Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:09, контрольная работа
I. Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Понятие «культурно-исторический тип». Критерии типологии культур.
2. Основные черты и особенности культуры традиционного и техногенного обществ.
3. Проблема взаимодействия культур.
II. Рассмотрите теорию культурно-исторических типов, изложенную Данилевским Н. Я. в работе «Россия и Европа» [2]. Охарактеризуйте подход автора к проблеме типологии культуры, его мнение о славянском типе культуры и роли России в мировом историческом развитии.
III. Выполните тестовые задания.
Н.Я. Данилевский дал новую формулу построения истории. Он отверг представления о единой нити в развитии человечества, мысль, что история есть прогресс некоторого общего разума. Существуют только частные цивилизации, развитие отдельных культурно-исторических типов.
Главный итог книги в том, что славянский мир не предназначен обновить весь мир, найти для всего человечества решение исторической задачи, он лишь особый культурно-исторический тип, рядом с которым существуют и другие равнозначные. Это решение устраняло многие затруднения в исторической науке, и оно остается актуальным до сегодняшнего дня. Огромная ученость автора, знания в древней и новой истории, в экономике, социологии, этнографии, политике и литературе не могли не привести автора именно к таким выводам.
Н.Я. Данилевский мог бы стать своеобразным связующим мостом между ранними славянофилами и последующими вплоть до наших дней, если бы его идеи были восприняты и поняты должным образом. Это можно сделать и сегодня, потому что идея всеславянства Н.Я. Данилевского нацелена в будущее, как борьба за известные приоритеты вместе с нашими братьями славянами — чехами, сербами, хорватами, болгарами и словаками.
Книга «Россия и Европа» начинается с раздумий автора об отношении Европы к России и наоборот. Он ставит вопрос: «Почему Европа враждебна России?» Ведь Россия в XIX веке спасла Европу от Наполеона и даровала ей свободу. Она спасла также Францию от мщения Европы, спасла от конечного распада Австрию. Но «эти уроки истории никого не вразумляют». Европа уверена, что Россия — «колоссальное завоевательное государство», которое постоянно увеличивает свою территорию за счет завоевательных войн, Россия также «гасительница света и свободы». Данилевский очень подробно анализирует сложившуюся ситуацию и делает вывод, что Европа не только не знает нас, но и не хочет знать. Ученый ставит вопросы о географическом и культурно-историческом своеобразии Европы
и о том, что Россия не может избежать
европеизации. Но европейцы ошибаются
в том, считая, что они выработали
самую совершенную и
В истории господствует искусственная система (творение разума), а не естественная (наблюдения над фактами). Данилевский утверждает, что современная ему периодизация истории несостоятельна, историю нельзя делить на древнюю, среднюю и новую и т. п.
Прогресс не прямолинеен, а делится по типам организации, которые характеризуются разнообразием и совершенством форм, имеют свои ступени и возраст. Общечеловеческой цивилизации нет. Ученый предлагает рассматривать историю и прогресс через малопринимаемые в то время культурно-исторические типы.
Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, расположенные в хронологическом порядке, суть:
1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно- финикийский, халдейский или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский, и 10) германо- романский, или европейский. К ним можно еще, пожалуй, причислить два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие насильственной смертью и не успевшие совершить своего развития»1.
Все типы он разделяет на два вида — преемственные (египетский, греческий, римский) и уединенные (китайский, индийский).
Культурно-историческим
типам присущи специальные
«Закон 1. Всякое
племя или семейство народов,
характеризуемое отдельным
Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.
Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных цивилизаций.
Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно- историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, — когда они не будучи поглощены одним политическим целым, составляют федерацию или политическую систему государства.
Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего больше уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения — относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу»2.
Именно эти законы обеспечивают правильную и сообразную с законами естественной системы группировку исторических явлений и потому развитие человечества не может идти иначе, как через посредство развития самобытных культурно- исторических типов, соответствующих великим племенам.
III. Выполните тестовые задания.
1. Циклическую
модель развития культуры
а) К. Ясперс;
b) Н. А. Бердяев;
c) К. Леви-Строс;
d) О. Шпенглер;
e) Н. Данилевский;
f) М. Вебер. Ответ:e , d
2. Какие типы
культур относятся к
а) религиозная;
b) русская;
c) мировая;
d) субрегиональная;
e) национальная;
f) белорусская.
3. Молодежная культура относится к:
а) субкультуре;
b) контркультуре;
c) массовой культуре;
d) инновационной культуре. Ответ: a , b
4. Распределите культуры по принадлежности:
a) к доминирующим культурам; 1) русская;
2) цыганская;
3) студенческая;
b) к субкультурам; 4) христианская;
5) тюремная;
6) буддистская;
7) исламская.
Ответ:a – 1,4,6,7 b – 2,3,5
5. Основу
выделения исторических типов
культур в учении П. А.
а) религиозный;
b) аксиологический;
c) нормативно-регулятивный;
d) креативный.
Литература
1. Алпеева, Т. М. Введение в культурологию / Т. М. Алпеева. – Минск, 1998.
2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М., 2003.
3. История мировой культуры. – М.,1998.
4. Культурология. История мировой культуры / под. ред. А. Н. Марковой. – М., 2008.
5. Левяш, И. Я. Культурология : курс лекций / И. Я. Левяш. – Минск, 2004.
6. Поликарпов, В. С. Лекции по культурологии / В. С. Поликарпов. – СПб., 1997.
7. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин. – М., 1992.
8. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Минск, 1998.
9. Энциклопедический словарь по культурологии. В 2 т. – М., 2007.