Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 03:36, реферат
В истории Средневековья принято выделять три основные периода:
V-ХI вв. — раннее Средневековье, ХП-ХШ вв. - зрелое Средневековье и ХIV-ХV
вв. — позднее Средневековье
В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют еще V-VШ вв. — эта эпоха называется «Темными веками» или «периодом Великого Переселения народов». В это время продолжались перемещения множества народов по все территории Европы.
17. Средневековая культура Западной Европы.
В истории Средневековья принято выделять три основные периода:
V-ХI вв. — раннее Средневековье, ХП-ХШ вв. - зрелое Средневековье и ХIV-ХV
вв. — позднее Средневековье
В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют еще V-VШ вв. — эта эпоха называется «Темными веками» или «периодом Великого Переселения народов». В это время продолжались перемещения множества народов по все территории Европы. К IX в. переселение в основном закончилось, установились относительные границы вновь образованны государств-королевств.
IХ-ХI вв. — это время становления в Европе многих национальных государств.
В конце XI в. начинается эпоха крестовых походов. Которые сыграли важнейшую роль в развитии европейской культуры, познакомив европейцев с культурой мусульманского мира и приобщив их к наследию античного мира, сохранившегося в мусульманском мире и в Византии.). Не случайно XII век называют временем первого
европейского Возрождения.
Зрелое и позднее Средневековье — это время роста и укрепления национальных государств в Европе и время бесконечных войн и столкновений между ними.
Религия. На протяжении V-ХI вв. произошло принятие христианства практически всеми народами Европы, причем к XI в. вся Западная и Центральная Европа в религиозном смысле была однородна — подчинялась духовной власти папы римского. В 1054 г. произошел официальный раскол христианской церкви на римско-католическую и греко-православную. С IV в. На Западе (под влиянием и по примеру Востока) возникает монашество, а затем и монашеские ордена, сыгравшие важную роль в культуре Средневековья.
Эпоха зрелого и позднего Средневековья была временем расцвета ересей.
Наиболее известной и
Философия. Средневековая европейская философия получила название «схоластика» (от «ихола», то есть школа). В ее истории выделяются три периода, в целом соответствующие обшей периодизации Средневековья: это ранняя схоластика — IХ-ХП вв., зрелая схоластика — XIII в. и поздняя схоластика — ХIV-ХV вв. Развивавшаяся в эпоху безусловного господства в общественной жизни христианства, схоластика естественно заняла место «служанки богословия»: делом философии было разъяснение и обоснование
религиозных истин. В период ранней схоластики христианская философия в основном опиралась на учение Аврелия Августина, переработавшего платонизм, а точнее, даже неоплатонизм, в духе Христианства. В конце XII — начале XIII вв. в Европу попадают труды Аристотеля. Св. Фома Аквинский — крупнейший философ эпохи, сумел достичь синтеза аристотелизма и христианства. Постепенно его идеи получают всеобщее признание, и Аристотель (до конца Средневековья) становится крупнейшим авторитетом в теологии и философии.
Государство и право. В эпоху Средневековья главенствующим принципом в отношении государственной власти был: «Нет власти иначе как от Бога». Но при всей бесспорности этого принципа для людей того времени споры о власти все-таки велись, и прежде всего это был спор о главенстве между светской и духовной (церковной) властями. Особую остроту этому спору придавали постоянные войны папства со светскими государями и феодалами. Крупнейшими богословами, разрабатывавшими учение о государстве и праве, были Аврелий Августин и Фома Аквинский, оба они доказывали примат духовной власти над светской. Наиболее выдающимся теоретиком, отстаивавшим противоположную точку зрения, был Марсилий Падуанский (около 1275 — около 1343 гг.).
Развитие права тоже проходило
сложным путем. В период
раннего средневековья в
Одной из особенностей права в период раннего Средневековья было частое обращение к ордалиям (Божьему суду), состоявшее в испытании огнем, водой и т.п.; в 1215 г. решением лютеранского собора ордалии были запрещены.
Книги и библиотеки. В эпоху Средневековья на смену античному свитку приходит кодекс — рукопись, состоящая из сброшюрованных листов. Книги богато украшались иллюстрациями. В V в. получили большое распространение «пурпурные» кодексы — выполненные на окрашенном в пурпурный цвет пергаменте. Текст при этом был написан нередко золотом и серебром. Переплеты для книг часто украшались драгоценными камнями.
К ХП в. появляются два различных понятия: университетская книга и книга монастырская.
Школа и обучение. В период раннего Средневековья школы имелись обычно только при монастырях и церквях. В XII в. особую роль стали играть школы при соборах.
Круг изучаемых наук остался неизменным со времен первого возрождения античной культуры в каролингскую эпоху. Это были так называемые «семь свободных искусств»: три вводные дисциплины: грамматика, риторика — овладение красноречием, диалектика —овладение [правильным] рассуждением; четыре дисциплины высшего цикла, способствующие постижению тайных законов мироздания: арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Эти семь путей знания вели к теологии, царице наук, с помощью которой можно было попытаться проникнуть в Божественные тайны, истолковывая промысел Господа, Его слово.
Довольно хорошо организованные учебные центры — зародыши университетов— существовали во многих городах, однако возникновение и развитие университетов, этих признанных центров учености, имевших особые права присваивать ученые степени, этих учебных заведений, куда будут стекаться массы студентов, независимо от репутации того или иного преподавателя, начнется в конце XII — начале XIII веков. Ранний XII век был временем странствующего школяра, а мастера своего дела, которые могли чему-либо научить, встречались редко...
К концу XI века во многих частях Европы — и в Германии, и в Италии, — и во Франции — мы обнаруживаем свидетельства новой, более свободной, более богатой латинской литературы и видим, что все большие группы студентов собираются у учителей, чья слава могла, тем или иным способом, быстро распространяться по разным землям.
Литература. Литература Средневековья весьма разнообразна и по жанрам, и по имеющимся в ней течениям и направлениям. Всю эту литературу можно условно поделить на литературу на национальных языках и на латыни. К литературе на национальных языках в первую очередь можно отнести большой пласт легенд и сказаний языческих времен, сохранившийся у каждого европейского народа; но к ней же относятся и многие исторические хроники, и наиболее известные из рыцарских романов и т.п. На латыни обычно писали образованные люди, а значит в каком-то смысле «люди церкви» — ученые клирики. Здесь мы тоже встречаем исторические хроники, жития святых, проповеди, «примеры», поучения, а также сочинения богословского характера, из которых особое место занимают труды мистиков.
Специфическим явлением средневековой культуры являлось творчество вагантов (от лат. «вагари» — бродить) Бродячие студенты переезжали из страны в страну, из города в город. Они сочиняли свободолюбивые смелые стихи, бичующие пороки общества. Стиль стихотворной формы сформировался как переработка латинского стиля и стиля античных поэтов. Литературными гениями средневековья являлись Данте Алигьери (1265—1321), Франческо Петрарка (1304—1374), Джованни Боккаччо (1313-1375).
Св.Григорий (вторая пол. VI в.) был прозван «Двоеслов».
Из его трудов особенно известен сборник рассказов о чудесах италийских подвижников и святых. Рассказы строятся в виде диалогов между самим св. Григорием и его учеником Петром.
Легенды о короле Артуре и его рыцарях возникли в Англии в V в.
ХП-ХIV вв. важное место в европейской культуре занимает рыцарство. Рыцари — это по сути дела воины, но в различных районах мира сложились свои представления об идеале воина.
Подвиги рыцарей
прославлялись в песнях
Пьер Абеляр (1079-1142 гг.) — крупнейший представитель европейской философии периода ранней схоластики, автор многих философско-богословских трудов. Но его перу принадлежит еще и известнейшее литературное произведение — его автобиография.
Данте Алигьери (1265-1321 гг.) — величайший поэт Средневековья,
предшественник Возрождения. В молодости Данте примыкал к поэтическому кружку Гвидо Кавальканти и был (наряду с последним) крупнейшим представителем так называемого «сладкого стиля» в литературе. Согласно требованиям «сладкого стиля» центральной темой литературы является облагороженная, духовная любовь. Основное произведение Данте этого периода — книга «Новая жизнь», представляющая из себя написанный прозой на итальянском языке рассказ о любви Данте к Беатриче, но при этом в прозу вставляются стихи (25 сонетов и 5 канцон), так что проза служит как бы обрамлением и комментарием к стихам.
После изгнания из Флоренции Данте пишет еще три крупных прозаических произведения: «Пир», представляющий из себя схоластически-богословский трактат о душе, затем политический трактат «О монархии» и лингвистически- философский трактат «О народной речи».
Главное произведение его жизни — это грандиозная «Комедия» (Божественной ее прозвали современники Данте), построенная как рассказ о странствиях героя Данте в ином мире, где он попадает в Ад, Чистилише и Рай, проводником его по Аду и Чистилищу становится душа Вергилия — любимого поэта Данте, но Вергилию как язычнику нет дороги в Рай, в Раю герой Данте встречает Беатриче.
«О подражании Христу» — одна из самых известных и распространенных книг позднего Средневековья (она стала известна около 1418 г.). Автором книга по традиции считается Фома Кемпийский — Томас Хемеркен или Хамеркен (около 1380-1471 гг.), живший в Германии.
Театр и драматургия. В истории средневекового театра четко выделяются два периода: ранний — У-Х1 вв. и зрелый — ХП-ХIV вв. Для раннего периода характерны различного рода народные праздники с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами (и потому часто преследуемые церковью), и литургические мистерии (аналогичные византийским). В XII в. практически во всех странах Европы существуют профессиональные актеры, переезжающие с места на место и чаще всего выступающие на площадях городов.
Первым средневековым драматургом принято считать Адама де Ла-Аль (около 1238 — около 1287 гг.), в пьесах которого перемешаны сказочные мотивы с сатирическо-бытовыми.
В XIV-XV вв. все более широкое распространение получают театрализованные представления. Это прежде всего фарсы, имеющие чисто светский и сатирический характер, миракли (от латинского — «чудо»), где изображение сатирических бытовых картин перемежилось с чудесным вмешательством святых и самого Бога, и мистерии, ставившиеся на религиозные сюжеты. Но в отличие от литургической драмы миракли и даже мистерии не были
уже чисто церковными зрелищами: они показывались не в церквях, и не на церковной паперти, а на городской площади — известно, что заказчиками мистерий были городские цеха и городские власти. Но, разумеется, ставились мистерии под контролем церкви. Текст мистерий часто импровизировался, поэтому сохранившиеся тексты не дают подлинного представления о характере спектакля в целом. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены — из-за сильного критического элемента в них.
Музыка. Как и ранее, музыка в Средневековье играла важную роль в духовной жизни общества. Можно различать светскую и духовную музыку, хотя они многое заимствовали друг от друга. Светская музыка была в первую очередь представлена народными песнями, а также песнями вагантов, трубадуров, актеров и других профессиональных исполнителей. Музыка входила в число «семи свободных искусств», центрами обучения музыки в раннем Средневековье были монастыри, с XII в, — соборы и университеты. В XII в. в парижском соборе Нотр Дам на смену прежнему унисонному пению приходит сложное многоголосие. которое позднее будет широко применяться во всей церковной и светской музыке.
Архитектура и строительство. В архитектуре Средневековья господствовали два основных стиля: романский (в период раннего Средневековья) и готический — с XII в.