Техническая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 16:24, доклад

Описание работы

На рубеже перехода человечества в XX век научно-техническая среда, техносфера стала отчуждать человека от природы, что привело к нарушению естественного равновесия в мире. Технологическое развитие общества осуществлялось в два этапа На первом из них (1-я половина XX в.) основное внимание уделялось индустриализации и механизации производства. Это был этап научно-технического прогресса и технократической идеологии. Технократия буквально означает власть техники как средства (а не способа) производства.

Файлы: 1 файл

В XX веке человечество вступило в.docx

— 29.66 Кб (Скачать файл)

Технологически  важные качества - это свойства человека, необходимые для успешного овладения преобразовательной деятельностью. К ним можно отнести сформированность адекватного профессионального самоопределения, трудолюбие, разнообразие интересов, гибкость мышления, профессиональная мобильность, самостоятельность и компетентность, ответственность, дисциплинированность, предприимчивость, потребность в постоянном совершенствовании и др.    

В настоящее время развитие общества основывается на установке приоритета способа над результатом деятельности. Основной целью деятельности людей становится изменение социальной, экономической и культурной жизни общества. Овладеть технологической культурой в условиях национально-регионального компонента означает овладеть функциональными методами и способами усвоения знаний, необходимых во всякой деятельности, т. е. алгоритмом преобразовательной творческой деятельности.     

От  технологической культуры населения  зависит качество выпускаемой наукоемкой продукции.    

ВЫВОД     

Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.    

Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов  объектов, на создание которых они  направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие  символы, во-вторых, на созидающие физические объекты, и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.

Технологическая культура является основой и условием развития современного общества и производства.     

Технологической культура- это уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в  совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических  процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической  средой.    

Таким образом, в обобщенном виде под технологической культурой можно понимать уровень развития преобразовательной деятельности человека, выраженный в совокупности достигнутых технологий материального и духовного производства и позволяющий ему эффективно участвовать в современных технологических процессах на основе гармоничного взаимодействия с природой, обществом и технологической среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

Инженерия как  форма технологической культуры.    

Инженер - это  «специалист с высшим техническим  образованием». Такое определение  дается в толковом словаре русского языка. Однако эта черта лишь формальный признак инженерной профессии. Специфика  деятельности инженера состоит, во-первых, в том, что это деятельность практическая. Главная ее цель - не в том, чтобы  получать или давать знание, а в  том, чтобы знание применять в  практических целях, для внесения изменений  в реальную действительность. Во-вторых, инженерная деятельность связана с  решением технических задач практики. Наконец, в-третьих, особенностью инженерной деятельности (в ее современной форме) является то, что она направлена на технические задачи, для решения  которых требуются научные знания.     

Таким образом, особенности инженерной деятельности обусловлены соединением в ней  науки с практикой. Через инженерию  наука превращается в производительную силу, а производство становится применением науки.    

Инженерия - сфера  стыковки мира науки и мира техники, мост, соединяющий эти миры.

Инженерная  деятельность требует иного стиля  мышления, чем научная. Наука направлена на создание общих идеальных моделей, которые можно применить в  разных областях техники, инженерия  же - на создание реального технического объекта с помощью всевозможных знаний из самых различных наук. Наука раскладывает различные явления на отдельные «полочки»: механические - отдельно, электромагнитные - отдельно, химические - отдельно. Инженерия собирает знания с этих «полочек» воедино.     

Инженерия, как и наука, тоже прошла долгий путь «эмбрионального» развития, прежде чем  стала отдельной областью культуры. Но наука созревала в лоне философии, а инженерия - в лоне ремесла. Будучи включенной, в философию, наука в ее «эмбриональном» состоянии входила в духовную культуру, инженерия же как компонент ремесла принадлежала к технологической культуре.    

Инженерия в ее современном понимании родилась вместе с наукой в эпоху возникновения  машинного производства и становления индустриальной цивилизации. С этого времени начинается ее история как особой формы культуры. Но у инженерии был свой «доисторический» период, уходящий своими корнями в глубокую древность.  

Инженерия с древности до современности  проходит три основные стадии. Эти  стадии являются также уровнями развития инженерной культуры.

- На первых порах в инженерии  преобладает рецептурный, технологический  аспект. Инженер выступает как  знаток правил и приемов строительства,  горного дела, машиностроения и  т. д.

- На второй стадии развивается  и выдвигается на передний  план предметный аспект инженерии.  Ибо для обоснования своих  методик инженеру нужно знать,  что представляет собою тот  или иной технический объект, как он устроен, из какого  материала и каких частей он  состоит, какие процессы в нем  происходят.

- Третья стадия развития инженерии  связана с усилением и повышением  значимости ее «человеческого»  аспекта, отражающего взаимодействие  техники с людьми. Переход к  этой стадии обусловливается  возрастающей технизацией жизни.  В современных условиях инженеру  особенно важно внимательно и  безошибочно оценивать характер  и степень воздействия создаваемой  им техники на человека и  общество.

И в искусстве, как в инженерии, центральное место занимает проектирование: подобно техническому проекту, художественное произведение есть проект выдуманной автором реальности. Техническое  изобретательство имеет много общего с художественным творчеством. В  нем также важнейшую роль играют эстетические мотивы -- чувство формы, эмоциональная реакция на красивое, изящное решение технической  проблемы.

Но вместе с тем между инженерией и искусством есть существенные различия. Творчество инженера протекает в  условиях меньшей свободы, чем творчество художника: художник может строить  любые, сколь угодно фантастические картины реальности, тогда как  инженеру необходимо заботиться об осуществимости своих проектов.

Художественное произведение (если оно действительно художественное) есть само по себе ценность. Но продукт  инженерной деятельности ценен постольку, поскольку он для чего-то нужен. Инженерия, в противоположность искусству, представляет собою прагматический аспект культуры.

Исторически традиционная область  инженерной культуры -- это изобретение, изготовление и эксплуатация механизмов, машин, строительных сооружений. Инженер  от возникновения этой профессии  и до сего времени имел дело с  конструкциями, расчет которых опирается, главным образом, на законы механики, физики, химии. Однако во второй половине XX в. культурная «ниша» инженерии постепенно все больше выходит за пределы  ее традиционной сферы.

Одним из проявлений этой тенденции  в современных условиях становится проектирование больших технических  систем, охватывающее разнообразные  вопросы их функционирования: организационные, экономические, психологические, культурные и др. (так называемая системотехника).

Очевидно, что системное проектирование разрушает перегородки, отделяющие инженера от других специалистов -- геологов, географов, экономистов, культурологов, психологов, медиков и т. д. Они  включаются в разработку инженерных проектов и, таким образом, начинают заниматься инженерией. Инженерия все  больше становится средством решения  проблем, встающих в разных областях практики.

К концу XX в. становятся привычными для  нас и такие слова, как генная инженерия или зооинженерия. В  сущности, наряду с традиционной механико-физико-химической инженерией возникла биоинженерия -- новая  область инженерной деятельности. В ней уже наметились два направления: с одной стороны, применение машинной техники и научно-инженерных методов в биологии; с другой -- использование в промышленной технике принципов устройства и функционирования биологических организмов (бионика), а в ближайшем будущем, возможно, и биологических тканей. Инженерная культура становится необходимой и в науках о жизни. Новой сферой инженерии является управление экологическими процессами.

Инженерия в наше время заняла важнейшее  место в медицине. Фармацевтическая инженерия -- обычное дело. В лечении  глазных заболеваний применяется  сложнейшая лазерная технология. Современная  операционная -- целая техническая  лаборатория. Мало того -- техника буквально  входит внутрь человеческого тела: искусственные зубы, металлические  кости, искусственные сердечные  клапаны и электростимуляторы, искусственные  волосы. Конструируемых инженерными  методами протезов, заменяющих части  тела и органы человека, становится все больше. Все это -- область  медицинской инженерии.

Инженерные методы, основанные на применении науки к практике, все  больше пронизывают решение социально-политических задач.

Можно сделать вывод, что современная  инженерная культура перестает быть связанной только с промышленным производством, как это было на протяжении ее предшествующей истории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная  литература

 

  1. Гуревич П.С. Культурология. – М., 2009.
  2. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2007.
  3. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб., 2006.
  4. Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. – М., 2008.
  5. Учебный курс по культурологии. Под ред. Драча Г.В. – Ростов-на-Дону, 2006.
  6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. – М., 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Техническая культура