Трансформация ценности брака в современном мире. Сравнительный анализ тенденции в России и Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование тенденций трансформации ценности бракосочетания в современном мире. Анализ и сравнение данных тенденций в России и Италии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
1.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БРАК
1.2 ЭТНОГРАФИЯ И БРАК
1.3 ИНСТИТУТ БРАКА
2. ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
2.1 ВЕНЧАНИЕ В РОСИИ И ИТАЛИИ
3. АНАЛИЗ СВАДЕБНЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ И ИТАЛИИ
3.1 СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ
3.1 СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ В ИТАЛИИ
4. ОТНОШЕНИЕ К БРАКУ И СВАДЬБЕ СРЕДИ ИТАЛЬЯНЦЕВ И РУССКИХ
4.1 ИТАЛЬЯНСКИЕ СЕМЬИ
4.2 РУССКИЕ СЕМЬИ
4.3 СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 3 КУРС.docx

— 86.75 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

На тему:

« Трансформация ценности бракосочетания в России и Италии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Княгинина  Екатерина Олеговна

3 курс, отд.  ЛМКК, 8 итальянская группа

 

Руководитель:

Афанасьева  Людмила Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ

1.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД  НА БРАК

1.2 ЭТНОГРАФИЯ И БРАК

1.3 ИНСТИТУТ БРАКА

 

2. ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ  О БРАКЕ И СЕМЬЕ

2.1 ВЕНЧАНИЕ В РОСИИ  И ИТАЛИИ

 

3. АНАЛИЗ СВАДЕБНЫХ ТРАДИЦИЙ  В РОССИИ И ИТАЛИИ

3.1 СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ НА  РУСИ

3.1 СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ В  ИТАЛИИ

 

4. ОТНОШЕНИЕ К БРАКУ  И СВАДЬБЕ СРЕДИ ИТАЛЬЯНЦЕВ  И РУССКИХ

4.1 ИТАЛЬЯНСКИЕ СЕМЬИ

4.2 РУССКИЕ СЕМЬИ

4.3 СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы. Семейно-брачные отношения представляют  собой интерес для исследования, поскольку семья является одним из пяти фундаментальных институтов  общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни  человек входит в состав множества самых разных групп  –  в  группу  сверстников  или друзей, школьный класс, трудовой коллектив, спортивную команду – но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.

В ходе культурно-исторического  развития изменялась  не  только  форма семейно-брачных  отношений,   но  и  само  содержание  этих  отношений, в частности, между мужем и женой. Рассмотрение причин возникновения тех или иных форм брака представляет  интерес  для  культурно - исторического анализа, рассмотрения причин кризиса семьи в наше  время.

В настоящее время в мире сложилась такая ситуация, при  которой под сомнение поставлен  институт брака.

Сейчас молодежь очень боится различных предубеждений и стереотипов. Они кажутся обычным людям  чем-то зазорным и мешающим жить. Но не все они так уж плохи. Понятие  семьи сейчас быстро меняется. Некоторые  считает, что этот социальный институт разрушен, другие - что семья должна приобрести новые формы.

В современном мире социально-экономические  условия существенно изменились и появилась необходимость поиска новых смыслов для создания семьи. Вместо патриархальной формы брака, порою позволяющей человеку выжить в суровых исторических реалиях, только ведя общее хозяйство, приходит иная форма взаимоотношений, иные причины  движут людьми при создании семейного  очага.

Гипотеза. Число зарегистрированных браков резко сокращается. Но не по причине отсутствия желания у  мужчины и женщины жить совместно. Просто молодые люди не торопятся  регистрировать отношения, несмотря на опыт "полных" и "социально благополучных" семей.

Целью курсовой работы является исследование тенденций трансформации ценности бракосочетания в современном мире. Анализ и сравнение данных тенденций в России и Италии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проверка гипотезы

1.1. Исторический взгляд на брак

 

Если верить литературным источникам, история брака следующая: обыденный для нас моногамный брак, возник более 300 лет назад. До этого  времени все было иначе.

В первобытном обществе господствовали беспорядочные половые связи, по типу:  «самцы спаривались с разными самками», причем поочередно. Потом такая беспорядочность сменилась «общностью жен», когда некое сообщество (его нельзя было еще назвать семьей)  состояло из женщин и детей, у которых не было определенного мужа и отца, они принадлежали всем мужчинам данной группы. Еще одним типичным видом отношений, похожих на брак, была группа, где у главы семьи были отдельные жены, у братьев – были жены общие, и у всех сестер также было несколько общих мужей.

Следующим этапом развития брачных  отношений стал всем нам известный  моногамный брак, когда «общность  жен» заменилась на индивидуальную семью, у мужчины могла быть одна жена. Происходило это следующим образом. С возникновением частной собственности  и расширением торговли, на первый план стал выдвигаться мужчина. Таким  образом, мужчина берет бразды правления  в свои руки, тогда как в «общных  группах» каждый участвовал по мере своих  возможностей. Теперь же женщина постепенно утрачивала свою «равную» роль и отдавала главенство в семье мужчине. В  этот период главная задача женщины  сводилась к рождению детей. И  единственным верным способом для мужчины  быть уверенным, что женщина родила его ребенка, наследника всего имущества  – это жесткий контроль, следовательно, никаких других мужчин у женщины  быть не должно. Однако было закреплено неравенство супругов. Например, у  мужчины могла быть только одна жена, но ему разрешалось брать наложниц, а за неверность особо строго карали жену, у которой мог быть только единственный муж. Подобные законы в  древние и средние века издавались во всех странах.

Постепенно, все чаще и чаще мужчины и женщины стали встречаться  друг с другом по обоюдному желанию  и симпатии. Женщина была готова быть привязанной к семейному  очагу, рожать и воспитывать детей  и отдать роль кормильца и добытчика  мужчине.  И со временем моногамия стала ценностью. Впервые в истории равенства мужчин и женщин перед законом, провозгласила Французская революция 1793 года, когда были введены брак по взаимному согласию и система разводов.  Таким образом, история брака насчитывает множество изменений в отношениях между мужчиной и женщиной.

Современный моногамный брак строится на выборе, любви и супружеской верности. Когда для двоих любящих сердец – третий, действительно, лишний.

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Этнография и брак

 

Самой древней общность в  доклассовом обществе было племя, общность, связанная кровным родством. Позже, в классовом обществе, возникают  такие общности, как народность (синоним - народ, этнос), и нация. Народность возникла на основе смешения нескольких племен, связанных не только кровно-родственными, но и территориально-соседскими отношениями. Нация- высшая форма общности людей, имеющая общую территорию, язык, психологические черты, экономическую  жизнь.

В структуре общества особо  важное место занимали и занимают кровно-родственные отношения. Брак и семья - основа общества. Но отношения  эти были различны у разных народов, и кроме того, менялись в процессе истории. Прежде родовые отношения  были сильны, со временем они ослабели, уступив место другим отношениям, например, деловым связям. Раньше большое  значение имела большая семья, или  большесемейная община, включающая помимо родителей и детей, бабушек и  дедушек, двоюродных братьев и прочих родственников. Теперь доминирует малая  семья, т.е. родители-дети.

Род - основная социальная ячейка доклассового общества, союз кровных  родственников (синоним - генс, гентильная, т.е. родовая организация). Род был  как материнский, так и отцовский, т.е. союз родственников по матери, происходящих от одного общего предка, таки по отцу. Родство считалось как по матери, матрилинейный счет родства, так  и по отцу, - патрилинейный счет родства.

Иногда родство считалось  и по обеим линиям сразу.

Брак - важнейшее событие  в жизни как отдельного человека, так и всего общества в целом. Как и все прочее, имеет разные формы и варианты.

Экзогамный брак, брак внутри одной фратрии. Фратрия - подразделение  племени, сотсоящее из нескольких родов, где все связаны близким родством. В этом случае происходит кровосмешение, поэтому такие браки у многих народов запрещены.

Эндогамный брак, брак внутри фратрии, или какой-либо небольшой  родственной группы.

Брак умыканием - похищение  невесты. Может происходить с  согласия невесты и ее родителей, а может и без согласия.

Брак выкупом, калымный брак, жених платит выкуп деньгами, вещами, или же отрабатывает в хозяйстве  родителей невесты. Калым (выкуп) характерен для Кавказа, а брак отработкой - больше для Индокитая или Индонезии. Выкупы платят во многих странах.

Брак посещением, - форма  брака, когда супруги живут раздельно.

Гостевой брак, распространен  у народов севера (чукчи и др.). Гость, одного возраста и класса с  хозяином имеет право на сожительство с женой хозяина. Чаще они оба  имеют право, приходя в гости, пользоваться женами друг друга.

Пережитком группового брака  были Сатурналии в Древнем Риме, праздник в честь Сатурна, когда  разрешалось совершать супружеские  измены кому угодно, и они не наказывались, и не встречали сопротивления  мужей.

Таким же пережитком являются и лунные танцы у яо и мяо  в Азии. В Юго-Восточной Азии существуют Дома Молодежи, где юноши и девушки, достигшие совершеннолетия, встречаются, присматриваются друг к другу, чтобы  впоследствии вступить в брак.

Формы внебрачных отношений  распространены везде широко, но в  Европе, в католических странах они  резко осуждаются, тогда как в  Азии и на других континентах допускаются. В олинезии и Микронезии добрачные  связи - норма. Девушка имеет право  заводить отношения с кем угодно, кто ей по нраву. Но выйдя замуж, это  ей уже запрещено. В тех случаях, когда муж в отъезде, она имеет  право вступать в отношения с  его родственниками с его разрешения, т.к. долгое воздержание считается  вредным для здоровья(как оно  и есть на самом деле).(Бенгт Даниельссон. Полинезия - страна в океане).

В Микронезии на о. Романом  есть такой обычай. Каждый мужчина  имеет фелаи, трость, украшенную неповторимым личным орнаментом. Если он хочет познакомиться  с девушкой, он показывает ей орнамент, она его запоминает. Вечером он является к ее хижине и просовывает  конец трости в соломенную стену. Если девушка трость вытолкнет обратно, она его не ждет, если же втянет внутрь, то это значит : "Заходи". (Милослав Стингл. По незнакомой Микронезии).

Ортокузенный брак - между  двоюродными и троюродными братьями и сестрами по отцовской линии.Кросскузенный  брак - перекрестно-двоюродный брак между  лицами, принадлежащими к одному поколению  взаимо-брачных родов. Такие баки называют предпочтительными, поскольку  в некоторых слоях общества именно их предпочитают.

Сорорат - брак с несколькими  сестрами одновременно или женитьба (по возможности или по обязанности) на сестре умершей жены.

Левират - брак с вдовой брата, по возможности или по обязанности. В некоторых обществах бывает обязательным.

В XIX в. считалось, что у древних  людей царил промискуитет, т.е. беспорядочное  сожительство. Женщина как бы принадлежала всем мужчинам, и если она хотела завязать отношения с одним из них, то подвергалась штрафу или наказанию. Современная наука это отрицает, поскольку даже у животных существуют семейные, парные формы брака.

В большей степени в мире распространены моногамные браки, но есть и полигамные. Даже если в какой-то стране узаконена полигамия, то это, как правило, для богатых. Бедные все равно живут моногамной семьей. Для мусульманских стран характерна полигиния, вариант полигамии, многоженство. Султаны и шахи в исторические времена имели до 1000 жен и более. Но по мусульманским законам только 4 жены считаются женами, остальные - наложницы (одалиски). Не только мусульмане имели много жен. В 18 в. король Таиланда имел 300 жен, а его министр (пракланг) - 40. Несколько жен могут иметь  папуасы.

Полиандрия, вариант полигамии, многомужество, встречается в Тибете. Девушка выходит, например, за нескольких братьев сразу. Никто из них не имеет право развестись или завести  связь на стороне. Если такое происходит, один из братьев срывается с места, полюбив другую, его ждет жестокое наказание. Известны случаи, когда люди в таких случаях вынуждены  были эмигрировать. В этом случае жена может развестись со всеми братьями сразу, а затем выйти замуж  за других. Это обусловлено перекосом  в демографической ситуации, когда  численность мужчин сильно превышает  численность женщин. Сравните, в  СССР после Великой отечественной  войны осталось 20 млн свободных  женщин в поколении участников войны, или вдов, ил не успевших выйти замуж. Тогда любой жених был на вес  золота, - это ситуация для возникновения  полигинии, правда не по русским традициям.

 

 

 

 

1.3. Институт брака

 

Брак является общественным механизмом, предназначенным для  регулирования и управления теми многочисленными человеческими  отношениями, которые вытекают из физического  факта разнополости. В качестве такого института брак функционирует в  двух направлениях:

1. Регулирование личных  половых отношений. 

2. Регулирование передачи  и получения наследства, правопреемства  и общественного порядка, что  является его более древней  и изначальной функцией.

Создаваемая в браке  семья сама укрепляет институт брака  наряду с нравами, регулирующими  отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные  убеждения. Однако, хотя браки могут  одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а  не церковный институт. Конечно, религия  должна оказывать ощутимое воздействие  на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному  управлению и контролю.

Информация о работе Трансформация ценности брака в современном мире. Сравнительный анализ тенденции в России и Италии