Технология организации детского праздника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Через игру формируются межличностные отношения с окружающими.
Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания и обучения детей.
Актуальность, практическая значимость и недостаточная изученность проблемы использования современных технологий при организации детского праздника, общения детей в коллективе определили выбор ее в качестве проблемы исследования курсовой работы.

Содержание работы

Введение……………………………………….……………………………..…3

Глава 1. Теоретические основы организации детского праздника………....5

1.1. Праздник как проявление культурного досуга……………….………….5
1.2. Виды и формы детского праздника…………………………………..…..7

1.3. Педагогические основы организации детского праздника…………..…8


Глава 2. Технология разработки и проведения детского праздника………12

2.1. Подготовка и организация праздника для детей…………………….…12

2.2. Разработка спортивно-игровой программы для детей 7-11 лет……….17

2.3. Методические рекомендации по проведению детского праздника…....22

Заключение…………………………………………………………………….24

Список литературы………………………………………………………...…..26

Файлы: 1 файл

печать курсовая 2.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

Возникновение и становление праздника  как любого вида духовного бытия  человека связаны не в меньшей  мере и с удовлетворением такой  потребности человека, как игра. Праздник и игра возникают с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности. Таким образом, праздник и игра - важные составляющие деятельности детей. [18; 87-91]

Эффективность праздника обусловлена  взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой, гедонистической и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Таким образом, педагогически целесообразно организованный детский праздник целостно влияет на нравственное развитие подростка. И действительно, диапазон задач детских праздников довольно широк: он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы, деятельности учреждений дополнительного образования, детских клубов, парков, центров творчества, что создает определенную систему детских праздников.

Подводя итоги, можно определить праздник как категорию педагогики, своеобразную форму творческого самовыражения и духовного обогащения ребенка. Цель его - в познании юными гражданами окружающего мира, развитии их морального сознания и нравственных чувств, эстетических воззрений, навыков организатора, умении постигать человеческую науку общения.

Понимание детского праздника, как сложной системы различных субъективно-объективных и личностно-общественных отношений и основанных на них видов деятельности детей, позволяет выявить основные элементы праздника и структурные взаимоотношения между ними. Праздник объединяет в себе различные характеристики, будучи и познавательным отражением действительности и ее оценкой, выражением духовного мира личности и социальным явлением, видом игровой, эстетической деятельности, средством воспитательного воздействия. И все эти характеристики системно взаимосвязаны, являясь разными аспектами нерасторжимого в своей целостности художественно-педагогического процесса взаимодействия детей и взрослых в проведении праздника.

Детские праздники создают единое культурно-образовательное пространство, помогая формированию нового поколения, интегрированного в современное социальное общество.

 

 

 

2.2. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕТСКОГО ПРАЗДНИКА

 

2.1. Подготовка и организация праздника для детей

 

Технология культурно-досуговой  деятельности – трактуется как процесс, в ходе которого определенные ее стороны – предметная, организационная и методическая – сливаются, органически обуславливая друг друга.

Технологический процесс  включает следующие элементы:

- объекты деятельности: дети;

- субъект деятельности: руководители, специалисты учреждений культуры;

- деятельность учреждений культуры  со всеми ее компонентами.

Такими являются: цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач.

Все элементы функционирования технологического процесса находятся  в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент  этой системы – объект деятельности, дети, среди которых учреждение культуры ведет свою деятельность. Все, чем располагает учреждение культуры предназначено для удовлетворения духовных потребностей.

Организуя детский праздник нужно:

Во-первых, рассматривать его как важную самостоятельную форму культурно-досуговой деятельности.

Во-вторых, не забывать о том, что его можно характеризовать как целостную структуру, все компоненты которой находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии.

 В-третьих, необходимо помнить, что эта форма имеет свои характерные особенности (определенные временные рамки, локализованные характерные площадки, праздничная атмосфера и эмоциональный настрой, детская аудитория).

Технологический процесс  подготовки и проведения детского праздника включает определенные этапы: анализ обстановки, формулировка цели, планирование и создание программы, разработку сценарной основы, режиссерскую организацию материала, корректировка цели, репетиции, проведение программы, анализ.

Каждый этап подготовки имеет свои конкретные задачи и для субъектов и для объектов. Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения детского праздника.

Работа над созданием  детского праздника начинается, скажем, так, с «социального заказа», с принятия решения о необходимости проведения праздника.

Задачи организатора праздника:

1. Создать организационный  комитет праздника  из числа  людей способных выполнить работу  согласно сценарию и замысла  праздника.

2. Определить событие,  тему, масштабы праздника.

3. Разработать сценарий. Утвердить сценарий на заседании  организационного комитета.

4. Составить план подготовки  праздника. Утвердить его на  заседании организационного комитета.

5. Определить материальные  и финансовые затраты. Составить  смету расходов, обсудить ее на  заседании организационного комитета, утвердить.

6. Установить контакты с учреждениями, принимающими участие в организации и проведении  праздника.

7. Систематически контролировать  ход выполнения работы согласно  утвержденного сценария и плана  подготовки.

8. Анализ выполнения  работ.

9. Организовать рекламу  о празднике.

10. Анализ проведенного  праздника.

 

Главная роль в работе над детским праздником отводится  режиссеру (организатору детского досуга). Работа режиссера над сценарием - первый и необходимый этап работы. Режиссер должен четко уяснить себе, с какой формой организации детского досуга он имеет дело. Определив форму и жанровые особенности, можно анализировать материал и характер выразительных средств. Только после того, как у режиссера возникнет полная ясность, следует создавать постановочную группу, распределять функциональные обязанности между членами творческой группы, строить график репетиций, организовывать работу над афишей и пригласительными билетами, работу с художником, хореографом, музыкальным руководителем, над реквизитом.

Работа над сценарием  включает в себя несколько этапов. Рассмотрим их кратко.

Первый этап – определение идейно-тематического замысла праздника – четкое формулирование темы и идеи, которые тесно связаны, но отличны друг от друга. Тема – круг жизненных событий, явлений, которые найдут свое отражение в сценарии. Идея – это основная мысль, оценка изображаемых событий или то, ради чего автор хочет рассказать детям о чем-либо. Идея праздников состоит в том, чтобы через песни, танцы, игры пробудить интерес к творчеству. Тема праздника задается в сценарии, как правило, с самого начала. К идее, как общему главному выводу, подводят в процессе театрализованного действия.

В сценарии детского праздника  обязательно должен быть сюжет, т. е. развитие событий, выявление характеров в действии, основной конфликт. Поиски яркого, интересного материала для организации сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием. Для его построения необходим особый сценарный ход – своеобразный прием расположения материала, который пронизывает все содержание и является как бы цементирующим началом.

 

Второй этап – построение композиции  – реализация сюжета и конфликта в развивающемся конкретном сценическом действии. Композиция – организация действия, соответствующее расположение материала – включает в себя:

- экспозицию (короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта, вызвавших этот конфликт; вводное слово ведущего, информация о конкретном событии);

- завязку (в нее перерастает экспозиция; завязка должна быть предельно четкой и лаконичной, концентрировать внимание детей, готовить их к восприятию действия, настраивать на определенный лад);

- развитие действия, или основное действие, т. е. изображение событий, в которых решается конфликт;

- кульминацию (высшая точка развития действия; в момент кульминации наиболее концентрированно выражается идея праздника);

- развязку или финал – наиболее удобный момент для максимального проявления активности всеми участниками детского праздника (в финальные сцены целесообразно включать массовые музыкальные номера, общие хороводы и пляски).

 

Требования к сценарию:

- строгая логичность построения и развития темы;

- законченность каждого эпизода;

- органическая связь эпизодов;

- нарастание действия в его движении к кульминации.

 

Технология организации  и проведения детского праздника является сложным в творческом отношении делом, требует от организатора детского досуга глубокой теоретической осведомленности.

 

 

Эффективному проведению праздника способствуют:

- объединение всех его составных частей вокруг главной цели

- отбор художественного материала

- выбор эмоционально-выразительных средств

- подбор исполнителей

- коллективное подведение итогов и оценка проделанной работы.

При написании сценария нужно знать реальные возможности  воплощения драматургического замысла. Сценарий необходимо создавать для конкретного учреждения культуры с учетом его материально-технических и финансовых возможностей.

 

Таким образом, рассмотрев теоретически этапы разработки и проведения праздников для детей, составим программу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Разработка спортивно-игровой программы для детей 7-11 лет

Спортивно-игровая программа  «На страже Родины»

Совместный спортивный праздник для детей и их родителей, посвященный Дню Защитника Отечества.

 

Актуальность:

 

Во все времена любовь к Родине, патриотизм в нашем государстве были чертой национального характера. К сожалению, в последнее время утрачиваются традиции патриотического сознания, поэтому актуальность проблемы воспитания патриотизма у детей школьного возраста очевидна.

Говоря о таком значимом празднике, необходимо сказать о спорте. Ведь именно спорт делает солдата  сильным, ловким, выносливым. Спорт привносит  в жизнь каждого из нас не только здоровье, силу, красоту, но и позитивные эмоции, способен сплотить коллектив и направить на достижение общей цели.

 

Цель:

 

- формирование и расширение представлений детей о русском солдате;

- формирование сознания необходимости защищать Отечество;

- воспитание патриотизма, гордости за наших солдат, уважения и благодарного отношения к погибшим героям военных действий.

      - организация работы с родителями по привлечению их к патриотическому воспитанию детей в семье.

 

 

 

 

 

Задачи:

- Организовать содержательный  и эмоционально насыщенный досуг  для детей 7- 11 лет; 

- создать праздничное  настроение;

- привлечь детей и их родителей к занятиям физической культурой и спортом;

- развивать физические качества – быстроту, силу, выносливость, гибкость; обеспечить высокую двигательную активность детей;

- способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию положительных качеств человека: доброты, уважения, взаимовыручки, чувство товарищества;

 - содействовать развитию творческих познавательных способностей детей совместно с родителями;

- расширять представление детей о государственном празднике;

- воспитывать любовь к Родине.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Организационный комитет

Член комитета

За что отвечает

Сроки реализации

1. Глава администрации 

Осуществляет руководство  и финансирование праздника.

 

4.02.2013–28.02.2013

2. Директор ДК

Организация концертной и игровой программы, предоставление костюмов, предоставление аппаратуры для проведения праздника

 

11.02.2013-28.02.2013


 

Компоненты  программы:

- Выставка рисунков

     - Праздник «На страже Родины» с участием детей и родителей.

- Праздничный концерт

Описание программы

Программа реализуется  в течение одной недели, например с 18 февраля – это подготовительный этап -  проведение конкурса рисунков, практический этап 23 февраля – проведение спортивно-игровой программы «На страже Родины» и праздничного концерта.

Информация о работе Технология организации детского праздника