Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 18:03, реферат
Важную роль в функционировании предприятия, фирмы играет культура предпринимательства. Она не только обеспечивает высокий престиж предприятию, но и способствует повышению эффективности производства, улучшению качества продукции и услуг, и, следовательно, увеличению доходов.
Существуют различные трактовки понятия «культура предпринимательства». Так, Р. Роюттингер считает, что культура предпринимательства - это система совместно вынашиваемых и реальных убеждений и представлений о ценностях. Представления о ценностях позволяют ответить на вопрос, что является важным для предприятия, а убеждения позволяют понять, как должно функционировать предприятие и как им следует управлять.
Сущность и значение культуры предпринимательства…………………………..3
Деловая и профессиональная этика………………………………………………5
Деловые отношения - важнейшая часть культуры предпринимательства……7
Основные черты бизнесмена………………………………………………………9
Библиография……………………………………………………………………….17
Бизнес является противоположностью
насильственному труду и
Уровень культуры предприятия во многом определяется деятельностью его лидеров, особенно в периоды становления и реорганизации.
Проведенные опросы показывают, что
для современных лидеров
Отношение к предпринимателям в нашей стране разнообразное, оно и складывается под влиянием многих факторов объективного и субъективного характера. В течение десятилетий у советских людей формировался стереотип предпринимателя как «паразита», владеющего богатствами общества и не имеющего на это прав, живущего за счет эксплуатации трудящихся; его интересы - только нажива. И сегодня есть еще сторонники этой схемы, но, конечно, не в полном ее объеме. Все больше утверждается новое отношение к предпринимателям.
Деловая этика большинства наших предпринимателей пока находится в стадии формирования. В условиях командно-административной системы сложился особый тип хозяйственного руководителя-конформиста: боязливого, внутренне несвободного, боящегося риска, безынициативного. Часто хозяйственники, выросшие в рамках этой системы, не демократичны, не склонны к диалогу, не компетентны в вопросах человеческих отношений, психологии, менеджмента, не обладают достаточным кругозором.
Культурно-этические слабости отечественных
бизнесменов можно
К первой группе (по различным оценкам, от 5 до 20% всех предпринимателей) относят представителей номенклатурного бизнеса, состоящих из бывших работников комсомольских, партийных и советских органов. На работу в эти органы приходили честолюбивые, деловые люди из многих отраслей народного хозяйства. Бизнесом занялись в основном более молодые люди, отличительными чертами которых стали деловая хватка, организаторские способности, знание основ предпринимательства, умение налаживать и поддерживать неформальные связи и др.
Во вторую группу входят люмпенизированные люди («парвеню»), не достигшие высот в своей профессии или не имеющие профессии. В этой группе велика доля молодых людей, которые с 13--15 лет начали «делать деньги» в нелегальном бизнесе, затем открыли официально зарегистрированные фирмы. Для бизнесменов этой группы характерно стремление любой ценой скопить себе состояние, а потому их интересуют торгово-закупочные операции, посредническая деятельность, биржевое и банковское дело (производство в сферу их интересов не входит). Часть бизнесменов этой группы (по разным оценкам, от 15 до 30%) имеет уголовное прошлое.
Отсутствие культуры предпринимательства связано с существованием в нашей стране на протяжении долгих лет теневой экономики.
В России можно выделить три формы «теневой экономики»:
* неофициальную, т. е. фактически легальную, но не учитываемую статистикой;
* фиктивную, т. е. приписки;
* подпольную, т. е. запрещенные законом виды деятельности.
Бизнесмены теневой экономики («теневики») бывают двух типов:
первый - это «работяги» (их большинство) производят дефицитные товары, налаживают необходимые коммерческие связи;
второй - «избранные», занимаясь операциями с золотом, драгоценными камнями, антиквариатом, они сосредоточили в своих руках финансовые богатства, при этом они связаны с уголовным миром, коррумпированными государственными структурами, возглавляют современную организованную преступность, лихорадочно стремясь «отмыть» эти богатства, укрепить свое политическое влияние.
Отечественным предпринимателям приходится
работать в сложных условиях, часто
в условиях неопределенности. Все
еще не преодолены механизмы, мешающие
предпринимательству. Успеха добивается
легче тот человек, который быстрее
приспосабливается к ним. Поэтому
широко применяется психология «разового
бизнеса», когда прибыль получают
путем обмана потребителей, недобросовестной
конкуренцией. Кроме того, существует
«система постоянных аукционов», когда
выбор деловых партнеров
К особенностям отечественного бизнеса относят также закрытый, даже мафиозный его характер. Преуспевающие коммерческие структуры нередко в своей деятельности используют силу и связи с государственными, в том числе правоохранительными, органами. При выборе руководителей таких структур в первую очередь учитываются личная преданность, умение «держать язык за зубами». Поэтому в таких организациях царят двойная мораль, насилие, беспрекословное подчинение.
Причинами роста преступности, по мнению правоохранительных органов, являются развал экономики и несовершенство ее правового регулирования, отсутствие четкой морали, нравственности, а также несовершенство действующего законодательства: принимаются противоречивые «расплывчатые» акты, что дает повод для их вольного толкования.
Обнищание и резкое расслоение общества на богатых и бедных, пренебрежительное отношение к культуре, образованию, а также политическая нестабильность заставляют жить «одним днем».
Особенностью экономического кризиса
в последние годы стала нарастающая
неплатежеспособность предприятий. Причины
неплатежей разнообразны. В настоящее
время предприятия
Для того чтобы повысить культуру предпринимательства, необходимо изучить опыт в этой области отечественных и зарубежных фирм.
Рассмотрим особенности
Первые этапы развития предпринимательства
в Америке характеризуются
В 80-х гг. в США и других странах крупные корпорации перешли к управлению культурой предприятий. Основным инструментом этого явилось формирование лидерами корпораций стратегии, установление качественных и количественных целей развития фирмы.
Национальные особенности
во-первых, все больше руководителей приходят к выводу о невозможности контролировать людей через формальные правила, принуждения;
во-вторых, значительное число работников готово повысить качество и эффективность работы при условии сохранения атмосферы сотрудничества и учета их мнения, идей. Но несмотря на демократичность, в американских фирмах и сейчас существуют обязательное подчинение и дисциплина.
Особая роль отводится высоким нравственным принципам. Для развитой страны невыгодно строить деловые отношения на обмане, безответственности, стяжательстве.
Бизнесмены США обладают следующими деловыми качествами: дорожат данным словом; точно соблюдают сроки и обязательства, оправдывают доверие партнера; хорошо знают конкурентоспособность продукта; ценят высокий профессионализм.
В США существует разветвленная система непрерывного обучения и повышения квалификации не только для руководителей, но и для рядовых сотрудников. Ранее существовала практика глубокого освоения одной профессии, т.е. подготовка «узких» специалистов, а в настоящее время готовят специалистов «широкого профиля», владеющих несколькими смежными профессиями.
Обострение конкуренции с
После Второй мировой войны в Японии произошло так называемое «экономическое чудо». Этому (среди прочих факторов) способствовала проведенная в Японии перестройка системы управления производством, обеспечившая соответствие культуры производства национальным традициям.
При формировании культуры предпринимательства
в Японии широко использовался зарубежный
опыт, и в первую очередь, опыт США;
однако, в основе японской системы
лежат национальные традиции, которые
в большой степени влияют на характер
и поведение японского
Главное" отличие японской системы
от американской в том, что она
основана на двух основополагающих принципах:
пожизненном найме и
В Японии высоко ценятся трудолюбие, настойчивость и упорство в достижении цели, умение терпеливо относиться к неудачам, стремление к непрерывному совершенствованию, высокому качеству работ и услуг, снижению затрат и более эффективному труду, гибкость, высокая ориентированность на нововведения, самоотдача, умение действовать на пределе своих возможностей, преданность делам фирмы, умение ладить с людьми, дипломатичность, целеустремленность.
Японцы - приверженцы коллективных форм организации труда. Коллективный характер труда в Японии выражается в том, что руководители и рядовые сотрудники работают в одном большом помещении, питаются в общей столовой, носят одинаковую одежду. Вместе с тем, в японских корпорациях приняты четкая система подчинения и жесткая дисциплина.
Работники японских фирм регулярно повышают квалификацию. Они самые активные ученики в школах бизнеса.
При выдвижении на должность в Японии
ценятся потенциальная
Большое внимание в Японии уделяют развитию эстетических вкусов (в свободное время): увлечение искусством, изучение гуманитарных наук. Японцы полагают, что это способствует более качественной и производительной работе.
Не все проблемы нравственности деловой жизни в Америке и Японии решены, но достигнутое может служить примером, быть источником положительного опыта.
БИБЛИОГРАФИЯ
Информация о работе Сущность и значение культуры предпринимательства