Сущность и функции понятия «культура»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 01:39, контрольная работа

Описание работы

Цель данной работы: раскрыть понятия субкультуры и культуры, а также их взаимосвязь.
Задачи контрольной работы:
• Определить понятие «культура» и её функции в современном обществе;
• Рассмотреть понятие и условия формирования субкультур.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. Сущность и функции понятия «культура» ……………………... 4
2. Субкультура – структура понятия ……………………………... 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 15

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ.docx

— 29.99 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3

  1. Сущность и функции понятия «культура» ……………………... 4
  2. Субкультура – структура понятия ……………………………... 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

Культура – присущая данному обществу или большой социальной группе система ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодов, определяющих образ жизни, то есть нечто специфическое в способе самовыражения индивида, социальной группы, народа[1].

Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.

Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны[2].

Таким образом, цель данной работы: раскрыть понятия субкультуры и культуры, а также их взаимосвязь.

Задачи контрольной работы:

    • Определить понятие «культура» и её функции в современном обществе;
    • Рассмотреть понятие и условия формирования субкультур.

 

 

1. Сущность и функции  понятия «культура».

 

Культура - способ жизнедеятельности человека, отличительная особенность которого в том, что все многообразие предметов и явлений материального и духовного мира перед человеком предстает в виде ценностей.

Ученые выделяют три основные формы культуры и множество переходных и внутренних вариантов.

Народная культура - в основном, культура сельчан. Фольклор, песни и танцы, сказки и анекдоты, обряды и ритуалы. Сегодня в развитых странах сохранилась в основном в далеких уголках. Но именно в ней истоки других культур.

Элитарная культура – это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.

В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества – элита. Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита, как считают многие культурологи, способствует осознанию обществом самого себя.

Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика “чистого искусства” или “искусства для искусства”.

В рамках элитарной культуры есть своя контркультура – авангард. Представители авангардной культуры создают “трудные” произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром.

Массовая культура – это комплекс духовных ценностей соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Она зародилась во второй половине XX века, когда и сформировалось это общество. Появилось понятие “индустрия культуры”, которое указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта – книг, фильмов, популярной музыки. В результате культурные тексты стали доступными одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных групп.

Различие этих трех форм может проявляться в языке, поведении, одежде, еде и даже в спорте. К примеру, лапта, гольф и футбол принадлежат разным формам культуры.

В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалистами по теории культуры А. Кребером и К. Клакхоном было проанализировано свыше ста основных определений и выделены следующие группы:

1. Описательные определения - это  сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.

2. Исторические определения, подчеркивающие  роль традиций и социального  наследия.

3. Нормативные определения, акцентирующие  значение принятых правил и  норм.

4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные  ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.

5. Психологические определения, исходящие  из решения человеком определенных  проблем на психологическом уровне.

6. Определения на базе теорий  обучения: культура - это поведение, которому человек научился, а  не получил в качестве биологического  наследства.

7. Структурные определения - систему  определенных признаков, различным  образом связанных между собой.

8. Идеологические определения: культура - это поток идей, переходящих  от индивида к индивиду посредством  особых действий, т.е. с помощью  слов или подражаний.

9. Символические определения: культура  – это организация различных  феноменов, состоящая в употреблении  символов или зависящая от  этого.

Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения[3].

Из работы Кармина А.С. следует[4], что слово “культура” стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII века – “века Просвещения”. Одной из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в этот период, была “сущность” или “природа” человека. В сознании современного человека "культура" существует как собирательный образ, который объединяет в себе искусство, религию, науку и т.д.

Как указано в работе Багдасарьяна Н.Г.[5], культура исторически сформировалась, в конечном счете, как способ духовного освоения действительности. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его другим поколениям и обогащать его.

В обобщающем смысле можно говорить о некоторых целостных функциях культуры.

Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.

Нормативная функция культуры связана с апробацией духовных ценностей в массовой деятельности людей.

Оценочная функция культуры. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию.

Функция целеполагания. Культура, формируя эталонные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора, целей в жизнедеятельности человека.

Познавательная функция культуры заключается в осуществлении различных форм познания: художественного, религиозного, нравственного и т. д.

Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей.

Рекреативная функция культуры проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы.

Коммуникативная функция культуры создает определенную систему, которая обеспечивает обмен и взаимодействие участников культурного процесса[6].

В другом литературном источнике[7] раскрывается сущность функции социализации, включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.

Кумулятивная функция выводит человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека, осознающего свое общественно-социальное представление.

Ряд исследователей считают, что функции в самой культуре не познаются, так как функция - это отношение, деятельность. Исходя из этого, функции культуры рассматриваются по отношению к человеку:

1. Личностная. Культура делает человека  личностью, возвышает его.

2. Эмоциональная. Культура помогает  человеку найти выход эмоций  через искусство, музыку, поэзию  и т.п.

3. Идентифицирующая. Благодаря культуре, человек познает себя.

4. Творческая. Каждая личность отражает  себя в творчестве.

И по отношению к группе (сообществу):

1. Регулятивная. Она регулирует  поведение человека, складывает  культурные стереотипы.

2. Оценочная. Дает основание для  оценки тех или иных событий, феноменов.

3. Кумулятивная. Собираются все  ценности, накапливаются сокровища  языка, опыт человечества и передаются  следующим поколениям.

4. Преемственность. Люди разных  поколений могут понимать друг  друга.

5. Этническая. Народ осознает себя  как общность[8].

Рождественский Ю.В. и ряд других авторов считают[9], что принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Духовная культура охватывает сферу сознания. Гармоничное развитие культуры объединяет материальную и духовную культуры.

Чаще всего культуру как социальный феномен определяют через ценностные ориентации. Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений.

Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.

Таким образом, культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще судят о степени культурности того или иного человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Субкультура – структура  понятия.

субкультура общество массовый ли

Термин «субкультура» обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос или нацию, или выделяемой в составе населения страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни. При этом сами эти ценности, традиции и прочее порождены культурой общества (страны, нации) в целом, в широком смысле принадлежат этой культуре: субкультура продолжает, в общем и целом культуру нации, принимает её основные ценности. Реально культура каждой большой страны состоит из различных субкультур; они взаимодействуют между собой, даже в каких-то аспектах и направлениях противоречат основной культуре, но в большинстве случаев остаются составляющими частями общей (доминирующей) культуры.

Сообщества - носители (субъекты) субкультур обычно различаются этнической принадлежностью, демографическими характеристиками (пол и возраст), профессией, образованием, местом жительства, религией и многими другими признаками. Говорят, например, о субкультуре бедности, субкультуре интеллигентности, молодёжных субкультурах, субкультуре преступного мира (деликвентная субкультура), субкультуре мусульманской, цыганской и многих других. Наиболее важны в практическом плане различия в формах поведения, мышления, менталитета социальных групп (сообществ).

Разнообразие культур можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Эти особые образцы культуры называются субкультурой. В России существует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных и возрастных группах.

Молодежная культура - один пример субкультуры. По причинам, восходящим к экономике и образованию, в современном обществе сложились условия, благоприятные для развития уникальных моделей молодежной культуры. Эти модели проявляются в увлечениях магнитофонными записями, звездами эстрады, украшениями и прическами и т.п., а также своеобразным жаргоном. Высокий приоритет имеют также стандарты, касающиеся атрибутов мужественности и женственности. Для юношей важными признаками мужественности являются физическая сноровка, спортивная подготовка, сексуальные победы, готовность пойти на риск, отвага перед лицом агрессии и стремление защитить свою честь любой ценой. У девушек самыми завидными качествами считаются физическая привлекательность, жизнерадостность, способность тонко манипулировать различными типами межличностных отношений и умение контролировать ситуации, связанные с сексом.

Информация о работе Сущность и функции понятия «культура»