Становление понятия "Культура"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 16:29, реферат

Описание работы

Культура (от латинского cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях. Часто в различных контекстах понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. [9]

Файлы: 1 файл

реферат_нов.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО автономного ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
В Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

 

на тему: «СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» ОТ АНТИЧНОСТИ ДО XX ВЕКА»

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель                                                                                 М.А. Муратова           Студент, гр. ЭМ219ЖЗ                                                                   Д.Ю. Гришаев                                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Железногорск 2010

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Настоящая работа посвящена исследованию процесса становления понятия «культура» от античности до XX века.

Культура (от латинского cultura) – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Понятие культура существует практически во всех языках и употребляется в самых разных ситуациях. Часто в различных контекстах понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых. [9]

Цель настоящей работы – проследить трансформацию понятия «культура» с XI в. до н.э. и до современного этапа.

Для достижения поставленной цели автором настоящей работы была предпринята попытка решить следующие  задачи:

    • проанализировать понимание культуры человечеством в эпоху античности;
    • рассмотреть особенности термина «культура» в средневековье;
    • описать эволюцию концепта «культура» в понимании мыслителей эпохи нового времени;
    • выявить основные черты, характерные для понятия «культура» в России эпохи новейшего времени;
    • кратко охарактеризовать термин «культура» в России конца XX в. и сегодняшнего дня.

Культурные процессы представляют собой сложные и  многоплановые явления. Так как  они могут быть исследованы различными методами, а значит истолкованы и  поняты по-разному, существует не одна, а множество концепций культуры, каждая из которых по-своему объясняет и систематизирует культурные процессы. [9]

1.ТЕРМИН «КУЛЬТУРА» В АНТИЧНОСТИ

 

Хронологические рамки античного периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, однако они в значительной мере совпадают со временем существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V н.э. – гибели римской империи под ударами варваров.

Термин cultura впервые фиксируется также у целого ряда римских авторов (Цицерона, Лукреция, Варрона, Квинтилиана, Горация). Словари классической латыни обычно выделяют следующие его значения: возделывание, обрабатывание, разведение; земледелие, сельское хозяйство; воспитание, образование, развитие; поклонение, почитание. [8]

Античная Греция стала колыбелью европейской цивилизации и культуры. В Древней Греции были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Именно здесь впервые появился сам термин «культура». В переводе с латинского он означал уход, улучшение, обработку, возделывание, усовершенствование. Первоначально это понятие означало целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу: возделывание почвы, обработку земли, земледельческий труд. Таким образом, в своем первом значении термин «культура» был близок к современному слову «агрокультура». Со временем его смысл расширяется, поскольку процесс культурного преобразования стал связываться не только с природой, но и с человеком, его внутренним миром. Под культурой стало пониматься воспитание, образование, совершенствование человека, его способностей, знаний, умений, навыков. Средства такого совершенствования античные мыслители видели, прежде всего, в философии, науке и искусстве. [5]

Следует отметить, что  древние греки термин «культура» не применяли. У них был в чем-то сходный термин – «пайдейя». Им древние греки обозначали воспитанность, образованность человека. Средоточием образованности считался город. В связи с этим горожанин как человек культурный противопоставлялся жителю деревни. Если первый был, согласно представлениям греков, носителем образованности и культуры, то последний ассоциировался у них с невежеством и дикостью, то есть с отсутствием культуры. Следует заметить, что ценностная координата «культура-отсутствие культуры» в древней римской истории была перенесена в иную плоскость – «римлянин – неримлянин».

Древние греки использовали и такой термин, как «калогатия». Он выражал такой аспект культурного начала в человеке, как гармонию физической и духовной красоты. [6]

Впервые слово, схожее со словом «культура» встречается в произведениях Марка Порция Катона (234-149 гг. до н. э.), известного политика и публициста. У Катона речь идёт об уходе за участком. Катон считал, что возделывание почвы невозможно без особого отношения хлебопашца к своему труду, участку земли. Это отношение коренится в духовном подъеме, в особом интересе человека к своему участку, что и обеспечивает должный уход, «возделывание почвы».

Таким образом, слово  «культура» применялось для характеристики человека, то есть оно появляется как элемент «культурной антропологии». Далее, это – материальное отношение, которое существует объективно, как объективная реальность, и оказывает материальное же воздействие – изменяя почву, создавая более высокий урожай. Но это материальное, объективно существующее отношение осознается и проявляется в «интересах» человека, его «душевном подъеме», следовательно, имеет духовную форму своего проявления. Позднее термин «культура» потерял своё материальное содержание. Он стал метафизически соотноситься с «разумностью», духовностью человека, применяться для характеристики сознания человека.

Очень скоро обнаруживается новый смысл слова «культура». Культурный человек всем обязан воспитанию. Воспитание, обучение необходимо, так как человек живет в городе – полисе (греч.) или цивитас (городская община в Древнем Риме). Пока человек жил в деревне, ему хватало семейного воспитания или тех знаний, которые передаются уличным общением. А вот жизнь в полисе, в цивитас сложнее, организованнее, противоречивее. Здесь уже необходима специальная система обучения: школа, «институт». Таким образом, «культура» – это то, что отличает человека образованного, воспитанного от необразованного, необученного. [9]

Центральное положение  воспитания в античной культуре было безусловным. Именно воспитание отличает человека от животного, эллина от варвара, свободного от раба, философа от черни, был убежден на рубеже III-V вв. Ямвлих.

Другая тема, на которой следует остановить внимание, – феномен эллинистической учености, который действительно несводим к традиционной «воспитательной» модели. Для античности это период эллинизма, века, начавшиеся после смерти Аристотеля и Александра Великого. Века «учености», свободно апеллирующей к различным «составляющим» античной традиции. Проявлением традиции учености была утрата эллинистической культурой того характера великой целостности, который она имела у досократиков, Платона, Аристотеля. И если III в. до н. э. – это эпоха, когда каждая из философских школ еще пытается утвердить свою особость, выработать собственную систему аргументации, то со II в. до н. э. начинается процесс заимствований фразеологии, терминов, примеров, речений, в конечном итоге – концепций. Заимствование происходило вполне естественным образом – как стремление проиллюстрировать свою концепцию иным языком, через новые образы и терминологию.[7]

В понятии «культура», восходящем к римской античности, обычно подчеркивается фиксируемое им отличие «человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни». Культура – это и возделывание поля, обработка сада и уход за растениями и животными, т. е. земледелие и сельское хозяйство. Наиболее же привычное для нас значение «культуры» как воспитания и образования в этом контексте воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

Между тем в этом случае контекст (а значит, и базовые  значения) понятия «культура» невольно искажается. Не принимается в расчет еще одно важное обстоятельство: «культура» – это поклонение, почитание, почет, культ. И прежде всего религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: он встречался с ними в поле и в роще, в зелени деревьев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан.

Но уже в эпоху  эллинизма, с потерей античным полисом  своей прежней самостоятельности, стали разрушаться идеалы греческой «пайдейи». Прервалась связь времен, общество перестало нуждаться в гражданах: город входил в необъятную империю, и от человека требовались не гражданская смелость в принятии решений и полисные добродетели умеренности и справедливости, а способность «прожить незаметно», сохранить себя. В этой ситуации социальной и политической нестабильности плохими помощниками оказались отечественные боги. Греки привыкли к тому, что боги переменчивы в своих настроениях и завистливы к человеку, и потому привыкли надеяться на свои силы и разум. С этим же было связано циклическое переживание времени, неприязнь к непостижимому (тайне) и осуждение человеческой слабости. Вследствие прогрессирующей дисгармонии между человеком и социумом, разрушения полиса прежние ценности гражданской добродетели оказались несовместимыми с новыми космически-имперскими ориентациями. «Отдельная личность не может противостоять общей необходимости мирового порядка, включающей в себя необходимость также и всех человеческих действий». Возникла потребность в чуде, духовном абсолюте как средстве выражения осознаваемой человеком зависимости от неуправляемых и неподвластных ему социальных процессов.[10]

2. ПОНИМАНИЕ КУЛЬТУРЫ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

В конце 5 в.н.э. культура античности разлагается частично под влиянием внутренних факторов. Частично она разрушается под ударами «варваров» – народов, еще не достигших стадии цивилизации. На место огромной, охватывавшей почти всю Европу, часть Азии и Африки Римской империи приходят племена со своими представлениями о культуре человека и общества. Частично они заимствуют культуру античности – например, язык, религию, систему римского права, но большей частью разрушают ее.

Христианство возникает в начале 1 в.н.э. в одной из римских провинций – Палестине. Христианство появляется как движение, оппозиционное официальному Риму, как религия бесправных, угнетенных народов Римской империи, прежде всего римских провинций. Оно давало иллюзорное утешение – надежду на лучшее будущее в посмертной жизни. В ранних христианских общинах были сильны демократические тенденции, идеи братства, равенства, справедливости, осуждение богатства.

Изменения в реальной жизни и мировоззрении людей  в эпоху средневековья приводят к формированию новых представлений  о культуре.

В средние века формируется теологическая концепция культуры, согласно которой бог выступает центром мироздания, его активным, творческим началом, источником и причиной всего существующего (греч. theos – бог).

Важное место в теологической  концепции занимает идея провиденциализма (лат. providentia – провидение). Провиденциализм – это такое понимание мира, согласно которому ход мировой истории и жизни человека определяется божественным провидением.

Таким образом, в христианской идеологии место человека занимает бог – творец, место понятия «культура», столь ценимого в античности, занимает понятие «культ».

В христианстве формируется  иное понимание человека по сравнению  с античным. Античный идеал – это гармония духа и тела, физического и духовного. Христианский идеал – это победа духа над телом, аскетизм. Говоря об отличиях античного и средневекового идеалов следует обратить внимание и на такой момент. Античный идеал – гармоничная личность – был вполне осуществим, достижим, реален. Средневековый идеал, подобно горизонту, был недостижим.

Особый культурный пласт  в эпоху средневековья представляла языческая народная культура. Она  противостояла официальной культуре и вырабатывала свой взгляд на мир, отражавший тесную связь человека с природой.

Однако, так же, как  в обществе, в культуре существовала иерархия ценностей. Разные культуры ценились по-разному. На первом месте была религиозная, церковная культура. Придворная, рыцарская культура признавалась необходимой, но менее ценной. Языческая народная культура рассматривалась как греховная, низменная. В средневековье религиозная культура подчиняла себе все виды светской культуры. [5]

Если для античности характерен был космоцентризм во взглядах на культуру, то с точки  зрения христианства весь мир делится на «божье творение» и ту часть, где временно господствуют силы тьмы, ада, зла. Культура отождествляется с миром Бога, «не культура» – с тем, что ведёт к нечистой силе, сатане.

Информация о работе Становление понятия "Культура"