Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:18, контрольная работа
В культурологии раскрывается процесс развития теоретической мысли о культуре в процессе исторического развития. Освещаются проблемы типологии и составных частей (морфологии) культуры, выясняется соотношение понятий «культура» и «цивилизация», описываются типы цивилизаций.
Введение………………………………………………………………………………3
1. Взаимосвязь духовной и материальной культуры, их основные
элементы………………………………………………………………………..5
2. Основные блоки структуры культуры: познавательный,
поведенческий, институциональный, ценностный (аксиологический),
информационный и семиотический аспекты культуры…………………...9
3. Виды культуры: политическая, экономическая, правовая,
экологическая, художественная, нравственная. Время и пространство
в системе культуры…………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………………….28
Библиографический список………………………………………......................30
Однако подчиненные, имея другие интересами, часто несовпадающие с интересами организации, оказывают возмущающее воздействие на реализацию решений. В результате приказы администрации искажаются. Возникает скрытое и явное сопротивление.
Культура управления определяется в данном случае границами уп-равленческого воздействия, которые составляют всего 61,8%. Столько приказов и распоряжений выполняются, остальные - нет.
Причины - неадекватность служебного поведения руководителей и уклонение от исполнения (в сумме они дают 61% всех неосуществленных решений). Руководители, как оказалось, справляются со своими обязаннос-тями хуже подчиненных. Вина руководителя состоит из:
1) непродуманных заданий;
2) нецелесообразных заданий;
3) непроверяемых заданий;
4) неадресных заданий;
5) постановки нереальных сроков;
6) излишней загрузки исполнителей - и весит в общем объеме 33%.
А "вина исполнителей" (невысокая квалификация, необязательность, скрытое противодействие, неоперативность) - только 28% всех причин неисполнения.
Таким образом, управленческая культура, т.е. особенности поведения руководителей, выступает элементом более широкого понятия органи-зационной культуры, куда можно включить также культуру труда, если понимать под ней совокупность норм и правил поведения исполнителей. С организационной культурой тесно связана профессиональная, которую можно рассматривать самостоятельно либо как часть первой.
Правовая культура
Политическая культура – относительно самостоятельная: сфера куль-туры в целом. Ее понимание чаще всего политологи связывают с совокуп-ностью способов и средств воздействия людей на политические процессы, сознательных установок политического поведения. Структура политической культуры включает в себя такие способы овладения миром политики, как умения, знания, навыки, убеждения, мировоззрение.
Политические ценности
направлены на регулирование социально-
Политической культуре свойственны специфические ценности и нормы. К ним относятся такие, как свобода, демократия, гласность, социальная справедливость, активная гражданская позиция.
Экологическая культура
Экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Здесь необходимо сразу прояснить, что имеется в виду не отношение человека и мира, что предполагает ещё и обратную связь, а только отношение его самого к миру, к живой природе.
Поэтому, в связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо прояснить, какие отношения человека и природы можно считать гар-моничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура так важна особенно сейчас. Также немаловажно заметить, как уровень экологической культуры соотносится с положением дел в мире, в каких корреляционных отношениях он состоит с глобальным экологическим кризисом. Вследствие этого, следует показать, что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от восприятия биосферы.
До появления человека и его деятельного отношения к природе в живом мире господствовали взаимная гармоничная зависимость и связанность, можно сказать, что существовала экологическая гармония. С появлением человека начинается процесс нарушения гармонического равновесия. Осваивая природу в процессе трудовой деятельности, человек не учитывал необходимости уважения закономерностей, господствующих в биосфере и своей деятельностью нарушал уравновешенность условий и влияний в природной среде.
С развитием производственных сил, которые позволяют осваивать природу с большим размахом и увеличением числа жителей на Земле деградация природной среды достигает небывалого опасного для самого существования людей размера, так, что вполне оправдано говорить об экологическом кризисе, который может перерасти в экологическую катастрофу.
Экологические проблемы, которые выражаются в нарушении урав-новешенности условий и влияний в экологической среде человека, возникли как следствие эксплуататорского отношения человека к природе, стре-мительного роста технологии, размаха индустриализации и роста населения.
Загрязнение природной среды производят количественные и качест-венные загрязнители. Количественные загрязнители – вещества, которые человек не создает, они существуют в природе, но человек освобождает большое количество их, и это приводит к нарушению экологического равновесия.
Качественные загрязнители – вещества, производимые человеком, - синтетические вещества. Они отрицательно влияют на живые существа и на человека, т.к. против них человеческий организм не имеет возможности защищаться. Между тем, человек может воздействовать на количество квантитативных загрязнителей в основном тремя способами: нарушением цикла обмена веществ при освобождении большого числа субстанций, рассматриваемой как нейтральная, но которая сильно нарушает установленное природное равновесие; выпусканием ограниченного количества вещества на небольшой поверхности, которая в природе находится в естественном положении, что может на этом пространстве привести к нежелательным катастрофическим последствиям, добавлением опасного вещества даже на месте его природной концентрации.
Художественная культура
Ее сущность заключается в том, что человек, называемый художником (а им может быть не только профессионал, но и народный умелец), благодаря своим развитым чувствам образно познает и образно же моделирует какой-то фрагмент реальности, а затем передает это зрителю или слушателю в эстетически выразительной форме, будь то стихотворение, романс или танец.
Художественная культура представляет собой огромный айсберг, охватывающий практически все население. Кто из нас в молодости не писал стихов или стремился выразить свои чувства в иной образной форме. Конечно, попытки дилетантов всегда несовершенны. Надо специально учиться, чтобы достичь вершин мастерства при изображении своих чувств. Только единицы идут по этому пути, большинство же остается любителями.
Все, что создано профессионалами и любителями, включается в понятие художественной культуры. А то, что создано мастерами своего дела, профессионалами и достойно сохраниться в веках как имеющее наивысшую ценность для общества, составляет искусство. Искусство - часть художественной культуры. Оно - вершина айсберга.
Характер материала задает вид искусства. Звук дает нам музыку. Слово дает сразу два вида искусства: устное слово - ораторское мастерство, письменное - литературу. И так далее.
Какую бы область художественной культуры мы ни взяли – теоре-тическую или практическую, фундаментальную или прикладную, - но всякая деятельность, доведенная до наивысшего мастерства, превращается в искусство. Дизайн, фигурное катание или художественная гимнастика - виды практической деятельности. Благодаря мастерству исполнителей мы по праву называем их видами прикладного искусства.
Нравственная культура
Нравственная культура – это уровень освоения членами общества моральных требований – нравственных норм, принципов, идеалов и т.д., степень овладения ими личностью и практического претворения в поступки, в каждодневное поведение, проявляющееся в отношении человека к другим людям, обществу в целом, в его целях, жизненных планах, ценностных ориентациях, установках и т.д. Такое понимание нравственной культуры основано на определении морали как способа духовно-практическое освоения мира. Нравственная культура выступает как ценностное освоение человеком окружающего мира.
Моральные ценности, являющиеся своеобразным регулятивным ме-ханизмом отношений общества и личности, пронизывают всю систему взаимодействия между ними. В этих ценностях получают конкретное выражение такие категории морали, как добро, долг, честь, совесть и др. Нравственная культура характеризует именно нравственные действия, поступки, практику. Как и мораль, нравственная культура включает в себя моральное сознание, нравственные отношения и моральную деятельность.
Но при этом нравственная культура выступает как единство норма-тивного и практически - деятельностного начал в нравственности, как показатель реального состояния нравов, мера практического развития нравственности.
Структурными элементами нравственной культуры как целостной системы являются:
- культура этического мышления (умение пользоваться этическим знанием, применять нравственные нормы и особенности к той или иной жизненной ситуации и т.д.);
- культура чувств;
- культура поведения (умение строить свое поведение, совершать поступки соответственно усвоенным принципами нормам морали, ибо "знать" и "поступать" – вещи не всегда совпадающие);
- этикет, регламентирующий форму, манеру поведения.
Культура во времени и пространстве
I. Диохрония
Историческая преемственность культуры. Культура, развиваясь, приобретает новые качества, но и сохраняет саму себя. Трансляция культуры - передача культуры из поколения в поколение. Единица времени - примерно 30 лет. Традиция и новация (модернизация) - два полюса культурной жизни. В различных обществах различны соотношения традиции и новации.
Основная масса культурного пласта формируется на протяжении многих веков. Традиционное общество противопоставляется современному. Концепция “новый Адам” - идея создания нового общества, новой культуры, нового человека (в США созданные приехавшими пуританами), т.е. принципиально новое общество, Адам без первородного греха.
В любом случае, любая культура, основанная на новациях не мыслит себя без традиции. Т.С. Элиот - крупный англоязычный поэт и культуролог XX века - традиционалист. Культура существует как совокупная единица, но когда появляется новая единица, вся совокупность немного изменяется. Прошлое влияет на настоящее так же как настоящее влияет на будущее. Всё новое знание перестраивается.
Проблема периодизации. Существуют разные подходы к периодиза-ции культуры, т.к. не существует единого критерия.
1) Наиболее известный - Марксистский формационный подход. Такая периодизация дает нам некий стержень, но она ограничена.
2) Также: древность - средневековье - новое время. Но в эту периодизацию не вписываются многие культуры с другим летоисчислением.
3) По объектам материальной культуры: каменный, железный, бронзовый век и т.д.
Но: одной цивилизации
может соответствовать
-суббота, воскресение - религиозное значение;
-thursday - бог Тор (Скандинавия), saturday - сатурн, sunday - бог Солнца (из язычества).
Каждая культура переживает свои циклы развития.
Культура и цивилизация Сivilis - гражданский. В слово “цивилизация” разные люди вкладывают разное значение. Морган выделял цивилизацию как этап развития человечества:
(3 этапа)
-дикость;
-варварство;
-цивилизация (аграрная, индустриальная, постиндустриальная).
Т.е. внутри культуры могут быть разные цивилизации (Герасов). Некоторые авторы противопоставляют культуру и цивилизацию. Тогда цивилизация - материально-техническая сторона жизни (Сорокин, Бердяев, Тоэнби). Культура достигает уровня цивилизации, материально-технические ценности отчуждаются. Бердяев: “Всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию...культура религиозна, национальна в основе, а цивилизация не религиозна и интернациональна...цивилизация есть воля к мировому господству”.
Цивилизация - совокупность изобретений и открытий, имеющих це-лью сделать человека независимым от природы, содействовать увеличению благосостояния людей. Закон диалектики - отрицание отрицания, например, вторая мировая война.
II. Синхрония.
Синхрония - временной срез.
Пространство - доминирующий фактор. Первые культурологические концепции - географические деления. Культурологи выделяют различные типы культурных общностей, в зависимости от определённых “ареалов”. Наиболее часто культурообразующими факторами бывают:
-расовые/этнические;
-языковые;
-хозяйственные и т.д.
Глобальная древняя конфигурация: Запад - Восток. Существует ли мировая культура? Мировая культура существует, т.к. имеет единый корень - человека. Но понимать ее надо по-особому, поскольку она складывается из множества компонентов. Бердяев: “Национальность есть индивидуальное бытие...”
Заключение
Таким образом, обобщая изложенный материал, следует отметить, что культура реально существует как исторически сложившаяся система, имеющая свою структуру, обладающая своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни.
По своей структуре - культура это многоуровневая система открытого типа.
Субъектом культуры выступает человечество, нация, социальная группа и человек. Предметные формы бытия культуры – это плоды творческой активности народа, шедевры гениев, талантов. Но сами по себе предметные и знаково-символические формы культуры имеют лишь относительно самостоятельный характер: они мертвы вне человека и его творческой деятельности.