Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:36, реферат
Культура носила название «Кукутень» по названию села (англ.)русск. в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Теодор Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и терракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.
Введение……………………………………………………………………….….4
1. Открытие и исследование трипольской культуры…………………………..4
2. Проблема происхождения трипольской культуры………………………….5
3. Ареал распространения. …………………………………………………..….6
4. Периодизация трипольской культуры. ………………………………….......6
5. Исчезновение трипольской культуры…………………………………....…..8
6. Быт трипольцев. ………………………………………………………………8
6.1. Жилища. ………………………………………………………………….....8
7. Хозяйство . ………………………………………………………………….....9
7.1. Земледелие. ……………………………………………..…………………..9
7.2. Скотоводство………………….. ………………………………………......10
7.3. Охота. ………………………………………………………………………10
7.4. Рыболовство. ………………………………………..……………………..11
7.5. Собирательство ……………………………………………………………11
8. Ремесла………………………………………………………………………..11
8.1. Прядение и ткачество……………………………………………………...11
8.2 Керамика…………………………………………………………………….12
9. Духовная культура и представления трипольцев………………………….12
9.1. Трипольский язык……………………………………………………...….13
9.2. Статуэтки и изображения…………………………………………………14
9.3. Первоначальные представления трипольцев………………………….…14
9.4. Захоронение………………………………………………………………...15
9.5. Религия………………………………………………………………...……15
9.6. Значение Трипольской культуры…………………………………………16
9.7. Ошибки и крайне негативные результаты исследований………………17
Заключение……………………………………………………………………..18
Библиографический список……...…………………………………...……….20
Приложение…………………………………………………………………….21
О существовании скотоводства свидетельствуют находки костей животных. Так, на Коломийщине найдены кости быков, а также коров и овец (хотя их количество было значительно меньше), а в Халепье и свиней. Также вероятно, что в то время уже был приручен конь, а также собака. О существовании скотоводства свидетельствует и нахождение таких керамических изделий, как сосуды со стенками в дырках. Вероятно, они использовались для изготовления творога и сыра.
Также, кроме костей, были найдены мифологические изображения таких существ. Например, фантастические фигуры быков с когтями, выполненные черной краской, свидетельствует, возможно, о том, что у трипольцев, как и в средиземноморских народов, существовал культ быка.
Охота
Эта отрасль хозяйства играла заметную роль на раннем этапе развития трипольской культуры. Об этом говорит тот факт, что кости диких животных найдены в два раза меньше чем домашних. Охотились трипольцы в основном на благородного оленя, лося, косулю, бобра, зайца, используя при этом такие орудия, как наконечники стрел из кремня, скребки, каменные топоры-клинья, лук и стрелы. Использовали на охоте собак.
Рыболовство
Это тоже было характерно более на раннем этапе, поскольку для этого были благоприятные условия (поселения возле рек). Ловили в основном щук, сомов, осетров и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров.
Собирательство
Трипольцы собирали в основном ракушки пресноводных моллюсков, остатки которых найдены в куче мусора у домов, которые еще называют "ракушечными кучами". Очевидно эти ракушки варили, а затем их мясом кормили свиней. В древности раковины использовались также для росписи, украшений.
Собирались также желуди, которые сушились в закрытых печах, растирались на зернотерках и примешивались в тесто.
В лесах и рощах, окружавших трипольские поселки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил.
Прядение и ткачество
Эта отрасль была непосредственно связана со скотоводством, поэтому логично, что, как и скотоводство, приобрела свое развитие в поздний период трипольской культуры. Уже тогда ткани подкладывались под дно керамических изделий, чтобы их легче было вылепить (Петрени), была известна вязка простого чулочного типа, а материи производились двух видов - полотна и ковры; также, вероятно, трипольцы умели плести сети.
Керамика
Керамика трипольцев является одной из лучших в мире, а керамические изделия - просто произведениями искусства того времени.
Керамическая посуда того времени изготовлялась из гончарной глины с примесями кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Он лепился без гончарного круга на твердой основе, толщина его днища преобладала толщину стен, а сами стены были неравномерной толщины и не всегда правильной формы. Большая посуда лепилась из двух отдельных частей. Внешняя поверхность была ровной и покрывалась нанесенной до росписи и обжига краской.
Посуда была расписной и нерасписной.
Расписная делилась на:
Изготовленую в одну краску. Преимущественно она была черной.
Биохромный. Посуда в одну черную краску обводилась белой или красной краской.
Полихромный.
Нерасписной была преимущественно посуда для приготовления пищи, которая, к тому же, еще и была с более толстыми стенками, цветом после обжига от серовато-коричневого до темно-красного.
Кроме краски на посуду наносился еще и орнамент. На ранних этапах трипольской культуры это был углубленный спиральный орнамент (похожий на орнамент техники камарес минойского Крита) и канельований. Позже канельованой керамики уже нет, зато встречается керамика с менее углубленным орнаментом, а также росписью. Поздний период характеризуется появлением веревочного и штампового орнамента, характерных для культур эпохи бронзы. Посуду для приготовления пищи украшали очень бедным орнаментом; это были изображения людей и животных.
Духовная культура и представления трипольцев
Трипольский язык
Проанализировав славянские
языки, лингвисты выделили слова
неизвестного происхождения, которые
не имеют предпосылок в
Учёные считают, что главной
особенностью языка трипольской
культуры было превалирование в нём
слов с открытыми слогами. Следы
точно такой же языковой структуры
обнаруживаются на Крите и в Малой
Азии. Это указывает на то, что
язык носителей трипольской
В древнеславянском языке слоги тоже были приемущественно открытыми, имелась тенденция к равномерному чередованию гласных и согласных. Но из всех славянских, в украинском языке эта тенденция сохранилось наиболее явственно. Также, украинский язык унаследовал из языка трипольской культуры и наибольшее количество слов. В частности: батько, борвій, вирій, віл, голуб, горіх, жито, іскра, кермо, кібець, кінь, кобила, колиба, крісло, ліс, малина, меч, мідь, могила, олово, равлик, свинець, срібло, теля, тиква, хліб, а также имена и культы некоторых языческих богов и названия географических объектов.
По мнению Ю.Мосенкиса, украинский язык позаимствовал у "трипольского" те звуковые черты, которые сейчас осознаются как его особая "милозвучность". Как считает автор, именно благодаря связи с "трипольским", украинский язык, в отличии от русского или польского, относится к группе средиземноморских.
Статуэтки и изображения
Трипольские изображения были преимущественно женскими, лишь изредка мужскими. Скорее всего, это было связано с идеями матриархата. Назначение этих фигур, также остается для нас загадкой. Или это были "детские игрушки", или, может, культовые фигурки, которые закладывались в фундамент с целью защитить себя от злых духов. Ни одна из этих теорий точно не установлена.
Фигурки были стоячими и сидячими. В сидячих было округлое лицо, рук не было, и ноги отделены друг от друга. Стоячие отличались тем, что имели волос. Эти фигурки у трипольцев размещались вокруг печи-очага.
Первоначальные представления трипольцев
К сожалению, сейчас вряд ли удастся воссоздать картину первоначальных представлений трипольцев, но кое-что можно узнать из новых исследований этой культуры.
Существование Триполья отвечало климатической фазе Атлантику, и начало этой культуры совпало как раз с существенными сдвигами в солнечной системе. Поэтому можно утверждать: население Триполья должно уже осознавать периодичность глобальных кризисов и катаклизмов как гибель старого и зарождение нового. Несколько сюжетов из их мифологии доказывают это.
Во-первых, это касается давнего звериного верования, которое глотает солнце. Кто был этим зверем, не очень ясно. Возможно, это волк, как, например, в Гальской мифологии или скандинавских сагах. Но скорее всего, это была змея, которая, символизировала не только конец, но и возрождение мира в новом, высшем качестве. Также змея символизировала женственность. Из этого мы можем сказать, что у трипольцев было циклическое представление о времени. Они представляли его себе как бесконечную дорогу, движется вокруг центра Вселенной. Этим, видимо, и объясняется спиральный орнамент трипольцев, где спираль символизирует такой путь.
Захоронение
Захоронения, относятся к одним из обрядовых действий трипольцев, которые мы можем исследовать наиболее подробно из всех остальных.
Это касается поздних погребений, где, в отличие от ранних, труп сжигался, а не прятался в скорченном виде. В центре хоронили главу семьи (тогда это был уже человек), а с ним - жену и детей. Этот курган был окружен другими курганами из камней (кромлехи), где были похоронены изображения людей и животных. Кроме того, существовали еще и ямы для других членов родовой организации, умерших на стороне - так называемые кенотафы.
Видимо, у поздних трипольцев уже существовало представление о том, что душа человека из одного мира переходит в другой, перерождается, и поэтому тело прятали в скорченном виде, напоминавшем эмбрион.
Религия
Сказать, что трипольцы были предками славян, очень трудно, поскольку о них не осталось никаких письменных упоминаний. Конечно, быт их во многом похож на славянский. Славяне тоже строили дома из глины, хотя эти дома были однокомнатными и располагались хаотично. Интересно, что технология строительства из глины и дерна сохранилась даже в XVII-XVIII веках, как отмечает Вовк, и такого рода здания можно видеть уже в пригородах Днепропетровска.
Поселения славян, как и трипольские, находились на одном и том же месте недолго, и это объяснялось подсечно-огневой системой земледелия, когда нужно было идти на новые земли из-за истощения старых почв.
Посуду славяне лепили руками, но в отличие от трипольцев, она была простой в плане орнамента, имела более округлые формы, короче говоря, почти не походила на трипольскую.
Конечно, за материальными
находками более-менее можно
Значение Трипольской культуры.
Трипольская культура была
открыта чешским археологом Викентием
Хвойкой более ста лет назад
на Правобережье Украины. Это событие
имело большое значение для ученого
мира. Из-под земли удалось достать
достопримечательности
Колос, конечно же, устоял.
История современной
Образцы эти свидетельствовали о том, что мы только начинаем подкрадываться в своем понимании роли и места человека на Земле, до того уровня мышления, распространенный в период, названный исследователями каменным возрастом. Скорее всего, это произошло не случайно во время, когда поднималась на ноги современная антропология, а в обществе начали крепнуть голоса с призывом внимательнее посмотреть на еще не утраченные знания малоисследованных народов отдаленных уголков планеты. Матрица планетарного знания начала постепенно все больше открываться для всех жаждущих знаний из первоисточника.
Странным образом фрагменты культурного наследия древних трипольцев легко и гармонично заключались концепции знаний арийских племен Индии и имели множество прямых параллелей с системами знаний большого количества древних культур разных уголков мира: от Горного Алтая в России до пустыни Сонора в Мексике.
Попытки научно изучать культуру древнего Триполья неизбежно приводят к традиционным спекуляций терминами и понятиями. Предметы материального потребления и образцы духовной жизни древних людей пытаются оценивать с точки зрения современных представлений о вселенной. И понять мир наших мудрых предков можно только приняв их систему координат, их образ мышления и их прозорливый взгляд на мир. В этой связи чрезвычайно интересными представляются сравнительные исследования различных подобных культур как далекого прошлого, так и ближайшего современного.
Предметом изучения в нашем случае выступают различные предметы домашнего обихода, как черепки, горшки и другая керамика, выполненная, как сейчас бы сказали, в модерновом ключе. Рисунки и изображения при внимательном взгляде не могут не поразить нас глубиной и каким-то скрытым смыслом, над разгадкой которого бьется уже не одно поколение археологов, этнографов и антропологов. Эти исследования в своих разгадка исходят из того огромного значения, которое придавалось в древности изображению. Несомненно, и ученый мир это однозначно подтверждает, что необходимость предоставить символа внешнюю подобие с означаемым предметом и толкала этих людей на создание изображений вещей, которые хотели произвести магическое действие.
Ошибки и крайне негативные результаты исследований
Западно-ориентированных антропологов заключались в их позиции "оценщика" чужого образа жизни. Часто такие исследования исходили из приоритета собственной культуры и преимущества западного образа жизни. Такое отношение, проявлялось в определенной мере неприкрытого расизма и напыщенного высокомерия, способно только на создание отталкивающего впечатления о западных ценностях. А что, если мы ошибаемся? Что если древние, незнакомые нам цивилизации находились на гораздо более высоком уровне интеллектуального развития, чем мы со своими угарными авто и стиральными машинами?
Очень опасной ошибкой считает французский антрополог Клод Леви-Стросс выведенную им "формулу ложного эволюционизма". Принципиальное отличие древних культур от современных технически развитых цивилизаций он видит не в том, что те не развивались, а в том, что история их развития не сопровождалась накоплением изобретений, но ориентировалась на сохранение первоначальных способов установления связи с природой. Гораздо более вероятным представляется сложный и мудрый образ жизни наших предков, чем невежественных взгляд на их жизнь как на "времена дикости".
Выводы
Трипольская культура как
один из феноменов, была открыта в
конце 19 века археологом Хвойкой, и
с тех пор исследовалась
Есть три возможных теории возникновения трипольской культуры: чисто автохтонный (В. Хвойки), ассимиляция автохтонного населения с пришлыми племенами (В.Збенович) и пришлых племен, поселившихся на этих землях (М.Марра).
Есть три основных вида периодизации трипольской культуры: периодизация В. Хвойки (два периода: первый - связан с каменным веком, второй - с возрастом медным) и Т. Пассека (три периода в зависимости от возникновения, развития и упадка трипольской культуры). Исчезли трипольцы, очевидно, потому, что смешались с другой культурой, пожалуй, это была среднеднепровская культура на востоке.