Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:21, реферат
1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).
Понятие функции государства не нужно отождествлять с понятием "политика государства". Политика больше связана не с интересами государства в целом, а с интересами тех конкретных групп, которые стоят в данное время у власти, поэтому конкретная политика в рамках одной и той же функции государства может осуществляться по-разному. В функциях государства могут проявляться как классовые, так общесоциальные начала.
Функции государства
не постоянный набор направлений
его деятельности. С развитием
государства и общества, усложнением
самой жизни, могут появляться новые,
ранее неизвестные функции
Вся функциональная
деятельность государства направлена
на достижение главной цели: формирование
гражданского общества, создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека, его
нравственного, материального и
физического благополучия, максимальной
правовой и социальной защищенности
личности. Государство всегда должно
выступать как верховный
Существуют
различные основания для
- по сферам реализации;
- по продолжительности действия;
- по социальной значимости;
- по правовым
формам существования (
- на основании территориального масштаба
Общепринятым считается разделение функций по сферам реализации на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на решение проблем, существующих внутри государства. Внешние функции связаны с реализацией задач на межгосударственном уровне, где государство выступает субъектом международно-правовых отношений. Следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по поводу перечня внутренних и внешних функций государства.
Внутренние и внешние функции государства
Внутренние функции государства — это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).
1. Экономическая функция
2. Социальная функция
3. Функция финансового контроля
4. Функция охраны правопорядка
5. Экологическая (природоохранительная) функция
6. Функция государства по обороне страны от внешнего нападения
Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Они представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Разные авторы включают в эту категорию разные функции. Рассмотрим некоторые из них.
Функции государства — это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, направленная на гармоничное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами. Функции государства обладают признаками, позволяющими выделять их среди всех прочих.
Классификация
функций государства
МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА
Механизм государства есть та реальная
организационная материальная сила,
располагая которой, государство осуществляет
власть. Механизм является структурным
и предметным олицетворением государства,
представляет собой материальное "вещество",
из которого оно состоит. Можно сказать,
что механизм суть деятельное, постоянно
функционирующее выражение
Механизм государства - это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки механизма государства.
1. Это целостная
иерархическая система
2. Первичными
структурными частями (
3. Для обеспечения
государственных властных
4. При помощи
механизма практически
Структура механизма государства
Единый и
целостный механизм государства
дифференцируется (расчленяется) на составные
части - органы, подсистемы. Между ними
существует своя иерархия: различные
органы и подсистемы занимают неодинаковое
место в государственном
Структура
механизма государства
Понятие и признаки государственного органа
Первичным и
важнейшим структурным
Государственный
орган - это звено (элемент) механизма
государства, участвующее в осуществлении
функций государства и
Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.
1. Хотя орган
государства и обладает
3. Органы
государства имеют внутреннее
строение (структуру). Они состоят
из подразделений, скрепленных
единством целей, ради
4. Важнейшим
признаком органа государства
является наличие у него
5. Согласно
своей компетенции орган
6. Для осуществления
своей компетенции орган
7. Наконец,
орган государства активно
Особо выделяются
в механизме государства
Государство и Политические системы общества
Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.
Таким образом, политическая система имеет трехзвенную структуру:
· Государственный аппарат.
· Социальные объединения.
· Граждане.
В свою очередь, эти субъекты выступают представителями более общих, неформализованных групп людей - классов, элит, наций, массовых социальных общностей. К последним относятся, например, религиозные конфессии, трудовые коллективы, так называемый средний класс, нации и народности и многие другие неформализованные сообщества.
Основной функцией политической системы общества - это организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного управления. На первом месте здесь всегда стоит вопрос о государственной власти, ее завоевании, удержании и осуществлении.
К функциям политической системы относятся также организация эффективной экономической жизни общества, выгодное сотрудничество с другими государствами и народами, обеспечение интеллектуального потенциала общества, разумного соотношения интересов индивида и коллектива, интересов различного рода меньшинств и национального большинства, выживание в условиях экологического, демографического, сырьевого и иных кризисов. Именно в рамках политической системы происходят оформление и представительство интересов различных социальных групп населения. Немаловажной задачей является поиск и достижение общественного согласия, урегулирование социальных конфликтов и противоречий, переводимых из плоскости агрессивного противостояния в форму мирного соревнования, конкуренции. В конечном итоге, обеспечиваются интеграция общества, его стабильность и жизнеспособность.
Социальные объединения - это формализованные, добровольные, самоуправляемые объединения граждан на основе единства интересов для реализации общих целей коммерческого или некоммерческого характера. Признаками социальных объединений являются:
Явочно-инициативный порядок учреждения на основе добровольного волеизъявления учредителей. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо социальное объединение или пребывание в нем.
Формализация. Существует множество неформализованных сообществ. В отличие от них социальные объединения характеризуются устойчивостью и четкой внутренней организацией, имеют определенную структуру. Они в обязательном порядке проходят государственную регистрацию, могут наделяться статусом юридического лица.
Общность
целей и интересов его
Самофинансирование. Общественные объединения финансируются за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности, или членских взносов.
Самоуправление на основе локальных корпоративных норм. Социальные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Локальным нормативным актом, регулирующим образование и деятельность социального объединения, являются его устав или положение. Высший орган управления - общее собрание членов (участников) социального объединения.
Гласность. Деятельность социальных объединений должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной.
Законность. Социальные объединения создаются и функционируют строго в правовых рамках. Запрещается создание и деятельность социальных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.