Веласкес и испанская школа живописи 17 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 17:18, контрольная работа

Описание работы

На примере испанской живописи можно рассмотреть появление и развитие такого направления в живописи как реализм.
В 16 веке Испания – крупнейшая монархия в Европе. Сложение ее происходит благодаря Карлу 5му и его сыну Филиппу 1му. На рубеже 16-17 веков Испания ведет активную захватническую политику, в результате которой происходит распад Нидерландов. Под юридической властью Испании в то время находились Южная Италия и Португалия. Испанская держава полностью поддерживала католическую церковь в период реформации, она была одним из оплотов католической церкви за пределами Италии.

Файлы: 1 файл

лингва.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

 

 

  1. ШУТЫ И КАРЛИКИ

Непременным атрибутом королевского двора были шуты и карлики, которых держали ради забавы. Служа при дворе, Веласкес не раз писал их портреты. В этих произведениях нет ни тени насмешки или брезгливости, они написаны с явной нежностью и симпатией.

  • КАРЛИК ФРАНЦИСКО ЛЕСКАНТЕ
  • ПАОЛО ВАЛЬЯДОЛИД
  • КАРЛИК ХУАН КАЛАБАРАС
  • ШУТ ХУАН АВСТРИЙСКИЙ
  • ЭЛЬ ПРИМО

Для каждой модели художник выбирает определенную постановку, карлики всегда изображаются по-разному(в виде стражника, с погремушками, в виде куклы.

Эль Примо – один из самых трагических образов. Художник демонстрирует зрителю откровенное физическое уродство изображаемого, сопоставляя его с книгой, которая выглядит огромной по сравнению с фигурой. Взгляд персонажа показывает интеллект. Реалистическая концепция портрета показывает физическую сущность, которая преобразуется погружением в личность портретируемого. В этом и заключается уникальное место Веласкеса среди портретистов.


 

  1. ПЕЙЗАЖИ

Известно всего два самостоятельных пейзажа Веласкеса – оба они связаны с римской виллой Медичи. Написанные в удивительно свободной манере и чем-то напоминающие опыты импрессионистов, эти работы считаются одними из лучших в пейзажной живописи 17 века.

Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен («Королевская охота на кабана»)

 

  1. СОЕДИНЕНИЕ ЖАНРОВ

В творчестве Веласкеса встречаются работы, в которых автор соединяет несколько жанров, зачастую: миф (религиозный сюжет) и бытовые сцены. Первой работой, которую можно отнести к данному разделу стала ранняя картина художника – Христос в доме Марфы и Марии (1619-1620). Эта картина молодого Веласкеса, еще не покинувшего родную Севилью, обличает довольно сильное влияние Караваджо, характерное для севильского периода творчества мастера. Перед зрителем предстает с одной стороны – явно религиозный сюжет, трактующий известную евангельскую историю, с другой – типичный бодегонес. «низкая» тема накладывается на «небесную» и наоборот. Порой кажется, что евангельский сюжет служит лишь поводом для того, чтобы создать замечательный фламандский натюрморт с рыбой.

ВАКХ ИЛИ ПЬЯНИЦЫ (1629):

Произведение не имеет прецедентов в испанском искусстве. Жанровая сцена распития молодого вина (встречается потом у Рубенса в картине «Кермеса», где художник изображает фольклорный праздник, связанный с праздником молодого вина). В левой части картины изображены мифологические персонажи, по центру – Вакх, справа – обычные крестьяне. Перед нами мифологическая ситуация – возлияние природным силам. Миф и жанр соединяются в одной картине, жанр углубляется мифологизацией. Веласкес – художник философ, у него человеческая жизнь сопряжена с мифологией.

После Вакха Веласкес уезжает в Италию до 1631 года. Картины, написанные в это время:

АПОЛЛОН В КУЗНИЦЕ ВУЛКАНА (1630)

В этой работе художник снова соединяет жанровую и мифологическую сцены: с одной стороны – античная лепка фигур, с другой – кузница, наполненная предметами. Остается неубедительной лишь фигура самого Аполлона.

 

ПРЯХИ (1657)

Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит повод для изображения сцены из современной жизни. Картина имеет 2 плана. На переднем плане как раз изображена сцена, где молодая и старая мастерицы работают со своими помощницами. А на дальнем плане, в глубине вывешен готовый гобелен, который рассматривают придворные дамы. На гобелене изображен мифологический сюжет о ткачихе Арахне, которую Афина превратила в паука за то, что первая считала себя самой искусной на свете. На картине между мифом и реальностью практически стерты границы, погружение в мифологию, которая раскрывает реальность. У данной работы нет однозначного истолкования.

  1. ОТДЕЛЬНО хочется рассмотреть несколько очень важных работ художника.

ВЗЯТИЕ БРЕДЫ (1634-35)

Картина написана по заказу Оливареса для оформления загородной резиденции Буэн Ретиро (оформление дворцового интерьера - это барочная задача). Единственное произведение, написанное Веласкесом на исторический сюжет, изображает взятие испанцами голландской крепости Бреда в 1625 г. Испанцы стоят плотно сомкнутым строем, лес копий над их головами символизирует сплоченность. Голландцы, напротив, сбились в беспорядочную толпу. Комендант крепости Юстин Нассаусский вручает ключи испанскому адмиралу Амброджио Спинола и пытается преклонить перед ним колена, а благородный и великодушный победитель удерживает его от этого. Здесь Веласкес пренебрег традицией, согласно которой победители изображались надменными и торжествующими, а побежденные — униженными и раболепными. Он стремился показать, насколько важно сохранять достоинство — и в поражении, и в победе. Появляется новая тональность в изображении войны – не барочная, реалистическая концепция, нюансы человеческих взаимоотношений. Это один из первых образцов исторической живописи. Тема толерантности в войне не получила развития.

ПОРТРЕТ ПАПЫ ИННОКЕНТИЯ 10 (1650):

Портрет написан в Италии. Это был престижный заказ. Портрет вызвал неоднозначную реакцию папы. Папа изображен в кресле, все черты парадной постановки. Портрет не ограничивается внешними характеристиками. Несмотря на атрибутику, главное – лицо, в котором художнику удалось передать внутренний мир модели (в папе, по свидетельствам современников уживались жестокость и подозрительность с острым умом и несгибаемой волей и исключительной образованностью). Нужно отметить, что Веласкес писал портрет, не стремясь приукрасить свою модель, примером тому служит изображение редкой бороды папы, которую более «традиционный» живописец непременно бы «сгустил».

 

ВЕНЕРА ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ (1648)

Веласкес пишет работу под впечатлением от увиденного в Италии. Веласкес, как и многие испанские художники того времени практически не писал обнаженную женскую натуру. Художник изображает модель о спины. Блистателен колорит картины: контрасты кожи и шелковых простыней, красная драпировка.


ПОРТРЕТ ХУАНА ДЕ ПАРЕХИ (1650)

Шедевр Веласкеса. Поясной портрет с минимумом атрибутов. Живописная манера все более усложняется. Система сложносочиненных мазков заметна на белом воротнике. Усложняется и палитра.

 

 

 

МЕНИНЫ (1656)

Этот шедевр Веласкеса – одна из самых загадочных картин в истории европейской живописи. В Менинах происходит итог разработки портрета. Автору тесны привычные рамки построения. С формальной точки зрения, эта картина – парадный портрет инфанты Изабеллы. Справа и слева находятся узнаваемые персонажи: сам художник за работой, фрейлины (которые в испании наз-ся менинами), придворные карлики, на дальнем плане – гофмаршал двора.. Сцена происходит в большом зале. Максимум света направлено на девочку, которая растворяется в пространстве этого огромного зала. Инфанта в центре не является главной героиней. Идет процесс работы над потретом королевской четы, которая отражена в зеркале. Таким образом, Менины – жанровая сцена написания портрета, в которую попали другие персонажи. Это и портрет одновременно.

ИТОГ: До конца жизни сохранил Веласкес веру в совершенство человека и его возможности. Он не возвышал образы до степени абстрактного обожествленного идеала. Земная, природная одаренность воспринималась художником как высшая красота. В его искусстве никогда не было идеализации, но ему всегда свойственна была приподнятость. Она исходила из мировосприятия мастера — цельного и гармоничного.

Какого-то заметного влияния на современных ему художников он не оказал. Это объяснимо: 1. Его картины никогда не покидали залов королевского дворца, 2. Жанр портрета в тогдашней испанской живописи не был так популярен, как религиозная живопись. Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал учеников, из которых проявил себя, пожалуй, только Хуан дель Мазо(зять мастера). Лишь более века спустя после его смерти у него обнаружился по-настоящему великий последователь. Им стал Франциско Гойя. Испанская культура (как и сама страна) долгое время отличалась закрытостью, которая была сорвана в эпоху наполеоновских войн. К середине 19 века неоценимый вклад Веласкеса в окровищницу мировой живописи уже никто не оспаривал. А 20 век произвел испанского художника в гении и предтечи современного искусства.

 

 


Информация о работе Веласкес и испанская школа живописи 17 века