Сущность и значение культуры предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:03, реферат

Описание работы

Важную роль в функционировании предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.
Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства - это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.

Содержание работы

Сущность и значение культуры предпринимательства…………………………..3
Деловая и профессиональная этика………………………………………………5
Деловые отношения - важнейшая часть культуры предпринимательства……7
Основные черты бизнесмена………………………………………………………9
Библиография……………………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

реферат по культурологии.docx

— 35.11 Кб (Скачать файл)

Бизнес является противоположностью насильственному труду и предполагает инициативность, предприимчивость, трудолюбие, желание самоутвердиться, умение вести  борьбу, стремление к развитию и  совершенствованию.

Уровень культуры предприятия во многом определяется деятельностью его  лидеров, особенно в периоды становления  и реорганизации.

Проведенные опросы показывают, что  для современных лидеров характерны такие черты, как способность  формировать эффективную команду, прислушиваться к мнению коллег и  подчиненных, способность вести  за собой людей.

Отношение к предпринимателям в  нашей стране разнообразное, оно  и складывается под влиянием многих факторов объективного и субъективного  характера. В течение десятилетий  у советских людей формировался стереотип предпринимателя как  «паразита», владеющего богатствами  общества и не имеющего на это прав, живущего за счет эксплуатации трудящихся; его интересы - только нажива. И сегодня есть еще сторонники этой схемы, но, конечно, не в полном ее объеме. Все больше утверждается новое отношение к предпринимателям.

Деловая этика большинства наших  предпринимателей пока находится в  стадии формирования. В условиях командно-административной системы сложился особый тип хозяйственного руководителя-конформиста: боязливого, внутренне несвободного, боящегося  риска, безынициативного. Часто хозяйственники, выросшие в рамках этой системы, не демократичны, не склонны к диалогу, не компетентны в вопросах человеческих отношений, психологии, менеджмента, не обладают достаточным кругозором.

Культурно-этические слабости отечественных  бизнесменов можно классифицировать в зависимости от их социального  происхождения.

К первой группе (по различным оценкам, от 5 до 20% всех предпринимателей) относят  представителей номенклатурного бизнеса, состоящих из бывших работников комсомольских, партийных и советских органов. На работу в эти органы приходили  честолюбивые, деловые люди из многих отраслей народного хозяйства. Бизнесом занялись в основном более молодые  люди, отличительными чертами которых  стали деловая хватка, организаторские  способности, знание основ предпринимательства, умение налаживать и поддерживать неформальные связи и др.

Во вторую группу входят люмпенизированные  люди («парвеню»), не достигшие высот  в своей профессии или не имеющие  профессии. В этой группе велика доля молодых людей, которые с 13--15 лет  начали «делать деньги» в нелегальном  бизнесе, затем открыли официально зарегистрированные фирмы. Для бизнесменов  этой группы характерно стремление любой  ценой скопить себе состояние, а  потому их интересуют торгово-закупочные операции, посредническая деятельность, биржевое и банковское дело (производство в сферу их интересов не входит). Часть бизнесменов этой группы (по разным оценкам, от 15 до 30%) имеет уголовное  прошлое.

Отсутствие культуры предпринимательства  связано с существованием в нашей  стране на протяжении долгих лет теневой  экономики.

В России можно выделить три формы  «теневой экономики»:

* неофициальную, т. е. фактически легальную, но не учитываемую статистикой;

* фиктивную, т. е. приписки;

* подпольную, т. е. запрещенные законом виды деятельности.

Бизнесмены теневой экономики («теневики») бывают двух типов:

первый - это «работяги» (их большинство) производят дефицитные товары, налаживают необходимые коммерческие связи;

второй - «избранные», занимаясь операциями с золотом, драгоценными камнями, антиквариатом, они сосредоточили в своих руках финансовые богатства, при этом они связаны с уголовным миром, коррумпированными государственными структурами, возглавляют современную организованную преступность, лихорадочно стремясь «отмыть» эти богатства, укрепить свое политическое влияние.

Отечественным предпринимателям приходится работать в сложных условиях, часто  в условиях неопределенности. Все  еще не преодолены механизмы, мешающие предпринимательству. Успеха добивается легче тот человек, который быстрее  приспосабливается к ним. Поэтому  широко применяется психология «разового  бизнеса», когда прибыль получают путем обмана потребителей, недобросовестной конкуренцией. Кроме того, существует «система постоянных аукционов», когда  выбор деловых партнеров обусловливается  желанием получить «поскорее и побольше», а не установлением длительных взаимовыгодных связей.

К особенностям отечественного бизнеса  относят также закрытый, даже мафиозный  его характер. Преуспевающие коммерческие структуры нередко в своей  деятельности используют силу и связи  с государственными, в том числе  правоохранительными, органами. При  выборе руководителей таких структур в первую очередь учитываются  личная преданность, умение «держать язык за зубами». Поэтому в таких организациях царят двойная мораль, насилие, беспрекословное  подчинение.

Причинами роста преступности, по мнению правоохранительных органов, являются развал экономики и несовершенство ее правового регулирования, отсутствие четкой морали, нравственности, а также  несовершенство действующего законодательства: принимаются противоречивые «расплывчатые» акты, что дает повод для их вольного толкования.

Обнищание и резкое расслоение общества на богатых и бедных, пренебрежительное  отношение к культуре, образованию, а также политическая нестабильность заставляют жить «одним днем».

Особенностью экономического кризиса  в последние годы стала нарастающая  неплатежеспособность предприятий. Причины  неплатежей разнообразны. В настоящее  время предприятия заинтересованы в том, чтобы как можно дольше не расплачиваться с долгами. Нормой поведения многих предприятий стало  использование чужих материально-финансовых ресурсов для различных целей. Главная причина такого положения - отсутствие у руководителей предприятий моральной ответственности за долги. На законные требования возвратить долги они отвечают угрозами разрыва хозяйственных связей, применяют и другие способы платежа.

Для того чтобы повысить культуру предпринимательства, необходимо изучить  опыт в этой области отечественных  и зарубежных фирм.

Рассмотрим особенности культуры предпринимательства фирм США и  Японии.

Первые этапы развития предпринимательства  в Америке характеризуются жестокостью, умением любыми средствами добиваться цели. В организациях «тейлоровского типа» условия производства не требовали заинтересованности трудящихся в коллективном новаторстве, высоко ценились черты «сильной личности».

В 80-х гг. в США и других странах  крупные корпорации перешли к  управлению культурой предприятий. Основным инструментом этого явилось  формирование лидерами корпораций стратегии, установление качественных и количественных целей развития фирмы.

Национальные особенности предпринимательства  США связаны с высокой престижностью  предпринимательства, уважением к  активному деловому человеку, умеющему «делать деньги». Американская мечта - заработать состояние и тем самым добиться независимости и самостоятельности. В условиях современной предпринимательской деятельности наряду с умением бороться, утверждать свое превосходство высоко ценятся такие качества, как лояльность, дипломатичность, умение сотрудничать, ценятся люди, стремящиеся реализовать свои творческие и организаторские способности, принимающие на себя высокую ответственность. Это происходит потому, что:

во-первых, все больше руководителей  приходят к выводу о невозможности  контролировать людей через формальные правила, принуждения;

во-вторых, значительное число работников готово повысить качество и эффективность  работы при условии сохранения атмосферы  сотрудничества и учета их мнения, идей. Но несмотря на демократичность, в американских фирмах и сейчас существуют обязательное подчинение и дисциплина.

Особая роль отводится высоким  нравственным принципам. Для развитой страны невыгодно строить деловые  отношения на обмане, безответственности, стяжательстве.

Бизнесмены США обладают следующими деловыми качествами: дорожат данным словом; точно соблюдают сроки  и обязательства, оправдывают доверие  партнера; хорошо знают конкурентоспособность  продукта; ценят высокий профессионализм.

В США существует разветвленная  система непрерывного обучения и  повышения квалификации не только для  руководителей, но и для рядовых  сотрудников. Ранее существовала практика глубокого освоения одной профессии, т.е. подготовка «узких» специалистов, а в настоящее время готовят  специалистов «широкого профиля», владеющих  несколькими смежными профессиями.

Обострение конкуренции с Японией  и другими азиатскими странами является для американцев стимулом к дальнейшему  совершенствованию.

После Второй мировой войны в Японии произошло так называемое «экономическое чудо». Этому (среди прочих факторов) способствовала проведенная в Японии перестройка системы управления производством, обеспечившая соответствие культуры производства национальным традициям.

При формировании культуры предпринимательства  в Японии широко использовался зарубежный опыт, и в первую очередь, опыт США; однако, в основе японской системы  лежат национальные традиции, которые  в большой степени влияют на характер и поведение японского бизнесмена.

Главное" отличие японской системы  от американской в том, что она  основана на двух основополагающих принципах: пожизненном найме и коллективном принятии решений (этого нет в  американских моделях). Так высшее руководство японской фирмы может принять решение после согласования его со всеми руководителями среднего звена. В основе философии управления фирмами лежит социальная ответственность руководителей. На руководителей возложена обязанность объединять разные (часто противоречивые) интересы акционеров и рабочих фирмы для достижения поставленной пели.

В Японии высоко ценятся трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении цели, умение терпеливо относиться к неудачам, стремление к непрерывному совершенствованию, высокому качеству работ и услуг, снижению затрат и  более эффективному труду, гибкость, высокая ориентированность на нововведения, самоотдача, умение действовать на пределе своих возможностей, преданность  делам фирмы, умение ладить с людьми, дипломатичность, целеустремленность.

Японцы - приверженцы коллективных форм организации труда. Коллективный характер труда в Японии выражается в том, что руководители и рядовые сотрудники работают в одном большом помещении, питаются в общей столовой, носят одинаковую одежду. Вместе с тем, в японских корпорациях приняты четкая система подчинения и жесткая дисциплина.

Работники японских фирм регулярно  повышают квалификацию. Они самые  активные ученики в школах бизнеса.

При выдвижении на должность в Японии ценятся потенциальная возможность  претендента стать руководителем  широкого профиля, хорошие знания в  области науки и практический опыт. Высоко ценится знание производства. Поэтому на фирмах каждый руководитель должен отработать по неделе на тех  производственных участках, на которых  не работал.

Большое внимание в Японии уделяют  развитию эстетических вкусов (в свободное  время): увлечение искусством, изучение гуманитарных наук. Японцы полагают, что  это способствует более качественной и производительной работе.

Не все проблемы нравственности деловой жизни в Америке и  Японии решены, но достигнутое может  служить примером, быть источником положительного опыта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Гербер М.Е. Предпринимательство: Миф или Реальность // http://www.Internet-Business.ru.
  2. Горбунов В.Л., Каганов В.Ш., Ломоносова Т.В., Мартеллер B.C., Сошникова ЕА. Бизнес-инкубаторы и рыночная экономика: Учеб.-метод, пособие / Ред. совет: А.И. Березенко, В.Ш. Каганов, Д.Б. Ломоносов и др. - М., 2001.
  3. Грибов ВД. Основы бизнеса: Учеб. пособие. М., 2000.
  4. Добротворский И.Л. Новые технологии победы. Как по-настоящему
  5. Каленч Дж. Величайшая возможность в истории человечества // http://linkz.ru/ebook/velvosm.zip.
  6. . Мандино Ог. Величайший торговец в мире // http:// linkz. ru/ebook/torgovets .zip.
  7. Основы бизнеса / Под ред. Рубина Ю.Б., Ягодкиной И.А.: Учеб.-практ. пособие. М., 1998.
  8. Основы предпринимательского дела / Под ред. Осипова Ю.М. М., 1996.
  9. Основы предпринимательской деятельности /Под ред. Е.А. Журавлевой. Учеб.пособие - Краснодар: КубГУ, 2005
  10. Очерки экономической истории Кубани / Сост. и науч. ред. А.П. Труханович. Краснодар, 1998.
  11. Предпринимательство и предприниматели России от истоков до начала XX века / Центр полит, и экономической истории России Рос. независимого института социальных и национальных проблем. М., 1997.

 


Информация о работе Сущность и значение культуры предпринимательства