Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 00:01, реферат
Описание работы
Сегодня бурно идет обсуждение проблемы деления культур на типы по степени реализации и присутствия в них национального самосознания, являющегося стержнем идентичности народов, формой выражения их самоутверждения и определяющего структуру современных межгосударственных отношении. В этом плане деление культур на национальные и националистические, выявление их типологических характеристик и поиск путей преодоления конфликта между ними — острейшая не только теоретическая, но и практическая проблема не только века уходящего, но и еще в большей степени века грядущего.
Содержание работы
I) Введение..............................................................................3 II) Духовная культура……………………………………..4 1) Сущность мифа…………………………………………………5 а) Характерные черты мифа…………………………………………….......5 2) Религия…………………………………………………………..6 а) Основные элементы религии…………………………………………...…6 3) Искусство………………………………………………………...8 а) Функции искусства………………………………………………………....8
III) Социальная культура….………………………….....10 1)Нравственная культура………………………………………....10 2) Социокультурные функции морали…………………………11
IV) Правовая культура…………………………………...12 1) Основные типы современных правовых систем…………....12 2) Функции правовой культуры………………………………....13
V) Политическая культура…………………………......14 1) Функции политической культуры…………………………...14 2) Типы политической культуры………………………………..14
VII) Список литературы..................................................................17
I) Введение.
Сегодня бурно идет обсуждение
проблемы деления культур на типы по степени
реализации и присутствия в них национального
самосознания, являющегося стержнем идентичности
народов, формой выражения их самоутверждения
и определяющего структуру современных
межгосударственных отношении. В этом
плане деление культур на национальные
и националистические, выявление их типологических
характеристик и поиск путей преодоления
конфликта между ними — острейшая не только
теоретическая, но и практическая проблема
не только века уходящего, но и еще в большей
степени века грядущего.
Целью выбора этой темы для меня стал интерес
к такому незнакомому слову как типологизация
культуры. Тип культуры — это сходство,
общность, то, что объединяет культурные
единицы в одно множество культур (а не
одна культура) и отличает это множество
культур от других. А метод научного познания,
с помощью которого все многообразие существующих
на Земле культур упорядочивается, классифицируется,
группируется в различные типы (множества,
группы) культур называется типологизацией.
Важной логико-познавательной процедурой,
определяющей типологизацию культуры,
является определение познавательных
целей (задач) такого классификационного
построения. Исследовательские (да и познавательно-учебные
тоже) задачи диктуют часто набор характеристик
(признаков, критериев), которые выбираются
в качестве основания данной классификации
культуры. Поэтому оснований для решения
задач может быть несколько, а значит,
и критериев типологизации культур будет
несколько. Например, типологизация культур
может осуществляться с целью выявления
той роли, которую культуры играют в социальном
взаимодействии. Тогда критериями становятся
предписанность (следование культурному
образцу); универсализм — стандартизация;
специфичность — диффузность как реакция
на ситуацию. И тогда выделяют консервативный,
традиционный тип культуры или инновационный
тип. Какие познавательные задачи решаются
с помощью такой классификации? Такая
типологизация позволяет увидеть как
организуются в данном обществе в определенном
социокультурном пространстве взаимодействия,
на что они ориентированы, то есть высвечивается
технология взаимодействия внутри культурной
целостности.
Какие задачи позволяет решать такая типология?
Она позволяет проследить точки психологического
напряжения и найти регуляторы для снятия
напряженности; выявить мотивы поведения,
характер ожидаемой активности и т. п.
Можно назвать целый ряд других критериев
и оснований, по которым осуществлялась
типологизация культур. Так, К. Маркс дал
экономико-историческую типологию культур,
положив в основу классификации теорию
общественно-экономических формаций,
отличающихся друг от друга способами
производства и системами общественных
отношений. Соответственно этому он выделил
исторически сменяющие друг друга типы
культур: первобытно - общинный, рабовладельческий,
феодальный, буржуазно-капиталистический
и будущий коммунистический. В. И.Ленин
выделял типы буржуазной и пролетарской
культур, положив в основу их классификации
классовый признак.
II) Духовная культура.
Духовная культура – особая область
культурного пространства, которая выделяется
не по признаку «нематериальности», а
по её положению относительно «когнитивной»,
«ценностной» и регулятивной осей. Область
духовной культуры отделяется от культурных
форм, ориентированных на практическую
регуляцию поведения людей – технологической
и социальной культуры. Мифология, религия,
искусство, философия – основные формы
духовной культуры, наиболее очевидным
образом принадлежащие к ней. Их можно
представить как пласты культурного пространства,
параллельные «ценностной» и «когнитивной»
осям. [1, 153]
Духовная культура обладает некоторыми
важными чертами, отличающими её от других
областей культуры.
1. В отличие от технической
и социальной культуры, духовная культура неутилитарна,
по сути своей бескорыстна. Ее краеугольные
камни — «радости духа» — красота, знание,
мудрость. Она нужна людям прежде всего
сама по себе, а не ради решения каких-либо
внешних по отношению к ней прагматических
задач.
2. В духовной культуре
человек по сравнению с другими областями
культуры получает наибольшую свободу творчества.
Здесь разум человека, не связанный никакими
практическими соображениями, способен
оторваться от действительности и унестись
от нее на крыльях фантазии. Свобода творчества
проявляется уже в древних мифах. Безграничный
простор для творчества предоставляет
искусство.
3. Творческая деятельность
в духовной культуре ведет к тому, что
она становится особым духовным
миром, созданным силой человеческой
мысли. Этот мир несравненно богаче реального
мира. Ибо в нем рядом с образами наблюдаемой
действительности существуют образы небывалых
явлений: невиданные страны и планеты,
ад для грешников и рай для праведников,
мифические духи и боги, литературные
герои. И хотя этот мир наполнен вымыслами,
он существует по своим собственным законам
и оказывает воздействие на нашу жизнь
— может быть, даже больше, чем реальный
мир.
4. Духовная культура
— наиболее чувствительная,
наиболее чутко реагирующая на внешние
воздействия область культуры. Она способна
улавливать малейшие изменения в жизни
людей и отзываться на них изменениями
в себе и потому является самой уязвимой,
самой ранимой областью культуры. Из-за
ее непрактичности, неутилитарности люди
в трудных жизненных обстоятельствах
начинают видеть в ней ненужную обузу,
и потому духовная культура больше всего
страдает при социальных катаклизмах.
Духовная культура нуждается в заботе
и поддержке общества, сохранение и развитие
ее требует от него усилий. Если люди перестают
ею интересоваться, она утрачивает внутреннее
напряжение и движение, отступает на полки
библиотек и в музейные запасники, покрывается
там пылью и превращается в забытую, мертвую
культуру.
В следующих разделах этой главы
рассматриваются основные формы духовной
культуры — мифология, религия, искусство.
[1,154]
1) Сущность мифа.
Миф — зародыш всей духовной
культуры. И не просто зародыш, который
дал ей жизнь и после этого исчез, не просто
первоначальный и пройденный этап ее развития.
Миф продолжает жить в культуре на протяжении
всей ее истории вплоть до нашего времени.
Слово «миф» (от греч. myphos) буквально
означает сказание, предание.
Под мифологией же понимается совокупность
мифов, созданных каким-либо народом (или
разными народами). Но миф — сказание,
предание особого рода: миф — это вымысел,
принимаемый за правду. Данное определение
при всей его простоте содержит внутренний
парадокс, выражающий сущность мифа. Ведь
люди, принимающие миф за правду, не могут
видеть в нем вымысла; а те, кто считает
миф вымыслом, не могут принимать его за
правду. Значит, миф есть правда для одних
людей и вымысел — шля других. Люди той
культуры, в которой миф рождается, живет
и воспринимается как правда, верят в него
и не знают, что он есть миф. То, что они
имеют дело с мифом, обнаруживается лишь
людьми другой культуры, которая дает
им «иные глаза» — иное в[и]дение мира.
В более поздней культуре миф
нередко воспринимается как сказка. Но
сказка — это уже не миф, поскольку она
не претендует на то, чтобы быть достоверным
описанием реальности. Даже маленькие
дети не верят, что в сказке все «взаправду».
Миф же по своей сути предназначен служить
подлинным знанием того, что есть на самом
деле. В этом принципиальное отличие мифа
от сказки, а также от всякого художественного
вымысла. [1, 155]
Почему же люди, сочиняя мифы,
верят в истинность своих вымыслов? Да
потому, что они, по их представлениям,
ничего не выдумывают. В их сказаниях и
легендах мир предстает таким, каким он
для них существует. Они не только рассказывают
мифы — они живут в том
мире, который описывается их мифами. В
мифах так или иначе выражается имеющийся
у людей опыт жизни и деятельности. Живя
в мире мифов, люди имеют вместе с тем возможность
существовать в реальном мире — по крайней
мере, пока между содержанием мифов и реальностью
не обнаружатся существенные расхождения.
Таким образом, мифология выступает
не просто как собрание мифов, но и как
культурная форма, в которой люди воспринимают
и осознают окружающий мир, запечатлевают
накопленный жизненный опыт, сохраняют
и передают его из поколения в поколение.
[1, 155]
а) Характерные черты
мифа.
Изучение древней мифологии
позволяет заметить, что все мифы обладают
некоторыми общими чертами, характеризующими
их специфику.
1. Отождествление фантазии с реальностью.
Человек, верящий в миф, живет в мире,
наполненном смесью реальности и фантазии.
Он буквально «воочию» видит в реальности
то, что на самом деле существует лишь
в его воображении. Поэтому вера в миф
не нуждается ни в каком логическом обосновании.
А логические доводы против нее бессильны,
ибо люди обычно склонны доверять своим
глазам больше, чем логике. [1, 157]
2. Объяснение действительности
в наглядно-образной форме. Миф объясняет
реальность не через абстрактные понятия
и логические рассуждения, а с помощью
наглядных образов и чувственных ассоциаций.
Фантазия, облеченная в наглядно-образную
форму, приобретает художественный характер.
Благодаря этому миф выступает как произведение
искусства (впоследствии художественность
мифа нередко становится одним из главных
его достоинств — примером здесь может
служить античная мифология). [1, 157]
3. Эмоциональная
насыщенность. В силу своей «очевидной» достоверности
и художественной образности миф непосредственно
затрагивает чувства людей. Он вовлекает
их в переживание происходящих в нем событий.
Человек, верящий в миф, чувствует себя
причастным к этим событиям и зависимым от
них. Это укрепляет его веру и делает человека
неспособным к рациональному размышлению
над содержанием мифа. На всякие попытки
логической критики мифа он отвечает непониманием
и раздражением. [1, 157]
4. Связь с магией.
Мифология не только формирует духовную
жизнь людей — она имеет и практическую
направленность, ибо вооружает людей «техническими»
средствами воздействия на окружающую
действительность. В мире мифических духовных
сил открывается возможность влиять на
эти силы с помощью магии. Магия представляет
собою совокупность разнообразных символических
процедур, в которых за физическими действиями
скрывается духовное, мистическое содержание
— возможность воздействовать на духов
и направлять ход событий в желательную
сторону. Вера в силу магического
обряда, как и вера в связанный с ним миф,
не зависит от эффективности этого обряда.
Если магия не дает желаемого результата,
то это обычно объясняется неверным проведением
магических процедур или вмешательством
каких-то враждебных сил. [1, 158]
2) Религия.
Одной из важнейших черт религии является
то, что она всё связанное с нею делает
священным. Её символы, реликвии, храмы
– это святыни, её положения – святые
истины, её наиболее отличившиеся приверженцы
причисляются к лику святых, её служители,
отправляющие религиозные обряды, - священнослужители,
священники. Священность, святость есть
понятие, которое относится к вещам возвышенным,
заветным, исключительно важным, необычайно
почитаемым. Поругание святынь – святотатство
– люди считают ужасным грехом, недопустимым
проявлением безнравственности. [1, 165]
а) Основные элементы
религии.
Рассмотрим основные элементы,
которые имеются в разных религиях и потому,
можно думать, характеризуют сущность
религии вообще.
1. Вера в Бога (или богов).
Это главный признак религии. Без богов
религии нет. В разных религиях — разные
боги, но есть нечто общее в представлениях
о них. Во-первых, Бог есть личность, субъект,
существо. Во-вторых, Бог есть существо:
а) разумное, б) бессмертное, в) обладающее
сверхъестественными способностями, г)
непостижимое для человека, превосходящее
человеческое разумение. Все это свойства,
которые имеются у человека, но взятые
в преувеличенном, абсолютизированном
виде. Человек обладает разумом, способностями,
жизнью, но обладает в конечной степени.
У Бога же — бесконечный разум, бесконечные
способности, бесконечная жизнь. Сходство
между человеком и Богом объясняется в
рамках религии тем, что Бог создал человека
«по своему образу и подобию». А с точки
зрения атеистов, человек создает образ
Бога, олицетворяя в нем собственные лучшие
качества, доведенные до высшего совершенства.
[1,167]
По мысли Л. Фейербаха, религиозное
представление о Боге — это зеркало, в
котором отражается мечта человека о том,
каким он хотел бы стать. А Вольтер со свойственным
ему остроумием выразился по этому поводу
так: «Бог - создал человека, а человек
отплатил ему тем же».