Теория происхождения государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:21, реферат

Описание работы

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

Файлы: 1 файл

семинар ТГП.docx

— 32.46 Кб (Скачать файл)

Теория происхождения  государства.

Теории возникновения государства.

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа - это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции (софисты, Эпикур, Гиппий - V-IV вв. до н.э.), была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Ее представители (Дж. Лильберн, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, А.Н. Радищев и др.) рассматривали государство и право как продукт человеческого разума, а не божественной воли. Люди, выйдя из "естественного" (догосуцарственного) состояния, объединялись в государство на определенных условиях, оговоренных в заключенном ими добровольно и по взаимному согласию общественном договоре. Важнейшими из этих условий признавались охрана государством частной собственности и обеспечение безопасности заключивших договор индивидов. Если правители нарушают заключенный между ними и гражданами договор, то они могут быть лишены власти.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма. Древнегреческий мыслитель Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека вне государства. Как руки и ноги, отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства. Крупнейший представитель этой теории Г. Спенсер утверждал, что государство является общественным организмом, состоящим из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то клетки его функционируют нормально. Если клетки больны, то они снижают эффективность функционирования всего организма, т.е. государства. Государство и право есть продукт органической эволюции. Как в природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе войн и завоеваний происходит естественный отбор наиболее приспособленных государств, функционирующих в соответствии с законом органической эволюции.

5. Теория насилия. Наиболее характерные черты теории насилия изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гум-пловича, К. Каутского и др. В соответствии с этой теорией государство есть результат насилия, вражды, завоевания одних племен другими, насилие превращается в первооснову государства и права. Побежденное племя превращается в рабов, а победитель - в господствующий класс, появляется частная собственность, победители создают принудительный аппарат для управления побежденными, который превращается в государство. В истории известны реальные факты существования государств в результате завоевания одних народов другими (например, Золотая Орда). Но абсолютизировать роль насилия в истории нельзя, так как многие государства и правовые системы создавались в прошлом и создаются сейчас не в результате внешнего завоевания или только насильственным путем.

6. Психологическая теория сводит основные причины возникновения государства и права к тем или иным свойствам психики людей, к биопсихическим инстинктам и т.д. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида якобы изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям". Из психологии индивида выводил необходимость создания государства и права 3. Фрейд- основатель влиятельного психологического направления в социологии и учениях о государстве и праве. Он исходил из существования первоначальной орды, деспотический глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми биопсихическими, сексуальными инстинктами. Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось создать государство, право, всю систему социальных норм и вообще цивилизацию.

7. Расовая теория появилась в эпоху рабовладения в целях оправдания существующего строя и его основы - деления населения в силу прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов. Расовая теория исходит из тезиса о делении людей на высшую и низшую расы. Первые призваны господствовать в обществе и государстве, вторые - недочеловеки - слепо повиноваться первым. Основоположник расовой теории француз Ж. Гобино (1816-1882) объявлял арийцев высшей расой, приданной господствовать над низшими, к которым относились евреи и др. В фашистской Германии на основе расовой идеологии создавалась особая система ценностей в виде "вождя нации", "чистоты крови", история представлялась как история борьбы высшей арийской расы с другими низшими расами. Расовая теория считала важнейшим средством решения всех государственно-правовых, общественных и международных проблем войну, которая, по мнению другого представителя этой теории, немецкого философа Ф. Ницше, являлась жизненной необходимостью для государства. Гитлер использовал расовую теорию для обоснования законного права высшей арийской расы уничтожать целые народы и национальные меньшинства.

8. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. На смену родоплеменной организации приходит государство, а на смену родовым обычаям - право. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и органами, постоянно занимающимися управлением, сдерживает противоборство классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. Поскольку государство возникло в результате деления общества на классы, то делался вывод о том, что государство есть исторически приходящее, временное явление - оно возникло вместе с возникновением классов и тж. неизбежно должно отмереть вместе с исчезновением классов.

 

 

 

 

 

 

 

ПУТИ ВАЗНИКНОВЕНИЯ  ГОСУДАРСТВА (Восточная Западная теория).

Восточный (азиатский) путь возникновения  государства  

Первые  государства  возникли около 5 тыс. лет назад в  долинах  крупных рек: Нила, Тигра  и Евфрата,  Инда и Ганга, Янцзы  и др., т. е. в зонах поливного земледелия. В этих  климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (каналов, дамб, водоподъемников и т. п.) для искусственного орошения. Объем и сложность работ по созданию таких сооружений были велики и существенно превышали возможности отдельно взятых родоплеменных образований. Последнее и предопределило необходимость их объединения под единым началом. 

Возникают  родоплеменная знать и такое  социальное явление, как «власть-собственность», доля родоплеменной знати при  распределении общественного продукта  увеличивается. Управлять становится выгодным.  Вместе  с зависимостью населения от вождей и старейшин «по должности» появляется и экономическая зависимость, а «выборность» этих лиц становится все более формальной. Это приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

 Постепенно  родоплеменная знать превращается  в обособленную социальную группу (класс, сословие, касту), осуществляющую  управление, которая все более  отделяется от остальных членов  общества, приобретает собственные,  не совпадающие с обществом  интересы. На основе отправления  какой-либо общественной функции,  общественной должности возникает  политическое господство родоплеменной  знати. В той мере, в какой  удавалось, общинное «чиновничество»  постепенно превращалось в привилегированную  замкнутую социальную прослойку  — важнейший элемент складывающегося  аппарата государственной власти. 

Следовательно,  одной из главных предпосылок  как государствообразования, так и образования классов «по восточному типу» было использование властвующими слоями и группами  сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями. 

 

Восточное  общество было застойным: на протяжении веков и тысячелетий оно практически  не развивалось. Так, в Китае государство  возникло на несколько веков раньше, чем в Европе (в Греции и Риме). В Китае социальные потрясения (иностранные завоевания, крестьянские восстания, в том числе и победоносные и т.п.) приводили только к смене царствующих династий, само общество до начала XX в. оставалось в основном неизменным. 

  Восточные  государства имеют  много общего:  

» они основаны на государственной и общественной собственности  на основные средства  производства  (землю),  что определяет разделение общества по иным, чем в  Европе, признакам: не по наличию у  того или иного субъекта собственности, а по его положению в иерархической  государственной системе; 

» эти  государства  обладают сильным  чиновничьим аппаратом, который является фактически собственником  средств производства;

 » были  абсолютными монархиями, деспотиями; монарх олицетворял государство  и считался воплощением Бога  на земле или верховным жрецом;

 » правовые  системы государств в большинстве неразвиты, закреплены  в  религиозно-нравственных догмах и  часто поддерживаются  обычаями, «культом предков» и т.п.; 

» как восточное  общество в целом, государства имеют  застойный характер, очень медленно изменяются в ходе исторического  развития. 

 

Западный  путь возникновения  государства  

В отличие  от восточного пути, имевшего  универсальный  характер, западный путь был явлением своего рода уникальным, скорее, исключением  из общего правила. Именно западное общество, европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно  раньше возникшие восточные и  в  решающей  степени  определили  весь  ход  человеческого прогресса. 

Основным  фактором образования государства  на территории Европы было  классовое  разделение общества. На стадии протогосударства (чифдома), формой которого была «военная  демократия» происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, а также на другие  средства производства: скот, рабов.  

 Для европейского  пути характерно следующее: 

 » государство   возникло до появления классов. 

 » насильственный  путь перехода власти от родовой   знати к богатой аристократии;

 » основой  государства является частная  собственность;

 » классовая  дифференциации по занимаемому отношению к собственности;

 » определение  политическое господство через  богатство;

 » административная  структура складывается после  появления частной собственности;

 » государство  отделяется от общества, возвышается  над ним, возникает противоречивая  политическая структура; 

 В европейском   пути выделяют несколько форм  возникновения государства:

Афинская форма  

 Афинская  форма государственности - естественный, ненасильственный путь, разделенный  на три этапа (учреждение центрального  управления, приход к власти богатых,  разделение на классы). 

 Появление  государства в Спарте обусловлено: 

 • необходимость  руководить завоеванными соседними  территориями и держать в повиновении  их население; 

  • стремление  не допустить имущественного  неравенства (а, следовательно,  и социальной напряженности) среди  «коренных» спартанцев, недопущение  в этих целях частной собственности  на рабов и на землю, которая,  оставаясь в государственной  собственности, делилась на равные  участки по числу полноправных жителей,

  • постоянная  угроза восстания рабов-илотов, численность  которых многократно превышала  численность спартанцев и другие.

 Германская  

Германские  племена долгое время служили  поставщиками рабов для могучего  Рима. 

Древнегерманская  форма возникновения государства  явилась следствиемвнешнего насилия - завоевания франками Римских территорий. Германские племена, покорив римские народы, должны были держать их в повиновении, а для этого требовались органы принуждения. 

Функции государства

Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовой сущностью и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Содержание  функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его  органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе своего развития.

Информация о работе Теория происхождения государства