Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:09, контрольная работа
I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Понятие «культурно-исторический тип». Критерии типологии культур. 
2. Основные черты и особенности культуры традиционного и техногенного обществ.
3. Проблема взаимодействия культур.
II. Рассмотрите теорию культурно-исторических типов, изложенную Данилевским Н. Я. в работе «Россия и Европа» [2]. Охарактеризуйте подход автора к проблеме типологии культуры, его мнение о славянском типе культуры и роли России в мировом историческом развитии. 
III. Выполните тестовые задания.
Тема 4. Типология культуры
I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Понятие «культурно-исторический тип». Критерии типологии культур.
2. Основные черты и особенности культуры традиционного и техногенного обществ.
3. Проблема взаимодействия культур.
II. Рассмотрите теорию культурно-исторических типов, изложенную Данилевским Н. Я. в работе «Россия и Европа» [2]. Охарактеризуйте подход автора к проблеме типологии культуры, его мнение о славянском типе культуры и роли России в мировом историческом развитии.
III. Выполните тестовые задания.
1.Понятие «культурно-
 Типология изучаемых явлений 
- одна из важных задач науки. 
Поскольку объект науки 
Культурно-исторический тип - это теоретическая 
конструкция, в которой выделяются существенные 
свойства, объединяющие одни явления культуры 
и отличающие их от других.  
Таким образом, типологизация возможна 
только на теоретическом уровне исследования, 
поскольку она связана с выделением общих 
и существенных свойств явлений. Типология 
всегда связана с идеализацией, т.е. построением 
идеальной, абстрактной модели, отвлекающейся 
от конкретных свойств объектов. Тип, по 
определению немецкого социолога М.Вебера 
(1864 - 1920), является идеальным типом, теоретическим 
построением. Его нельзя найти в чистом 
виде в реальности. Так же как не существует 
в реальности абсолютно прямой линии или 
абсолютно твердого тела. Это лишь идеализации, 
которые создаются наукой для описания 
мира, но в самом мире они отсутствуют. 
Вместе с тем реальные явления нельзя 
понять и объяснить, если их не отнести 
к определенному типу.  
Историческая типология органически связана 
с периодизацией. Культурно-исторический 
тип характеризует культуру как особую 
ступень, стадию ее развития. Анализ и 
сопоставление исторических типов культуры, 
выяснение их последовательности устанавливает 
периодизацию культуры. Большое значение 
при построении типологических понятий 
имеет сравнительно-исторический метод, 
посредством которого устанавливается 
повторяемость культурных явлений, присущих 
различным историческим эпохам и социальным 
системам. В процессе типологизации чрезвычайно 
важна роль научной гипотезы, научного 
принципа. Именно с их помощью выделяются 
существенные признаки, в соответствии 
с которыми осуществляется распределение 
и упорядочение культурно-исторического 
материала.  
Примерами культурно-исторических типов 
являются понятия Ренессанса, Реформации, 
Просвещения. Они характеризуют сущность 
культурных явлений соответствующих исторических 
эпох. Н.И.Конрад в своей работе "Запад 
и Восток" разработал понятие Ренессанса 
как особого культурно-исторического 
типа. Конрад выделил три главных черты 
Возрождения:  
1. Обращение к древности, возрождение 
старых культурных ценностей.  
2. Расцвет художественной и духовной культуры 
в целом.  
3. Особое внимание к человеческой личности, 
ее духовному миру. Гуманизм, считающий 
человека высшей ценностью бытия, - важнейший 
признак Возрождения.  
Конрад полагал, что если в истории культуры 
на определенном этапе ее развития имеют 
место эти признаки, то можно говорить 
о Ренессансе.  
Типологий может быть несколько. Типология 
осуществляется путем выделения какого-либо 
основания, параметра, критерия, на основе 
которого различаются типы культуры. Таких 
оснований может быть много. Выбор критерия 
для типологизации определяется интересами, 
целями и задачами исследования.  
Приведем примеры отдельных типологических 
подходов и типологических теорий культуры. 
Существует историческая (стадиальная) 
типология культуры, в основу которой 
положен анализ временного изменения 
культуры. В соответствии с этим выделяются 
как культурно-исторические типы культура 
Древнего мира, средневековая культура, 
культура эпохи Возрождения, культура 
Нового и Новейшего времени. В зависимости 
от региональной принадлежности, выделяют 
западный, восточный и смешанный западно-восточный 
типы культуры. В зависимости от соотношения 
в культуре традиций и современности различают 
традиционные и модернистские (современные) 
культуры. В марксистской теории типы 
культуры выделяются в соответствии с 
общественно-экономическими формациями.  
В концепции Ю.М.Лотмана деление истории 
культуры осуществляется по семиотическому 
основанию. В соответствии с этим он выделяет 
два типа культуры: дописьменную и письменную. 
Канадский культуролог М. Маклюэн в основу 
своей типологической концепции положил 
тип коммуникаций. В соответствии с этим 
он выделяет три исторических типа культуры: 
культуру устной традиции, культуру письменной 
и печатной традиции и электронный тип 
культуры. М.Вебер положил в основу своей 
типологии культуры способ активности 
субъекта и характер его отношений с миром. 
В соответствии с этим он выделил три типа 
культуры:  
1. Индобуддистский, для которого характерно 
отстранение, уход человека от мира.  
2. Китайско-конфуцианский, который основан 
на приспособлении человека к миру, к окружающей 
его природной и социальной среде.  
3. Христианский, которому присуща ориентация 
на изменение, преобразование человеком 
мира.  
2.Основные черты и особенности 
культуры традиционного и техногенного 
обществ.
Говоря о цивилизации, следует исходить из двух взаимосвязанных аспектов этого понятия: а) как единой мировой цивилизации постпервобытного этапа человеческой истории и б) отдельных (локальных) цивилизаций. Первые в истории человечества цивилизации (Древний Китай, Древняя Индия, Вавилон, государства мусульманского Востока, цивилизация майя и др.) относятся к так называемым «традиционным» обществам.
Абсолютное 
большинство из них было нацелено 
на воспроизводство сложившегося однажды 
и освященного авторитетом «
В XV— XVI вв. в Западной Европе в результате развития средневековой культуры, ее постепенного отказа от сугубо религиозного характера, а также на основе возврата к античной (греко-римской) культуре стала формироваться новая культура — культура эпохи Возрождения, Нового времени. Ее главным содержанием был уже совсем другой образ человека — свободного от средневекового религиозного мракобесия, независимого в своих мыслях и действиях индивида, который сам является кузнецом своего счастья. Такая установка на свободное самоопределение человека в мире потребовала коренной переоценки «традиционного» мировоззрения и ценностей. Переосмысливались библейские догматы, взгляды на природу, общественное устройство и общественные институты, отношение к традиции и т. п. Новую культуру, которая полностью утвердилась в западноевропейском обществе к середине XVII в., отличали динамизм, т. е. готовность к отказу от прежних стереотипов мышления, форм жизни и способов деятельности в пользу более эффективных и прогрессивных, почти полная свобода мышления и творчества от религиозного диктата, признание свободы человека как его высшего и неотъемлемого права"Культура эпохи Возрождения ориентировала человека на действие, поиск, открытие и утверждение нового во всех сферах жизни.
На то время новоевропейская культура представлялась «странной» с точки зрения предшествующего социокультурного опыта. Странной потому, что в ее «ядро» (по крайней мере в явном виде) не входила религия, которая придавала традиционной культуре целостность, завершенность, смысл и делала человеческую жизнь и социальную историю устойчивой и предсказуемой, вытеснение религии на духовную периферию побуждало людей искать альтернативные религиозным установкам смыслы, идеалы и ценности человеческого бытия.
В новой культуре утверждалась вера человека в свой разум, в способность самостоятельно обустроить мир на принципах социальной справедливости, в возможность для каждого индивида всесторонне раскрыть свои физические и духовные силы. Таким образом, новая культура, в отличие от традиционных обществ, ориентировала человека не на прошлое, а на будущее, не на сохранение существующего порядка, а на его изменение. В качестве же главного инструмента реализации своих идеалов и ценностей человек Нового времени видел науку.
Техногенная (индустриальная) цивилизация основана на знании законов природы и умении использовать ее «силы» в интересах человека.
Покорение природы 
с началом Нового времени шло 
рука об руку с подчинением 
Как видим, в различных культурах человек обнаруживает свою индивидуальность по-разному. В цивилизациях традиционного типа он утверждает себя через традицию (устойчивые ценностные ориентиры, ритуал, преемственность, отсутствие конфликта между поколениями). В техногенном обществе индивид стремится реализовать себя, подчиняя своему господству природу, перестраивая социальные институты, структуры и отношения, постоянно обновляя материальные условия своей жизни. В традиционном обществе культура ориентирует человека на созерцание и гармоничное сосуществование с окружающей его действительностью; в техногенном — на действие, экспериментальное познание законов природы, обретение власти над нею и ее преобразование. Цивилизации с традиционной культурой устойчивы, статичны, их идеалы и ценности в прошлом; ее ядром является религия. Культура техногенного общества динамична, изменчива, ее идеалы лежат в будущем и определяются научным мировоззрением.
3.Проблема взаимодействия 
Вся история человечества - это диалог. Диалог пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условие взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог - наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных отношений. И наоборот, когда в обществе есть межэтническое напряжение и тем более, межэтнические конфликты, то диалог между культурами затруднен, взаимодействие культур может носить ограниченный характер в поле межэтнической напряженности данных народов, носителей данных культур. Процессы взаимодействия культур более сложные, чем наивно когда-то считали, что идет простая “перекачка” достижений высокоразвитой культуры в менее развитую, что в свою очередь логично подводило к выводам о взаимодействии культур как источнике прогресса. Сейчас активно исследуется вопрос о границах культуры, о ее ядре и переферии. По Данилевскому культуры развиваются обособленно и изначально враждебны друг другу. В основе всех этих различий он видел “дух народа”. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения. Понятие диалога особенно актуально для современной культуры. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений. Идея диалога имеет своё развитие в глубоком прошлом.
Проблемами диалога занимались древнегреческие философы - софисты, Сократ, Платон, Аристотель, философы эпохи эллинизма. Диалоговое пространство было ими создано на основе духовной культуры, основанное на признании плюрализма мнений, равноправия точек зрения, признании общечеловеческих принципов, свободы и ценности личности и общества в целом. В средние века диалог использовался преимущественно в нравственных целях.
Хотя диалог, 
как форма межчеловеческого общения 
существует с очень дальних времен, 
но по-настоящему проблемами диалогических 
отношений занялись немецкие философы 
И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг около 200 
лет назад, когда они занимались 
проблемами субъекта и его познающих 
возможностей, субъективных и межсубъективных 
отношений. Далее, развивая идеи Фихте 
об инаковости и взаимообусловленности 
“я” и “другого” Л. Фейербах 
дает начало исследованию диалога начала 
XX века. И. Гердер считал взаимодействие 
культур как способ сохранения культурного 
многообразия. Культурная замкнутость 
ведет к гибели культуры. Однако, 
по его мнению, и что верно, изменения 
не должны затрагивать “ядра” культуры. 
Современные культуры сформированы 
в результате многочисленного и 
длительного культурного 
Так как духовная 
культура находится в неразрывной 
связи с религией, то диалог культур 
“это не просто взаимодействие народов, 
но и глубокая их мистическая связь, 
укорененная в вероисповедании”
Cложность и многомерность диалога дает неисчерпаемые возможности для его исследования. В начале XX века этой проблемой занимались М. Бубер, Ф.Гогартен, Ф. Розенцвейг, О. Розеншток-Хюсси, Г. Коэн, Ф. Эбнер и другие.
Межкультурные 
взаимодействия не могут происходить 
иначе, чем через взаимодействия 
индивидуальных мировоззрений. Важнейшей 
проблемой при анализе 
Методология взаимодействия культур, в частности, диалога культур, была разработана в трудах М. Бахтина. Диалог - это всегда развитие, взаимодействие. Это всегда объединение, а не разложение.
Одной из основательных 
работ, посвященной проблемам 
II. Рассмотрите теорию культурно-исторических типов, изложенную Данилевским Н. Я. в работе «Россия и Европа» [2]. Охарактеризуйте подход автора к проблеме типологии культуры, его мнение о славянском типе культуры и роли России в мировом историческом развитии.
Сегодня известность 
Н.Я. Данилевского не столь уж велика, 
главный труд всей его жизни «Россия 
и Европа» не выходил в свет 
около восьмидесяти лет, на него не 
часто ссылаются и ныне живущие 
«славянофилы». 
А между тем в философии, социологии, культурологии, 
политике имя Н.Я. Данилевского не только 
неустранимо, но и во многом повлияло на 
современные идеи и взгляды. Н.Я. Данилевский 
разработал теорию культурно-исторических 
типов, которых у него насчитывается 12.Особый 
интерес идеи русского мыслителя представляют 
сегодня и в связи с идущим в наши дни научным 
спором вокруг национальных проблем вообще 
и проблем русофильства в частности. Благодаря 
труду «Россия и Европа» мы имеем сегодня 
возможность проследить, как развивалась 
эта проблема, на чем основывались эти 
идеи в политике, культуре, экономике.