Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:29, реферат
Культура (от латинского cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях. Часто в различных контекстах понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. [9]
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО автономного ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Культурология»
на тему: «СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XX ВЕКА»
Преподаватель
Железногорск 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена исследованию процесса становления понятия «культура» от античности до XX века.
Культура (от латинского cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях. Часто в различных контекстах понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. [9]
Цель настоящей работы – проследить трансформацию понятия «культура» с XI в. до н.э. и до современного этапа.
Для достижения поставленной цели автором настоящей работы была предпринята попытка решить следующие задачи:
Культурные процессы представляют собой сложные и многоплановые явления. Так как они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы. [9]
1.ТЕРМИН «КУЛЬТУРА» В АНТИЧНОСТИ
Хронологические рамки античного периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. – гибели римской империи под ударами варваров.
Термин cultura впервые фиксируется также у целого ряда римских авторов (Цицерона, Лукреция, Варрона, Квинтилиана, Горация). Словари классической латыни обычно выделяют следующие его значения: возделывание, обрабатывание, разведение; земледелие, сельское хозяйство; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание. [8]
Античная Греция стала колыбелью европейской цивилизации и культуры. В Древней Греции были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Именно здесь впервые появился сам термин «культура». В переводе с латинского он означал уход, улучшение, обработку, возделывание, усовершенствование. Первоначально это понятие означало целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработку земли, земледельческий труд. Таким образом, в своем первом значении термин «культура» был близок к современному слову «агрокультура». Со временем его смысл расширяется, поскольку процесс культурного преобразования стал связываться не только с природой, но и с человеком, его внутренним миром. Под культурой стало пониматься воспитание, образование, совершенствование человека, его способностей, знаний, умений, навыков. Средства такого совершенствования античные мыслители видели, прежде всего, в философии, науке и искусстве. [5]
Следует отметить, что древние греки термин «культура» не применяли. У них был в чем-то сходный термин – «пайдейя». Им древние греки обозначали воспитанность, образованность человека. Средоточием образованности считался город. В связи с этим горожанин как человек культурный противопоставлялся жителю деревни. Если первый был, согласно представлениям греков, носителем образованности и культуры, то последний ассоциировался у них с невежеством и дикостью, то есть с отсутствием культуры. Следует заметить, что ценностная координата «культура-отсутствие культуры» в древней римской истории была перенесена в иную плоскость – «римлянин – неримлянин».
Древние греки использовали и такой термин, как «калогатия». Он выражал такой аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической и духовной красоты. [6]
Впервые слово, схожее со словом «культура» встречается в произведениях Марка Порция Катона (234-149 гг. до н. э.), известного политика и публициста. У Катона речь идёт об уходе за участком. Катон считал, что возделывание почвы невозможно без особого отношения хлебопашца к своему труду, участку земли. Это отношение коренится в духовном подъеме, в особом интересе человека к своему участку, что и обеспечивает должный уход, «возделывание почвы».
Таким образом, слово «культура» применялось для характеристики человека, то есть оно появляется как элемент «культурной антропологии». Далее, это – материальное отношение, которое существует объективно, как объективная реальность, и оказывает материальное же воздействие – изменяя почву, создавая более высокий урожай. Но это материальное, объективно существующее отношение осознается и проявляется в «интересах» человека, его «душевном подъеме», следовательно, имеет духовную форму своего проявления. Позднее термин «культура» потерял своё материальное содержание. Он стал метафизически соотноситься с «разумностью», духовностью человека, применяться для характеристики сознания человека.
Очень скоро обнаруживается новый смысл слова «культура». Культурный человек всем обязан воспитанию. Воспитание, обучение необходимо, так как человек живет в городе – полисе (греч.) или цивитас (городская община в Древнем Риме). Пока человек жил в деревне, ему хватало семейного воспитания или тех знаний, которые передаются уличным общением. А вот жизнь в полисе, в цивитас сложнее, организованнее, противоречивее. Здесь уже необходима специальная система обучения: школа, «институт». Таким образом, «культура» – это то, что отличает человека образованного, воспитанного от необразованного, необученного. [9]
Центральное положение воспитания в античной культуре было безусловным. Именно воспитание отличает человека от животного, эллина от варвара, свободного от раба, философа от черни, был убежден на рубеже III-V вв. Ямвлих.
Другая тема, на которой следует остановить внимание, – феномен эллинистической учености, который действительно несводим к традиционной «воспитательной» модели. Для античности это период эллинизма, века, начавшиеся после смерти Аристотеля и Александра Великого. Века «учености», свободно апеллирующей к различным «составляющим» античной традиции. Проявлением традиции учености была утрата эллинистической культурой того характера великой целостности, который она имела у досократиков, Платона, Аристотеля. И если III в. до н. э. – это эпоха, когда каждая из философских школ еще пытается утвердить свою особость, выработать собственную систему аргументации, то со II в. до н. э. начинается процесс заимствований фразеологии, терминов, примеров, речений, в конечном итоге – концепций. Заимствование происходило вполне естественным образом – как стремление проиллюстрировать свою концепцию иным языком, через новые образы и терминологию.[7]
В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни». Культура – это и возделывание поля, обработка сада и уход за растениями и животными, т. е. земледелие и сельское хозяйство. Наиболее же привычное для нас значение «культуры» как воспитания и образования в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.
Между тем в этом случае контекст (а значит, и базовые значения) понятия «культура» невольно искажается. Не принимается в расчет еще одно важное обстоятельство: «культура» – это поклонение, почитание, почет, культ. И прежде всего религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: он встречался с ними в поле и в роще, в зелени деревьев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан.
Но уже в эпоху
эллинизма, с потерей античным полисом
своей прежней
2. ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В конце 5 в.н.э. культура античности разлагается частично под влиянием внутренних факторов. Частично она разрушается под ударами «варваров» – народов, еще не достигших стадии цивилизации. На место огромной, охватывавшей почти всю Европу, часть Азии и Африки Римской империи приходят племена со своими представлениями о культуре человека и общества. Частично они заимствуют культуру античности – например, язык, религию, систему римского права, но большей частью разрушают ее.
Христианство возникает в начале 1 в.н.э. в одной из римских провинций – Палестине. Христианство появляется как движение, оппозиционное официальному Риму, как религия бесправных, угнетенных народов Римской империи, прежде всего римских провинций. Оно давало иллюзорное утешение – надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. В ранних христианских общинах были сильны демократические тенденции, идеи братства, равенства, справедливости, осуждение богатства.
Изменения в реальной жизни и мировоззрении людей в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений о культуре.
В средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего (греч. theos – бог).
Важное место в теологической концепции занимает идея провиденциализма (лат. providentia – провидение). Провиденциализм – это такое понимание мира, согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется божественным провидением.
Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог – творец, место понятия «культура», столь ценимого в античности, занимает понятие «культ».
В христианстве формируется иное понимание человека по сравнению с античным. Античный идеал – это гармония духа и тела, физического и духовного. Христианский идеал – это победа духа над телом, аскетизм. Говоря об отличиях античного и средневекового идеалов следует обратить внимание и на такой момент. Античный идеал – гармоничная личность – был вполне осуществим, достижим, реален. Средневековый идеал, подобно горизонту, был недостижим.
Особый культурный пласт
в эпоху средневековья
Однако, так же, как в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. Разные культуры ценились по-разному. На первом месте была религиозная, церковная культура. Придворная, рыцарская культура признавалась необходимой, но менее ценной. Языческая народная культура рассматривалась как греховная, низменная. В средневековье религиозная культура подчиняла себе все виды светской культуры. [5]
Если для античности характерен был космоцентризм во взглядах на культуру, то с точки зрения христианства весь мир делится на «божье творение» и ту часть, где временно господствуют силы тьмы, ада, зла. Культура отождествляется с миром Бога, «не культура» – с тем, что ведёт к нечистой силе, сатане.