Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:06, реферат
Для Xейзинге характерен интерес к переломным, «зрелым и надламывающимся» эпохам, когда традиции вступают в диалог с обновляющими тенденциями в развитии культуры, причем в большей степени Xейзинге привлекает тезис о культуре умирающей, чем о зарождающейся или цветущей: средневековье как гармоничная целостность для него не провозвестие грядущего, а отмирание уходящего в прошлое, в Ренессансе же он вовсе не видит единого периода, ядра культурной эпохи.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Степень разработанности игровой концепции культуры. Основные тезисы концепции……………………………………………………………………………5
2.Определение игровых элементов культуры……………………………………..7
3. Игра и состязание как функции формирования культуры……………………11
Заключение………………………………………………………………………….15
Библиографический список………………………………………………………..17
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Степень разработанности
игровой концепции культуры. Основные
тезисы концепции……………………………………
2.Определение
игровых элементов культуры…………
3. Игра и состязание как функции формирования культуры……………………11
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………………..
Введение
В своей «игровой концепции культуры, сформулированной в книге «Человек играющий» (1938), Йохан Хейзинге исходит из мысли, что взаимосвязь игры и культуры нужно искать в высших формах социальной игры, там, где она проходит в упорядоченных действиях группы или сообщества, или двух групп, противостоящих друг другу.
Йохан Хейзинге выдвигает на первый план понятия культуры и личности, представление о целостности той или иной эпохи, тезис о присущем ей особом культурном языке, идеал единства и духовной наполненности человеческой культуры.
Парадокс его методологии заключается в том, что Xейзинге подчеркнуто неметодологичен, он как бы прислушивается к голосу самой Истории, почти не интересуясь методологическими проблемами своей науки; не достигая целостности, полноты, системности в своей работе историка, он отрицает исторический фатализм, а вместе с тем и вообще познаваемость и возможность исторических законов.
И в то же время в работах
Xейзинге четко прослеживается
неумолимая логика историко-
Для Xейзинге характерен
Возможно, проблема заключается
всего лишь в произвольности
выбора определенной точки
Основные тезисы концепции
В своем фундаментальном труде «Homo Ludens. Опыт исследования игрового элемента в культуре» Й. Хейзинге предложил переосмыслить понятие культуры, исходя из наличия игрового элемента в культурной жизни. Интерес к игре не случаен в культурфилософии ХХ века — это своеобразная форма самосознания эпохи, когда в самой жизни необычайно возрастает спрос на игру (спорт, викторины, кроссворды и т. д.), что является попыткой уйти от крайней политизации и идеологизации жизни.
Тема игры воодушевила также
испанского философа Х. Ортегу-
Ортегу по праву называют теоретиком элиты. Свои социологические идеи он достаточно определенно выразил в небольшой по объему, но широко известной книге «Дегуманизация искусства». Он склонен считать, что существуют две разновидности рода человеческого: «народ», или масса, являющаяся «косной материей исторического процесса»; элита - особо одаренное меньшинство, творцы подлинной культуры. Предназначение «лучших» - быть в меньшинстве и сражаться с большинством. В течение полутора веков серая толпа претендовала на то, чтобы представлять «все общество».
С этим Ортега связывает все
недуги Европы. По его убеждению,
близится время, когда
Среди теоретиков игровой
Роман Гессе сосредоточен на решении трех основных задач:
1) глобальная критика
2) актуализация классического
3) постановка проблемы
Во введении в историю книги Гессе объясняет свою позицию: нет ничего, что меньше поддавалось бы слову и одновременно больше нуждалось бы в том, чтобы людям открывали на это глаза, чем кое-какие вещи, существование которых нельзя ни доказать, ни счесть вероятными, но которые именно благодаря тому, что благочестивые и добросовестные люди относятся к ним как к чему-то действительно существующему, чуть-чуть приближаются к возможности существовать и рождаться. Роман воспринимается как предупреждение писателя о грозящей гибели великой гуманистической культуры.
Концепции игровой природы культуры придерживался и феноменолог Е. Финк, для которого игра, наряду со смертью, господством и любовью является изначальным феноменом человеческого существования.
2. Определение игровых элементов культуры
Если концепция Хейзинга и не перечеркивает значение труда как культурообразующего фактора истории, то, во всяком случае, бросает ему вызов. Игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру - таков лейтмотив концепции Хейзинге.
Он называет игрой врожденную н
Сущность игры, согласно Хейзинге, в целом сводится к двум главным аспектам:
1) игра –
это борьба за что-то, прежде
всего – ради какого-то
2) игра представляет собой показ чего-то (например, силы или умений)
Впрочем, игра не является
Хейзинге выделяет семь важных признаков игры.
1. Отличительный признак игры состоит в ее замкнутости, ограниченности. Ее течение и смысл заключены в ней самой.
2. Игра представляет собой свободное действие, поскольку игра по принуждению не может оставаться игрой.
3. Игра устанавливает
порядок. Игра создает особый
мир, который существует
4. Игра характеризуется
напряжением. Именно
5. Каждая игра
имеет свои собственные
6. Играющие создают новое сообщество – группу, которая сохраняет свой состав и после того, как игра закончилась. Следовательно, игра – это способ интеграции людей в коллективе.
7. Еще одна особенность игры состоит в таинственности. Хейзинге указывает на игры первобытных народов, например, обряд инициации, окруженный таинственностью, недопущением женщин к участию в них и т.д.
Свой интерес к человеку
Игра в концепции Хейзинге - это культурно-историческая универсалия. Как общественный импульс, более старый, чем сама культура, игра издревле заполняла жизнь и, подобно дрожжам, заставляла расти формы архаической культуры. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивал играючи с уровня материального на уровень мысли. Культ перерос в священную игру. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных соревнованиях.
Право выделилось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Хейзинге убежден, что культура в ее древнейших формах «играется». «Она происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, - пишет автор, - она развивается в игре и как игра». «Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре».
Обзор истории культуры, ее различных
эпох приводит ученого к
Бесспорное достоинство и
Автор предупреждает о порче, разрушении культуры, уходящей от своих истоков. Игра, наполненная эстетическими моментами, «проигрывающая» и творящая духовные ценности, - ранее культуросозидающий фактор, - ныне переродилась в суррогат игровой деятельности - в спорт. Он превратился в научно-технически организованный азарт. Из единства духовного и физического он сохранил низменную физическую сторону. Культурная игра - игра общественная и общедоступная. Чем больше в ней участников и меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности.
Духовное
напряжение культурной игры, по
мнению Хейзинге, утратило даже
искусство. В искусстве
Анализ современного сознания автор «Homo ludens» сопровождает понятием «пуелиризм» - понятием, которое передает наивность и ребячество одновременно. Пуелиризм противоположен игровому сознанию, он несет в себе несамостоятельность, грубость и нетерпимость юношества. В основе пуелиризма - путаница игры и серьезного. Работа, долг, жизнь не воспринимаются современным человеком серьезно, и, наоборот, игровая деятельность приобретает серьезный характер.
Политические речи ведущих
Ранние эпохи не исключают
подобных явлений, но там нет
массовости и жестокости, с которой
они проявляются в публичной
жизни сегодня. В пуелиризации
культуры сыграло роковую роль
вступление полуграмотной
Путь преобразования культуры
ученый видит в
Информация о работе Степень разработанности игровой концепции культуры. Основные тезисы концепции