Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 01:39, контрольная работа
Цель данной работы: раскрыть понятия субкультуры и культуры, а также их взаимосвязь.
Задачи контрольной работы:
• Определить понятие «культура» и её функции в современном обществе;
• Рассмотреть понятие и условия формирования субкультур.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. Сущность и функции понятия «культура» ……………………... 4
2. Субкультура – структура понятия ……………………………... 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 15
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 15
ВВЕДЕНИЕ.
Культура – присущая данному обществу или большой социальной группе система ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодов, определяющих образ жизни, то есть нечто специфическое в способе самовыражения индивида, социальной группы, народа[1].
Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, - постепенно у каждой из них формируется собственная культура, то есть система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами.
Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны[2].
Таким образом, цель данной работы: раскрыть понятия субкультуры и культуры, а также их взаимосвязь.
Задачи контрольной работы:
1. Сущность и функции понятия «культура».
Культура - способ жизнедеятельности человека, отличительная особенность которого в том, что все многообразие предметов и явлений материального и духовного мира перед человеком предстает в виде ценностей.
Ученые выделяют три основные формы культуры и множество переходных и внутренних вариантов.
Народная культура - в основном, культура сельчан. Фольклор, песни и танцы, сказки и анекдоты, обряды и ритуалы. Сегодня в развитых странах сохранилась в основном в далеких уголках. Но именно в ней истоки других культур.
Элитарная культура – это результаты производства и произведения искусства, выполненные мастерами, чьи имена человечество нередко хранит в памяти веками. Восприятие многих продуктов элитарной культуры требует специального образования.
В последние несколько десятилетий к ней относят академическую музыку, литературу и изящные искусства. Производителем и потребителем элитарной культуры является высший, привилегированный слой общества – элита. Элита есть в каждом общественном классе, социальной группе. Она представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими нравственными и эстетическими задатками. Именно элита, как считают многие культурологи, способствует осознанию обществом самого себя.
Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика “чистого искусства” или “искусства для искусства”.
В рамках элитарной культуры есть своя контркультура – авангард. Представители авангардной культуры создают “трудные” произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром.
Массовая культура – это комплекс духовных ценностей соответствующих вкусам и уровню развития общества массового потребления. Она зародилась во второй половине XX века, когда и сформировалось это общество. Появилось понятие “индустрия культуры”, которое указывает не только на применение современной техники, но и на стандартизацию производимого продукта – книг, фильмов, популярной музыки. В результате культурные тексты стали доступными одновременно очень большому числу людей из разных общественных слоев и социальных групп.
Различие этих трех форм может проявляться в языке, поведении, одежде, еде и даже в спорте. К примеру, лапта, гольф и футбол принадлежат разным формам культуры.
В современной научной литературе встречается более 250 определений культуры. Специалистами по теории культуры А. Кребером и К. Клакхоном было проанализировано свыше ста основных определений и выделены следующие группы:
1. Описательные определения - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований.
2. Исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия.
3. Нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм.
4. Ценностные определения: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения.
5. Психологические определения, исходящие
из решения человеком
6. Определения на базе теорий
обучения: культура - это поведение,
которому человек научился, а
не получил в качестве
7. Структурные определения - систему определенных признаков, различным образом связанных между собой.
8. Идеологические определения: культура
- это поток идей, переходящих
от индивида к индивиду
9. Символические определения: культура – это организация различных феноменов, состоящая в употреблении символов или зависящая от этого.
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Однако в целом, как сложный общественный феномен она ускользает от определения[3].
Из работы Кармина А.С. следует[4], что слово “культура” стало употребляться в качестве научного термина в историко-философской литературе европейских стран со второй половины XVIII века – “века Просвещения”. Одной из важнейших тем, волновавших европейскую общественную мысль в этот период, была “сущность” или “природа” человека. В сознании современного человека "культура" существует как собирательный образ, который объединяет в себе искусство, религию, науку и т.д.
Как указано в работе Багдасарьяна Н.Г.[5], культура исторически сформировалась, в конечном счете, как способ духовного освоения действительности. Главная функция культуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опыт человечества, передавать его другим поколениям и обогащать его.
В обобщающем смысле можно говорить о некоторых целостных функциях культуры.
Информационная функция культуры обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса.
Нормативная функция культуры связана с апробацией духовных ценностей в массовой деятельности людей.
Оценочная функция культуры. Культура оказывается способной реализовать оценочную функцию.
Функция целеполагания. Культура, формируя эталонные ценности, вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов и целеполагания для формирования и отбора, целей в жизнедеятельности человека.
Познавательная функция культуры заключается в осуществлении различных форм познания: художественного, религиозного, нравственного и т. д.
Смыслообразующая функция культуры осуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждого вида духовной деятельности, языков и знаков, специфического набора символов и образов, понятий и идей.
Рекреативная функция культуры проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы.
Коммуникативная функция культуры создает определенную систему, которая обеспечивает обмен и взаимодействие участников культурного процесса[6].
В другом литературном источнике[7] раскрывается сущность функции социализации, включение индивидов в общественную жизнь, усвоение ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе, социальной роли.
Кумулятивная функция выводит человека из мира животного в мир "homo sapiens", человека, осознающего свое общественно-социальное представление.
Ряд исследователей считают, что функции в самой культуре не познаются, так как функция - это отношение, деятельность. Исходя из этого, функции культуры рассматриваются по отношению к человеку:
1. Личностная. Культура делает человека личностью, возвышает его.
2. Эмоциональная. Культура помогает человеку найти выход эмоций через искусство, музыку, поэзию и т.п.
3. Идентифицирующая. Благодаря культуре, человек познает себя.
4. Творческая. Каждая личность отражает себя в творчестве.
И по отношению к группе (сообществу):
1. Регулятивная. Она регулирует поведение человека, складывает культурные стереотипы.
2. Оценочная. Дает основание для оценки тех или иных событий, феноменов.
3. Кумулятивная. Собираются все
ценности, накапливаются сокровища
языка, опыт человечества и
4. Преемственность. Люди разных поколений могут понимать друг друга.
5. Этническая. Народ осознает себя как общность[8].
Рождественский Ю.В. и ряд других авторов считают[9], что принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материального и духовного. Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты. Духовная культура охватывает сферу сознания. Гармоничное развитие культуры объединяет материальную и духовную культуры.
Чаще всего культуру как социальный феномен определяют через ценностные ориентации. Роль ценностей в строении и функционировании культуры ни у кого из исследователей не вызывает сомнений.
Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом тяжелых жизненных испытаний. Ценности соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни. Человек соизмеряет свое поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают человеческое поведение, называют ценностными. В каждой культуре обнаруживается ее ценностная природа, то есть наличие в ней стойких ценностных ориентаций.
Таким образом, культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще судят о степени культурности того или иного человека.
2. Субкультура – структура понятия.
субкультура общество массовый ли
Термин «субкультура» обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос или нацию, или выделяемой в составе населения страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни. При этом сами эти ценности, традиции и прочее порождены культурой общества (страны, нации) в целом, в широком смысле принадлежат этой культуре: субкультура продолжает, в общем и целом культуру нации, принимает её основные ценности. Реально культура каждой большой страны состоит из различных субкультур; они взаимодействуют между собой, даже в каких-то аспектах и направлениях противоречат основной культуре, но в большинстве случаев остаются составляющими частями общей (доминирующей) культуры.
Сообщества - носители (субъекты) субкультур обычно различаются этнической принадлежностью, демографическими характеристиками (пол и возраст), профессией, образованием, местом жительства, религией и многими другими признаками. Говорят, например, о субкультуре бедности, субкультуре интеллигентности, молодёжных субкультурах, субкультуре преступного мира (деликвентная субкультура), субкультуре мусульманской, цыганской и многих других. Наиболее важны в практическом плане различия в формах поведения, мышления, менталитета социальных групп (сообществ).
Разнообразие культур можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов. Эти особые образцы культуры называются субкультурой. В России существует множество субкультур, которые находят выражение в различных религиозных, расовых, этнических, профессиональных и возрастных группах.
Молодежная культура - один пример субкультуры. По причинам, восходящим к экономике и образованию, в современном обществе сложились условия, благоприятные для развития уникальных моделей молодежной культуры. Эти модели проявляются в увлечениях магнитофонными записями, звездами эстрады, украшениями и прическами и т.п., а также своеобразным жаргоном. Высокий приоритет имеют также стандарты, касающиеся атрибутов мужественности и женственности. Для юношей важными признаками мужественности являются физическая сноровка, спортивная подготовка, сексуальные победы, готовность пойти на риск, отвага перед лицом агрессии и стремление защитить свою честь любой ценой. У девушек самыми завидными качествами считаются физическая привлекательность, жизнерадостность, способность тонко манипулировать различными типами межличностных отношений и умение контролировать ситуации, связанные с сексом.