Сущность культуры по Бердяеву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

Главной целью данной работы является изучение понятия культура в представлении Н.А. Бердяева.
В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
изучить творческое наследие Н. А. Бердяева и его определение культуры,
рассмотреть культурологические идеи Н.А. Бердяева,
усвоить соотношение культуры и цивилизации по Н. А. Бердяеву и оценить значение его работ.

Содержание работы

Введение 3
1. Творческое наследие Н. А. Бердяева и его определение культуры 5
2. Культурологические идеи Н.А. Бердяева 8
3.Соотношение культуры и цивилизации по Н. А. Бердяеву. Значение работ Бердяева в современном мире 18
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

сущность культуры по Бердяеву.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)

В мировом развитии видны не только несомненные достижения этой культуры, но и порожденные западноевропейской шкалой культурных ценностей глобальные кризисы, причем как культурный, так и экономический, который захватил все стороны жизни всего мирового сообщества. Однотипные товары, орудия производства, пути экономического и политического развития, позволяют нам судить о верности мыслей Бердяева.

С другой стороны, несмотря ни на что, цивилизация, являясь  с точки зрения технологического базиса общей для всех стран, будет  иметь свою специфику применительно  к отдельным народам, их культурам. Причиной этому служит многовековой культурный опыт развития стран и народов.

 

 

 

 

Заключение

 

Культурологические  идеи Н.А. Бердяева изложены в ряде его  работ «Кризис искусства» (1918), «Смысл творчества» (1919), «Воля к жизни и воля к культуре» (1922), «О культуре» (1923), «Человек и машина» (1933).

В своих сочинениях Бердяев раскрывает собственное  видение культуры и цивилизации. Именно с культурой, а не с политикой  или экономикой философ связывал достижение обществом своих целей.

Любая культура, по его мнению, имеет:

благородное духовное происхождение, которое является результатом работы духа над природными стихиями;

символическую, знаковую, а не реалистическую форму  выражения;

индивидуальное  и неповторимое проявление своей  сущности.

В культуре, по мысли философа, ценится:

древность происхождения;

неразрывная связь  с великим прошлым;

преемственность в развитии.

В целом можно  отметить то, что Бердяев значительно обогатил представление об исторических типах культуры, хотя сама проблема типологии культуры мало занимала исследователя в отличие от Шпенглера.

В основу типологии  культуры Бердяева легли такие принципы типологии культуры, как географический, хронологический, национальный, религиозный и др. 

В соответствии с библейской схемой, Бердяев разделил историю на два периода - до и после Рождества Христова.

Выделил два особых типа культуры: языческий и христианский и выделяет три эпохи божественного откровения в мире с соответствующими каждой их них определенным типом сознания и этики.

В соответствии с известной классической формулой «древний мир - средние века – новое (новейшее) время», Бердяев раскрыл особенности культуры древнего мира, культуры средних веков и культуры Нового и новейшего времени. Значительное место в концепции Бердяева заняло исследование особенностей национальных типов культур: германской, русской, французской, польской и т. д.

Проанализировав специфику русской культуры, Н.А. Бердяев выделил такие ее особенности как дуалистичность, конфликтность и прерывность, отсутствие культурной традиции, сомнение религиозное, моральное, социальное в оправданности творчества культуры, нигилизм по отношению к культуре как извращенную русскую апокалиптичность, отсутствие серединной культуры (русская идея не есть идея культуры).

В данной работе решены все поставленные задачи и  достигнута главная цель.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Багдасарьян Н. Г. Культурология. - учебник для студентов вузов, - М., 2002.
  2. Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории.- М., 1990. С.84.
  3. Бердяев Н.А. Дух и реальность // Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М., 1994.
  4. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. - М., 1990.
  5. Бердяев Н. А. Кризис искусства. – М., 1918.
  6. Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Новый мир. - 1990. С.218.
  7. Бердяев Н. А. Самопознание.– М., 1990.
  8. Бердяев Н. А. Философия неравенства. – М.,1990.
  9. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1990.
  10. Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. - М.: Знание, 1990.
  11. Зимовец Л.Г. Культурологическая концепция Н.А. Бердяева // Юриспруденция и гуманитарные науки в системе современного высшего профессионального образования: материалы Российской научно-методической конференции. – Сочи, МГСУ, 1999. С.73-79.
  12. Зимовец Л.Г. Н.А. Бердяев об особенностях русской культуры // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2007. - №1. - С. 148 - 156.
  13. Кононенко Б. И. Большой толковый словарь по культурологии. - М., 2003.
  14. Культурология: Учебное пособие/ Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. - М.: Центр, 1999.
  15. Культурология: Учебн. для студ. техн. вузов/ Колл. Авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2001.
  16. Маркова А. Н. Культурология. Учебное пособие для студентов вузов – М., 2006.
  17. Мамонтов С. П. Основы культурологии. – учебное пособие для вузов – М., 2001.
  18. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992. 
  19. Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001.
  20. Швейцер А. Культура и этика. – М., 1973. 

1 Бердяев Н. А. Философия неравенства. – М.,1990.

2 Зимовец Л.Г. Культурологическая концепция Н.А. Бердяева // Юриспруденция и гуманитарные науки в системе современного высшего профессионального образования: материалы Российской научно-методической конференции. – Сочи, МГСУ, 1999. С.73-79.

3 Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 380.

4 Бердяев Н.А. Дух и реальность // Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М., 1994. С.379.

5 Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. С.164.

6 Бердяев Н.А. Духовное состояние современного мира // Новый мир. - 1990. С.218.

7 Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. - М.: Знание, 1990. С. 27.

8 Зимовец Л.Г. Н.А. Бердяев об особенностях русской культуры // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2007. - №1. - С. 148 - 156.

9 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1990. С. 73.

10 Ермичев А.А. Три свободы Николая Бердяева. - М.: Знание, 1990. С. 32.

11 Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990. С. 253.

12 Бердяев Н.А. Философия неравенства. - М., 1990. С.259-260.

13 Бердяев Н.А. Воля к жизни и воля к культуре // Бердяев Н.А. Смысл истории.- М., 1990. С. 84.

14 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества.- М., 1990. С. 524.

15 Философия. Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П. – М., 2001. С. 487. 

16 Мамонтов С. П. Основы культурологии. – учебное пособие для вузов – М., 2001. С. 117.

 


Информация о работе Сущность культуры по Бердяеву