Министерство науки и образования
Российской Федерации
Технический институт (филиал)
Федерального, государственного,
автономного, образовательного учреждения
Высшего профессионального
образования
«Северо-Восточный Федеральный
университет имени М.К.Аммосова»
Контрольная работа
По дисциплине: « Культурология
»
Тема: « Структура культуры
»
Выполнила:
Проверила:
Нерюнгри 2014
Оглавление
Введение.
Культурология стала оформляться
как самостоятельная наука в начале прошлого
века. Сам термин связан с именем выдающейся
фигуры американской антропологии (науки
о человеке) Лесли Уайта (1900-1975). В нашей
стране культурология стала зарождаться
с 60-х годов XIX в. Появились научные центры
и кафедры, были выпущены первые работы
по культурологии. Однако само название
дисциплины было долгое время неприемлемым
по идеологическим соображениям. Первым
специалистам по теории культуры приходилось
с трудом добывать эмпирические сведения,
«вводить в обиход» имена крупных исследователей.[3.]
Культурология — это наука
о множественности культур, об их уникальности
и несхожести и о закономерностях культурно-исторического
процесса.[1,стр.13]
О предмете и месте культурологии
в системе научного знания не сложилось
единого мнения. Существует две точки
зрения: изоляционисткая позиция, согласно
которой у культурологии свой, непохожий
на другие науки, подход, и интегративистская,
в основании которой лежит убеждение,
что культурология — синтез социальных
и гуманитарных знаний о культуре.[2, стр.8]
Глава 1.
Культура.
Определение культуры.
Предметом культурологии выступает
понятие культуры. Объектом культурологии
являются живые люди, творцы и носители
культуры, а также культурные явления,
процессы и учреждения. Культура тесно
связана с обществом. Если под обществом
понимается совокупность людей, то под
культурой — совокупность результатов
их деятельности.
К настоящему времени ученые
насчитывают более 500 определений культуры.
Они разбили их на несколько групп. В первую
вошли описательные определения. Например,
культура — это сумма всех видов деятельности,
обычаев, верований. Во вторую — те определения,
которые связывают культуру с традициями
или социальным наследием общества. Культура
— социально унаследованный комплекс
практики и верований, определяющий основы
нашей жизни. В третьей группе подчеркивалось
значение для культуры правил, организующих
человеческое поведение. В других случаях
ученые понимали культуру как средство
приспособления общества к природной
среде либо подчеркивали, что она — продукт
деятельности людей.[2, стр.9]
В повседневной жизни понятие
культуры употребляется как минимум в
трех значениях.
Во-первых, под культурой подразумевают
определенную сферу жизни общества, получившую
институциональное закрепление (министерства
культуры с разветвленным аппаратом чиновников,
средние специальные и высшие учебные
заведения, готовящие специалистов по
культуре, журналы, общества, клубы, театры,
музеи и т. д., занимающиеся производством
и распространением духовных ценностей).
Во-вторых, под культурой понимается
совокупность духовных ценностей и норм,
присущих большой социальной группе, общности,
народу или нации (элитарная культура,
русская культура, русская зарубежная
культура, культура молодежи, культура
рабочего класса и др.).
В-третьих, культура выражает
высокий уровень качественного развития
духовных достижений («культурный человек»
в значении воспитанный, «культура рабочего
места» в значении «опрятно прибранное,
чистое функциональное пространство»).
«Уровневый» смысл мы вносим в понятие
«культура», когда культуру противопоставляем
бескультурью — отсутствию культуры.
Нет общества, народа, группы или человека,
лишенных культуры.[4,стр.12]
Структурная целостность культуры
На этапе развития социологического
знания выделяются следующие структурные
составляющие культуры:
- Явления культуры или артефакты (от лат.
arte — искусственное и factus — сделанный) то есть продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком.
- Паттерны - относительно устойчивые и повторяющиеся
способы восприятия, чувствования, мышления,
поведения. Могут быть универсальными для данной
культуры (например, государственное творчество),
а могут быть и специфичными для региона (например, способ обработки
земли) или для группы (например, жаргон).
Культурные образцы могут носить характер
реальных действий, или отношений, или
воображаемых представлений.
- Смысловые доминанты культуры - это те главные смыслы, то общее отношение каждого отдельно взятого человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. Если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека. Именно смыслы определяют, то, что мы ищем в мире и в самих себе. Человек наделяет смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. Таким образом, весь мир превращается в поля человеческих смыслов, в мир культуры
- Символические объекты –
это знания, идеи, ценности, нормы, знаковые
системы, условно отделяющие одни социальные
объекты (народы, этносы, государства)
от других, придающие им свою уникальность
и неповторимость.
- Технологию — это специально организованная деятельность,
ориентированная на достижение результатов.
В зависимости от типа объектов, на создание
которых они ориентированы, можно выделить
различные типы технологий: технологии
создания физических объектов, социальные технологии,
ориентированные на организацию социального взаимодействия,
символические технологии, связанные с порождением и трансляцией
символов.
Важно отметить, что любую культуру необходимо
воспринимать лишь в единстве ее составляющих,
которые не только взаимосвязаны, но и
взаимозависимы, взаимодополняемы.
Воспроизведение культуры как целого
осуществляется на трех уровнях:
1) сохранение культуры,
ее базисных оснований, скрывающихся за
вербальной, символической оболочкой;
2) обновление культуры,
институты обновления знания, инновационные
воздействия на «код» культуры;
3) трансляция культуры —
опредмеченный мир культуры как мир социализации
индивидуума.
Воспринимая культуру на всех ее уровнях
и в единстве ее составляющих, можно определить
ее предназначение и цели. В узком смысле,
целью культуры является всесторонне
развитие человека, удовлетворение его
основных потребностей, а так же потребностей
в творческой реализации своих возможностей
и способностей. В широком смысле цель
культуры определяется как накопление
и передача достижений социокультурного
опыта человечества в целом.[3]
Структура культуры.
В культурологии, как и в социологии,
выделяются две основные части — культурная
статика и культурная динамика. Первая
описывает культуру в состоянии покоя,
вторая — в движении. К культурной статике
относиться внутреннее строение культуры
— совокупность базисных элементов или
черт, и формы культуры — конфигурации,
характерные сочетания таких элементов.
К динамике отнесется те средства,
механизмы и процессы, которые описывают
трансформацию культуры, ее изменение.
Культура зарождается, распространяется,
разрушается, сохраняется, с ней происходит
множество всевозможных метаморфоз.[2,стр.
12]
Сегодня принято подразделять
культуру по ее носителю. В зависимости
от этого вполне правомерно, прежде всего,
выделять мировую и национальную культуру.
1. Мировая культура - это
синтез лучших достижений всех
национальных культур различных
народов, населяющих нашу планету.
2. Национальная культура
в свою очередь выступает синтезом
культур различных социальных
слоев и групп соответствующего
общества (т.е. субэтносов, например, казаков,
молодежи и т.д.). Своеобразие национальной
культуры, ее известная неповторимость
и оригинальность проявляются
как в духовной (язык, литература,
музыка, живопись, религия), так и
материальной (особенности экономического
уклада, ведения хозяйства, традиции
труда и производства) сферах
жизни и деятельности.
В соответствии с конкретными
носителями выделяются 3 культуры социальных
общностей (классовая - дворянская, городская,
сельская, профессиональная, молодежная),
семьи, отдельного человека.[3]
Если мы представим культуру
в виде сложной системы, а именно такой
должна быть человеческая культура, создававшаяся
тысячами поколений людей, то обязательно
найдутся исходные клеточки, или первокирпичики.
Такие базисные единицы культуры называют
элементами и чертами культуры. Они бывают
двух видов — материальными и нематериальными.
Большинство ученых сходится
во мнении, что культура имеет два измерения
— материальное и нематериальное. Материальные
памятники культуры более долговечны.
Археологи раскапывают стоянки древних
людей, живших сотни тысяч и миллионы лет
назад, обнаруживают костные останки,
примитивные орудия труда (так называемые
чопперы) и по ним восстанавливают образ
жизни, верования, обряды и идейный мир
наших предков. О современной культуре
можно судить по материальным и нематериальным
элементам культуры, но о древней — только
по материальным. Таким образом, материальные
памятники долговечнее и хранят больший
объем информации, чем нематериальные.
Материальная культура включает
физические объекты, созданные руками
человека (их называют артефактами): паровая
машина, книга, храм, орудие труда, жилой
дом, галстук, украшение, плотина и многое
другое. Артефакты отличаются тем, что
они созданы человеком, имеют определенное
символическое значение, выполняют определенную
функцию и представляют известную ценность
для группы или общества.
Нематериальную, или духовную
культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели
и нормы поведения, законы, ценности, церемонии,
ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи,
традиции, язык. Они тоже результат деятельности
людей, но сотворены не руками, а скорее
разумом. Нематериальные объекты нельзя
слышать, видеть, осязать, они существуют
в нашем сознании и поддерживаются человеческим
общением.[2, стр. 12]
Глава 2. Культурные нормы. Основные
виды культурных норм.
Наши действия только отчасти
являются продуктом природы. Все человеческое
поведение прежде всего результат обучения.
Нас с детства учат правилам поведения,
традициям, обычаям, ценностям. Обучаясь
нормам, мы одновременно контролируем
свое поведение и управляем.
Нормы — правила, регулирующие
человеческое поведение. Они указывают
на то, где, как, когда и что именно мы должны
делать. В этом смысле они оказываются
чем-то, что можно сравнить с картой или
схемой культурной жизни. Нормы предписывают
образцы поведения и передаются индивиду
в процессе инкультурации.
Культурные нормы — предписания,
требования, пожелания и ожидания соответствующего
(обще-ственно одобряемого) поведения.
Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны),
предписывающие то, что люди должны говорить,
думать, чувствовать и делать в конкретных
ситуациях.
Одни нормы и правила ограничены
частной жизнью, другие пронизывают всю
общественную жизнь. [5. стр, 45]
2.1. Привычки и манеры.
Привычки служат исходной клеточкой
одновременно социальной и культурной
жизни людей. Они отличают один народ от
другого, один социальный слой от всех
других.
Существуют коллективные привычки,
усвоенные в процессе социализации, и
индивидуальные. Привычки возникают на
основе навыков и закрепляются в результате
многократного повторения.
Привычка — это установившаяся схема
(стереотип) поведения в определенных
ситуациях. Большинство привычек не встречают
со стороны окружающих ни одобрения, ни
осуждения. Но есть так называемые вредные
привычки (громко разговаривать, читать
за обедом, грызть ногти) — они свидетельствуют
о плохих манерах.
Манеры — внешние формы поведения
человека, получающие положительную или
отрицательную оценку окружающих. Они
основаны на привычках.
Манеры отличают воспитанных
от невоспитанных, аристократов и светских
людей от простолюдинов. Если привычки
приобретаются стихийно, то хорошие манеры
надо воспитывать.
Согласно мнению австрийского
этнолога К. Лоренца (1903—1989)
функция манер состоит в умиротворении
людей, достижении согласия между ними.
Ту же роль играют традиции и обычаи. Грубое
нарушение обычаев ведет к разрушению
общества, а мелкое — хороших манер. Умышленное
неисполнение хороших манер равнозначно
агрессивному поведению.
Значительная часть привычек,
определяемых хорошими манерами, представляет
собой утрирование жестов покорности.
Местные понятия о хороших манерах в различных
культурах требуют различного подчеркивания
выразительных движений. Незнание культурного
кода другого народа, в том числе хороших
манер и этикета, не только вызывает мелкие
недоразумения, но способствует взаимной
неприязни народов. От понимания незначительных
особенностей языка или манер поведения
нередко зависит успех очень крупных начинаний,
скажем, политических переговоров или
деловых контрактов.[2,стр 47]
2.2. Этикет
По отдельности манеры составляют
элементы, или черты культуры, а вместе
— особый культурный комплекс, называемый
этикетом.
Слова «этикет» и «этика» воспринимаются
как близкие по значению. И это естественно.
К такому восприятию подталкивает не только
сходство самих слов, но и теснейшая связь
этих понятий. Однако на самом деле эти
слова сблизились сравнительно недавно.
Слово «этикет» заимствовано из французского
языка, а «этика» — из латыни. Французское
слово etiquette имеет два значения: 1) ярлык,
этикетка, надпись и 2) церемониал, этикет
— и в свою очередь заимствовано из голландского
sticke («колышек», «шпенек»).
Этикет как ритуальная норма
и культурный эталон — это принятая в
особых культурных кругах система правил
поведения, составляющих единое целое.