Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:19, контрольная работа
Особенности этногенеза славянских народов.
Динамика славянского мировосприятия: мифология и этапы язычества.
Специфические черты древнерусской культуры.
Дисциплина « Культурология»
Тема: « Становление славянской и древнерусской культуры»
План
Этногенез славян - процесс
выделения славянской общности из индоевропейских
племен. Включает как начальные
этапы возникновения, так и дальнейшее
формирование его этнографических,
лингвистических и
Этнографические особенности – особенности славян, их происхождения, состава, расселения, культурно-бытовые особенности, а так же материальной и духовной культур.
Существует несколько версий прародины и этногенеза славян, которые предлагались и предлагаются учеными прошлых и наших лет. Но при этом все эти теории за основу берут «Повесть временных лет». Нестор - первый кто попытался раскрыть вопрос происхождения славян. Он определил территорию происхождения славян, в том числе земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Славяне не были исконными жителями своей земли (речь идет о миграции), именно с Дуная (самая длинная река на территории Европейского Союза, вторая по протяженности река в Европе (после Волги)) начался процесс их расселения.
От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни, придя, сели на реке по имени Морава и прозвались морава, а другие прозвались чехи. Ещё славяне: белые хорваты, и сербы, и хорутане. Когда волохи напали на славян дунайских и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли поляки, другие ляхи - лутичи, иные - мазовшане, иные – поморяне.
Как славяне расселились по Русской равнине, Нестор связывает с первичным расселением славян из Придунавья. Так же и эти славяне и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке впадающей в Двину, по имени Полота, от неё получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, назывались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошёлся народ, а по имени его и грамота назвалась "славянская".
От полочан произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, их же город Смоленск: именно там сидят кривичи. От них же происходят северяне.
Поляне же живущие сами по себе, как уже говорилось, были из словенского рода и только после назвались полянами; древляне произошли от тех же славян и так же не сразу назвались древлянами, радимичи же и вятичи - от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов - Радим, а другой Вятко; и пришли и сели; Радим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим на Оке, от него получили своё название вятичи. И жили между собою в мире поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи и хорваты. Дулебы же жили по Бугу, где ныне волыняне, а уличи и тиверцы сидели по Днестру и соседили с Дунаем.
Часть советских ученых склонялась к «дунайскому» происхождению славян, но большинство придерживалось той версии, что прародина славян находилась гораздо севернее. При этом они расходились во мнении и об этногенезе славян, и о том, где славяне сформировались в единую этническую общность – в Среднем Поднепровье и по Припяти, или в междуречье Вислы и Одера.
Уже в V в. до н.э. появляются сведения о древних славянах у древнегреческого историка Геродота. Другие античные авторы – Полибий (III-II вв. до н.э.), Тит Ливии (I в. до н.э. – I в. н.э.), Страбон (I в. н.э.), Тацит (ок. 58 – ок. 117) приводят сведения о славянах под названием венедов (венетов), которые жили среди скифских и сарматских племен где-то на Висле. Более подробные сведения о славянах появляются у византийского историка Прокопия Кессарийского (ок. 500 – после 565) и готского историка Иордана (Иорданеса) (VI в).
Об их политическом устройстве Прокопий Кессарийский пишет: «Эти племена славян и антов не управляются одним человеком, но издревле живут народовластием и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща. Они считают, что один только бог, творец великий, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Живут они в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга, и все они, по большей части, меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают. Иные не носят ни рубашек [хитонов], ни плащей, а одни только штаны... и в таком виде идут в сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык довольно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Образ жизни у них грубый, без всяких удобств; вечно они покрыты грязью».
Византийский писатель VI века Маврикий пишет о славянах в книге «Стратегия», откуда и взят приводимый ниже отрывок:
«Племена славян и антов живут вместе, и жизнь их одинакова: они живут свободно, и не дают никому поработить себя или подчинить. Их весьма много в их стране, и они очень выносливы, выносят легко и зной и стужу, и дождь, и нищету. К тем, кто приходит к ним и пользуется их гостеприимством, они относятся ласково и приятельски, радушно встречают их и провожают. Если будет гостю какой-нибудь вред по вине хозяина, по его нерадивости,— тот, кто ему доверил гостя, поднимает против него войну. Женщины их разумны больше, чем свойственно человеческой природе: многие из них признают смерть своих мужей как бы концом собственной жизни и сами, по доброй воле, дают себя удавить, не считая жизнью пребывание во вдовстве. Все, что им необходимо для жизни, закапывают они в землю в потайных местах, скрывая от глаз все, что только приобретают, и жизнь ведут разбойническую. Отлично умеют они переправляться через реки и могут подолгу оставаться в воде. В случае опасности они покидают свои жилища и погружаются в глубину воды, держа во рту длинные полые внутри стволы тростника, приготовленные нарочно для этой цели. Все мужчины вооружены у них небольшими дротиками, по два на каждого, а у некоторых сверх того прекрасные щиты, только чересчур тяжелые. Есть у них и деревянные луки, и стрелы, намазанные ядом. У них нет общей власти, они вечно во вражде друг с другом…»
«Дунайской» или «балканской» версии прародины славян придерживался русский историк С.М. Соловьев. Ученик Сергея Михайловича – историк В.О. Ключевский также признавал «дунайскую» версию прародины славян. Но он внес в нее свои уточнения; прежде, чем восточные славяне с Дуная попали на Днепр, они около 500 лет пребывали в предгорьях Карпат. По Ключевскому, только с VII в. восточные славяне постепенно расселились на современной Русской равнине.
Археолог и историк академик Б.А. Рыбаков на основании новейших археологических данных попытался объединить версии возможной прародины славян и их этногенеза. По его мнению, праславяне занимали широкую полосу Центральной и Восточной Европы: с севера на юг шириной около 400 км, а с запада на восток протяженностью около 1,5 тыс. км. Западную ее половину с юга ограничивали европейские горы – Судеты, Татры, Карпаты, а на севере земли праславян доходили почти до Балтийского моря. Восточную же половину праславянской земли ограничивала с севера река Припять, а с юга верховье рек Днестра и Южного Буга и бассейн реки Роси, впадающей в Днепр.
Так же Борис Александрович
считает, что славяне принадлежат
к древнему индоевропейскому единству,
в которое входят такие народы,
как германские, иранские, кельтские,
индийские, греческие и др. Центром
первоначального
Суммируя итоги
Таким образом, археологические
данные указывают на некоторые славянские
ареалы, однако указания эти не имеют
бесспорного характера и
Н.М. Карамзин, ссылаясь на «Повесть временных лет», в «Истории государства Российского» пишет:
«Многие славяне, единоплеменные с ляхами, обитавшими на берегах Вислы, поселились на Днепре в Киевской губернии и назывались полянами от чистых полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем ляхов, основателей государства польского. От сего же племени славян были два брата, Радим и Вятко, главами радимичей и вятичей: первый избрал себе жилище на берегах Сожа, в Могилевской губернии, а второй на Оке, в Калужской, Тульской или Орловской. Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской губернии; дулебы и бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; лутичи и тиверцы по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; белые хорваты в окрестностях гор Карпатских северяне, соседы полян, на берегах Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и Полтавской губернии; в Минской и Витебской, между Припятью и Двиною Западною, дреговичи; в Витебской, Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги, кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые славяне, которые после Рождества Христова основали Новгород».
На время эпохи средневековья выделились следующие племена восточных славян:
• кривичи;
• словене новгородские;
• вятичи;
• радимичи;
• дреговичи;
• северяне;
• поляне;
• тиверцы;
• уличи;
• древляне.
Расселение славян в Восточную Европу осуществлялось из Центральной Европы. Здесь были представлены долихокраные (европеидные с высоким и широким лицом) , относительно широколицые южные формы. Первые больше проявляются в племенах, связанных с генезисом белорусов и русских, вторые — украинцев.
Славянская мифология и религия формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией соседних народов. Поэтому, естественно, в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы, как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Мокошь), солнечное божество (Дажьбог), и некоторые другие.
Их верования уходят корнями
в воззрения древних
За это время их воззрения
претерпели существенные изменения. По
мнению наиболее выдающегося исследователя
славянского язычества, академика
Б.А. Рыбакова, последующие взгляды,
сюжеты и мифы не стирали предыдущие,
а наслаивались на них и продолжали
сосуществовать с ними. Таким образом,
даже в эпоху наиболее развитых мифологических
представлений в народном сознании
сохранялась память о самых архаических
пластах верований своих
В настоящее время широкое
распространение получила идея, согласно
которой поединок Перуна со змеем
представляет собой славянский вариант
главного индоевропейского мифа о борьбе
небесного всадника-богатыря со змеевидным
врагом. Действительно, изображения
всадника, копьем поражающего змея,
мы можем встретить в Европе повсюду
- этот миф был ассимилирован
Информация о работе Становление славянской и древнерусской культуры