Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 17:27, реферат
Предметом научного изучения автора в этой книге является древняя Америка, а именно индейские пирамиды, дворцы, монастыри, вся светская и культовая архитектура. Он последовал по путям так сказать «первооткрывателей» в истории изучения майя, дабы донести до более широких масс их имена через свою книгу и на базе их открытий может быть сделать более глубокие тайны - явью.
Реферат по культурологии
по книге М. Стингла
«Тайны индейских пирамид»
Работу выполнила
студентка 301 группы в/о
Апостолиди Ольга
Предметом научного изучения автора в этой книге является древняя Америка, а именно индейские пирамиды, дворцы, монастыри, вся светская и культовая архитектура. Он последовал по путям так сказать «первооткрывателей» в истории изучения майя, дабы донести до более широких масс их имена через свою книгу и на базе их открытий может быть сделать более глубокие тайны - явью.
Изучение майя он решил начать с поездки в Сан – Андрес – Тустлу, для того, чтобы узнать историю майяского происхождения статуэтки (фигурки) зеленого человечка, из-за которого у специалистов возникло множество вопросов, таких как:
1) откуда в сотнях километрах от бесспорных на тот момент границ майяского мира взялись майя?
2) откуда взялась
дата на груди «птичьего
Статуэтку нашли в 1902 году. Это семнадцати сантиметровая статуэтка, вырезанная из светло-зеленого нефрита. Изображает она толстого улыбчивого человека с крыльями птицы и клювом. На груди статуэтки выгравирована дата майяскими цифрами, соответствующая дате на нашем календаре – 162 год. В то время, как известная нам древнейшая дата майяской истории соответствует 290 году нашей эры (эта дата сохранилась на стеле 29 в майяском городе Тикале).
Такая разница в годах стала практически необъяснимой специалистам в этой области, т.к. майя оставляли практически для каждого года датированные памятники.
В итоге из-за такой нестыковки в годах ученые задвинули в дальний угол музея эту статуэтку и со временем про нее практически забыли.
Двинувшись дальше по стопам Мэтью Стирлинга, открывшего три наинтереснейшие стелы принадлежащие майяской культуре, он добрался до важнейшего памятника Ла-вента – остроконечной пирамиды. С этого объекта был снят детальный план в 1968 году. Особенность этой пирамиды – ее неправильная геометрия, более всего напоминает она распустившийся цветок лотоса ( в горизонтальной проекции). Она расположена на юге границе ритуального городского центра Ла-Венты. Строители расположили у северного подножия пирамиды две вытянутые насыпи – маунда, между ними расположили оригинальную мозаику из камня. Дальше за нею поднимается уже круглый маунд и снова дальше опять две каменные площадки с изображением стилизованных масок ягуаров.
Если двинуться к северу от мозаик, то будет видна одна особая площадка. Не похожая на другие. Это сооружение состоит шестигранных базальтовых колонн, которые стоят вплотную друг к другу и образуют непроходимую изгородь из камня. Вход только один – через такие же базальтовые ворота. против южной стороны расположен маунд с круглой горизонтальной проекцией. Когда маунд был вскрыт, то Стирлинг сделал поразительное открытие: маунд – это настоящий мавзолей, т.к. гробница в длину составляет почти семь с половиной метров.
В этом мавзолее пол сделан тоже из камня и в конце задней части лежат кости трех мужчин, что впоследствии послужило названию этой гробницы «Могилой трех старцев». В этом мавзолее правителей с костями были обнаружены еще и следующие предметы: нефритовая статуэтка женщины с очень длинными волосами, зеленый цветок, лягушка, сердце и прочие маленькие фигурки, вырезанные из нефрита.
Если обратиться к 1940 году и руководствоваться путевой картой Лафаржа и Ф. Блома, то у притока реки Тоналу – Бласильо мы найдем остров Себастьяна Торреса. Во время осмотра острова было найдено четыре большие каменные головы ( помимо шести объектов, найденных ранее Бломом).
За мавзолеем стояли еще три гигантские каменные головы. Итого четыре – три на юге, одна у северного подножия пирамиды. Автору показалось, что эти головы изображали конкретных лиц, т.к. они не однотипны и у каждой совершенно разная физиономия. Эти гигантские головы защищены шлемами, на подобии хокейных. Назначение этих шлемов пока не удалось объяснить.
Обитатели Ла-Венты жили под знаком ягуара. Ответы на вопросы можно найти взглянув на стелы, например на ту, где изображено соитие смертной женщины с ягуаром. Отсюда пошло, что строители этого города полубоги.
Позднейшие находки доказали, что строители Ла – Венты были носителями самой первой и древней культуры Америки. Отсюда автор сделал вывод, что эти ягуарьи индейцы были предшественниками или даже учителями гениальных майя.
Эту материальную культуру принято было назвать теноселоме, т. е. люди с пастью ягуара, но это название не прижилось, практически сразу их стали называть людьми из страны, где добывают каучук.
В пятидесятые года стало возможным определять исторический возраст находок по содержащемуся в них углероду благодаря ядерной физике.
Автор также дает свою догадку касаемо того, как на остров «ягуарьих индейцев» были доставлены огромные глыбы базальта для создания всех этих памятников, а путь составлял почти сто километров! Вероятнее всего добрый камень грузили на огромные плоты и еще 40 километров в конце – волоком.
После необыкновенно удачных раскопок на острове, Стирлинг еще несколько лет продолжал исследовать северное Табаско и южный Веракрус. Во время этой экспедиции было найдено множество важнейших предметов и захоронений, также был сделан самый блестящий и богатый художественный вклад.
Дальше мы с автором направляемся на изучение острова Сан – Лоренсо. Результаты работы экспедиции превзошли все ожидания, здесь были найдены совершенно удивительные творения ягуарьих индейцев, кроме обычных для ольмеков скульптур. С появлением новых находок, появлялись и новые загадки, что и навело на сравнение этого острова с островом Пасхи.
У одной из скульптур найденной на острове Сан – Лоренсо, помещенной в нынешнее время на школьном дворе острова, нет рук, вместо этого, по обеим сторонам видны большие круглые отверстия, что не оставляет сомнений – у нее руки были подвижны, им можно было предавать разное положение.
Всего на этом острове в 1945 году Стирлингом было обнаружено 15 статуй, которые и дали повод для обследования острова. Местность, которая была усеяна гребнями и ущельями казавшимися природными, на деле оказалось огромным творением человека, которое не имеет никаких аналоги в Америке. Только вот назначение тих гребней и впадин пока не выяснено.
Во время этой экспедиции было испробовано на тот момент новейшее изобретение – цезиевый магнитометр. Он помогал найти чужеродные предметы в почве.
Опираясь на изучение всех находок, в том числе органических останков был сделан вывод, что создатели каменных статуй свою высокую культуру уже в готовом виде принесли на этот остров. Также можно сделать вывод, что ольмекская культура была могучей и жизнеспособной.
Но откуда ольмеки пришли в Сан – Лоренсо? Автор считает ответом на этот вопрос – край ольмеков в южном Верокрусе и северном Табаско.
Культура ягуарьих индейцев не была ученицей, наследницей или продолжательницей другой высокой культуры, она такая первая из первых. Именно это еще одна причина, почему автор так хотел познакомиться с ними, почему он совершил путешествие до птичьего человека, стелой, к древнейшей пирамиде Америки (древнейшая ольмексая пирамида находится в Ла-Венте, а уже древнейшая пирамида майя – в Вашактуне. Уголы отдельных ступеней пирамиды украшают 18 масок ягуара.
Простившись с ольмеками, автор едет к тем, кто пришел после них, кто создал самую блестящую культуру индейской Америки – майяскую.
Майяские города находятся в двух достаточно резко отличающихся друг от друга областях центральной Америки. Первая территория, куда сначала нас поведет автор книги – территория центральноамериканских Кордильер. Через эти места течет важнейшая река всей майяской истории – Усумасинта. По обеим сторонам располагается не менее знаменитый дикий и непроходимый девственный Лакандонский лес. Первый город индейцев майя возник на небольшом и невысоком плато – Петен (бассейн Усумасинты) в первом или втором веке нашей эры. Этот период называется древнее царство (кончается где-то в 9-10 веке).
Пока остановившись в древнем царстве мы обратим взгляд на город Паленке, центр его составляют четыре главные пирамиды и посреди них – паленский дворец. Дворец в Паленке примечателен тем, что башня дворца совершенно необычная для майяских городов, она служила обсерваторией. Она была пятиэтажная.
По соседству с дворцом
возвышаются еще три
Дальше майя покидают эти края и переселяются на Юкатан. Совершав это путешествие – переселение, проникая на север Юкатана они селились лишь там, где существовали природные водоемы – чены. Отсюда в названии местных городов всегда присутствует майяское слово – Чен.
Характер майяского искусства в этой «стране Чен» несколько специфичен, например, характерны лишь одноэтажные постройки со множеством помещений. Вся постройка разделена на пять частей – первую, третью и пятую части образуют пирамидальные пилоны, а вторую и четвертую – одноэтажное здание.
Еще местная архитектура отличается от построек реки Усумасинты тем, что для фасадов используется тесанный камень. А не штук. Особенность входа – проем вкомпанован в рельеф маски «небесной змеи».
В целом, отличие Древнего царства и нового, т.е. городов Усумасинты и Юкатана просматривается в том, что древнее царство было обращено к небесным богам, а города Юкатана больше выделяются своей помпезностью и памятниками славы и силы могущественных династий.
Двинувшись дальше по Юкатану, автор останавливает наше внимание на городе Ушмаль. Здесь нас интересует «пирамида волшебника», она отличается от постройки в Паленке, горизонтальная проекция образует овал. Вообще изначально это были маленькие так называемые апартаменты правителя того времени, но постепенно его начало не устраивать его место обитания и были произведены многие изменения (которые происходили и после него в связи изменения самого города и правителей в нем) и в итоге она получила свой нынешний вид.
Украшения фасада очень богатое, даже можно сказать фантастически. Хочется уделить пару слов майяскому искусству, которое в майяских городах непосредственно связано с архитектурой. Обрабатывая камень, майя использовали опять же камень, у них просто не было иного материала. Произведения их ваятелей изображали индейских богов, представителей благородного сословия и жречества. Каменные рельефы очень часто украшались хронологическими записями. Характер скульптурных работ зависел от их назначения – стелы, алтари, фасады зданий. Необходимое изображение всех важнейших религиозных символов зачастую приводила к избыточному богатству украшений. Скульптуры майя носили чрезвычайно стилизованный характер, они отличались монументальностью и вместе с тем определенной статичностью. Перспективой они не пользовались, в зависимости от значения изображаемой личности определялся и размер.
Теперь автор направляет нас в город Кабах. В этом городе находится знаменитая «триумфальная арка», вошедшая во все учебники американской истории. Это ворота, высотой 4,5 метра и ложным сводом, т.к. цилиндрического свода майя не знали). О действительном назначении этой арки велись длительные и ожесточенные споры между майяологами. Но автор считает, что все очень просто, арка была воротами города, а может быть в какой-то мере и гордыми триумфальными вратами Кабаха. От арки Кабаха ведет лишь один городской проспект прямо ко дворцу правителей города – «дворцу тысячи масок». Дворец тысячи масок - составная часть обширного комплекса из четырех зданий. Дворец воздвигнут на высокой террасе. На стенах дворца расположено несколько сот масок наиболее почитаемого в местных городах бога Чака. В особенности он щедро изображен на фризе дворца, ориентированного на прославленную Кабахскую арку. Маски Чака с огромными носами, украшают также углы дворца и его боковые стены. То, что у изображаемого бога Чака был такой длинный нос, похожий на слоновий заставляло исследователей считать, что строители майяских городов имели африканское или азиатское происхождение.
Отправившись в город Сайиль и найдя там Сайильский дворец, сразу видно. Что он отличается от «классических» стилей майя, напрашивается вывод что майя уже строили, руководствуясь не только своим вкусом. Кардинальный поворот в развитии майяской архитектуры одновременно свидетельствует еще об изменении в образе жизни майя.
Этот дворец является наглядным отражением «очеловечения» майяских городов. Эволюция от городов храмовых пирамид и календарных стел, от городов, которые были центрами почитания богов и священного календаря, к метрополиям, служившим прибежищем не только для богов, но и для людей завершилась именно здесь, в Пууке.
Хотелось бы
выделить что в этом дворце, впервые,
над дверными проемами встретилось
символическое изображение
Пока автор нас ведет по стопам первооткрывателей памятников и «кладов» майя, он сопровождает свое описание объектов различными историями из экспедиций, ранее побывавших в этих местах; если существовали какие-либо легенды или поверия, то это также упоминается в его повествовании. Таким образом Милослав Стинг как бы увлекает нас с собой в путешествие, чтобы вместе с нами посетить все эти удивительные места, полюбоваться редкими, красивейшими видами с террас пирамид, изучить взглядом высеченные камнем по камню или штуку рисунки и барельефы.
Он делает достаточно сильные акценты на именах исследователей, его помощников, открывших тот или иной след великой и интригующей цивилизации.
Он очень
четко прорисовывает