Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:06, реферат
Для Xейзинге характерен интерес к переломным, «зрелым и надламывающимся» эпохам, когда традиции вступают в диалог с обновляющими тенденциями в развитии культуры, причем в большей степени Xейзинге привлекает тезис о культуре умирающей, чем о зарождающейся или цветущей: средневековье как гармоничная целостность для него не провозвестие грядущего, а отмирание уходящего в прошлое, в Ренессансе же он вовсе не видит единого периода, ядра культурной эпохи.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Степень разработанности игровой концепции культуры. Основные тезисы концепции……………………………………………………………………………5
2.Определение игровых элементов культуры……………………………………..7
3. Игра и состязание как функции формирования культуры……………………11
Заключение………………………………………………………………………….15
Библиографический список………………………………………………………..17
Концепция «культуры-игры»
Условность игры как таковой
подчеркивает релятивность
Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором. Подлинная культура требует «благородной игры». В этой идее достоинство гуманиста Хейзинге, выступающего против произвола и варварства, но в то же время и основное противоречие заявленной темы, в которой проблема серьезного и игрового запутана в коловращении понятий.
Ведь сама по себе игра ни добра, ни дурна. И если человек оказывается в ситуации морального выбора, Хейзинге предписывает ему решение, достойное кантовского категорического императива. Нравственная совесть представляет мерило человеческого поступка.
Особенности стиля «Человека играющего» исключают разработку строго научной концепции. Идея «культуры-игры», по преимуществу, обладает свойствами плодотворного научного мифа, позволяющего глубже понять специфику современных духовных процессов путем постижения фундаментальных основ культурной традиции.
3. Игра и состязание как функции формирования культуры
Игра — разновидность
Современный интерес к
Игра — многогранное понятие,
обозначающее как особый
Высшая ценность игры — не
в результате, а в самом игровом
процессе. В любой разновидности
игры присутствуют в различном
соотношении два первоначала.
Первое из них связано с
острыми эмоциональными
Система правил создает специфическое игровое пространство, моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. В процессе игры возникают «иные миры», лишающие ореола сакральности наличное положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе игры) с их ироническим, «игровым» переосмыслением.
В системе культуры игра
Игра имеет немалую ценность
и в качестве элемента
Любая инновация в культуре первоначально возникает как своеобразная игра смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. Игра умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны как вторжение реальности в мир грез, подменяющее «магическую реальность» примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями.
Произвол воображения,
Согласно Хейзинге, к игре можно
свести и такие явления
Философия. Она представляет собой не что иное как состязания в знаниях и мудрости. Вопросы, которые жрецы по очереди или по вызову задают друг другу во время жертвоприношения, в полном смысле слова, загадки, по форме и направленности совершенно подобные загадкам, которые задают при совместной игре. Для раннего человека что-то мочь или сметь – означает власть, а что-то знать – волшебную власть. Для него всякое определенное сведение священно, это есть тайное и колдовское знание. Человеческие знания – это в первую очередь знания о священном. Особенно ярко эта функция сакрального противоборства в загадывании загадок видна в ведической традиции. В мудрости упражняются, как в священных искусных ремеслах. Философия возникает здесь в форме игры.
Поэзия. Она представляет собой особую игру в силу того, что она подчиняется правилами, отличным от тех правил, по которым живет мир, она создает новые связи, которые недоступны для логики. Поэзия существует в особом собственном мире. Он отмечает, что поэзия никогда не была серьезной, она находится по ту сторону серьезного. В поэзии очень много от мышления детей, она существует в царстве грез, восторга, опьянения, смеха. Чтобы понять поэзию, нужно обладать душою ребенка.
Искусство. Все, что относится к музыке, так или иначе связано с игрой. То же касается и искусства танца. Хейзинге указывает, что танец представляет собой игру в полном смысле слова. При этом он отмечает, что связь между танцем и игрой настолько понятна и очевидна, что не требует особо тщательного рассмотрения.
Суд. Правовая практика, судопроизводство,
независимо от того, какие идеалы
положены в основание права, -
носит в высшей степени
Война. Взаимосвязь игры и
Заключение
Культурологическая позиция
Xейзинге прослеживает роль
Несмотря на то, что ценность работы несколько приглушается неопределенностью ее выводов (Xейзинге вынужден апеллировать к неразрешимой запутанности проблемы серьезного и игры), само выдвижение игры на роль важнейшего элемента человеческой истории сыграло исключительную роль в философии культуры, ибо Xейзинге предопределил одну из ключевых тем современной культурологии, имеющей дело с целым рядом взаимосвязанных понятий — игра, карнавал, смех.
Значение Xейзинге для современной
истории, теории культуры
Библиографический список
1. Культурология: Учебник для студ. техн. вузов (Под ред. Н.Г. Багдасарьян). - М.: Высш. школа, 1999.
2. Кравченко
А.И. Культурология: Учебное
3. Соколов В.А. Культурология. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004 г.
4. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2002 г.
5. Введение в культурологию: Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. - СПб., 2003. - 167 с.
6. Кожурин А.Я. Казнь в контексте игровой концепции культуры. - Игровое пространство культуры. - СПб., Евразия, 2002. - С.257-260.
Информация о работе Степень разработанности игровой концепции культуры. Основные тезисы концепции