Трипольская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:36, реферат

Описание работы

Культура носила название «Кукутень» по названию села (англ.)русск. в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и терракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….….4
1. Открытие и исследование трипольской культуры…………………………..4
2. Проблема происхождения трипольской культуры………………………….5
3. Ареал распространения. …………………………………………………..….6
4. Периодизация трипольской культуры. ………………………………….......6
5. Исчезновение трипольской культуры…………………………………....…..8
6. Быт трипольцев. ………………………………………………………………8
6.1. Жилища. ………………………………………………………………….....8
7. Хозяйство . ………………………………………………………………….....9
7.1. Земледелие. ……………………………………………..…………………..9
7.2. Скотоводство………………….. ………………………………………......10
7.3. Охота. ………………………………………………………………………10
7.4. Рыболовство. ………………………………………..……………………..11
7.5. Собирательство ……………………………………………………………11
8. Ремесла………………………………………………………………………..11
8.1. Прядение и ткачество……………………………………………………...11
8.2 Керамика…………………………………………………………………….12
9. Духовная культура и представления трипольцев………………………….12
9.1. Трипольский язык……………………………………………………...….13
9.2. Статуэтки и изображения…………………………………………………14
9.3. Первоначальные представления трипольцев………………………….…14
9.4. Захоронение………………………………………………………………...15
9.5. Религия………………………………………………………………...……15
9.6. Значение Трипольской культуры…………………………………………16
9.7. Ошибки и крайне негативные результаты исследований………………17
Заключение……………………………………………………………………..18
Библиографический список……...…………………………………...……….20
Приложение…………………………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

Referat_Iuk.docx

— 856.17 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки, молодежи и  спорта Украины

Севастопольский национальный технический университет

Кафедра Украиноведения, педагогики и культурологии

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по истории  украинской культуры

Тема: Трипольская культура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выполнил(а): студент(ка)

группы ИМ-11д

Соколова Вероника                                                                                         

(фамилия,имя)                                                                                                                

                                                                                                            Дата__________________

Проверил:

ст. преподаватель

Романенко С.А.

        (фамилия, инициалы)

Оценка:  _____________

Подпись _____________

 

Севастополь

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….….4

1. Открытие и исследование трипольской культуры…………………………..4

2. Проблема происхождения трипольской культуры………………………….5

3. Ареал распространения. …………………………………………………..….6

4. Периодизация трипольской культуры. ………………………………….......6

5. Исчезновение трипольской культуры…………………………………....…..8

6. Быт трипольцев. ………………………………………………………………8

 6.1. Жилища. ………………………………………………………………….....8

7. Хозяйство . ………………………………………………………………….....9

 7.1. Земледелие. ……………………………………………..…………………..9

 7.2. Скотоводство………………….. ………………………………………......10

 7.3. Охота. ………………………………………………………………………10

 7.4. Рыболовство. ………………………………………..……………………..11

 7.5. Собирательство ……………………………………………………………11

8. Ремесла………………………………………………………………………..11

 8.1. Прядение и ткачество……………………………………………………...11

 8.2 Керамика…………………………………………………………………….12

9. Духовная культура и представления трипольцев………………………….12

 9.1. Трипольский язык……………………………………………………...….13

 9.2. Статуэтки и изображения…………………………………………………14

9.3. Первоначальные представления трипольцев………………………….…14

9.4. Захоронение………………………………………………………………...15

9.5. Религия………………………………………………………………...……15

9.6. Значение Трипольской культуры…………………………………………16

9.7. Ошибки и крайне негативные результаты исследований………………17

Заключение……………………………………………………………………..18

Библиографический список……...…………………………………...……….20

Приложение…………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед тем, как вы начнете читать этот реферат, хотелось бы сказать пару слов о нем.

Во-первых, почему выбрана именно эта тема?

Тема малоизвестная, с  множеством гипотез относительно происхождения  трипольцев, развития их культуры, а значит, просто интересна.

Я давно изучаю книги по этой теме, и каждый раз открываю для себя что то новое.

Меня заинтересовала гипотеза о том, что наши предки славяне ушли от трипольцев, и хотелось бы самой убедиться, имеет ли такая гипотеза реальную почву?

Во-вторых, какова цель моей работы?

Пополнить и систематизировать свои знания по избранной теме.

При написании этой работы я буду использовать:

Учебники, которые мне помогут систематизировать знания.

Книги по выбранной теме, которые помогут углубить знания.

Книги, в которых написано о быте славян и украинского народа, которые помогут мне понять, действительно  славяне являются потомками трипольцев.

Вот, пожалуй, это и все, что хотелось рассказать во вступлении. Переходим к главной части.

То, что нужно знать  о трипольской культуре

Открытие и  исследование трипольской культуры

Культура носила название «Кукутень» по названию села (англ.)русск. в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и терракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.

Исследования памятников, позднее отнесённых к трипольской  культуре, имели место на Западной Украине в 70-е годы ХІХ в. Археолог Викентий Хвойка открыл первое трипольское поселение на территории Российской Империи в 1893—94 гг. в Киеве по ул. Кирилловской, 55 (ныне ул. Фрунзе). Он презентовал свои находки в августе 1899 года на ХІ археологическом съезде в Киеве. В 1896—1897 годах несколько поселений с материалами, подобными киевским находкам, Хвойкою были найдены в окрестностях села Триполье Киевского повета (ныне село Триполье Обуховского района Киевской области). В Галиции в XIX — до 1939 г. ее именовали «культурой мальованой (расписной) керамики», «галицкой расписной керамики», «украинской расписной керамики». В советских, российских, украинских, молдавских и др. публикациях для памятников с территории Украины и Молдавии распространено название «Трипольская культура». В последние десятилетия для обозначения археологических памятников на территории Молдовы местные и румынские исследователи используют термин «культура Кукутень».

Со временем стало понятно, что археологическая культура Кукутень на территории Румынии, «расписной керамики» на территории Австро-Венгерской монархии и Трипольская культура на территории Российской Империи относятся к одному и тому же культурному комплексу.

 

Проблема происхождения  трипольской культуры

Существуют разные мнения относительно происхождения трипольской культуры. По Хвойко, например, это было автохтонное население (предки славян), которое жило на территории Среднего Приднепровья. Считается ли такое мнение абсолютно верным? Ведь автохтонная культура, которая существовала к трипольской, была открыта лишь в 40-50х годах ХХ века украинским археологом В.Даниленко, и только тогда стала возможность говорить о ее родстве с трипольской. Кроме того, по П.Третьякову, славяне в IV-III тысячелетиях до н.э. существовали на северных землях. Поэтому, наверное, гипотеза В.Маркевича и Даниленко, по которой местные племена днестровского варианта буго-днестровской культуры были быстро ассимилированы Боянскими пришлыми племенами, и трипольская культура - не что иное, как синтез двух культур, кажется более вероятной. Вклад в эту теорию сделал и В.Збенович, который присоединился к мнению своих предшественников, но доказывал отсутствие влияния буго-днестровской культуры.

Кроме этой, можно выделить еще одну гипотезу. По мнению Ф.Биляшивського, О.Спицина и В.Городцова, "культура проникла с юга через Эгейское и Мраморное моря с берегов Малой Азии или через Средиземное море из Финикии или Египта, и в разрисованной керамике чувствуется влияние Востока". Историк советского времени М. Марр утверждает, что предками трипольцев являются пеласги, пришедшие с Северного Кавказа Черным морем, а к тому еще были "соседями" этрусков, обитавших на территории Южного Кавказа.

 

Ареал распространения

Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии. Трипольская культура — энеолитическая (медно-каменный век).

 

Периодизация  трипольской культуры

По периодизации Т. С. Пассек выделяются 3 этапа развития трипольской культуры:

  • Ранний этап (Триполье A) — средина V — вторая половина IV тысячелетия до н. э. Жилища

— землянки и небольшие  наземные глинобитные «площадки». Орудия делались из кремня, камня, рога и кости; медных изделий немного (шилья, рыболовные крючки, украшения); лишь Карбунский клад в Молдавии отличается богатством медных изделий. Кухонная керамика имеет примесь шамота, песка, шероховатую поверхность (горшки, миски), орнамент в виде насечек, налепов, столовая украшена каннелированным (горшки, кувшиновидные сосуды, чашки, черпаки) и углубленным орнаментом («фруктовницы», грушевидные сосуды, крышки). Много статуэток, изображающих сидящую женщину, меньше — зооморфных фигурок; известны глиняные креслица, модели жилищ, украшения. Обнаружено единичное погребение в жилище (Лука-Врублевецкая).

  • Средний этап (Триполье B — Триполье C1) — средина IV тысячелетия до н. э. — 3200/3150

гг. до н. э. Ряд поселений  на мысах укреплён валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу. Встречаются двухэтажные дома. Известны модели жилищ с двускатной крышей и круглыми окнами. Обработка кремня совершенствуется, появляются мастерские по изготовлению орудий. Начинается добыча медного сырья (руда и самородная медь), а также выплавка металла  на территории между Днестром и Днепром. Увеличивается количество и ассортимент  медных изделий (топоры, ножи, кинжалы, тёсла, шилья, украшения). Появляется расписная  керамика, кухонная керамика иная —  с примесью в массе толчёных раковин  или песка, полосчатым сглаживанием и «жемчужным» орнаментом. Меняется форма статуэток — стоячие  фигурки с округлой головкой, наряду с женскими есть и мужские изображения. Найдены погребения в жилищах.

  • Поздний этап (Триполье C2) — 3150 — 2650 до н. э. Расширяется территория трипольской

культуры за счёт продвижения  племён на север и восток. Небольшие  поселения располагаются на укреплённых  местах, наряду с небольшими наземными  жилищами встречаются землянки. Продолжает развиваться добыча и обработка  металла. Уменьшается количество расписной  керамики, появляется посуда округлой формы с примесью песка и толчёных раковин с орнаментом по краю венчика (защипы, оттиски, верёвочки, наколы). Совершенствуется обработка кремня, много шлифованных кремнёвых топориков. Распространены женские статуэтки удлинённых пропорций со схематизированной головкой и слитыми ногами. Известны грунтовые и курганные могильники. В Поднепровье найдены погребения по обряду кремации. Погребальный инвентарь: кремнёвые серпы, каменные боевые топоры-молоты, медные кинжалы, шилья, ножи, украшения, — браслеты, пронизи, медные, каменные и стеклянные бусы; керамика — шаровидные амфоры, чаши, миски, антропоморфные статуэтки.

 

Исчезновение трипольской культуры

До сих пор не ясно, как исчезла трипольская культура. Советские ученые Т.Пассек и Т.Билановська вообще обходят этот вопрос, говоря только о взаимосвязи трипольцев с племенами среднеднепровской культуры на Востоке, Волынской-Подольской мегалитической культуры - на западе.Известна пока одна теория исчезновения трипольцев. Это смешение их с другими племенами. По В.Г. Збеновичем это якобы племена среднеднепровской культуры на востоке, поскольку их керамика и бытовые вещи очень похожи на те, что производились когда-то трипольцами.

 

Жилища

На территории Триполья встречалось  два типа жилищ.

Во-первых, это землянки. Землянками назывались углубленные  жилья глубиной 0.6-1.5м, которые состояли из жилой части и хозяйственных  ям. В плане эти "здания" напоминали полувосьмерку или восьмерку. Стены их были пологие, дно неровное. В каждом из таких жилищ находилось по два-три очага.

Во-вторых, это наземные глинобитные жилища. Это был большой дом метров в 20, состоящий из 4-5 комнаток-камер, в каждой из которых была печь. Также было 2 камеры без печей: одна - «сени», другая - амбар для зерна. В камере с печью налево против печи содержалась посуда, напротив входа - жертвенник в форме греческого креста, а над ним - маленькое круглое окно. Техника строительства таких жилищ была на высоком уровне развития. Место для строительства сглаживали, а потом на эту поверхность клали деревянные плахи, которые обмазывались глиной, иногда несколько раз. Потом эту глину обжигали. Кровля имела 2 склона и обмазывалась соломой. Такие здания нередко располагались кругом, что могло указывать на существование у трипольцев первых религиозных верований.

Назначение этих жилищ  до сих пор неясно. Так, Хвойка считал, что глинобитные жилища были сооружениями похоронного характера, «домами мертвых». По В.Збенович, наоборот, глинобитные здания были стационарными жилищами трипольцев, а землянки строились лишь на раннем этапе основания поселения.

 

Хозяйство

Начало и большая часть  времени существования трипольской  культуры совпадает по времени в  климатическом отношении с мягким, теплыми влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд.

 

Земледелие

Эта отрасль хозяйства  была наиболее распространена у трипольцев, особенно в ранний период. Обрабатывались такие виды сельскохозяйственных культур: пшеница, рожь, овес, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Участки находились близко от поселений. Было известно мотыжное земледелие. Кроме мотыг, произведенных из лося или оленьего рога, использовались и серпы, но они найдены в небольшом количестве, поэтому, возможно, земледельцы в основном собирали колосья руками. Конечно, интенсивное ведение хозяйства приводило к истощению почв, и поэтому трипольцам приходилось каждые 30-60 лет оставлять основанные поселения и осваивать новые земли.

Для переработки продуктов  земледелия использовались зернотерки, которые состояли из двух частей, верна и нижнего камня. Вероятно, это было работой для женщин, и доказательством тому являются найденные в трипольских домах фигурки женщин, которые мололи зерно.

 

Скотоводство

Конечно, земледелие всегда оставалось для трипольцев основным видом хозяйства, но оно благодаря нечастым урожаям не могло в полной мере удовлетворить потребности племен. Поэтому параллельно с земледелием развивалось скотоводство, а также такие виды хозяйства, как рыболовство, охота, собирательство.

Информация о работе Трипольская культура