Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:37, курсовая работа
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Через игру формируются межличностные отношения с окружающими.
Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения детей.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная изученность проблемы использования современных технологий при организации детского праздника, общения детей в коллективе определили выбор ее в качестве проблемы исследования курсовой работы.
Введение……………………………………….……………………………..…3
Глава 1. Теоретические основы организации детского праздника………....5
1.1. Праздник как проявление культурного досуга……………….………….5
1.2. Виды и формы детского праздника…………………………………..…..7
1.3. Педагогические основы организации детского праздника…………..…8
Глава 2. Технология разработки и проведения детского праздника………12
2.1. Подготовка и организация праздника для детей…………………….…12
2.2. Разработка спортивно-игровой программы для детей 7-11 лет……….17
2.3. Методические рекомендации по проведению детского праздника…....22
Заключение…………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………...…..26
КУРСОВАЯ РАБОТА
Технология организации детского праздника
Содержание
Введение……………………………………….………………
Глава 1. Теоретические основы организации детского праздника………....5
1.1. Праздник как проявление культурного досуга……………….………….5
1.2. Виды и формы детского праздника…………………………………..…..7
1.3. Педагогические основы организации детского праздника…………..…8
Глава 2. Технология разработки и проведения детского праздника………12
2.1. Подготовка и организация праздника для детей…………………….…12
2.2. Разработка спортивно-игровой программы для детей 7-11 лет……….17
2.3. Методические рекомендации
по проведению детского
Заключение…………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность темы. В современном мире, где школьнику очень тяжело приспособиться к окружающей обстановке, немаловажным является проведение детских праздников.
Праздничная досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Досуг большей части детей, часто практически не контролируемый, отличается сложностью и противоречивостью. С одной стороны, дети имеют возможность выбирать занятия на досуге по собственному желанию, с другой, - нередко не готовы к выбору видов деятельности, способствующей полноценному формированию личности, охотно перенимают модели заполнения свободного времени, далеко не всегда содействующие их физическому и психическому развитию.
В настоящее время культурная деятельность характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры.
Детскому празднику
отводится значительная роль в воспитании
ребенка, поскольку эта форма
досуга интересна и увлекательна,
он дает возможность раскрыть ребенку
свои творческие способности через
конструирование игровой деятел
Детский праздник
– это вид досуговой
В.А. Сухомлинский большое внимание уделял общению ребенка в коллективе, поскольку коллективное общение является основой праздника.
Огромная роль в
развитии и воспитании ребенка
принадлежит игре – важнейшему
виду детской деятельности. Она
является эффективным
Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения детей.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная изученность проблемы использования современных технологий при организации детского праздника, общения детей в коллективе определили выбор ее в качестве проблемы исследования курсовой работы.
Объект исследования – современные технологии организации детских праздников.
Предмет исследования – технологические аспекты культурно - досуговой деятельности участников праздника, процесс подготовки и организации праздника.
Цель – обобщить опыт работы по проведению, организации и подготовке детских праздников, выявив характерные особенности данного вида работы.
Цель определила следующие задачи:
1. Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
2. Выявить значение праздников для развития детей;
3. Изучить и выявить особенность технологии организации детского праздника
4. Составить программу, используя современные технологии разработки и проведения детского праздника
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА
1.1.Праздник как проявление культурного досуга
У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». Каждый народ, вместе с тем знает, что праздник - не только время отдыха и веселья. Это то, что в первую очередь связано с чем-то особенным, важным. Неслучайно с давних пор всякий народный праздник - не только не рабочий день, но и день знаменательный, памятный, посвященный определенному событию. Поэтому у каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому культивирование праздников - дело чрезвычайно серьезное, ибо необходимо для сохранения экологии культуры, преемственности поколений, сохранения исторического дневника народного быта.
Событийность и свободное от определенной занятости пространство людей - основной, хотя и двойственный по природе, феномен праздника.
На празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному и церемониальному. Содержание праздников основано на признанных или признаваемых ценностях межличностного общения, на ценностях коллективных и индивидуальных человеческих переживаний, на ценностях художественного творчества людей.
Поэтому одни праздники посвящены незабываемым историческим вехам, другие - аграрным ожиданиям и достижениям, третьи - счастливым семейным датам и т. д., но все они - проявления безутешных коллективных переживаний и несдерживаемой творческой фантазии народа.
Общенародные праздники для многих одаренных личностей - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяют личности испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Праздник древних афинян, например, предоставлял возможность реализации самодеятельного творчества лицам любого возраста, пола, сословия. Это проявлялось в нравственно - религиозной, обрядно - ритуальной, музыкально - песенной или спортивно - физической формах. Древним грекам праздник утверждал гражданские свободы и демократию, давал мощный толчок раскрытию духовных и физических потребностей, удовлетворению этих потребностей эстетическими средствами. [8; 25]
Детские народные праздники
- комплексная синтетическая
В современных условиях развития общества все более возрастает значение детских праздников, не мыслимых, без хорошо организованной зрительской аудитории и активного участия всех присутствующих.
Еще совсем недавно организаторы
детских праздников оставляли вне
поля зрения многие факты общественной
жизни с естественно
Сегодня любой детский праздник необходимо оценивать не только по художественному уровню, массовости охвата, но и уровню предварительной подготовки.
1.2. Виды и формы детских праздников
Детский праздник - один из самых ярких моментов в жизни ребенка. Праздники открывают детям простор для творчества, рождают в душе ребенка светлые чувства, благородные порывы, воспитывают умение жить в коллективе, духовно обогащают ум и сердце.
Здесь крайне актуален вопрос
о восприятии праздника не только
как формы досуга, но и как культурно-
Особая педагогическая ценность детских праздников заключается в том, что они могут помочь юному человеку реализовать лучшее, что в нем есть, поскольку для него личностно значим сам процесс празднования, вызывающий положительно окрашенные эмоциональные переживания и создающий уникальную систему творческого взаимодействия детей и взрослых.
Массовой практике присуще большое разнообразие форм проведения детских праздников, количество которых постоянно растет. Из них наиболее распространены: фестивали, театрализованные представления, тематические дни и недели, праздничные обряды и ритуалы, спектакли, презентации, балы, карнавалы, шествия, смотры, конкурсы, олимпиады, юбилеи, КВН, утренники, линейки, вечера, концерты и многое другое. Все они, как правило, составляют неотъемлемую часть культурно-досуговой деятельности в работе с детьми.
Можно выделить следующие виды праздников, в которых возможно участие детей:
- церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;
- календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;
- профессионально-трудовые
праздники (день учителя и т.д.
- гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)
- спортивные праздники;
- праздники для детей;
- мемориальные праздники,
связанные с жизнью и
- юбилейные праздники городов (День города), областей и республик.
1.3. Педагогические основы организации детского праздника
Участники праздника - взрослые и дети. По оценке специалистов взрослые участники праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, субординационных отношениях. Такие отношения на празднике реализуют функцию удовлетворения потребности участников в коллективных взаимоотношениях, т.к. никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки.
Итак, игры на празднике (обязательный атрибут праздничного веселья) - активное средство самовоспитания детей и удовлетворения потребности в деятельности. Вовлеченные в праздник дети, проявляют выдумку, находят в новом старое, в старом новое; хорошо выполняют чужой замысел, но и умеют обновить идею.
Художественное содержание праздников воплощается в музыке, в песне, в танцах, стихах. В народных сказках, пословицах и поговорках заложены, с одной стороны, нравственные заповеди, с другой - разнообразные советы, наставления, т.е. правила поведения в будни и праздники.
Праздник - тогда праздник, когда привлекает его участников к творческому взаимодействию, развивает в них желание и умение неформально общаться, создавать художественные образы.
Значимая идея праздника - это, с одной стороны, сумма событий, факторов, имен, мифов, интерпретируемых историей. С другой стороны, это культура людей, нравы, обычаи, традиции общенационального и локального характера. Конечно, праздники как вечные модели досуга, способствовали и способствуют переживанию идеальных устремлений, которые на данный момент становятся некоей реальностью и, значит, помогают ощущать полноту жизни, гармонию с окружающим социальным и природным миром.
Художественно-педагогическая значимость и событийность праздника характеризуются достаточно определенными, близкими детям и взрослым общими признаками, такими как:
- абсолютная добровольность участия и согласие со всеми обязательными и условными правилами досуговой деятельности того или иного праздника;
- свободный выбор детьми
разнообразных сюжетов, ролей,
положений, поведения
- наличие в праздниках
Сущность праздника невозможно понять вне социальной деятельности. Как деятельность, ближе всего стоящая к интересам детей, выражающая зону их ближайшего развития, их мироощущение, праздник должен рассматриваться как мощное средство гуманизации воспитания, как форма, имеющая отношение ко всем другим видам деятельности (познанию, труду, эстетике, общению), - праздник представляется в качестве всестороннего развития личности. Праздничная деятельность детей и подростков очень близка к эстетической и игровой деятельности. Эстетический момент существует и в сфере труда, и в сфере социальной жизни общества: культуры, быта, общения людей, во всей совокупности человеческих отношений. В эстетической деятельности человека, в его отдельных эстетических действиях и проявлениях, личностно значимыми для него являются и сам процесс, вызывающий творческое напряжение всех сил личности, и положительно окрашенное эмоциональное переживание, и результаты деятельности, и ее эстетически оцениваемый продукт, и в итоге - развитие творчески-эстетических задатков и способностей.
Информация о работе Технология организации детского праздника