Средневековая культура Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 03:36, реферат

Описание работы

В истории Средневековья принято выделять три основные периода:

V-ХI вв. — раннее Средневековье, ХП-ХШ вв. - зрелое Средневековье и ХIV-ХV

вв. — позднее Средневековье

В раннем Средневековье в качестве самостоятельного периода выделяют еще V-VШ вв. — эта эпоха называется «Темными веками» или «периодом Великого Переселения народов». В это время продолжались перемещения множества народов по все территории Европы.

Файлы: 1 файл

История религий_вопрос 17.docx

— 35.67 Кб (Скачать файл)

 Романская архитектура.  В  феодальной  аграрной  Европе  того  времени рыцарский  замок,  монастырский  ансамбль  и храм  были   главными   типами архитектурных сооружений. Возникновение укрепленного жилища властителя было порождением феодальной эпохи. Деревянные цитадели в XI веке стали  сменяться каменными  донжонами.  Это  были  высокие  прямоугольные  башни,   служившие сеньору и домом и крепостью. Ведущую роль стали  играть  башни,  соединенные стенами и сгруппированные  на  наиболее  уязвимых  участках,  что  позволяло вести борьбу даже немногочисленному гарнизону.  Квадратные  башни сменились круглыми,   которые   обеспечивали   лучший  радиус   обстрела,    получили распространение. В состав  замка  были  включены  хозяйственные  сооружения, водопровод и цистерны для сбора воды.

 Господствующим на Западе  стал вытянутый в плане,  базиликального  типа храм. В основе его лежала идея пути  как  намек  на  «крестный  путь»,  путь страданий и искупления, как выражение основной идеи католичества.

 Новое слово  в  искусстве   западного  средневековья  было  сказано  во Франции в середине XII века.  Современники  назвали  новшество  «французской манерой», потомки стали именовать  готикой.  Время  восхождения  и  расцвета готики — вторая половина  XII  и  XIII  век  —  совпало  с  периодом,  когда феодальное общество достигло апогея в своем развитии...

 Готика как стиль была  порождением совокупности общественных  изменений эпохи,  ее  политических  и  идейных  устремлений.  Готика   зародилась   во владениях французских королей, и государи других стран  —  Англии,  Испании, Чехии  —  внедряли  готику  как  символ  христианской  монархии,  готическую архитектуру  распространяли  и  монашеские  ордены.  Собор   был   важнейшим общественным  местом  города  и   оставался  олицетворением   «божественной вселенной». Во взаимоотношении его частей  находят  сходство  с  построением

схоластических «сумм», а в  изображениях  —  связь  с  рыцарской  культурой. Сущность  готики  —  в  сопоставлении  противоположностей,   в   способности объединить абстрактную идею и жизнь.

 Важнейшим достижением готической архитектуры стало выделение в  здании строительного каркаса. В готике изменилась система кладки ребристого  свода. Ребра теперь не завершали возведение свода, а предшествовали ему.

 Готический стиль отрицает тяжеловесные, похожие на крепости  романские соборы. Атрибутами готического  стиля  стали стрельчатые арки  и стройные башни, возносящиеся к небу.  Готические  соборы  —  грандиозные  сооружения.

  Знаменитые готические соборы и сегодня поражают воображение  человека, среди  них  особенно  прославились  собор  Парижской  Богоматери,  соборы  в Реймсе, Шартре, Амьене, Сен-Дени.

 Готическая архитектура была  единым целым с подчиненной ей скульптурой, живописью,   прикладными   искусствами.   Особенный   акцент   делался    на многочисленные статуи. Пропорции статуй были сильно  удлиненными,  выражение лиц одухотворенное, позы благородные.

 Готические соборы предназначались  не только для богослужений, но и для общественных собраний, праздников, театральных  действий.  Готический  стиль распространяется на все  сферы  жизни  человека.  Так  в  одежде  становятся модными туфли с загнутыми носами и конусообразные шляпы.

 

 Геометрия и арифметика понимались абстрактно,  через  призму  познания Бога,  который  создал  мир  и  расположил  все  «мерою,  числом  и  весом». Математические и физические знания, требовавшиеся для  создания  грандиозных сооружений, должны были быть высокого уровня. Также были необходимы  высокие практические навыки, значительный опыт и интуиция.

 О понимании значения техники  говорит тот факт, что на рельефах фасадов готических  соборов  изображается  аллегорическая   фигура   с   атрибутами, символизирующими Геометрию — циркулем, линейкой  и  угольником.  Архитекторы были убеждены, что искусство без науки —  «ничто».  Чем  больше  требовалось точных  знаний  для  создания  архитектурного  сооружения,  тем  больше  оно ценилось. В художественном плане  архитекторы  придерживались  прежде  всего гармонии и правильных пропорций.

 Геометрия и другие точные  науки  пробивают  себе  дорогу  и  в  других искусствах.  Так,  в   XIII   веке   вводит   понятие   перспективы (разработанное ранее арабским ученым Альхазеном) в русле теории  зрительного восприятия,  геометрической  и  физической  оптики.   В   XIII   веке   были воздвигнуты величественные готические соборы.  В архитектурных сооружениях ценились  величина,   соразмерность,   блеск,   светоносность,   драгоценные украшения. Большое значение в  эстетическом  оформлении  храмов  придавалось внутренним украшениям: инкрустациям, росписям, витражам.

 

      Изобразительное искусство. Росписи романских храмов сохранились лишь в редких  памятниках,  чаще  провинциальных  и сельских.  Причина во  многом заключалась в технике наложения краски. Романские мастера писали  по  мокрой и  сухой  штукатурке,  применяли  клеевые  краски,   использовали   восковую темперу. Чаще всего страдали поверхностные, лессировочные  слои,  краски  со временем осыпались, как и  сама  штукатурка. Палитра романского  фрескиста была, как правило, ограниченна. Живописцы пользовались  чистыми  тонами,  но прибегали к двойному наложению  краски:  поверх  приглушенного  тона  писали

более ярким цветом. Варьировали  при  этом  и  технику:  для матового  слоя употребляли клеевую краску, для светлых, блестящих тонов в состав  добавляли

воск.

 Тип базиликального храма,  распространенный  на  Западе,  не  позволял охватить всю роспись  единым  взглядом.  Составители  программ  и  живописцы предпочитали поэтому библейские сюжеты исторического плана, располагая их  в последовательности,  обусловленной   средневековой   типологией   священного текста и сложным движением по интерьеру к алтарю и  обратно,  включая  обход столбов. В выборе и  расположении  сюжетов  не  было  строго  установленного канона — по отношению к росписи  романского  храма,  скорее  можно  говорить

лишь  об  общих  тенденциях. Христа  во  славе,  реже  — фигуру  Богоматери.  Под  ними  располагались  ангелы,   апостолы,   святые, аллегории и персонификации. На  западной  стене храма, если она была свободна от эмтгор, возникала картина Страшного суда,

но ее же можно было видеть и  на триумфальной арке перед алтарем.  В  нижней, цокольной зоне живописали платы, она служила иногда прибежищем гротескных  и фантастических фигур.

 

  Научные знания. Средневековая наука, так же как и богословие строилась на вере в авторитет  —  Священного  Писания  (Библии),  Священного  Предания (труды отцов церкви, постановления соборов и т.п.). К  доказательству  авторитетом,   то   есть   доказанной   древностью, прибавлялось доказательство чудом. Средневековые умы  привлекало  совсем  не то, что можно было наблюдать и подтвердить естественным  законом,  регулярно происходящим повторением, а  как  раз.  наоборот,  то,  что  было  необычно, сверхъестественно или, уж во всяком случае, ненормально. 

Землетрясения,  кометы,  затмения  —  вот  сюжеты,  достойные удивления   и исследования.

 

  Красота в средневековом мире понимается, прежде  всего,  как разумная соразмерность  частей,  гармония,  порядок,  пропорциональность,   ясность, чистота. Материальная красота трактуется как символ  невидимой  божественной красоты. Прекрасное — это нечто невидимое, становящееся видимым.  Прекрасное и безобразное определяются через субъектно-объектные отношения.  Безобразное —  это  то,  что  вызывает  отвращение.  Созерцание  прекрасного  доставляет наслаждение само по себе, вне практического использования вещи, и  в  то  же время  прекрасное — это  объективные  «пропорции и блеск», гармония; упорядоченность, соразмерность, доброцветность, мера в цвете и размере.

   Назначение искусства — воплощать сверхчувственную  идею  божественного архетипа в чувственных образах, выраженных условной  символикой. ТворчествоБога   беспредельно,   совершенно   и   абсолютно.    Творчество    человека относительно, ограничено, и поэтому должно быть  подчинено  воле  Бога.  Вне Бога творчества быть не может. Главная тема в  искусстве  —  Христос  и  его учение.


Информация о работе Средневековая культура Западной Европы