Становление славянской и древнерусской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

Особенности этногенеза славянских народов.
Динамика славянского мировосприятия: мифология и этапы язычества.
Специфические черты древнерусской культуры.

Файлы: 1 файл

для сайта.docx

— 454.26 Кб (Скачать файл)

На определенном этапе  становления древней славянской религии важнейшую роль играл  бог Сварог, хозяин Неба, покровитель ремесел. Имя его носит общей для индоевропейских народов характер и связана с индийским словом "сварга" - Небо.

Кроме персонажей высшей мифологии (богов и богинь) славяне населяли также свой мир и менее значительными  существами: русалками (духами природы, первоначально жившими повсюду: в лесах, лугах, долинах, а не только в воде), лешими, водяными, домовыми, овинниками, банниками и целым  сонмом других мелких божков и духов, память о которых не дошла до наших  времен.

 

 

 

 

Расставим этапы славянского  язычества, как они обрисованы в  «Слове об идолах», в хронологическом порядке:

1. Славяне первоначально  «клали требы упырям и берегыням».

2. Под влиянием средиземноморских  культов славяне «начали трапезу  ставши Роду и рожаницам».

3. Выдвинулся культ Перуна (возглавившего список других  богов).

4. По принятии христианства  «Перуна отринута», но «отай».

 

 

  1. Специфические черты древнерусской культуры.

Само содержание древнерусской  культуры, характер и направление  ее развития, выдающиеся памятники  искусства дают основание сделать  вывод, что по своим типологическим чертам она существенно отличалась от культур раннефеодальных европейских цивилизаций. Мы можем вполне обоснованно говорить о ее типологических особенностях, определивших развитие русской культуры на всем протяжении ее истории. Первой такой особенностью стала бинарность (представлено элементами двух) культуры, отчетливо проявляющаяся и в художественной культуре Руси. В древнерусской культуре она воплотилась в феномене двоеверия — в сочетании старого и нового, языческого и христианского начал, в синтезе, давшем взлет всех видов искусств, поднявшем художественную культуру Древней Руси на гораздо более высокую ступень. При этом полного отказа от прежних ценностей языческой культуры не произошло. Расставание с языческими капищами (что произошло не очень легко) и восприятие идущих из Византии духовных ценностей русской культуры происходило без излишней теософичности и рационалистичности, с сохранением жизнеутверждающего духа народной языческой культуры. Язычество как культ, как религия постоянно изживалось, но его главные ценности — чувство единения с природой, поэтика природы и художественного творчества — сохранились и стали основой для всего последующего развития художественной культуры.

Второй особенностью древнерусской  культуры стала ее анонимность, соборность. Вместе с христианизацией на Русь пришла линеарная концепция истории, что позволило рассматривать Русь как составную часть всемирной истории. Соответственно вступление Руси в осевое время мировой истории означало, что все исторические события обретают свой неповторимый смысл, ход времени получает в сознании людей определенную направленность и начинает осознаваться как история, усиливается роль рациональности и появляется философское мышление, религия наполняется этическим смыслом, вокруг нравственных оценок жизни начинается духовная борьба. Но, вступая в осевое время, древнерусская культура не обретала ярких индивидуальностей ни в поэзии, ни в философии, ни в искусстве. Не случайно мы не знаем автора «Слова о полку Игореве», так же обстоит дело с авторством многих древнерусских храмов и икон — зодчими и иконописцами. В древнерусской культуре сильно приглушено авторское начало, но при этом она поражает своей монументальностью и величием целого. Это начало, подразумевающее личную точку зрения автора, субъективную оценку, представление об авторской собственности, появляется лишь в XVII в. Причиной этого можно считать, что Русь включилась в осевое время лишь внешне, а не внутренне. Поэтому древнерусская культура не знает «единичного человека», а стремление людей к спасению связано с внеличными путями. Анонимность древнерусской культуры неразрывно связана с ее каноничностью, господством внеличностных форм и стилей. Именно через канонические нормы, правила, традиции, жестко зафиксированные во всех сферах художественной культуры, полнее всего выражалось ее соборное начало. Повторяемость приемов, заимствование из одного произведения в другое, устойчивость форм и ситуаций, каноничность идеализированных героев и сюжетов, абстрагирование от конкретных деталей были призваны продемонстрировать вечность и неизменность происходящего и изображаемого. Поэтому творения художников того времени, часто оставаясь безымянными, пережили века.

В-третьих, среди важнейших  особенностей древнерусской культуры следует отметить приоритет искусства  по сравнению с другими сферами  культуры и иными способами познания мира. Прежде всего это касается философии, которая из трех возможных  форм (нравственно-практического, или  сократовского метода, аристотелевского метода логического анализа и  метода художественного творчества) предпочитала первый и третий. Судя по всему, это было связано с анонимностью древнерусской культуры. Ведь для  познания необходима личностная активность и ощущение ценности нового знания, потребность в индивидуальном поиске нового; для понимания же Достаточно приобщения к общей истине, приложения ее к собственной жизни и добровольного подчинения общепризнанным нормам и традициям. Отсюда приоритет эмоционально-чувственного переживания над интеллектом и логикой. Поэтому на Руси так высоко ценились подвижники духа, своей жизнью демонстрировавшие идеалы нравственной философии. С этим связан и высокий статус юродства на Руси, вполне сравнимого с античным кинизмом. На этой основе вырастает высокий статус художественного творчества, которое вполне может быть названо «умозрением в красках».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Список литературы.

  1. «Повести временных лет» // Повесть временных лет 1950г Ч 1. Текст и перевод
  2. Супрун А.Е. «Введение в славянскую филологию» 1989г.
  3. Кобычев В.П. «В поисках прародины славян» 1973г.
  4. Гумилев Л.Н. «Древняя Русь и великая степь» 1993г.
  5. Радугин А.А. «Культурология» 1998г.
  6. Щапов Я. Н. «Государство и церковь Древней Руси X—XIII вв.» 1989г.
  7. Орлов А. С. « История России» 1997г.
  8. Алексеева Т. И. «Антропологический состав восточнославянских народов и проблема их происхождения» 1974г.
  9. Алексеев В. П. «Происхождение народов Восточной Европы» 1999г.
  10. Сахаров А. Н. «История России с древнейших времен до конца XVII века» 1995г.

Информация о работе Становление славянской и древнерусской культуры