Трансформация ценности брака в современном мире. Сравнительный анализ тенденции в России и Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование тенденций трансформации ценности бракосочетания в современном мире. Анализ и сравнение данных тенденций в России и Италии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ
1.1 ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА БРАК
1.2 ЭТНОГРАФИЯ И БРАК
1.3 ИНСТИТУТ БРАКА
2. ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О БРАКЕ И СЕМЬЕ
2.1 ВЕНЧАНИЕ В РОСИИ И ИТАЛИИ
3. АНАЛИЗ СВАДЕБНЫХ ТРАДИЦИЙ В РОССИИ И ИТАЛИИ
3.1 СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ
3.1 СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ В ИТАЛИИ
4. ОТНОШЕНИЕ К БРАКУ И СВАДЬБЕ СРЕДИ ИТАЛЬЯНЦЕВ И РУССКИХ
4.1 ИТАЛЬЯНСКИЕ СЕМЬИ
4.2 РУССКИЕ СЕМЬИ
4.3 СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 3 КУРС.docx

— 86.75 Кб (Скачать файл)

Примитивный брак был  в основном производственным институтом. Да и сейчас он нередко носит социальный или деловой характер. В результате расовых смешений с андитами и  благодаря нравам эволюционирующей цивилизации, в браке постепенно появляется всё больше места для  взаимности, романтики, родительских чувств, поэзии, нежности, этичности и даже идеализма. Выбор партнера и так  называемая романтическая любовь не были характерны для примитивных  брачных отношений. В глубокой древности  муж и жена редко бывали вместе; обычно они даже питались порознь. Однако личная приязнь древних мужчин и  женщин не была прочно связана с  половым влечением. Они нравились  друг другу в основном потому, что  жили и работали вместе.

2. ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О СЕМЬЕ И БРАКЕ

Из основ христианского учения о смысле земного пути вытекает и  отношение к различным формам и внешним условиям жизни, среди  которых приходится жить и действовать  христианину. Рассмотрим прежде всего вопрос об отношении к личным, семейным и бытовым связям.

Брак и семья в христианском понимании не хозяйственная только организация, не бытовое только общение, не естественно-биологический только союз (существующий и в животном мире), имеющий целью поддержание  рода, наконец, не единство только общественно-политического  строя, - моменты, выступающие на первый план в нехристианской жизни, в нехристианском быте и сознании. Христианство возводит брак и семью на степень высшей духовной связи и с точки зрения данной духовной основы подходит ко всем внешним проявлениям семейной жизни. Брак основан на глубоких внутренних личных отношениях, проникающих все  стороны жизни. Это союз для совместного  прохождения жизненного пути в свете  высшей цели жизни и при взаимной поддержке. Это союз любви, при котором  соединяющиеся составляют как бы единое целое, единый организм, не теряя при этом своей личности.

В христианстве мы не найдем уклада семейного  быта, как в нехристианских религиях (иудейство, мусульманство, конфуцианство), превращающих определенную форму быта (патриархальную) в закон самой  религии. Христианство признает свободу  в выборе внешних путей жизни, свободу избрания семейной или несемейной жизни в зависимости от духовной целесообразности для данного лица, того или другого положения. Для  христианина возможен и путь брачной  жизни, и путь девства. Оба они  равночестны, оба могут привести к спасению идущего по избранным  путям должным образом. Поэтому  Апостол Павел указывает, что  он не имеет определенного указания от Господа, который из этих двух путей  предпочтительней для христианина.  
 
Но вместе с тем он указывает на трудности, связанные с семейной жизнью для того, кто вступил в брак, особенно во времена гонений, которые он предвидел в самом близком будущем. Избравшему путь девства легче идти по пути тяжких испытаний, который предстоит христианину, особенно в некоторые исторические эпохи, и в этом именно смысле апостол рекомендует верующим «святым» избрать путь девства, а не потому, что по существу девство выше брака. Наоборот, христианство одухотворяет брак и семью, поднимает их на такую высоту, которую они не могут получить в мире нехристианском и с точки зрения нехристианского мировоззрения.

 

 

2.1 Венчание в России и Италии

 

Сперва, я бы хотела осветить православную сторону, и говорить о  венчании в России. Венчание - это  Богослужение, это церковная молитва  о вступающих в брак, это благословение  на совместный жизненный путь-подвиг, на чадорождение. Венчание - это освящение  брака мужчины и женщины, которые  дают твердое обещание перед Церковью Христовой, перед теми, кто молится  с ними во время венчания - обет верности Богу и друг другу. Поэтому венчание в церкви можно рассматривать  как священный залог, который  полного раскрытия может достигнуть в их будущей супружеской жизни.

Если венчающиеся будут  всегда помнить об освящении своего супружеского союза, о своих обещаниях  при венчании, если будут стараться  жить по-христиански и молиться друг за друга, то они имеют надежду  получить от Бога награду за свое супружество  в жизни будущего века, когда будут  навечно вместе с Богом и друг с другом. Такова превеликая и вечная цель христианского супружества.

Таинство Браковенчания  совершается тогда, когда жених  и невеста вместе осознают свою принадлежность по Крещению к Церкви Христовой, осознают святость христианского брака и  единодушно хотят создать христианскую семью. Это прямой путь освящения  семьи, потому что в основу семейной жизни полагается единство религиозно-нравственных воззрений вступающих в брак.

Когда между мужем и женой  наступает осознание абсолютной ценности брака, осознание необходимости  помощи Божией в семейной жизни, религиозной  заботы о потомстве, о благополучии будущей семейной жизни детей, - тогда  в церковь идут венчаться супруги, которым раньше достаточно было только гражданского признания их брака  и семьи. А когда они повенчаются, тогда осознают себя мужем и женой  не только друг перед другом и перед  людьми, но и перед Богом. А это  очень много значит!

Самое высокое воззрение  на брак содержится в Библии. Супружеский  союз святой апостол Павел уподобляет таинственному союзу Христа и  Церкви, за которую пострадал Христос. В этом заключается спасительное значение брака. "Жены, повинуйтесь  своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как  и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела" (Еф. 5; 22-23). Таинственным "телом" апостол в данном случае называет Церковь Христову как живой  организм.

Венчание в православной церкви происходит строго определенным образом, те молодые пары, что решили узаконить свой брачный союз не только перед государством, но и перед Богом, после регистрации своего брака в ЗАГС, прибывают в церковь на регистрацию духовную – венчание.

К слову сказать, сейчас венчание стало  модным. Поэтому многие молодожены идут в храм только потому, что так  принято делать, не отдавая себе отчета в том, что это не простая  формальность, а очень ответственный  шаг. И разорвать церковный брак, не навлекая на себя гнева Божьего, не так то и просто. И если людей  еще можно обмануть, то Бога никогда.

Раньше, когда церковная регистрация  брака имела главенствующее значение над мирской, часто первым в храм являлся жених и ждал свою невесту  у входа. Так он показывал серьезность  своих намерений. И только после  того, как невесте сообщали об этом, она сама отправлялась на место венчания.

Сейчас же молодые приезжают  в церковь вместе прямо из ЗАГС, сопровождаемые своими гостями. В назначенный  час начинается праздничная литургия. Обряд состоит из двух этапов –  обручение и само венчание.

Дьякон выносит на подносе кольца, которыми будут венчаться новобрачные. Священник подходит к ним с  зажженными венчальными свечами  и вручает их в руки жениху и  невесте.

Затем он, держа перед новобрачными поднос с венчальными кольцами, предлагает жениху и невесте обменяться три  раза этими кольцами. Жених с невестой три раза передвигают на подносе  кольца друг другу, а затем надевают каждый свое. Это делается в знак согласия, единства и взаимопомощи в заключаемом браке. В этот момент молодые люди отдают себя друг другу  на всю жизнь.

Затем наступает кульминационный  момент таинства православного венчания. Священник берет венец жениха, и крестообразно знаменует жениха этим венцом. Затем он дает жениху поцеловать образ Спасителя, прикрепленный  к его венцу. После этого священник  возлагает венец на голову жениха.

Затем он проводит такой же ритуал с невестой. Только ее венец украшает образ Пресвятой Богородицы. Поэтому  невеста целует его.

А вот на голову невесте венец  часто не кладется. Мешает ее пышная прическа. Поэтому честь держать  венец над головой невесты  обычно выпадает свидетелю.

Возложение венцов на голову жениха и невесты символизирует то, что  они становятся на всю жизнь друг для друга царем и царицей.

Затем приносится чаша с вином. Обычно это кагор или херес. Освятив  чашу крестным знамением, священник  дает ее молодоженам. Они попеременно (то жених, то невеста) в три приема выпивают эту чашу. Одна чаша на двоих  означает общую судьбу, с общими радостями и горестями. Теперь жених  с невестой становятся единым целым.

После этого священник своей  рукой соединяет правую руку жениха с правой рукой невесты, и трижды обводит их вокруг аналоя. Это символизирует, что их брак будет вечным хождением  рука об руку.

Далее новобрачных подводят к царским  вратам. Там жених целует образ  Спасителя, а невеста образ Божьей Матери. Затем они меняются местами. Жених целует образ Божьей Матери, а невеста образ Спасителя.

Следом за этим священник дает им для целования Крест. Там же он вручает новобрачным две иконы: жениху – образ Спасителя, а невесте  – Пресвятой Богородицы. Когда  молодожены прибудут в свой дом, они  повесят эти иконы над своим  брачным ложем.

Произносится многолетие новобрачным. Все присутствующие поздравляют  их. На этом венчание заканчивается. Теперь молодожены скрепили свой брак не только перед государством, но стали мужем  и женой перед Богом.

 

В целом католическое венчание отличается от православного в той же мере, что и любой другой обряд западной ветви христианства от восточной. С практической точки зрения можно отметить следующее:

во-первых, у пары есть больше возможностей выбрать дату, поскольку венчание не проводится только в течение Великого поста перед Пасхой (40 дней) и на протяжении четырех недель Рождества. Во-вторых, жених и невеста должны пройти своего рода курсы по подготовке к венчанию. В-третьих, католическая церковь не признает разводов. Собственно, и православная церковь их не одобряет, однако исключения все же делаются. 
Католическая церковь допускает венчание католиков с православными. Такой обряд может проходить как в костеле, так и в православном соборе. Хотя Папа Римский напоминает верующим, что детей в таких семьях нужно воспитывать в католической традиции. А вот венчание католиков с представителями других конфессий (иудеями, мусульманами) запрещено.

Интересно, что в православном обряде роли жениха и невесты несколько ограничены. В католическом венчании молодожены могут произносить клятвы, текст которых они напишут самостоятельно.

Внешняя сторона католического обряда также отличается от нашей. Например, невеста входит в храм в сопровождении своего отца. Он должен довести свою дочь до алтаря, где ее уже ждет жених. Этим подчеркивается, что теперь заботиться о женщине будет ее муж. Если отец невесты по каким-то причинам не может присутствовать на церемонии, эта роль может быть возложена на дядю, старшего брата или крестного отца. Иногда перед невестой идет маленькая девочка, которая рассыпает перед ней лепестки цветов из специальной нарядной корзинки. В основном такие традиции характерны для Европы в целом, а так же для США, не только для Италии.

В отличие от православного венчания, в католическом обряде участвует большее количество человек. Обычно это три подружки невесты и трое друзей жениха. Впрочем, их число может быть еще больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ свадебных традиций в России и Италии

3.1. Свадебные обычаи  на Руси

 

На Руси свадьбы играли в периоды, когда прекращались сельскохозяйственные работы: осенью, начиная с Покрова  дня (1 октября по старому стилю), и зимой от Крещения до Масленицы. Хорошей приметой было приурочить дату венчания или срок знакомства к Покрову  дню, так как Покров, наряду с Параскевой Пятницей считался покровителем брачных  союзов. Старались избежать свадьбы  в мае, чтобы не «маяться всю жизнь».

Кроме аграрного календаря  на выбор даты свадьбы большое  влияние оказывал календарь церковный. Православная церковь запрещала  венчание во время постов (Великого, Петрова, Успенского и Рождественского), накануне воскресных, двунадесятых, храмовых и великих  праздников, от Рождества до Богоявления, во время Масленицы (Сырной седмицы) и Пасхальной седмицы.  Не приветствовались свадьбы накануне среды и пятницы на протяжении всего года. Таким образом для свадеб оставалось не так уж много дней в году.

В 13-16 и даже в 17 веках в  России женились рано - в 12-13 лет. Готовить детей к женитьбе (замужеству) начинали с колыбели. Семья в те времена  играла исключительно важное экономическое  значение.  Женитьба находилась целиком в руках родителей. В подавляющем большинстве случаев жених и невеста не знали друг друга до  брака. Также браки могли совершаться по повелению высших лиц: господа женили своих слуг, не спрашивая их согласия, а цари и великие князья искали невест для своих бояр.

Свадьбе предшествовало сватовство, осмотр домашнего хозяйства жениха и смотрины невесты, затем сговор и обручение, девичник для невесты  и подруг, молодечник для  жениха, венчание. Традиционная русская свадьба, как правило длилась три дня, но могла продолжаться и дольше.

Городская свадьба 19-20 веков  базировалась на традициях деревенской  свадьбы, но отличалась от нее большей  простотой. К тому же в городе формировались  свои обычаи.

Основные этапы свадебного обряда крестьянской свадьбы были характерны и для города. Сохранялись и  некоторые магические обряды, но с  некоторыми изменениями. Так, вместо традиционного  осыпания зерном или хмелем в молодых  горожан бросали монеты. Как и  в деревне, негласно царил культ  нечетного числа: свадебный поезд  должен был состоять из нечетного  числа лошадей и людей, на свадебный  стол подавали нечетное количество праздничных  кушаний, свадебные букеты составлялись из нечетного количества цветов.

В дворянских семьях в доме невесты устраивали бал с угощениями, на который рассылали специальные  приглашения, подписанные родителями невесты.  Отец невесты представлял собравшимся жениха и невесту и публично объявлял об их помолвке. Гости поздравляли молодых, а жених дарил невесте обручальное кольцо с драгоценным камнем. Завершал сговор бал, который открывался вальсом жениха и невесты.

В купеческой среде в день сговора происходило официальное  знакомство родителей жениха и невесты. Молодых благословлял священник. Он же присутствовал и при отдаче денежной части приданого невесты, которая передавалась отцу жениха сразу  после благословения.

Сговор завершался обрядом  кругового хождения. В день сговора  помолвка приобретала публичную  огласку. После сговора ни одна из сторон не могла отказаться от свадьбы  без серьезных юридических последствий. В противном случае пострадавшая сторона могла потребовать возмещения затрат, связанных с приготовлениями  к свадьбе. Размер неустойки был  значительным, поэтому свадьбу старались  не расстраивать.

Информация о работе Трансформация ценности брака в современном мире. Сравнительный анализ тенденции в России и Италии