они и имеют общие черты, поскольку изменение темпа речи несет преимущественно эмоциональную нагрузку.

Наконец остановимся более подробно на упомянутом ранее словесном ударении, вернее, на его реализации в рамках фразы. Здесь важно помнить, что слово само по себе не имеет постоянно заданных характеристик - они во многом зависят от типа интонации предложения, в состав которого входит слово. При этом существуют наиболее явные закономерности между типом интонации и фонетической формой слова: 1) увеличение длительности как ударного, так и безударного гласного непосредственно перед паузой; 2) сильное уменьшение интенсивности ударного гласного в абсолютном конце предложения; 3) более яркий контраст между слогами в интонационно сильных позициях по сравнению с интонационно слабыми. На Рисунке 6 представлены основные факторы, влияющие на реализацию ударения во фразе.10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интонационная система английского языка

Рассмотрев интонационную систему русского языка, перейдем к просодическим характеристикам английского языка. Для начала поговорим о соотношении просодических единиц и единиц смыслового членения речи.

В английском языке, как и в русском, интонационная группа соотносится с синтагмой. Если интонационная группа состоит только из односложной фразы, то она имеет простейшую структуру – это один ударный слог. Если же фраза многосложная, то помимо ударного слога в ней присутствует также несколько безударных слогов, которые могут следовать как за ударным (в этом случае они носят название энклитиков), так и стоять перед ним (в этом случае речь идет о проклитиках). Причем, в английском языке среди безударных слогов преобладают энклитики. Таким образом, речь идет о фразовом ударении, главная функция которого, как уже говорилось, выделить коммуникативный центр, несущий новую информацию. Однако во фразе может быть несколько информативно значимых слов, в этом случае ядром (nuclear) интонационной группы является ударный слог наиболее важного по смыслу слова. Обычно оно размещается в конце предложения и, таким образом, является последним ударным словом ядерного участка и произносится наиболее отчетливо благодаря изменениям тона, большей интенсивности, длине гласных и глубокому тембру. Но в некоторых случаях самое главное слово фразы может располагаться в начале или середине высказывания. Это бывает в ситуациях, когда такой порядок слов контекстуально обусловлен. Такие высказывания маркированы. Однако наиболее высоким тоном обладает не ядерный центр, а второе по значимости слово (первый слог). Разница заключается в том, что в случае с ядерным слогом, речь идет об изменении высоты голоса, на первом слоге высота голоса статична. При этом неядерное ударение может быть полным или частичным в зависимости от степени выделенности. Здесь необходимо отметить разницу двух рассматриваемых интонационных систем. Если в русском языке синтагма в большинстве теорий выступает в качестве минимальной единицы интонации, то в английском языке она делится на более мелкие участки. Так, участок интонационной группы от первого полного ударения (включая его) до ядерного называется шкалой (Head). За ядром следует собственно заядерный участок (Tail). Слоги, предшествующие первому ударному слогу (в интонационной группе с одним ударным слогом – ядерному), образуют  предшкалу (Prehead).11

Что касается ударных и неударных слов, то к первым относятся полнозначные слова (существительные, глаголы, прилагательные, наречия, числительные, вопросительные и указательные местоимения), ко втором – функциональные, или служебные, части речи (артикли, предлоги, союзы, частицы, вспомогательные и модальные глаголы, личные и притяжательные местоимения). В речи безударные слова произносятся слитно с полнозначными словами, к которым они прилегают лексически и грамматически.12

Информация о работе Сравнительный анализ интонационных систем русского и английского языков