Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:18, контрольная работа
В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Взаимосвязь духовной и материальной культуры, их основные
элементы………………………………………………………………………..5
2. Основные блоки структуры культуры: познавательный,
поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический),
информационный и семиотический аспекты культуры…………………...9
3. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая,
экологическая, художественная, нравственная. Время и пространство
в системе культуры…………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список………………………………………......................30
Поведенческий аспект - оценка степени развертывания всех требова-ний законности, реального следования нормам закона всех участников образовательного процесса. Степень соответствия проводимой директором школы политики и управленческой практики требованиям законности и правовым ценностям. Состояние нормотворческой деятельности в школе, развитость органов самоуправления, степень правового информирования школьников и т.п.
Институциональный аспект культуры - понятие, употребляемое в культурологии: аспект связан с организацией процесса созидания культур, ценностей, их воспроизводства, трансляцией.
Институциональная функция культуры заключается в поддержании деятельности социальных общностей, институтов, организаций как основы существования и развития общества.
Институциональный подход берет за основу понятие организации. “Чтобы решить какую-то задачу, достигнуть какой-либо цели, человеческие существа должны организоваться… Организация предполагает некоторую очень определенную схему или структуру, главные факторы которой универсальны”.
Институт предполагает в свою очередь “соглашение по поводу неко-торого множества традиционных ценностей, ради которых человеческие существа соединяются вместе”.
Использование специфики подхода (институционального) к исследо-ванию культуры особенно наглядно прослеживается в определениях, предложенных Б. Малиновским: она определяется в одном случае как “интегральное целое, состоящее из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев”; в другом же случае культура понимается не иначе как “интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов”.
Она интегрирована рядом институциональных признаков: общность крови, кооперация, специализация деятельности, применение власти как механизма политической организации.
Аксиологический подход определяет культуру как совокупность материальных и духовных ценностей.
Социологический подход рассматривает культуру как социальный институт, транслирующий совокупность норм и правил человеческой деятельности.
Семиотический подход представляет культуру как совокупность взаимодействующих социокодов.
Деятельностный подход один из наиболее влиятельных и интеграт-ивных. В нем культура определится как сложная совокупность исторически меняющихся надбиологических программ человеческой деятельности, общения и поведения, ядром которых является социальная информация.
Культура выступает как элемент общественной жизни, непосредст-венно связанный с ее функционированием и развитием. Человеческая эволюция была бы невозможна, если бы человек не воспроизводил себя как биологического индивида, материальное производство, в котором обновляется и совершенствуется искусственная среда, весь социальный мир, в котором он живет.
В органической природе
процессы саморегуляции и
Условием хранения и трансляции этого опыта являются его фиксация в любой знаковой форме (книга, язык, ритуал и т.д.), функционирование его элементов в качестве семиотических систем. Культура предстает как сложно организованный и развивающийся набор таких систем. Именно они определяют содержание того, что человек производит (например, в традиционных обществах ремесленная деятельность всегда подчинялась строгим канонам), как он веселится, как определяет, что «хорошо», а что «плохо», «прилично» или нет и т.д.
Получается, что благоприятное включение человека в производст-венные отношения, другие социальные связи зависит от овладения им социальной информацией, поскольку его биологическая «программа» не имеет сведений о социальном мире. Эта информация аккумулируется с ходом истории в форме определенных надбиологических семиотических программах деятельности, общения и поведения человека. Эти программы обеспечивают конкретно-исторический способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития как общества, так и внутреннего мира самого человека.
Человек не только усваивает эти программы, но и творчески преоб-разует их. Он вырабатывает новые смыслы и значения и воплощает их в новые кодовые системы (например, в новые виды техники). Особенно динамично процесс упразднения старых и выработки новых программ деятельности, общения и поведения происходит в активистской, западной цивилизации, в то время как для традиционного Востока характерно охранительное отношение к старому социальному опыту.
Таким образом, можно сказать, что с одной стороны, семиотические программы имеют, с одной стороны, материальную форму и весь мате-риальный искусственный мир является воплощенной в предметы (звуки, знаки, вещи, технические сооружения, произведения искусств и пр.), то есть «опредмеченной» социальной информацией самого широкого спектра. С другой стороны, он выполняет свои «прямые» функции – резать, веселить, обучать, передавать конкретную информацию и пр. Человек, научаясь использовать предметный мир в процессе социализации, «освобождает» человеческий социальный опыт, переводит его в конкретный опыт.
Наиболее универсальный культурный код – это язык.
Язык – слой культуры, в котором отражена структура бытия (это «дом бытия», по Хайдеггеру). В языке культура накапливается, хранится, передается и трансформируется. С другой стороны, чтобы открыть для себя какую-либо конкретную культуру, понять ее, нужно освоить ее коды, «язык», смысл и значение ее символической организации.
Таким образом, культура представляет собой сложную, иерархически устроенную знаковую структуру, которая осваивается (распредмечивается) человеком в процессе социализации, определяет его деятельность, особенности общения, поведения, затем вновь опредмечивается в предметах, отношениях, связях, т.е. в феноменах социальной жизни.
Культура, будучи своеобразным «генотипом» общества, определяет его строение, функционирование и историческую судьбу (культура выступает «ядром» любой цивилизации, если она деградирует и разрушается, цивилизация погибает). Культура носит открытый характер и отражает те трансформации. которые претерпевает общество. Она не существует вне своего носителя – человека.
Человек – и творец и творение культуры. Человек, осваивая культуру, обретает определенную меру социокультурного содержания, меру “ человеческого в человеке”. В свою очередь, мера развития культуры определяется развитием человека.
Итак, культура с точки зрения функциональной концепции Б. Мали-новского может быть, во-первых, разложена на конкретные институты, интегрированные в единое целое на основе определенных факторов, и, во-вторых, рассматриваться как средство для удовлетворения потребностей человека и достижения его целей.
Культура общества играет важную роль в его функционировании и развитии.
3 Виды культуры: политическая, экономическая, правовая,
экологическая, художественная, нравственная. Время и
пространство в системе культуры
Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жиз-недеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. С начала 80-х годов специфика конкретных проявлений культуры привлекает серьезное внимание исследователей. С этого времени активно разрабатываются такие понятия, как "коммуникативная культура", "культура человеческих отношений", "культура общения", "культура условий труда", "культура рабочего и свободного времени", "культура управления", "информационная культура". Не вдаваясь в анализ имеющихся определений, следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, в которых она закодирована.
У других она предстает как уникальная технология человеческой деятельности. Третьи видят в ней внебиологическую систему адаптации человека. Четвертые - степень свободы в человеческой деятельности. Hаконец, всем чуть ли не со школьной скамьи известно понимание культуры как совокупности созданных человеком материальных и духовных ценностей. Такое многообразие не случайно. Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в каждом из его видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте) культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко определить ракурс рассмотрения.
В отечественной социальной философии пока нет единых общепри-нятых принципов деления культуры по ее видам. Эти принципы довольно расплывчаты и неопределенны, что делает возможным множественность вариантов названной классификации. Часть ученых осуществляет выделение видов культуры сообразно видам человеческой деятельности. И, как один из возможных аспектов рассмотрения, это вполне оправдано. Учитывая явную специфику последних, есть достаточные основания для рассмотрения культуры труда и культуры досуга, культуры экономической и культуры политической, культуры эстетической и культуры нравственной, а также иных видов культуры, связанных со спецификой проявлений тех или иных видов деятельности. Анализу подлежат их содержание, сущность, структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлияния. Hо это лишь один из возможных принципов выделения. И он не единственный.
Виды культуры
В зависимости от сферы проявления, выделяют виды культуры, кото-рые в совокупности составляют культуру народа на данном этапе развития.
Политическая культура
Иногда ее рассматривают как самостоятельное явление, а иногда включают как подвид управленческой культуры. Содержание политической культуры определяется господствующим политическим режимом власти. Если в стране царит тоталитарный режим, то возможен такой вариант:
1) строгая исполнительская культура на всех уровнях (причина - страх перед наказанием, репрессиями), неукоснительное соблюдение дисциплины;
2) крайне бедное содержание
политической культуры в целом,
Итак, характерная черта тоталитарной политической культуры - строгое соблюдение формальных норм при крайне ограниченном наборе неформальных норм, обычаев, традиций. Сильная дисциплина и бедное содержание политической культуры - производные от авторитарного стиля управления и безынициативности подчиненных.
Показателями уровня развития политической культуры в обществе являются наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.
Экономическая культура
Она включает в свой состав культуру производства (в том числе культуру труда), культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда. Когда предприятие выпускает бракованную продукцию, говорят о низкой культуре производства. Когда договаривающиеся стороны не сдерживают слово, подводят друг друга при заключении и реализации сделки, говорят о низкой культуре обмена. Когда интересы потребителя в обществе игнорируют, когда покупатель не может вернуть или обменять в магазине некачественный товар или когда хамят продавцы, говорят о низкой культуре потребления.
Культура управления проявляется в непродуманности законодатель-ных актов, принимаемых парламентом, отсутствии подготовленных прак-тических решений, принимаемых правительством и аппаратом президента, в бездействии системы контроля за принимаемыми решениями.
Авторитарный стиль руководства, пренебрежительное обращение начальников с подчиненными входит в число показателей низкой управ-ленческой культуры на отдельном предприятии.
В социологии менеджмента существует понятие организационной культуры. Она включает совокупность обычаев, традиций, норм и правил поведения, сложившихся в данной организации. Руководитель, как долж-ностное лицо, обязан следить за распределением заданий, организацией труда и трудовой дисциплины, правильным и своевременным распоряжением приказов, повышением производительности труда и т.д.