Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2015 в 01:39, контрольная работа
Цель данной работы: раскрыть понятия субкультуры и культуры, а также их взаимосвязь.
Задачи контрольной работы:
• Определить понятие «культура» и её функции в современном обществе;
• Рассмотреть понятие и условия формирования субкультур.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. Сущность и функции понятия «культура» ……………………... 4
2. Субкультура – структура понятия ……………………………... 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 15
Иногда нормы, ценности и образ жизни в субкультуре приходят в ощутимое противоречие с нормами, ценностями и стилем жизни всего общества, образуя контркультуру. Контркультура отвергает многие из поведенческих стандартов и правил, имеющих силу в доминирующей культуре. Ориентация на «раскованность» у некоторой части молодежи западных стран в начале 70-х годов имела довольно много контркультурных обертонов. Молодые люди подвергали сомнению легитимность истеблишмента, отвергали этику упорного труда, свойственную старшим, искали новые ощущения в наркотиках и «выпадали» из образа жизни среднего класса. Другими примерами групп, принадлежащих к контркультуре, могут служить преступные шайки, сатанинские культы, правые и левые экстремисты.[10]
Субкультуры выполняют в рамках общей культуры две важнейших функции.
Во-первых, они помогают людям устанавливать и осуществлять взаимодействия с другими людьми, с обществом в целом, включаться в общество, в его культурную жизнь. Субкультуры предлагают конкретные способы решения ряда социальных и других проблем, порождаемых противоречиями данного общества. Поэтому говорят об адаптивном характере субкультур. В то же время субкультура позволяет человеку осознать своё место в обществе, свою культурную идентичность, отличить себя от других.
Во-вторых, субкультуры при всей их относительной «отдельности», изолированности в рамках доминирующей культуры всё же взаимодействуют с ней, становятся известны большому числу людей, принадлежащих иным субкультурам. При этом может произойти усвоение некоторых ценностей, норм, черт определённой субкультуры представителями других субкультур, так что, в конце концов, эти ценности и особенности воспринимает доминирующая культура. Субкультура, таким образом, может влиять на доминирующую культуру, изменять её. В этом смысле субкультуры являются источниками развития, обновления доминирующей культуры. В современной России эти процессы тоже идут. Правда, не всегда обновление можно считать, безусловно, благотворным: например, распространение ряда элементов субкультуры криминального мира (деликвентной, этически и эстетически сниженной, примитивизированной контркультуры).
В условиях, резко ограничивших свободу индивидуального и группового выбора, молодежь оказалась вытесненной на периферию общественной жизни, в сферу развлечений и досуга. Ее социальная «невостребованность» обернулась повышенной субкультурной активностью именно в сфере досуга, ибо здесь она могла сколько угодно «отклоняться», нащупывая пути оптимального вхождения во «взрослую» культуру.
Кроме того, разрыв между официальной идеологией и реальной социальной практикой порождал отчуждение молодежи от институциональных ценностей, и это опять-таки «толкало» ее в область досуговой деятельности, где идеологическое давление было слабее, и оставалась возможность для создания альтернативных ценностей. В результате за годы застоя ориентация молодежи на реализацию себя преимущественно в досуговых формах деятельности приобрела устойчивый и традиционный характер, она продолжает сохраняться и теперь, когда многие социальные запреты сняты.
Таким образом, отечественные варианты субкультурной активности молодежи вызваны отсутствием нормальных механизмов социализации в общественной практике. И не перестройка породила многочисленное и разноликое племя неформалов — она их только легализовала. Естественно, что с первым же снятием запретов молодежь стала быстро заполнять все пустовавшие прежде социально-экологические ниши возможных форм поведения. Сначала это было по преимуществу развлекательные и, если можно так выразиться, социально-демонстративные формы деятельности. Газеты запестрели репортажами о рокерах, фанатах, люберах. Однако по мере расширения демократии следовало ожидать политизации молодежных движений — и этот процесс не замедлил начаться.[11]
Таким образом, субкультура имеет в наличии четко отработанный механизм воспроизводства, а также сохранения исторически сложившейся общественной практики, формирующей образ жизни группы. Под особым образом жизни субкультуры понимается наличие особых форм общения, особого рода контактов, личностных связей, механизмов социального регулирования, особой шкалы ценностей, сферы потребления и, что самое важное, своего языка, знаковой системы и системы символов, ритуалов и собственной мифологии.
Заключение
В основе выделения субкультуры из общей культуры лежит конфликт норм, ценностей и идеологии. Этот же конфликт становится причиной того, что отдельные люди выбирают для себя ту или иную субкультуру. Но, став членом субкультуры, человек не замыкается в ее пространстве: он должен взаимодействовать с общей культурой.
Культура – это целостная система, ей присуща определенная иерархия отношений. Соотношение понятий культура и субкультура в различных областях гуманитарного знания трактуются, как правило, во взаимосвязи с понятием нормы.
Итак, субкультура является способом бытия культуры, посредством которого специфические группы пытаются адаптировать доминирующую систему ценностей и (или) противостоять ей. Субкультуры предлагают систему символов, помогающую индивиду или группе осмыслить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность. Культурные значения субкультуры помогают каждому участнику в создании своего образа и соответствующей ему связи-сплочению с другими членами субкультуры. Возникновению или развитию субкультур содействуют социальные события, приводящие к изменению образа и уровня жизни общества.
Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкретная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм. Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри существующей субкультуры.
Список литературы
1. Аберкроман Н., Хилл С., Тернер Б.С. Социологический словарь: Пер. с англ. / Под ред. С.А. Ерофеева. – Казань, 1997.
2. Андреева И.Н., Годунова Н.Я., Новикова Л.Г. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей. // Социс. 1989. № 4. - С. 48-56.
3. Волков Ю.Г. Социология: Элементарный курс: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1996.
5. Кравченко А.И. Культурология: Хрестоматия для высшей школы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
6. Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. 1969. №8. — С. 56-57.
7. Рок: музыка? субкультура? стиль жизни?
(обсуждение за «круглым
8. Создай самого себя (материалы «круглого стола») // Знание — сила. 1988. № 3. с. 191.
9. Флиер А.Я. Массовая культура и ее социальные функции // Общественные науки и современность. 1998 218 №6. — С. 138-148
10. Гуревич П.С. Культурология. - М: Академия, 2005
11. Культурология./ Под ред. Г.В. Драча. - Ростов–на–Дону: Феникс, 1999.-576 стр.
12. Кармин А.С. Основы культурологии: Морфология культуры. – СПб.: Лань, 2007.-512 стр.