Типологизация культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июля 2014 в 00:01, реферат

Описание работы

Сегодня бурно идет обсуждение проблемы деления культур на типы по степени реализации и присутствия в них национального самосознания, являющегося стержнем идентичности народов, формой выражения их самоутверждения и определяющего структуру современных межгосударственных отношении. В этом плане деление культур на национальные и националистические, выявление их типологических характеристик и поиск путей преодоления конфликта между ними — острейшая не только теоретическая, но и практическая проблема не только века уходящего, но и еще в большей степени века грядущего.

Содержание работы

I) Введение..............................................................................3
II) Духовная культура……………………………………..4
1) Сущность мифа…………………………………………………5
а) Характерные черты мифа…………………………………………….......5
2) Религия…………………………………………………………..6
а) Основные элементы религии…………………………………………...…6
3) Искусство………………………………………………………...8
а) Функции искусства………………………………………………………....8

III) Социальная культура….………………………….....10
1)Нравственная культура………………………………………....10
2) Социокультурные функции морали…………………………11

IV) Правовая культура…………………………………...12
1) Основные типы современных правовых систем…………....12
2) Функции правовой культуры………………………………....13

V) Политическая культура…………………………......14
1) Функции политической культуры…………………………...14
2) Типы политической культуры………………………………..14

VI) Заключение..................................................................................16

VII) Список литературы...................

Файлы: 1 файл

Семестровая работа за 1 семестр.docx

— 58.95 Кб (Скачать файл)

Континентально-европейский тип. Правовые системы этого типа (во Франции, Германии, Швейцарии, скандинавских государствах и др.) имеют одним из главных своих источников римское право. Особенностью их является разделение правотворчества (законодательства) и правоприменения. Законодателями . органы государственной власти, а правоприменителями -Обычно в основу всей системы законов кладется Конституция — основной закон государства, принимаемый высшим органом власти. Суды законов не создают, а лишь применяют: судья определяет, есть ли в разбираемом деле признаки нарушения юридических норм, и если есть, то какие последствия в соответствии с законом это влечет.

В законодательстве выделяются различные отрасли права, из которых выражается в виде систематизированного го документа (кодекса). К основным отраслям права относятся: конституционное, гражданское, административное, трудовое, имущественное, земельное, финансовое, уголовное, процессуальное. Российская правовая система примыкает к системам континентально-европейского типа.

Англосаксонский тип. Правовые системы англосаксонского типа (в Англии, США, некоторых бывших английских колониях) также используют принципы римского права, но обладают и чертами, исторически возникшими независимо от него. Источником законов в них являются не только органы государственной власти, но и суды. Нормы права устанавливаются не утвержденными государством кодексами законов, а существуют в виде множества принятых различными судами решений, которые выступают в качестве образцов (прецедентов) для решения аналогичных дел.

Принципы, по которым ранее было решено в каком-либо суде дело, становятся обязательными для всех судов, которые будут впоследствии рассматривать подобные дела. Это так называемое «прецедентное право». Но наряду с прецедентным действует также «статутное право», источником которого является законодательная деятельность государства. При этом четкого различия между «публичным» и «частным» правом в англосаксонской системе нет.

Достоинством прецедентного права является его способность гибко приспосабливаться к обстоятельствам. Однако со временем его применение становится все более сложным. Стремясь усовершенствовать свою правовую систему, английские и американские законодатели предпринимают попытки ограничить роль прецедентов и усилить значение государственного правотворчества. Постепенно пересматриваются устаревшие прецедентные нормы, разрабатываются унифицированные кодексы законов. Но и континентально-европейская правовая система тоже эволюционирует. К настоящему времени стало общепризнанной истиной, что никакие кодексы законов не могут охватить многообразие жизненных ситуаций. Кодексы постоянно приходится совершенствовать, вносить изменения, устранять имеющиеся в них пробелы. В этих условиях судьям на практике приходится приспосабливать действующие правовые нормы к новым обстоятельствам, прибегая к их «свободному толкованию», т. е. фактически заниматься в какой-то степени правообразованием. Таким образом, различие между континентально-европейской и англосаксонской системами права постепенно стирается. [1, 224]

 

 

2) Функции правовой культуры.

 

Правовая культура выступает, во-первых, как культура законодательства, во-вторых, как правовая культура власти и, в-третьих, как правовая культура населения. Отсюда вытекают три ее важнейшие функции. [1, 224]

1.Правовая культура обусловливает характер и формы законодательства, законотворческую деятельность государства, соответствие законов социокультурным потребностям, уровню развития

экономики и духовной Жизни общества.

  Правовая культура проявляется в действиях властей, выражая их собственное отношение к создаваемым ими законам. Большое значение имеет то, насколько государственные органы в своей деятельности следуют принципам права и пресекают нарушения

 юридических норм.

3. Правовая культура определяет правовое поведение населения,  т. е. то, насколько граждане знают законы, соблюдают их, пользуются своими правами и выполняют свои обязанности. [1, 225]

 

 

 

 

     V) Политическая культура.

Политическая культура – это совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни. Политическая культура находится в сильнейшей зависимости от политической системы государства. Вместе с тем политическая система сама строится в соответствии с характером национальной культуры и укореняется в обществе постольку, поскольку соответствует господствующим в его политической культуре установкам. [1,230]

1) Функции политической культуры.

 

Политическая культура выполняет две основные функции. Во-первых, она формирует отношение людей к существующей власти. Во-вторых, она обусловливает политическую организацию общества. Как же складываются под ее воздействием отношение к людей к власти и политическая организация общества? [1, 230]

1.   Отношение к власти. Государственная власть держится на насилии. Конечно, насилие отнюдь не является единственным средством государства. Но государство претендует на монополию легитимного (правомерного, законного) физического насилия. «Единственным источником "права" на насилие считается государство». В глазах нормального законопослушного гражданина применение физической силы представляется легитимным только тогда, когда это делается от имени государственной власти. Во всех остальных случаях люди бывают вынуждены подчиниться насилию, однако считают его «неправильным», «незаконным» способом воздействия на них. Но граждане признают законность государственного насилия только тогда, когда они признают законность, легитимность самой государственной власти. В политической культуре складывается образ легитимной («законной») власти. Легитимной может считаться власть верховного жреца, наследника престола, всенародно избранного президента и т. п. От того, насколько существующая в обществе власть соответствует этому образу, зависит характер отношения людей к ней — будут ли они ее признавать и добровольно подчиняться ей или же не будут считать ее законной и станут оказывать ей скрытое, а то и явное сопротивление, повинуясь ей только под угрозой применения силы.

Политическая организация общества. В узком смысле под политической организацией общества понимается устройство политической системы государства. Государство по своей структуре может быть унитарным и федеративным; по форме правления — монархией (абсолютной или конституционной), где верховная власть передается по наследству, или республикой (президентской или парламентарной) с выборными органами власти. Возможны и промежуточные формы. В широком смысле политическая организация общества охватывает не только государственное устройство, но и всю систему политических отношений в стране, включая и официальные учреждения законодательной, исполнительной, судебной власти, и общественные силы, так или иначе участвующие в борьбеза власть: партии, политические движения, средства массовой им формации, профсоюзы и другие объединения граждан. Политическая культура создает атмосферу, в которой возникают и функционируют разнообразные политические силы. От нее зависят средства и методы осуществления политической власти, способы действий общественных группировок и организаций, активность участия населения в политической жизни, разнообразные традиции и обычаи, которые определяют условия политической «игры», ее идеологический фон, формы проведения избирательных кампаний и т. д. [1,232]

 

2) Типы политической культуры.

Согласно М. Веберу, существуют три основных типа легитимной власти:

♦   традиционная власть, основанная на вере в священность издревле существующих обычаев;

♦  харизматическая власть, основой которой является убежденность людей в особых качествах властителя, данных ему природой, судьбой, Богом (например, магические способности, пророческий дар, необычайная сила духа);

♦  легальная власть, опирающаяся на рациональную систему правовых норм.

Каждому из этих типов власти соответствует базисный тип политической культуры, в котором эта власть признается легитимной. [1, 232]

Политическая культура традиционного типа характерна для патриархальных обществ, где господствуют феодальные, доиндустриальные формы хозяйства. Общество уподобляется большой семье, где государь — глава семьи, «царь-батюшка», а его подданные — «дети государевы». Предполагается, что правитель (или правительство) должен проявлять «отцовскую» заботу о своих «людишках», а они, в свою очередь, должны питать «сыновнее» почтение и подчиняться ему. Преобладают неформальные, не регулируемые законодательством формы решения государственных дел. Большую роль в политической жизни играют «семейные» порядки, личные отношения связи. Основанием для назначения на властные должности служит не столько квалификация и деловая компетентность, сколько личная преданность господину. Властитель может принимать произвольные решения, раздает поощрения и наказания в зависимости от собственных симпатий и антипатий. Уровень гражданских свобод низок. Политическая активность основной массы населения крайне слаба и проявляется лишь в локальных бунтах, когда поборы и притеснения явно не соответствуют «отцовской» заботе о своих «людишках». Но и в крестьянских бунтах сознание бунтовщиков не выходит за рамки политической культуры традиционного типа. [1, 233]

Политическая культура харизматического типа. Роль правителя закрепляется за вождями, которые пользуются непререкаемым авторитетом, ибо люди верят в их необычайные и даже сверхъестественные (личные) достоинства. Такие вожди обычно вступают в борьбу с существующей в обществе властью, ведут за собою за собою последователей, становятся «властителями дум», а потом и политическими властителями. Харизматическая власть, как и традиционная, базируется на личных отношениях между властителем и подчиненными и чревата произволом. Харизматический лидер либо становится властителем, пользующимся не ограниченными никаким законом правами, либо сам устанавливает и подчас по собственной воле меняет законы, ограничивающие его права. Нередко такие властители обожествляются и становятся объектами священного культа. Харизмой в глазах своих почитателей обладали основатели религий — Будда, Иисус Христос, Мухаммед, великие полководцы — Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон. В XX веке к харизматическим вождям можно отнести Ленина в СССР, Ганди в Индии, Гитлера в Германии. В Советском Союзе пропагандистское возвеличение личности Сталина («культ личности») превратило его в харизматическую личность.

Политическая культура легального типа. В государстве, где установилась легальная власть, управление обществом осуществляется с помощью бюрократического аппарата, который состоит из чиновников, обязанных действовать по определенным формальным правилам, «невзирая на лица». На вершине бюрократической лестницы стоят либо наследственные монархи, либо избранные народом президенты, либо правители, выбранные по оговоренной законом процедуре некоторым органом (парламентом, съездом и т. п.). В культуре легального типа властные отношения безличны: власть принадлежит здесь не лицам, а должностям, или, точнее сказать, она принадлежит какому-то лицу лишь постольку, поскольку оно законным образом заняло властную должность. Так обстоит дело в современных цивилизованных странах. [1, 234]

                               VI) Заключение.

Итак, типологизация культур - метод научного познания, с помощью которого все огромное многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур. Как научный метод, используемый в культурологии, типологизация есть расчленение социокультурных объектов и их группировка по некоторым общим основаниям, признакам, создание некоторой идеализированной типологической модели культуры или типа.

   Итак, предпринятый  опыт типологизации культуры  не привел нас ни к революционному  ниспровержению имеющихся подходов  и способов, ни к построению  новой оригинальной типологии. Тогда  каков же его результат?

 

     Его результат, как я надеюсь, состоит в том, что получен метод, позволяющий  строить системное понимание  культуры в какой бы философско-культурологической  парадигме она бы не была  представлена. Из исторически-содержательного  соотношения тех системообразующих факторов, следует, что ни одно из столь употребимых оснований существующих типологий, то есть различения типов культур по региональному, национальному и религиозному принципу, не является универсалией культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   VII) Список использованной литературы.

 

1. Кармин А. С. и Е. С. Новикова «Культурология», 2005

2. Лотман Ю. М. «Типология культуры. Взаимное воздействие культуры», 1982

3. Иконникова С. Н. «История культурологических  теорий», 2005

4. Емельянов Ю. Н. «Основы культуральной  антропологии», 1994

5. Каган М. С. «Введение в историю  мировой культуры», 2003

6. Уайт А. «Избранное: наука о  культуре», 2004

7. Иконникова С. Н. «Очерки по  истории культурологии», 1998

8. Иконникова С. Н. «История культурологии: идеи и судьбы», 1996

9. Соколов Э. В. «Культурология», 1994

10. Рождественский Ю. В. «Введение  в культуроведение», 1996

11. Розин В. М. «Введение в культурологию», 1994

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Типологизация культуры