Структура культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2015 в 18:34, контрольная работа

Описание работы

Культурология стала оформляться как самостоятельная наука в начале прошлого века. Сам термин связан с именем выдающейся фигуры американской антропологии (науки о человеке) Лесли Уайта (1900-1975). В нашей стране культурология стала зарождаться с 60-х годов XIX в. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые работы по культурологии. Однако само название дисциплины было долгое время неприемлемым по идеологическим соображениям. Первым специалистам по теории культуры приходилось с трудом добывать эмпирические сведения, «вводить в обиход» имена крупных исследователей

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 40.02 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования Российской Федерации

Технический институт (филиал)

Федерального, государственного, автономного, образовательного учреждения

Высшего профессионального образования

«Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К.Аммосова»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: « Культурология »

Тема: « Структура культуры »

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Проверила:

 

 

 

 

Нерюнгри 2014

 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Культурология стала оформляться как самостоятельная наука в начале прошлого века. Сам термин связан с именем выдающейся фигуры американской антропологии (науки о человеке) Лесли Уайта (1900-1975). В нашей стране культурология стала зарождаться с 60-х годов XIX в. Появились научные центры и кафедры, были выпущены первые работы по культурологии. Однако само название дисциплины было долгое время неприемлемым по идеологическим соображениям. Первым специалистам по теории культуры приходилось с трудом добывать эмпирические сведения, «вводить в обиход» имена крупных исследователей.[3.]

Культурология — это наука о множественности культур, об их уникальности и несхожести и о закономерностях культурно-исторического процесса.[1,стр.13]

О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения. Существует две точки зрения: изоляционисткая позиция, согласно которой у культурологии свой, непохожий на другие науки, подход, и интегративистская, в основании которой лежит убеждение, что культурология — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.[2, стр.8]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Культура.

    1. Определение культуры.

Предметом культурологии выступает понятие культуры. Объектом культурологии являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой — совокупность результатов их деятельности.

К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения. Например, культура — это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований. Во вторую — те определения, которые связывают культуру с традициями или социальным наследием общества. Культура — социально унаследованный комплекс практики и верований, определяющий основы нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось значение для культуры правил, организующих человеческое поведение. В других случаях ученые понимали культуру как средство приспособления общества к природной среде либо подчеркивали, что она — продукт деятельности людей.[2, стр.9]

В повседневной жизни понятие культуры употребляется как минимум в трех значениях.

Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу жизни общества, получившую институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей).

Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (элитарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи, культура рабочего класса и др.).

В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений («культурный человек» в значении воспитанный, «культура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»). «Уровневый» смысл мы вносим в понятие «культура», когда культуру противопоставляем бескультурью — отсутствию культуры. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры.[4,стр.12]

    1. Структурная целостность культуры

 

 На этапе развития социологического знания выделяются следующие структурные составляющие культуры:

  1. Явления культуры или артефакты (от лат. arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком.
  2. Паттерны -  относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведения. Могут быть универсальными для данной культуры (например, государственное творчество), а могут быть и специфичными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить характер реальных действий, или отношений, или воображаемых представлений.
  3. Смысловые доминанты культуры - это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры
  4. Символические объекты – это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы, условно отделяющие одни социальные объекты (народы, этносы, государства) от других, придающие им свою уникальность и неповторимость.
  5. Технологию — это специально организованная деятельность, ориентированная на достижение результатов. В зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы, можно выделить различные типы технологий: технологии создания физических объектов, социальные технологии, ориентированные на организацию социального взаимодействия, символические технологии, связанные с порождением и трансляцией символов.

Важно отметить, что любую культуру необходимо воспринимать лишь в единстве ее составляющих, которые не только взаимосвязаны, но и взаимозависимы, взаимодополняемы.

Воспроизведение культуры как целого осуществляется на трех уровнях:

1)   сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболочкой;

2)   обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры;

3)   трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума.

Воспринимая культуру на всех ее уровнях и в единстве ее составляющих, можно определить ее предназначение и цели. В узком смысле, целью культуры является всесторонне развитие человека, удовлетворение его основных  потребностей, а так же потребностей в творческой реализации своих возможностей и способностей. В широком смысле цель культуры определяется как накопление и передача достижений социокультурного опыта человечества в целом.[3]

    1. Структура культуры.

В культурологии, как и в социологии, выделяются две основные части — культурная статика и культурная динамика. Первая описывает культуру в состоянии покоя, вторая — в движении. К культурной статике относиться внутреннее строение культуры — совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры — конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

К динамике отнесется те средства, механизмы и процессы, которые описывают трансформацию культуры, ее изменение. Культура зарождается, распространяется, разрушается, сохраняется, с ней происходит множество всевозможных метаморфоз.[2,стр. 12]

Сегодня принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого вполне правомерно, прежде всего, выделять мировую и национальную культуру.

1. Мировая культура - это  синтез лучших достижений всех  национальных культур различных  народов, населяющих нашу планету.

2. Национальная культура  в свою очередь выступает синтезом  культур различных социальных  слоев и групп соответствующего  общества (т.е. субэтносов, например, казаков, молодежи и т.д.). Своеобразие национальной  культуры, ее известная неповторимость  и оригинальность проявляются  как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и  материальной (особенности экономического  уклада, ведения хозяйства, традиции  труда и производства) сферах  жизни и деятельности.

В соответствии с конкретными носителями выделяются 3 культуры социальных общностей (классовая - дворянская, городская, сельская, профессиональная, молодежная), семьи, отдельного человека.[3]

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами и чертами культуры. Они бывают двух видов — материальными и нематериальными.

Большинство ученых сходится во мнении, что культура имеет два измерения — материальное и нематериальное. Материальные памятники культуры более долговечны. Археологи раскапывают стоянки древних людей, живших сотни тысяч и миллионы лет назад, обнаруживают костные останки, примитивные орудия труда (так называемые чопперы) и по ним восстанавливают образ жизни, верования, обряды и идейный мир наших предков. О современной культуре можно судить по материальным и нематериальным элементам культуры, но о древней — только по материальным. Таким образом, материальные памятники долговечнее и хранят больший объем информации, чем нематериальные.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Нематериальную, или духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.[2, стр. 12]

Глава 2. Культурные нормы. Основные виды культурных норм.

Наши действия только отчасти являются продуктом природы. Все человеческое поведение прежде всего результат обучения. Нас с детства учат правилам поведения, традициям, обычаям, ценностям. Обучаясь нормам, мы одновременно контролируем свое поведение и управляем.

Нормы — правила, регулирующие человеческое поведение. Они указывают на то, где, как, когда и что именно мы должны делать. В этом смысле они оказываются чем-то, что можно сравнить с картой или схемой культурной жизни. Нормы предписывают образцы поведения и передаются индивиду в процессе инкультурации.

Культурные нормы — предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (обще-ственно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.

Одни нормы и правила ограничены частной жизнью, другие пронизывают всю общественную жизнь. [5. стр, 45]

2.1. Привычки и манеры.

Привычки служат исходной клеточкой одновременно социальной и культурной жизни людей. Они отличают один народ от другого, один социальный слой от  всех других.

Существуют коллективные привычки, усвоенные в процессе социализации, и индивидуальные. Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения.

Привычка — это установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных ситуациях. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти) — они свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. Они основаны на привычках.

Манеры отличают воспитанных от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Если привычки приобретаются стихийно, то хорошие манеры надо воспитывать.

Согласно мнению австрийского этнолога К. Лоренца (1903—1989) функция манер состоит в умиротворении людей, достижении согласия между ними. Ту же роль играют традиции и обычаи. Грубое нарушение обычаев ведет к разрушению общества, а мелкое — хороших манер. Умышленное неисполнение хороших манер равнозначно агрессивному поведению.

Значительная часть привычек, определяемых хорошими манерами, представляет собой утрирование жестов покорности. Местные понятия о хороших манерах в различных культурах требуют различного подчеркивания выразительных движений. Незнание культурного кода другого народа, в том числе хороших манер и этикета, не только вызывает мелкие недоразумения, но способствует взаимной неприязни народов. От понимания незначительных особенностей языка или манер поведения нередко зависит успех очень крупных начинаний, скажем, политических переговоров или деловых контрактов.[2,стр 47]

2.2. Этикет

По отдельности манеры составляют элементы, или черты культуры, а вместе — особый культурный комплекс, называемый этикетом.

Слова «этикет» и «этика» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство самих слов, но и теснейшая связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно недавно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка, а «этика» — из латыни. Французское слово etiquette имеет два значения: 1) ярлык, этикетка, надпись и 2) церемониал, этикет — и в свою очередь заимствовано из голландского sticke («колышек», «шпенек»).

Этикет как ритуальная норма и культурный эталон — это принятая в особых культурных кругах система правил поведения, составляющих единое целое.

Информация о работе Структура культуры