Театрализация, как творческий метод сценарно-режиссерской работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2015 в 14:02, реферат

Описание работы

Режиссура - своеобразный вид художест­венного творчества, позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно - тематического замыс­ла произведения одного из "зрелищных искусствв" с помощью только ему присущих выразительных средств. Различают режиссуру драмы, муз. театра (опе­ры, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка, театрализованных представлении и массовых праздников.

Содержание работы

1.Понятие "театрализации".

2.Виды сценарно-режиссерской театрализации.

3.Язык театрализации.

Файлы: 1 файл

Театрализация, как творческий метод сценарно-режиссерской работы.docx

— 40.38 Кб (Скачать файл)

Театрализация, как творческий метод сценарно-режиссерской работы

План:

 

1.Понятие "театрализации".

 

2.Виды сценарно-режиссерской  театрализации.

 

3.Язык театрализации.

 

1. Понятие "театрализации".

Режиссура - своеобразный вид художест­венного творчества, позволяющий создавать пространственно-пластическое, художественно-образное решение идейно - тематического замыс­ла произведения одного из "зрелищных искусствв" с помощью только ему присущих выразительных средств. Различают режиссуру драмы, муз. театра (опе­ры, оперетты, балета), кино, эстрады, цирка, театрализованных представлении и массовых праздников.

Театрализованное действие - творческая активность людей, выражающих свои жизненные стремления художественными, театральными средствами, направленная к дос­тижению жизненной духовной цели; это органическое сочетание реальности, связанной с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в эмоционально-образном (художественном) материале, созданном путем преобразования этой реальности.

Театрализация - организация в рамках праздника материала (доку­ментального и художественного) и аудитории (вербальная, физиче­ская и художественная активизация) по законам драматургии на основе конкретной событийности, рождающей психологическую потребность коллективной общности в реализации праздничной ситуации (А. А. Конович).

 

Благодаря своей социально-педагогической и ху­дожественной бифункциональности, театрализация выступает од­новременно и как художественная обработка, и как особая органи­зация поведения и действия массы людей.

 

Театрализовать материал - значит выразить его содержание средст­вами театра, т.е. использовать два закона театра:

 

1. Организация сценического  действия (зримое раскры­тие драматического конфликта). Развитие действия происходит по сквозной линии.

 

2. Создание художественного об­раза спектакля, представления.

 

Режиссерская театрализация - это творческий способ приведения сценария к художественной образной форме представления, через систему изобразительных, выразительных и иносказательных средств (Вершковский).

 

Безусловно и то, что театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры как этноса, так и общества. Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства, обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства. Когда мы говорим «действо», мы имеем в виду развитие определенной реальности в ее противоречиях, ибо эти противоречия и есть тот движитель, благодаря которому реальность приобретает присущий ей динамический и диалектический характер, необходимый для создания действия в театрализованном представлении, празднике или обряде.

 

Одна из важнейших особенностей режиссуры массового праздника состоит в том, что она как бы режиссирует саму жизнь, художественно осмысляемую. Режиссер массового театра работает, в первую очередь, с реальным коллективным героем и по этому должен широко использовать механизмы социальной психологии. Психолого-педагогическая подготовка режиссера-организатора массовых праздников так же важна, как и художественно-творческая подготовка.

 

Особенности театрализованного действа:

 

1. В основе сценария  театрализованного действа всегда  лежит доку-

ментальный материал ( документальный объект внимания сценариста).

2. Театрализованное действо  подразумевает не создание психологии

вымышленных героев (персонажей), но создание психологии ситуаций, в которых действуют и развиваются реальные (документальные) силы

3. Театрализованное действо  полифункционально и решает следующие задачи: дидактическую (назидатель-ную), информационную (позвательную), эстетическую, этическую, гедонистическую (получение удовольствия) и коммуникативную

4. Театрализованное действо, как правило, одноразово и существует

как бы в единственном экземпляре.

5. Театрализованное действо  отличает многообразие форм, пространственных  и стилевых.

Театрализованное представление, праздник и обряд далеко не исчерпывают возможности использования театрализованного действа в различных вариантах и с различными целями.

Если театрализованное представление - это прежде всего зрелище, происходящее на той или иной сценической площадке, не требующее

непосредственного участия в нем зрителей, то праздник и обряд суть театрализованные действа, в которых присутствующие сами становятся активными участниками происходящего. Исключение составляет театрализованная конкурсно - игровая программа, в которой сочетаются театрализованное представление и элементы непосредственной активизации зрителей с вовлечением их в сценическое действие.

 

Театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только особых условиях, соотносящих то или иное событие, к которому причастна данная аудитория, с создаваемым аудиторией образом этого события, с его художественной интерпретацией. Такая двойственность функций театрализации связана с любыми моментами в жизни людей, когда требуется осмыслить необыденное значение того или иного события, выразить и закрепить свои чувства по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному осмыслению, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Таким образом, театрализация предстает не как обычный прием культурно – просветительной работы, который можно использовать на всех ее уровнях, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально – психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству.

 

Разумеется, мало только видеть особый предмет театрализации. Нужно уметь и организовывать его. Здесь важнейшим инструментом выступает образность , составляющая главную сущность театрализации, позволяющая показать в действии тот или иной факт, событие, эпизод. Образность реальная и тесно связанная с ней художественная – это основа театрализации, позволяющая выстроить внутреннюю сценарную логику и отобрать средства художественной выразительности. Именно образность дает театрализации жизнь, создает водораздел между театрализованными и нетеатрализованными формами массовой культурно – просветительной работы.

 

Суть метода театрализации в современных досуговых программах состоит в соединении звуков, цвета, мелодии в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях, пронося их через единое “сквозное действие”, которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты по законам сценария.

 

Следовательно, метод театрализации предстает не как один из методов в культурно - досуговых программах, используемый во всех ее вариантах, а как сложный творческий метод, наиболее близко стоящий к театру, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование.

 

Монументальность театрализованных массовых представлений опре­деляют следующие компоненты:

 

· масштабность выбранного события;

 

· масштабность отбора исторических и героических образов;

 

· отсутствие психологических нюансировок в игре актеров;

 

· крупная пластика движений, монументальность жестов;

 

· крупный рисунок мизансцен;

 

· монументальность и образность декораций;

 

· ассоциативный 'мост мысли" каждого эпизода со зрителем;

 

· принцип резких контрастов /в пластике, оформлении, музыке, свете/;

 

· использование иносказательных средств выразительности /сим­вол, метафора, аллегория, синекдоха, литота/;

 

· применение новейших средств техники и технических эффектов.

 

Итак, режиссура массовых представлений и праздников, базиру­ясь на общем фундаменте режиссуры, имеет свою специфику в сценарно-режиссерской обработке с помощью театрализации реальных эпи­зодов жизни, подчинении их сценарно-режиссерскому ходу и обяза­тельному включению зрителей в действие. В этом театре жизни мас­са - всегда герой, а не просто зритель.

 

Театрализованное представление монет быть как самостоятель­ным произведением, так и составной частью праздника.

 

Суммируя высказанное, можно подчеркнуть, что в театрализации, как особом виде искусства выступает на передний план важнейший компонент массового представления - зритель, коллективный герой.

 

2.Виды театрализации.

 

1.Театрализация компилированного  или комбинированного вида –  тематический отбор и использование  готовых художественных образов  и различных видов искусства  и соединение их между собой  сценарно-режиссерским приемом или  ходом.

Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях и т.д. главная задача сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом. В использовании этого вида театрализации режиссеру важно помнить главный закон художественной целесообразности, которая требует оправданности появления номера, его жанрового соответствия теме.

 

2. Театрализация оригинального  вида – создание режиссером  новых художественных образов, согласно  сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется  для создания сценариев документального  жанра, в основе которых лежит  инсценировка документа. Документальный  ряд придает современное публицистическое  звучание, если факт имеет общественную  ценность. Основные требования: злободневность  и актуальность. Здесь создается  синтез документального и художественного  материалов не только в тематическом  отборе материала, но и в органичном  слиянии по главному принципу  эмоционального развития мысли  и создания сценарно-смыслового  стержня каждого эпизода и  сценария в целом. Синтез документального  и художественного должен заключаться  не только в тематическом отборе  материала, но и в органическом  их слиянии по самому главному  принципу - эмоционального развития  мысли. Это более сложная форма  создания сценария, требующая организаторского  опыта, умение отбирать и монтировать  готовый материал и поиска  хода для готовых номеров, но  и профессионального мастерства, режиссерского умения поставить  новый номер, согласно сценарному  замыслу, органично соединить в  эпизоды художественный и документальный  материал. Это самый сложный вид  театрализации.

Инсценированный документ, инсценированный стих, инсценированная песня - вот основные компоненты создания художественного образа эпизода.

 

3. Театрализация смешанного  вида – использование первого  и второго вида. Включает компиляцию  готового и создание нового. Построена  по принципу тематического отбора  и сведение их в композицию  с помощью сквозного сценарно-режиссерского  хода и привнесение в эту  основу своего авторского оригинального  видения и решения. Включает в  себя компиляцию готовых текстов  и номеров и оригинальное создание  готовых текстов и номеров. Театрализация  смешенного вида открывает большие  возможности для развития образного  мышления режиссера - организатора.

Все три вида театрализации в первую очередь используются для организации театрализованных тематических вечеров и массовых представлений, которые выступают либо в качестве самостоятельной формы культурно-просветительной работы, либо в качестве составной части массового праздника, агитационно-пропагандистской компании или иной комплексной системы идейно воспитательной работы.

Театрализация в сфере культурно - просветительской деятельности, развивается по двум основным направлениям. Первое связано с ее рекреативной функцией(это - балы, маскарады, карнавалы;)Второе связано с превращением жизни в художественную ценность путем создания на ее основе художественного образа. Оформление, краски,фейеверки еще не есть театрализация. Нужно искать емкий образ - обобщение, эмоционально раскрывающий через выразительные средства мысль режиссера.

В театрализации как в особом виде искусства на первый план выступает важнейший компонент - массового представления - зритель, коллективный герой. Он жаждет такого массового действия, которое заставило бы его, ассоциативно выстанавливая в памяти факты и события собственной жизни, быть участником представления, включаться в него.

 

3. Язык театрализации

 

Ведущими выразительными средствами, создающими особый язык театрализации, выступают символ, аллегория и метафора, с помощью которых режиссер создает в массовых представлениях полнокровный и многогранный мир эстетических ценностей.

 

Создавая массовое представление, режиссер должен стремиться стимулировать воображение актеров и зрителей укрупненными сцени­ческими символами, наиболее полно отражающими суть театрализа­ции.

 

Символ в переводе с греческого языка означает знак (признак, метка, клеймо, печать, пароль, цифра, черточка, сигнал, девиз, лозунг, эмблема, вензель, герб, шифр, марка, этикетка, оттиск, рубец ,ярлык, слеп, опечаток

 

, шрам и тому подобное).

 

Одноименный корень имеет греческий глагол, означающий: "сра­вниваю', "обдумываю", "заключаю", "уславливаюсь". Этимология этих греческих слов указывает на совпадение двух планов действи­тельности.

 

Первоначально /в древности/ это слово означало условный ве­щественный опознавательный знак, понятный только определенной группе лиц. Например, знак рыбы был у первых христиан и служил своеобразным паролем в условиях преследования христиан языч­никами.

 

Анализируя возникновение символа в образном действии, "Е.Тудоровская пишет: "Человека как члена рода оберегали при помощи иносказаний, как того требовали интересы рода. Например, на свадьбе нельзя было произносить собственное имя невесты /само слово "невеста" подставное и означает "неведомое"/, чтобы сбить с толку духа родового очага, и не -раздражать его вве­дением в род чужого человека. Иносказание с его внесенной связью с самого начала было художественным познанием мира. Придумывая подставное слово, надо было уяснить себе свойства предмета и дать его названию замену, имеющую какие-то общие черты с предметом, например, смелый, ловкий молодец - ясный сокол/. Какими свойствами должно было обладать подставное слово? Оно должно было быть непонятным для враждебных сил, но общепонятным для заинтересованных членов рода»

Информация о работе Театрализация, как творческий метод сценарно-режиссерской работы