Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 20:51, контрольная работа
Формирование культурологических взглядов и идей, разработка концепций культуры на всем протяжении исторического развития общества определялись в первую очередь мерой отграничения человека от природы, состоянием действительной жизни людей, постепенным ее усложнением, возрастанием многообразия и богатства общественных отношений. Поэтому основные этапы возникновения и развития культурологической мысли в исходных положениях адекватны историческим эпохам, периодам и стадиям восхождения человека и человечества по пути прогресса. Важно также отметить, что этапы развития культурологической мысли, а особенно их конкретное содержание, не всегда в полной мере отражали складывающуюся динамику жизни общества.1
1.Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983, с. 59.
Оптимальным для теоретического анализа символа является деятельностный подход к культуре, основанный на теории человеческой деятельности М.С. Кагана, позволяющий рассмотреть символ в системе ценностной, познавательной, творческой деятельности человека, в динамике социокультурного функционирования.
Особое значение для понимания символа имеет аналитический контекст социокультурной аксиологии, позволяющий выявить механизмы формирования ценностей средствами символики, так как символ, являясь сферой функционирования бессознательного, суггестивно-эмоционального воздействия на человека, способен воплощать те ценности, которые еще не стали предметом логически дифференцированного рационального знания.
Символ, являясь сферой функционирования массового и обыденного сознания, должен быть рассмотрен как один из его механизмов. Обладая эмоциональной суггестивностью, концентрируя в себе представления о смыслах и ценностях, символ выполняет социально-организующую функцию, в той или иной мере воздействуя на массовые движения и поступки людей.
Актуальность исследования заключается в изучении коммуникативного пространства культуры, включающего в себя, помимо собственно семиотических, знаковых компонентов, также и символьные образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культура — это своеобразный механизм, встроенный в информационный процесс и осуществляющий выработку и трансляцию социально значимой информации (коммуникативная функция культуры). Другими словами, продуктом культуры является социальная информация, которая вырабатывается и сохраняется в обществе при помощи знаковых средств. Хотя такое понимание не нашло широкого распространения в антропологии, его следует учитывать при построении научной картины мира культуры.
Культура определяет специфику человеческого поведения, которое в отличие от поведения животных не обусловлено инстинктами и не запрограммировано генетически, а является результатом научения и обучения.
В современной культурологии не утихают споры по поводу определения понятия “культура”. К настоящему времени предложено громадное число вариантов этого определения.
Чем можно объяснить такое многообразие трактовок понятия культуры? Прежде всего тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна, многоаспектна и культура. В то же время культура является объектом изучения представителей различных отраслей научного знания: историков, социологов, психологов, философов и т.д.. Исследовательские установки и методы, присущие той или иной науке, определяют способ осмысления феномена культуры. Еще Кребер и Клакхон сделали попытку классификации определений, разбив их на десять групп. Они выделили описательные, исторические, психологические, идеологические определения культуры, определения на базе теорий обучения и другие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983, с. 59.
3. Радугин А.А. Культурология: Курс лекций. – М.: Центр, 2005.
4. Соловьев В.М. Культурология: учеб. пособие для вузов. – М., 2006. – 364 с.
Информация о работе Типология культур и теория локальных цивилизаций