Византия: специфика типа культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:12, реферат

Описание работы

Географическое положение Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАННИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ (IV – VII ВВ.) 7
2. СРЕДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ (VII - IX ВВ.) 17
3. ПОЗДНИЙ ЭТАП В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ВИЗАНТИИ (X - XV ВВ.) 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Византия_ специфика типа культуры.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

НА ТЕМУ: «Византия: специфика типа культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Византия – государство, которое внесло большой вклад в развитие культуры  в Европе Средних  веков. В истории  мировой культуры Византии  принадлежит  особое,  выдающееся  место.  В художественном творчестве  Византия  дала  средневековому   миру   высокие  образы   литературы и  искусства, которые  отличались  благородным  изяществом  форм,  образным  видением  мысли,    утонченностью   эстетического    мышления,   глубиной философской  мысли. По  силе выразительности   и глубокой одухотворенности Византия  многие  столетия  стояла  впереди всех  стран  средневековой Европы.

Византийская империя  возникла на рубеже двух эпох — крушения поздней античности и рождения средневекового общества в результате разделения Римской империи на восточную и западную части. После падения Западной Римской империи концепция всемирного римского владычества, титул императора и сама идея мировой монархии, а также традиции античной образованности уцелели только на Востоке — в Византийской империи.

На берегу Босфора  императором Константином был возведен Константинополь - "новый Рим" - столица Византийского государства. Сказочно красивой представлялась она пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Географическое положение  Византии, раскинувшей свои владения на двух континентах — в Европе и Азии, а порою простиравшей свою власть и на области Африки, делало эту империю как бы связующим звеном между Востоком и Западом. Постоянное раздвоение между восточным западным миром, скрещение азиатских и европейских влияний (с преобладанием в отдельные эпохи то одних, то других) стали историческим уделом Византии. Смешение греко-римских и восточных традиции наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада, что определило и особенности ее культуры.

Если пытаться отделить византийскую  культуру  от  культуры  Европы, Переднего  и  Ближнего  Востока,  то наиболее  важными будут следующие факторы:                             

В  Византии  была  языковая  общность  (основным  языком был греческий);

В Византии была религиозная общность (основной религией было христианство в форме православия);

В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое  ядро, состоящее из греков.

Византийскую   империю    всегда   отличали   устойчивая    государственность и централизованное управление. 

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура,  оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась  культурному влиянию со стороны как  племен и народов, населявших ее,  так  и  сопредельных  ей  государств.  В течение своего тысячелетнего существования Византия  сталкивалась с  мощными внешними  культурными влияниями, исходившими из  стран, находившихся на  близкой ей стадии  развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а позднее латинского  Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их “варварами” ).

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового   прорастали рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена.

Поэтому культура Византии является интереснейшим культурно-историческим типом, обладающим весьма специфическими особенностями.

В истории культуры Византии выделяют три этапа:

а) ранний этап (IV - середина VII века);

б) средний этап (VII - IX века);

в) поздний этап (X - XV века).

Как известно, Византия образовалась из восточной части Римской империи. Центром нового государства стал город Византия, который был перестроен и получил название Константинополь.

В состав Византии вошла  восточная половина Римской империи  по линии, проходившей по западной части  Балкан до Киренаики. Расположенная на трех континентах – на стыке Европы, Азии и Африки, - она занимала площадь до 1 млн. кв. км., включая Балканский п-ов, Малую Азию, Сирию, Палестину, Египет, Киренаику, часть Месопотамии и Армении, острова, в первую очередь Крит и Кипр, опорные владения в Крыму, на Кавказе, некоторые области Аравии, острова Восточного Средиземноморья.

В истории европейской, да и всей мировой культуры византийской цивилизации принадлежит особое место, для нее характерны торжественная пышность, внутреннее благородство, изящество формы и глубина мысли. В течение всего тысячелетнего существования Византийская империя, впитавшая в себя наследие греко-римского мира и эллинистического Востока, представляла собой центр своеобразной и поистине блестящей культуры. Кроме того, вплоть до XIIIв. Византия по уровню развития образованности, по напряженности духовной жизни и красочному сверканию предметных форм культуры, несомненно, находилась впереди всех стран средневековой Европы.

В истории Византии прослеживаются особенности, связанные с географическими, политическими, экономическими, этническими, религиозными факторами. Смешение греко-римских и восточных традиций наложило отпечаток на общественную жизнь, государственность, религиозно-философские идеи, культуру и искусство византийского общества. Однако Византия пошла своим историческим путем, во многом отличным от судеб стран, как Востока, так и Запада.

Византийская  культура, как культура других средневековых  государств, представляет собой весьма сложную, но все, же единую систему культурных ценностей. Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывается и на другой. Зарождение новых тенденций - протекали в разных отраслях культуры по-разному. Сопоставление их, типологизация помогут выявлению главных направлений эволюции византийской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Ранний этап в истории культуры Византии (IV – VII вв.)

 

Первые столетия  существования Византийского  государства  можно  рассматривать  как  важнейший  этап  в  формировании  мировоззрения  византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма и принципы христианства. В  ранней Византии новый расцвет  переживает философия  неоплатонизма.  Появляется  ряд  философов-неоплатоников - Прокл,  Диадох,  Плотин,  Псевдо-Дионисий,  Ареопагит.

Формирование  неоплатонизма совпадает с зарождением  христианства, с разложением и упадком Риской империи. В целом для него характерен глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы.

Важнейшими  темами богословских дискуссий на раннем этапе развития этой культуры были споры о природе Христа и его  месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей. В этой связи можно выделить несколько направлений богословской мысли той эпохи:

Арианство: Ариане считали, что Христос - творение Бога-Отца, а потому он не единосущ Богу-Отцу, не вечен и занимает подчиненное место в структуре Троицы.

Несторианство: Несториане полагали, что божественное и человеческое начала во Христе едины лишь относительно и никогда не сливаются.

Монофиситизм: Монофиситы выделяли прежде всего божественную природу Христа и говорили о Христе как богочеловеке.

Халкедонитство: Халкедониты проповедовали те идеи, которые впоследствии стали главенствующими: единосущность Бога-Отца и Бога-Сына, неслиянность и нераздельность божественного и человеческого во Христе.

Основные  христианские догматы, в частности  Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

Формирование  христианства как философско-религиозной  системы было сложным и длительным процессом.  Христианство впитало  в себя  многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма. Догмат о троичности божества, один  из центральных  догматов христианского  вероучения, - это,  по  существу  переосмысленная  триада  неоплатоников.  Однако христианство,  несмотря   на  наличие   общих  с   манихейством  и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского  монизма.  Само  христианство  являлось  не  только синкретическим религиозным  учением, но  и синтетической  философско-религиозной системой,  важным компонентом  которой являлись  античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и  то, что христианство не только  боролось с античной философией, но  и использовало ее в своих  целях. На смену непримиримости  христианства со  всем  что  несло  клеймо  язычества,  приходит  компромисс  между  христианским  и  античным  миросозерцанием.  В  самом  неоплатонизме образовалось два  течения :  одно -  радикальное, настроенное против христианства,  другое  -  более умеренное.  Постепенно  берут  верх  сторонники   компромисса   с   христианством.   Происходи   процесс  отталкивания,  обособления   и  одновременно   сближения,  слияния  неоплатонической  философии  и   христианского  богословия,  который завершается  поглощением  неоплатонизма  христианством.  

Византийскую  литературу представляют различные  жанры: народная эпическая поэма, апокрифы, гимны, жития святых, летописи, акафисты, проповеди, письма, басни и т.д.

  В патриотической  литературе ранневизантийской эпохи,  в трудах Василия Кесарийского, Григория Назианзина и Григория  Нисского, в речах Иоанна Златоуста, где закладывался фундамент средневекового христианского богословия, мы видим сочетание идей раннего христианства с неоплатонической философией, парадоксальное переплетение античных риторических форм с новым идейным содержанием.

Творчество  Иоанна Златоуста (ок. 350-407) стало классикой. Велика была его популярность и в Древней Руси. К его церковным проповедям не раз обращался протопоп Аввакум. Стиль Иоанна Златоуста отличают многочисленные восклицания, риторические вопросы, анафоры, прямые обращения к читателю, экспрессивность и выразительность интонаций.

Каппа-Докийские  мыслители Василий Кесарийский, Григорий Нисский и Григорий Назианзин закладывают фундамент византийской философии. Их философские построения уходят корнями в древнюю историю эллинского мышления. В центре патриотической философии находится понимание бытия как блага, что дает своеобразное оправдание космоса, а, следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция порой приближается к пантеизму.

У истоков  исторической литературы светского  направления, характерной чертой которого было гармоническое сочетание элементов античной и средневековой культуры, стоял Амман Марцеллин. Это был последний римский и первый ранневизантийский историк, воспевший историю Римской империи. Его последователем был Прокопий Кесарийский – ассирийский грек, ритор, юрист, дипломат, советник полководца Велисария, автор войн Юстиана с персами, вандалами и готами. В другой своей книге «Тайная история» он обнажает пороки империи и ее правителей, восхваляет величие Древнего мира. Последний из плеяды светских историков Феофилакт Симокатта продвинулся дальше своих предшественников по Античности и Средневековью. В своем труде «История» он излагает концепцию государственной власти, где формулирует три заповеди монарха: благоразумие, скромность, справедливость.

Другая концепция  всемирной истории – христианская, основанная на Библии, берет свое начало в работах Евсения Кесарийского и Аврелия Августина. Борьбу с язычеством и античной культурой продолжил ритор Иоанн Златоуст. Борьба античной и христианской идеологии проходит через всю историю Византии раннего периода. Это можно проследить и в творчестве Георгия Писиды – последнего выдающегося поэта этой эпохи.  

Ареной борьбы античных традиций и христианства было классическое образование. Дольше, чем в других науках, сосуществовали античные традиции в науках, естественных. В ранней I Византии происходил процесс постепенного переосмысления и совершенствования позитивных научных знаний, накопленных античностью.

В таких областях знания, как космография и география, происходило сложное взаимодействие античных и христианских традиций IV—VI вв. оформились две основные школы христианской географической мысли. Первая, антиохийская, отличалась догматическим подходом к толкованию Священного Писания и крайне негативным отношением к античной географии. Ее представляли Диодор Тарский, Иоанн Златоуст, Ефрем Сирин. Вторую — каппадокийско-александровскую отличало уважительное отношение к античности. Ее представители — Василий Великий, Григорий Нисский, Георгий Писиоза.

Расцвет  византийского  искусства  раннего  периода  связан  с укреплением могущества империи при Юстиниане. В Константинополе в это  время  воздвигаются  великолепные  дворцы  и  храмы. 

Информация о работе Византия: специфика типа культуры