Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:09, контрольная работа
I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Понятие «культурно-исторический тип». Критерии типологии культур.
2. Основные черты и особенности культуры традиционного и техногенного обществ.
3. Проблема взаимодействия культур.
II. Рассмотрите теорию культурно-исторических типов, изложенную Данилевским Н. Я. в работе «Россия и Европа» [2]. Охарактеризуйте подход автора к проблеме типологии культуры, его мнение о славянском типе культуры и роли России в мировом историческом развитии.
III. Выполните тестовые задания.
Тема 4. Типология культуры
I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Понятие «культурно-исторический тип». Критерии типологии культур.
2. Основные черты и особенности культуры традиционного и техногенного обществ.
3. Проблема взаимодействия культур.
II. Рассмотрите теорию культурно-исторических типов, изложенную Данилевским Н. Я. в работе «Россия и Европа» [2]. Охарактеризуйте подход автора к проблеме типологии культуры, его мнение о славянском типе культуры и роли России в мировом историческом развитии.
III. Выполните тестовые задания.
1.Понятие «культурно-
Типология изучаемых явлений
- одна из важных задач науки.
Поскольку объект науки
Культурно-исторический тип - это теоретическая
конструкция, в которой выделяются существенные
свойства, объединяющие одни явления культуры
и отличающие их от других.
Таким образом, типологизация возможна
только на теоретическом уровне исследования,
поскольку она связана с выделением общих
и существенных свойств явлений. Типология
всегда связана с идеализацией, т.е. построением
идеальной, абстрактной модели, отвлекающейся
от конкретных свойств объектов. Тип, по
определению немецкого социолога М.Вебера
(1864 - 1920), является идеальным типом, теоретическим
построением. Его нельзя найти в чистом
виде в реальности. Так же как не существует
в реальности абсолютно прямой линии или
абсолютно твердого тела. Это лишь идеализации,
которые создаются наукой для описания
мира, но в самом мире они отсутствуют.
Вместе с тем реальные явления нельзя
понять и объяснить, если их не отнести
к определенному типу.
Историческая типология органически связана
с периодизацией. Культурно-исторический
тип характеризует культуру как особую
ступень, стадию ее развития. Анализ и
сопоставление исторических типов культуры,
выяснение их последовательности устанавливает
периодизацию культуры. Большое значение
при построении типологических понятий
имеет сравнительно-исторический метод,
посредством которого устанавливается
повторяемость культурных явлений, присущих
различным историческим эпохам и социальным
системам. В процессе типологизации чрезвычайно
важна роль научной гипотезы, научного
принципа. Именно с их помощью выделяются
существенные признаки, в соответствии
с которыми осуществляется распределение
и упорядочение культурно-исторического
материала.
Примерами культурно-исторических типов
являются понятия Ренессанса, Реформации,
Просвещения. Они характеризуют сущность
культурных явлений соответствующих исторических
эпох. Н.И.Конрад в своей работе "Запад
и Восток" разработал понятие Ренессанса
как особого культурно-исторического
типа. Конрад выделил три главных черты
Возрождения:
1. Обращение к древности, возрождение
старых культурных ценностей.
2. Расцвет художественной и духовной культуры
в целом.
3. Особое внимание к человеческой личности,
ее духовному миру. Гуманизм, считающий
человека высшей ценностью бытия, - важнейший
признак Возрождения.
Конрад полагал, что если в истории культуры
на определенном этапе ее развития имеют
место эти признаки, то можно говорить
о Ренессансе.
Типологий может быть несколько. Типология
осуществляется путем выделения какого-либо
основания, параметра, критерия, на основе
которого различаются типы культуры. Таких
оснований может быть много. Выбор критерия
для типологизации определяется интересами,
целями и задачами исследования.
Приведем примеры отдельных типологических
подходов и типологических теорий культуры.
Существует историческая (стадиальная)
типология культуры, в основу которой
положен анализ временного изменения
культуры. В соответствии с этим выделяются
как культурно-исторические типы культура
Древнего мира, средневековая культура,
культура эпохи Возрождения, культура
Нового и Новейшего времени. В зависимости
от региональной принадлежности, выделяют
западный, восточный и смешанный западно-восточный
типы культуры. В зависимости от соотношения
в культуре традиций и современности различают
традиционные и модернистские (современные)
культуры. В марксистской теории типы
культуры выделяются в соответствии с
общественно-экономическими формациями.
В концепции Ю.М.Лотмана деление истории
культуры осуществляется по семиотическому
основанию. В соответствии с этим он выделяет
два типа культуры: дописьменную и письменную.
Канадский культуролог М. Маклюэн в основу
своей типологической концепции положил
тип коммуникаций. В соответствии с этим
он выделяет три исторических типа культуры:
культуру устной традиции, культуру письменной
и печатной традиции и электронный тип
культуры. М.Вебер положил в основу своей
типологии культуры способ активности
субъекта и характер его отношений с миром.
В соответствии с этим он выделил три типа
культуры:
1. Индобуддистский, для которого характерно
отстранение, уход человека от мира.
2. Китайско-конфуцианский, который основан
на приспособлении человека к миру, к окружающей
его природной и социальной среде.
3. Христианский, которому присуща ориентация
на изменение, преобразование человеком
мира.
2.Основные черты и особенности
культуры традиционного и техногенного
обществ.
Говоря о цивилизации, следует исходить из двух взаимосвязанных аспектов этого понятия: а) как единой мировой цивилизации постпервобытного этапа человеческой истории и б) отдельных (локальных) цивилизаций. Первые в истории человечества цивилизации (Древний Китай, Древняя Индия, Вавилон, государства мусульманского Востока, цивилизация майя и др.) относятся к так называемым «традиционным» обществам.
Абсолютное
большинство из них было нацелено
на воспроизводство сложившегося однажды
и освященного авторитетом «
В XV— XVI вв. в Западной Европе в результате развития средневековой культуры, ее постепенного отказа от сугубо религиозного характера, а также на основе возврата к античной (греко-римской) культуре стала формироваться новая культура — культура эпохи Возрождения, Нового времени. Ее главным содержанием был уже совсем другой образ человека — свободного от средневекового религиозного мракобесия, независимого в своих мыслях и действиях индивида, который сам является кузнецом своего счастья. Такая установка на свободное самоопределение человека в мире потребовала коренной переоценки «традиционного» мировоззрения и ценностей. Переосмысливались библейские догматы, взгляды на природу, общественное устройство и общественные институты, отношение к традиции и т. п. Новую культуру, которая полностью утвердилась в западноевропейском обществе к середине XVII в., отличали динамизм, т. е. готовность к отказу от прежних стереотипов мышления, форм жизни и способов деятельности в пользу более эффективных и прогрессивных, почти полная свобода мышления и творчества от религиозного диктата, признание свободы человека как его высшего и неотъемлемого права"Культура эпохи Возрождения ориентировала человека на действие, поиск, открытие и утверждение нового во всех сферах жизни.
На то время новоевропейская культура представлялась «странной» с точки зрения предшествующего социокультурного опыта. Странной потому, что в ее «ядро» (по крайней мере в явном виде) не входила религия, которая придавала традиционной культуре целостность, завершенность, смысл и делала человеческую жизнь и социальную историю устойчивой и предсказуемой, вытеснение религии на духовную периферию побуждало людей искать альтернативные религиозным установкам смыслы, идеалы и ценности человеческого бытия.
В новой культуре утверждалась вера человека в свой разум, в способность самостоятельно обустроить мир на принципах социальной справедливости, в возможность для каждого индивида всесторонне раскрыть свои физические и духовные силы. Таким образом, новая культура, в отличие от традиционных обществ, ориентировала человека не на прошлое, а на будущее, не на сохранение существующего порядка, а на его изменение. В качестве же главного инструмента реализации своих идеалов и ценностей человек Нового времени видел науку.
Техногенная (индустриальная) цивилизация основана на знании законов природы и умении использовать ее «силы» в интересах человека.
Покорение природы
с началом Нового времени шло
рука об руку с подчинением
Как видим, в различных культурах человек обнаруживает свою индивидуальность по-разному. В цивилизациях традиционного типа он утверждает себя через традицию (устойчивые ценностные ориентиры, ритуал, преемственность, отсутствие конфликта между поколениями). В техногенном обществе индивид стремится реализовать себя, подчиняя своему господству природу, перестраивая социальные институты, структуры и отношения, постоянно обновляя материальные условия своей жизни. В традиционном обществе культура ориентирует человека на созерцание и гармоничное сосуществование с окружающей его действительностью; в техногенном — на действие, экспериментальное познание законов природы, обретение власти над нею и ее преобразование. Цивилизации с традиционной культурой устойчивы, статичны, их идеалы и ценности в прошлом; ее ядром является религия. Культура техногенного общества динамична, изменчива, ее идеалы лежат в будущем и определяются научным мировоззрением.
3.Проблема взаимодействия
Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. Процессы взаимодействия культур более сложные, чем наивно когда-то считали, что идет простая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что в свою очередь логично подводило к выводам о взаимодействии культур как источнике прогресса. Сейчас активно исследуется вопрос о границах культуры, о ее ядре и переферии. По Данилевскому культуры развиваются обособленно и изначально враждебны друг другу. В основе всех этих различий он видел “дух народа”. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений. Идея диалога имеет своё развитие в глубоком прошлом.
Проблемами диалога занимались древнегреческие философы - софисты, Сократ, Платон, Аристотель, философы эпохи эллинизма. Диалоговое пространство было ими создано на основе духовной культуры, основанное на признании плюрализма мнений, равноправия точек зрения, признании общечеловеческих принципов, свободы и ценности личности и общества в целом. В средние века диалог использовался преимущественно в нравственных целях.
Хотя диалог,
как форма межчеловеческого общения
существует с очень дальних времен,
но по-настоящему проблемами диалогических
отношений занялись немецкие философы
И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг около 200
лет назад, когда они занимались
проблемами субъекта и его познающих
возможностей, субъективных и межсубъективных
отношений. Далее, развивая идеи Фихте
об инаковости и взаимообусловленности
“я” и “другого” Л. Фейербах
дает начало исследованию диалога начала
XX века. И. Гердер считал взаимодействие
культур как способ сохранения культурного
многообразия. Культурная замкнутость
ведет к гибели культуры. Однако,
по его мнению, и что верно, изменения
не должны затрагивать “ядра” культуры.
Современные культуры сформированы
в результате многочисленного и
длительного культурного
Так как духовная
культура находится в неразрывной
связи с религией, то диалог культур
“это не просто взаимодействие народов,
но и глубокая их мистическая связь,
укорененная в вероисповедании”
Cложность и многомерность диалога дает неисчерпаемые возможности для его исследования. В начале XX века этой проблемой занимались М. Бубер, Ф.Гогартен, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси, Г. Коэн, Ф. Эбнер и другие.
Межкультурные
взаимодействия не могут происходить
иначе, чем через взаимодействия
индивидуальных мировоззрений. Важнейшей
проблемой при анализе
Методология взаимодействия культур, в частности, диалога культур, была разработана в трудах М. Бахтина. Диалог - это всегда развитие, взаимодействие. Это всегда объединение, а не разложение.
Одной из основательных
работ, посвященной проблемам
II. Рассмотрите теорию культурно-исторических типов, изложенную Данилевским Н. Я. в работе «Россия и Европа» [2]. Охарактеризуйте подход автора к проблеме типологии культуры, его мнение о славянском типе культуры и роли России в мировом историческом развитии.
Сегодня известность
Н.Я. Данилевского не столь уж велика,
главный труд всей его жизни «Россия
и Европа» не выходил в свет
около восьмидесяти лет, на него не
часто ссылаются и ныне живущие
«славянофилы».
А между тем в философии, социологии, культурологии,
политике имя Н.Я. Данилевского не только
неустранимо, но и во многом повлияло на
современные идеи и взгляды. Н.Я. Данилевский
разработал теорию культурно-исторических
типов, которых у него насчитывается 12.Особый
интерес идеи русского мыслителя представляют
сегодня и в связи с идущим в наши дни научным
спором вокруг национальных проблем вообще
и проблем русофильства в частности. Благодаря
труду «Россия и Европа» мы имеем сегодня
возможность проследить, как развивалась
эта проблема, на чем основывались эти
идеи в политике, культуре, экономике.