Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:32, контрольная работа
Самая серьезная проблема коммуникации заключена в переводе смыслов с одного языка на другой, каждый из которых имеет множество семантических и грамматических особенностей. В культурологии эта проблема эффективности культурного диалога как на «вертикали», т. е. между культурами разных эпох, так и по «горизонтали», т. е. диалога разных культур, существующих одновременно, между собой, осмысливается как проблема понимания. Термин «понимание» используется в двух смыслах как фактор интеллектуальный, познавательный, но и как сопереживание, в чувствование.
На обыденном уровне и даже в некоторых научных теориях первобытное общество (как и современные «застойные цивилизации») представляется как «доистория» – происходит недооценка достижений «дикаря» в соревновании с природой. Однако следует помнить, что в первобытном обществе возникло множество явлений современной жизни – жилища, одежда, земледелие, скотоводство, общественное разделение труда, брак и семья, нравственность и этикет, наука и искусство. И эти достижения при сравнении с уровнем интеллектуального развития человека времен каменного века имели ничуть не меньшее значение, чем современные научно-технические открытия. Именно в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации, т.е. запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинств человека.
Социальный: Один из первичных. Он проявлялся в случаях, когда социумом навязывалась некая идея, в связи с этим человек начинал думать как окружающая среда. Их гипотезы становились его аксиомами, которые в последствии переходили по роду.
Материальный: Материальное неравенство было, есть и будет всегда. Именно поэтому, материальный фактор также отыгрывал некую роль. Человек, не имеющий никаких материальных благ, надеялся, веровал в лучшую жизнь после смерти.
Подсознательный: Человек до конца не мог объяснить множество вещей, происходящих в мире, поэтому, всё то, что не входили в рамки ума относились к деяниям богов.
Политический: Не секрет, что во времена политических крушений, именно религия не давала допустить полного краха, объединяя и группируя народ.
Именно они оказывали наибольшее влияние на сознание человека, навязываясь, порой как неоспоримые факты. Одним из примеров можно привести «Крещение Руси». Ведь именно так Владимир, только с взглядов на общие политические интересы с выгодными ему государствами, такими как Византия, принял крещение, а вскоре и насильно окрестил весь народ русский.
Почему не отрекаются от религии?
Религия сама по себе навязывалась
на протяжении многих сотен лет, поэтому
процесс его искоренения не может
быть моментальным, а с той политикой,
которую ведет большинство
В каких формах будет выражаться эта вера – вопрос, но то что она при любых условиях будет присутствовать – факт.
Влияние религии на экономику и как следствие на культуру общества вытекает уже, из развития экономики и станет очевидным в ходе описания. В экономике в настоящее время имеются критерии, по которым можно оценить ее развитие. Культура еще не обладает такими критериями, и оценить ее развитие весьма трудно.
2.Особенности экономической культуры в религии
Впервые на связь между экономикой с религией указал Мах Вебер. В его работе «Протестантская этика и дух капитализма» на основании анализа статистики, он показал, что «дух капитализма» развивается в районах заселенных протестантами. В продолжение этой работы Мах Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших работ по анализу причин возникновения современного капитализма или лучше сказать лучшая работа устанавливающая связь между религией и экономическим и культурным развитием.
Вслед за работой Маха Вебера появилась работа тоже немца Вернера Зомбарта «Евреи и хозяйственная жизнь». (СП(б). Книгоиздательство «Разум», 1912.) Вернер Зомбарт вслед за Вебером показал, что евреи очень хороши для развития «духа капитализма».
Следует заметить, что Зомбарт был поклонником Карла Маркса и был такой же, как Карл Маркс антисемит, Это не помешало Зомбарту отметить положительную роль евреев. Впоследствии после прихода в Германии к власти Гитлера и нацистов книги Вернера Зомбарта были запрещены, а сам он проклят. В этом проклятии нет чего-либо особенного. Гитлер конфликтовал и с религией.
3.Особенности экономической культуры и религия
Традиционные формы
1. Воздействие религии
на политику неизменно
Разумеется, воздействие это тем сильнее, чем глубже вера приверженцев данной религии, чем больше их готовность следовать ее нормам в повседневной жизни.
Это наблюдалось на протяжении всей истории, особенно наглядно при бурных социальных и национальных выступлениях. То же имеет место и сегодня.
Проводимые Исследовательским
центром «Религия в современном
обществе» РНИСиНП1 на протяжении ряда
лет социологические
2. Среди элементов религиозного
комплекса, оказывающих
На деле же, как правило,
определенную политику осуществляют не
только собственно религиозные учреждения,
но и примыкающие к ним
Формы осуществления политики во многом определяются организационными и догматическими особенностями конфессиональных объединений России. Так, по протестантскому вероучению важнейшим условием спасения души является индивидуальная вера в Иисуса Христа, что ослабляет роль духовенства как особого посредника между Богом и человеком, тем самым ослабляется общественный авторитет духовенства, а стало быть его политические возможности.
Иные более широкие
возможности у религиозных
Однако на практике наблюдаются отступления от светских правовых норм, хотя восприятие многих из них общественным мнением (как и в прошлом) положительное. Ряд сугубо общественно-политических действий духовенства не рассматриваются в качестве противоправных, наоборот, встречают широкую поддержку как направленные на общенародное благо.Это наглядно проявилось в годы Великой Отечест-венной войны в отношении политической патриотической деятельности Русской Православной Церкви, других религиозных организаций нашей страны. Патриотизм, идея превалирования единства над удельными интересами, призывы к сплочению населения против чужеземных захватчиков свойственен православной церкви во все периоды отечественной истории.
Например, при поворотном
событии в истории Руси — Куликовской
битве — православная церковь, ее
деятели — митрополит Алексий, Сергий
Радонежский — выступили
Позитивное отношение наблюдается и к другим общественно-политическим, в первую очередь миро-творческим действиям религиозных лидеров во время социальных и национальных конфликтов православных и мусульманских руководителей при урегулировании противоречий, возникавших в связи с суверенизацией Татарстана, против войны в Чечне и т.д.), к их выступлениям в защиту нравственности, за разрешение демографических и экологических проблем, против коррупции, наркомании и т.д.
В выступлениях православных,
мусульманских, буддистских и других
религиозных деятелей России значительное
внимание уделяется теоретическому
обоснованию миротворческой деятельности,
осуждению политического
Так, религиозные деятели России осудили агрессию НАТО в Югославии в связи с событиями в Косово.
В современной России общественно-политическая
деятельность представителей традиционных
религий (православия, ислама, буддизма,
иудаизма и др.) связана также
с сохранением этнического
Русское православие, например, всячески противопоставляет таким ориентациям традиционные российские духовные ценности, в том числе коллективистские, соборные начала, выступает защитником национальной культуры, истории.
Вместе с тем наблюдаются и случаи прямого вмешательства религиозных деятелей в политические события на стороне тех или иных политических сил.
Известна, например, активная защита самодержавия Русской Православной Церковью, другими религиозными организациями. В настоящее время некоторые священнослужители — сторонники как власти, так и оппозиции — участвуют в политических собраниях и уличных митингах, со страниц печати призывают голосовать за политически близкие им движения.
Руководство Русской Православной Церкви недвусмысленно поддержало во время предвыборной кампании 1996 г. действующего президента (хотя в определении Архиерейского Собора 1994 г. говорилось «о не предпочтительности для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин, каких-либо кон-кретных общественных сил и их деятелей, в том числе находящихся у власти»), периодически поддерживает существующую власть (освящение Белого дома, участие в инаугурации президента и т.д.). Отдельные священнослужители устно и в прессе высказываются за введение государственной религии. Вопреки принципам светскости государства заметны тенденции распространения конфессионального влияния на армию, учебные учреждения.
Проявляют в той или иной мере политическую активность также партии и движения, созданные по конфессиональному признаку, хотя прямо не связанные с религиозными центрами (Христианско-демократический союз — Христиане России, Российское христианско-демократическое движение, Православное политическое совещание, Буддийско-христианский союз, мусульманское движение «Нур», общественно-политическое движение «Союз Мусульман России», «Мусульмане России» и др.). Правда, сколько-нибудь заметного влияния на политическую жизнь они пока не могли оказать. Об этом свидетельствуют и результаты выборов.
Получает распространение религиозный экстремизм в качестве составляющей политического экстремизма. Религиозно-экстремистское движение, нередко при зарубежной поддержке (например, ваххабиты на Северном Кавказе), используют религиозные идеи в сугубо политических целях — нарушения территориальной целостности России, свержения в отдельных регионах государственной власти, навязывания клерикальных порядков.
Значителен и политический резонанс от реальных или мнимых незаконных действий ряда новых религиозных культов и движений, преимущественно зарубежного происхождения. Вокруг них наблюдается неправомерный ажиотаж, вызываемый как незаконными действиями властей разного уровня, так и усилиями западной пропаганды, да и некоторых российских граждан.
Информация о работе Теория культуры, школы культурологии, история культуры