Телевидение-новое направление искусства или простое средство комуникации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 01:31, контрольная работа

Описание работы

Современный этап развития человеческой цивилизации происходит под знаком глобальных изменений. Компьютерная революция, возрастающее влияние аудиовизуальной культуры, социальные изменения, переход общества на новую ступень порождают и новые существенные проблемы, связанные с информационной техникой и адаптацией личности в условиях постоянных изменений.

Результаты и особенности влияния такого мощного средства массовой коммуникации, как телевидение, на жизненную среду человека в настоящее время практически не изучаются или изучаются чрезвычайно мало. Теоретические разработки и практические методики социальной науки, позволяющие прогнозировать и оценивать ответ на исходные посылы (цели и мотивы) созданных телепередач и телепрограмм остаются практически невостребованными.

Содержание работы

Введение
1. Значимость исследования телевидения в культурологическом аспекте
2. Характеристика телевидения как феномена массовой культуры
3. Влияние тенденций развития телевидения на массовую культуру
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 40.13 Кб (Скачать файл)

«Телевизионные сообщения  – особенно теперь, при наличии  спутников связи – поступают  со всего света, значит, великий дар  телевидения состоит в том, что  его посредством весь мир обрел  зримость. А так как ТВ не «изымает»  зрителя из его будничной среды, напротив – само стремится туда, то вместе с телевидением весь мир  врывается в жилище отдельного индивида… В эпоху телевидения не человек ездит по свету, но образы со всего мира – со всех стран и континентов – устремляются к телезрителю и, потеряв материальность, роятся вокруг него – словно затем, чтобы покорно попасть в его «совокупный социальный опыт» и «модель мира», – писал известный исследователь телевидения В. И. Михалкович.

Телевидение расширяет границы  реального мира, доступного для видения и осмысления его человеком, достраивает и дополняет доступное личности социокультурное пространство, то есть вносит свой вклад в формирование индивидуального образа действительности. Это означает, что запросы конкретного человека к телевидению как источнику информации об окружающей действительности, в общем, те же, что и к самой реальности.

Французский социолог Пьер Бурдье приводит очень точное наблюдение: «Для некоторых из наших философов (и писателей) «быть» значит быть показанным по телевизору, то есть в итоге быть замеченным журналистами или, как говорят, находиться на хорошем счету у журналистов (что невозможно без компромиссов и самокомпрометации). И действительно, поскольку они не могут рассчитывать только на свои произведения, чтобы продолжать существовать для публики, то у них нет другого выхода, кроме как появляться как можно чаще на экране, а стало быть писать через регулярные и насколько возможно короткие интервалы времени произведения, основная функция которых, по словам Жиля Делеза, обеспечить их авторам приглашение на телевидение».

Личность, постоянно ориентируясь в мире изменяющихся общественных условий, может предъявлять самые разнообразные  требования и к телевизионному контенту. Жизненная ориентация - одна из наиболее важных функций телевидения по отношению к зрителю наряду с рекреативной и компенсаторной. Например, человеку не понятна сфера самореализации. Ему не хватает человеческого общения. Ему необходима некая жизненная альтернатива, если непосредственно доступная социальная реальность недостаточно ценна и желанна. В поисках откликов на эти запросы человек обращается в том числе и к ТВ.

Телепрограммы, в свою очередь, отражая ту или иную часть социальной реальности, организуя ее, несут  те или иные смыслы этой реальности, которые могут влиять на человека, выступая как источники ценностных альтернатив социокультурных ориентиров в отношениях с миром. Поэтому особое внимание необходимо обратить на такую особенность телепрограмм, как формирование этих альтернатив для зрителя, а их конкретное наполнение стоило бы рассматривать в контексте трех определяющих процессов человеческой жизни: деятельности, поведения и общения. Воспринимая те или иные смыслы телепрограмм, формируя на их основе новые социокультурные ориентиры, человек может сформировать к ним личностное ценностное отношение, и эти новые ориентиры могут, по выражению Б.М. Сапунова, «определять его жизненные установки и поведение» [2]..

Роль телевидения характеризуется  полифункциональностью. Однако в множественности конкретных функций выделяются две фундаментальных функции, что позволяет говорить о биполярной функциональности телевидения. Первая функция — информационная. Вторая функция — досуговая.

Информационная функция  составляет базовую особенность  телевидения как культурного  феномена. Чтобы пояснить эту мысль, сравним показ художественного  кинофильма в кинотеатре и по телевизору.

В кинотеатре, как бы он ни был плохо технически оборудован, мы встречаемся с самим произведением  искусства, это и есть форма его  существования.

Напротив, фильм, показанный по телевизору, даже самому совершенному, — это лишь информация о произведении искусства (подобно тому как «Джоконда» Леонардо да Винчи, которую мы видим  в иллюстрированном журнале или  книге, — это лишь информация о  картине, находящейся в Лувре).

В более узком и привычном  смысле, информация на телевидении  выступает как совокупность сведений о событиях, новостях.

На новом этапе развития телевещания (в нашей стране со времен перестройки, на Западе — значительно  раньше) информационная функция телевидения  принципиально изменилась по содержанию (и, как следствие, по формам), ибо  изменилось само представление о  телевизионной информации.

Отечественный зритель, воспитанный  на передачах информационно-просветительского (с ярко выраженной идеологической установкой) советского телевидения, был  поражен появлением на телевидении  коммерческой рекламы. Поначалу неумелая, подражающая западным образцам, потом  все более качественная, даже талантливая, она настойчиво вмешивалась в  сетку вещания.

Информация-реклама пронизывает  всю сферу телевещания. Она носит как открытый характер (рекламные ролики), так и скрытый (упоминания объектов рекламы в речи ведущих и участников передач, одежда, прически, другой антураж персонажей, авторитетных для зрителей, то, что они держат в руках, к чему прикасаются, на что смотрят, что слушают, что их окружает, и т. д.). Информация о событиях, превращаясь в информацию-рекламу, изменяет свою структуру.

Так, последовательность новостных  программ советского периода (официальный  блок — трудовая жизнь страны —  зарубежный новостной блок — новости  культуры — спорт — погода) сменяется  другой последовательностью: наиболее сенсационная новость (катастрофа, убийство и т. д.) — менее сенсационные новости (среди которых оказывается, например, официальный блок). Если совершено крупное научное открытие — это материал конца выпуска, но если ученый получил Нобелевскую премию, — начала.

В советские времена был  установлен определенный процент негативных новостей в информационной программе: не более 40%.

Анализ современных новостей показывает, что негативные новости  превалируют даже на официальных  каналах. На некоторых же (например, на «RenTV» с Романовой) их количество доходит до 90% и иногда даже больше.

Новости прерываются рекламой. Возникает устойчивый тандем: реальные новости дня ужасны (заказные убийства, коррупция, войны, терроризм), катастрофичны (ураганы, цунами, массовые эпидемии), страшны для простого человека (пожары, протечки, сбои в работе энергосистем, водопровода, канализации, плохие условия жизни, низкие зарплаты, взятки чиновников низшего звена, несправедливый суд, лишение льгот, подорожание продуктов, бензина, увеличение стоимости жилья, халатность в школах и больницах, мошенничество, хулиганство, пьянство, нищета), в то время как в рекламных роликах зрителю представлена идеальная, счастливая жизнь (прекрасные вещи — от колготок до холодильников, все отстирывающие порошки, лекарства от любых болезней по новейшим научным разработкам, почти бесплатные кредиты на почти любую сумму, позволяющие танцевать даже в критические дни прокладки, придающие объем волосам шампуни и ресницам туши, спасающие от кариеса зубные пасты и жевательные резинки, роскошные автомобили и компьютеры последних моделей, захватывающие фильмы, грандиозные концерты, стоящие на страже интересов народа политические партии).

Эти два блока постоянно  перемежаются, в совокупности пробуждая  полярные эмоции зрителей, через посредство которых телевизионная культура оказывает, по существу, суггестивное влияние на сознание и подсознание  миллионов.

Сенсационность как принцип  подачи информации на современном телевидении  оказывается связующим мостом в  биполярности основных функций телевидения  — информационной и досуговой.

Телевидение, отражая новые  реальности, выработало свои новые  формы, реализующие досуговую функцию. В спектре этих собственно телевизионных  форм образовалось два тележанра, оказавшиеся на разных полюсах: видеоклип (в краткости которого отразился вариант минимализации досуга) и телесериал (в длительности которого, доходящей до нескольких тысяч серий, отразился вариант максимализации досуга). Между этими полюсами промежуточное место заняло ток-шоу, соединившее в себе информационность и досуговость как телевизионные функции, но уже не через посредство сенсационности, а через иллюзию интерактивности [4, c. 40].

 

3. Влияние тенденций развития телевидения на массовую культуру

культурологический телевидение искусство

Телевидение – это важнейшее  средство массовой информации и пропаганды, канал культуры, новый вид искусства. Оно обладает огромными возможностями  психологического влияния на личность и массы.

Во многих случаях оно  становится важным средством формирования мировоззрения значительных людских  масс, побуждения их к тем или  иным активным действиям.

Наиболее сильный эффект телевидения, кроме его собственно содержательной стороны, – это сам  факт его существования, его всегда доступное, главенствующее ставшее  привычным присутствие в каждом доме, его способность свести сотни  миллионов граждан до уровня пассивных  зрителей в течение большей части  их жизни.

Телевидение сводит до минимума личностные взаимодействия внутри семьи  и сообщества. Один источник информации может передавать имиджи и точки  зрения непосредственно миллионам  умов, затрудняя для людей отделение  реального от нереального, умиротворяя  и мобилизуя их, фрагментируя их восприятие, притупляя их воображение  и критические суждения, укорачивая промежутки внимательного восприятия, понижая вкус к разумному публичному и частному дискурсу.

Сегодня, телевидение для  подростков является альтернативным источником познания мира. Стремясь к независимости, подросток зачастую игнорирует наставления  родителей и учителей, и в такой  ситуации референтными оказываются экранные медиа. Именно к ним, в силу недостаточного жизненного опыта, обращаются подростки, пытаясь понять, кем и каким быть.

По результатам некоторых  социологических исследований безусловным  лидером являются средства массовой информации и, прежде всего, телевидение. То, что относится к школе (учителя  и учебники), занимают далеко не первое место в рейтинге источников информации. Несомненно, наличие связи между  телепередачами, видеофильмами, видеоиграми, популярными в молодежной среде  и социокультурными доминантами.

Через телевидение внедряются ценности и модели поведения, санкционируемые  или несанкционируемые обществом, взаимное влияние структур видеокультуры и доминирующих ценностей молодежной среды.

Телевидение, являясь одним  из основных видов человеческого  видения, уже самим фактом своего существования органически включено в систему социализации личности.

Оно выполняет роль механизмов формирования общенародной морали, основанной на лучших традициях всех этносов нашей страны.

Психологически действие в фильме воспринимается как нечто  достоверное.

Процесс восприятия характеризуется  такими свойствами, как эффект участия  в экранном действии, идентификация (отождествление) с героем, проекция (перенесение) психологических состояний  на экранные образы, что вызывает повышенную эмоциональность зрителя, чувство  глубокого удовольствия.

В фильме воссоздается первичная  группа, и юный зритель как бы включается в нее, становится ее членом или непосредственным наблюдателем происходящих в ней или вокруг нее событий.

Современная культура встала перед серьезной проблемой, вызванной  тем, что А. Тоффлер назвал «информационным взрывом».

Бурное развитие науки, технические  новшества, особенно глубоко затронувшие  сферу передачи информации, другие аналогичные факторы не только формируют  новую — информационную — цивилизацию, но и заставляют пересматривать представления  о возможностях сознания человека в  аспекте усвоения обрушившейся на него информации.

Эта проблема вышла на первый план в исследованиях, посвященных  формированию информационной цивилизации, несколько оттеснив не менее важную проблему: к каким последствиям указанные  тенденции приведут в социальной сфере? Каких изменений следует  ожидать в действиях людей  и их мотивации? А именно проблема мотивации представляется основной, когда речь идет о получении высшего  образования (выборе его сферы, выборе его формы и т. д.).

Первое, на что следует  обратить внимание: хотя наступление  информационной цивилизации относится  к глобальным процессам, на сегодняшний  день оно охватывает не все слои населения Земли, а прежде всего  народы высокоразвитых в технологическом  отношении стран, а внутри этих стран  — в основном население мегаполисов  и крупных городов, в составе  же городского населения — главным  образом молодежь.

Второе наблюдение: выделенная социальная общность — молодежь мегаполисов  — в особой мере включена в процесс  преобразования чисто общественных отношений в отношения общественно-технологические.

На ранних стадиях человеческой истории люди одушевляли окружающий мир, обожествляли природу, умерших  предков. Они общались с предметами, природными явлениями, богами, демонами, душами покойных как с людьми.

Сегодня ситуация иная: в  мире вещей появились особые предметы, плод информационных технологий, с  которыми люди (прежде всего молодые, не имеющие достаточно жизненного опыта, чтобы осуществлять принципиальную дифференциацию по принципу реальности) устанавливают поистине человеческие отношения.

К телевизору относятся не так, как к мебели; к мобильному телефону не так, как к портфелю; к компьютеру не так, как к авторучке, кисти или книге.

Социологическое наблюдение показало: старшее поколение больше дорожит сотовыми телефонами, телевизорами, компьютерами, чем молодежь, легко  расстающаяся с ними — но именно как с вещами. Здесь важно отметить: выключенный телевизор или компьютер  остается предметом мебели, но включенный — это нечто совершенно другое. Возникает «третья реальность» (помимо объективной и субъективной), и отношение к ней напоминает социальные отношения. Вот почему можно говорить о общественно-технологических отношениях как примете времени.

Информация о работе Телевидение-новое направление искусства или простое средство комуникации