Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 16:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение феномена человеческой любви в понимании русского философа Владимира Соловьева. Этическая, нравственная природа любви глубоко раскрыта автором в трактате «Смысл любви» (1892-1894).
В рамках достижения поставленной цели следует выделить следующие задачи:
Оценить место В.Соловьева в русской философии;
Выяснить, как философ объясняет феномен любви;
Подробно изучить и проанализировать труд В.Соловьева «Смысл любви».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………….4
1.1. Краткие биографические данные…………………………………………..4
1.2. Личность и творчество русского философа……………………………….7
ГЛАВА 2. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С.СОЛОВЬЕВА………………………10
2.1. Любовная тематика «Софии»……………………………………………...10
2.2. Христианские параллели в философии любви…………………………...13
ГЛАВА 3. ЛЮБОВЬ КАК ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМА «СМЫСЛА ЛЮБВИ»……………………………………………………15
3.1. Влияние любви на исторический процесс………………………………...15
3.2. Смысл и достоинство любви как высшего чувства………………………16
3.3. Исключительность силы половой любви…………………………………17
3.4. Задачи любви и ее истинное значение…………………………………….19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВАМ………………………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...23
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….24
Глава 2. Русская философия в лице В. Соловьева и его последователей придает особое значение концепции конкретно существующих идеальных принципов ( София) и их воплощению. Высшая, абсолютная любовь является синтезом двух предшествующих. Ее предметом должно быть существо индивидуальное, данное нашим чувствам, но представляющее собой всеобщее начало, или являющееся воплощением этого начала Божественная или абсолютная любовь — любовь к воплощенной Софии.
Глава 3. Половая любовь и размножение рода находятся между собою в обратном отношении: чем сильнее одна, тем слабее другая.
По Соловьеву, сильная любовь весьма обыкновенно остается неразделенной; сильная страсть приводит к трагическому концу, не доходя до произведения потомства, а счастливая любовь остается бесплодною.
Смысл и достоинство любви как чувства состоит в том, что она заставляет нас действительно, всем нашим существом, признать за другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Чувство любви само по себе есть только побуждение, внушающее нам, что мы можем и должны воссоздать целость человеческого существа. Истинная любовь есть та, которая не только утверждает в субъективном чувстве безусловное значение человеческой индивидуальности, в другом и в себе, но и оправдывает это безусловное значение в действительности, избавляет нас от неизбежности смерти и наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, написав курсовую работу на тему «В.С. Соловьев о смысле любви» я произвела анализ соответствующей литературы и могу подвести следующий итог.
Философ Соловьев предпринял очень интересную попытку указать на сущность любви с религиозной позиции. Суть половой любви - в объединении двух индивидуальностей с эгом, которое сумело выйти за пределы собственной индивидуальности и стать единым с "чужой" индивидуальностью, а "чужая" индивидуальность соответственно вышла за пределы своего эго. Такое объединенное существо с "убитыми эго и наполненное любовью", и есть в первом приближении, цель человеческой любви. Конечная цель любви, - это не просто средство идеального единения двух индивидуальностей, а средство преобразования всего мира, разрушения его материальной основы. Представляя материю как Женщину, а Бога - как Мужчину, Соловьев показывает, что в абсолютном, вселенском смысле цель нашей любви - это единение всеобщей женской природы человечества с мужской божественной сущностью.
Я считаю, развитие этой мысли очень интересно и показательно в том смысле, что частично раскрывает, хоть и другими словами, концепцию мироздания, как совокупность разделенного, но стремящегося к объединению мужского и женского начала.
Так же я согласна с проблемой, что количество влюблённых пар ничтожно мало по отношению к количеству носителей безответной любви. Ведь безответная любовь нередко приводит к суициду, к безрассудным поступкам, на которые индивид не был бы способен в нормальном состоянии.
Главный итог рассуждений Соловьева заключается в том, что любовь, по его словам, это попытка трансформировать мир. Этот вывод я не считаю корректным, так как человек уже прошёл очень много стадий своего развития, однако любовь не видоизменяется, она остаётся прежней, все к ней стремятся, но далеко не многие достигают. По Соловьёву любящий человек убивает своё эго и признаёт за другим исключительность. Он любит даже если объект его любви не отвечает ему взаимностью.
Позиция Владимира Соловьёва, изложенная им в трактате «Смысл любви», на мой взгляд, достойна особой значимости в русской философии. В наше время, когда человек отделил себя культурой от природы, когда социальное оказывает глубочайшее влияние на индивидуальное, зачастую вытесняя его, человек ищет те смыслы, которые определят его существование в мире. Одним из этих смыслов человек считает любовь, так и не имея возможности постигнуть ее сути.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеньковский В. В. История русской философии. СПб: «Раритет» в 2х т ., 2001. Т. 1. -754с.
2. Козырев А.П. Вопросы философии. М.— 1995.— №7// Смысл любви в философии Владимира Соловьева и ее гностические параллели. С.59-78
3. Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева. [Электронный ресурс]
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991 – 567с.
5. Лишаев С. А. История русской философии. Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века (Н. Ф. Федоров, П. Д. Юркевич, В. С. Соловьев).
6. Лукьянов, С. М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы. Материалы к биографии : в трех кн. Кн. 3. М., 1990. С. 47–48.
7. Творческий путь
Владимира Соловьева.
8. Соловьев В.С. Избранные произведения//
«Смысл любви». Серия «Выдающиеся мыслители».
Ростов-на-Дону:»Феникс»,1998..
9. Соловьев В.С. Сочинения. В 2-х томах. Т.1. Философская публицистика.– М.:Правда, 1989. 782с.
10. Кн. Евгений Трубецкой. Миросозерцание Вл.Соловьева (в 2-х тт) –М. 1997. Т2.-439с.
ПРИЛОЖЕНИЕ