Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 11:46, курсовая работа
Актуальность исследования. В российском обществе XXI века возрастает интерес, как к важнейшим проблемам сохранения культурного наследия, так и к современным процессам культурной, этнической и конфессиональной идентификации.
Актуальность исследования определяется и потребностью возрождения культурных традиций через этнокультурные группы и религию. Религия, являясь неотъемлемой частью культуры, получила признание в качестве духовной, нравственной силы, способной оказать влияние на отечественную социокультурную ситуацию. Для современной отечественной культуры, стремящейся осознать свое национальное единство и духовные истоки, большое значение имеет традиционная культура русского старообрядчества.
Введение
4
1 История возникновения русского старообрядчества
6
Причины церковного раскола
6
Сущность старообрядчества
10
2 Вклад старообрядчества в культурное развитие России
21
Заключение
35
Список использованных источников
Изданием материалов для Московского купечества не исчерпывается забота Найденова об опубликовании исторических документов. Им лично уже были собраны, переведены и напечатаны многочисленные извлечения из описаний «Московии», содержащиеся в различных трудах иностранцев, приезжавших туда в XVI – XVIII веках. Главным образом были напечатаны карты, планы и гравюры, которые мало кому были известны. Все это составило 4 или 5 сборников.
Но самым примечательным памятником, оставленным Николаем Александровичем, было издание, посвященное московским церквям. В ту же примерно эпоху по его инициативе и на его средства были сняты фотографии большого альбомного размера всех московских церквей. Подлинник – фотографии – составлял 6 больших альбомов. С подлинника были перепечатки, с литографиями и коротким текстом.
Что-то общее чувствуется в мелком канцеляристе Забелине, будущем докторе русской истории, и в купеческом сыне Найденове, будущем главе московского купечества».
Александра Герасимова Найденова
– одна из самых крупных московских
домовладелец – была также одной
самых больших
Одной из самых влиятельных и богатых семей в России были Рябушинские. Каждое поколение Рябушинских значительно приумножало семейные капиталы. Их деловые интересы распространялись на разные сферы и по всей стране: текстильное производство, лесопильный и стекольный заводы, писчебумажная фабрика, льнопромышленное производство, банковское дело. Сергей и Степан Рябушинские стали основателями АМО, предтечи нынешнего ЗИЛа. Особенно заметным было участие клана Рябушинских в общественной жизни, на что уходила большая доля семейного бюджета.
Семья была старообрядческой, и Степан Павлович Рябушинский в своем особняке на Малой Никитской, построенном Ф.О. Шехтелем, устроил старообрядческую моленную, где находилось множество икон «старого письма». Кстати, в этом доме, являющемся произведением искусств и жемчужиной русского модерна, провел последние годы своей жизни Горький. Уникальная коллекция Степана Рябушинского, включавшая иконы XIII века, собиралась по всей России. Первая мировая война помешала замыслу коллекционера создать Музей иконы. За заслуги в деле сохранения древнерусского художественного наследия Степан Павлович был избран почетным членом Московского Археологического института. После революции часть коллекции С.П. Рябушинского была утрачена (роздана и выброшена как «не имеющая художественной ценности»), часть в настоящее время находится в собраниях Третьяковки и Исторического музея.
Дмитрий Павлович Рябушинский, серьезно занимавшийся изысканиями в области теории винтов и казавшимися тогда фантастическими проблемами космических полетов, с помощью своего учителя – «отца русской авиации» Е.Н. Жуковского основал в семейном имении Кучино под Москвой Аэродинамический институт.
Собиратель русской и западноевропейской живописи, антиквар Николай Рябушинский, получив свою долю отцовского наследства, вышел из семейного бизнеса. Своим жизненным поприщем он выбрал мир искусства, связав свою меценатскую деятельность с модным тогда направлением, ориентировавшимся на идею символизма. Николай Павлович стал редактором и издателем роскошного литературно-художественного альманаха «Золотое руно», собравшего под своими знаменами лучшие силы художественной интеллигенции Серебряного века. С журналом сотрудничали Блок, Белый, Брюсов, Бунин, художники Сомов, Лансере, Бакст, Бенуа. Дело было поставлено на широкую ногу: огромный формат журнала, золотой шрифт в две колонки – на русском и французском языках, высокое качество иллюстраций. На средства Рябушинского, под маркой журнала была организована художественная выставка «Голубая роза», которая произвела фурор в художественном мире. Но, истратив свое состояние, Николай Павлович отошел от издания журнала и поселился на своей вилле в Петровском парке «Черный лебедь».
Представители этого известного московского семейства, волею судеб оказавшиеся после революции вдали от Родины, по мере сил продолжали свою меценатскую деятельность во славу русской культуры[5, с.78]..
Коллекционер, библиофил Василий Николаевич Баснин много времени и стараний отдавал общественному труду, историко-краеведческим исследованиям, коллекционированию. Еще в молодые годы предметом его увлечений стали гравюры. Интерес к этому роду графического искусства усилился после того, как в Москве и Петербурге завязались у него знакомства с художниками. Помимо гравюр в собрание Баснина входили акварели, рисунки и живопись русских и западноевропейских мастеров и графика китайских художников. Он обладал уникальной по составу библиотекой. В ней насчитывалось около двенадцати тысяч книг- это было крупнейшее частное собрание тех лет. Преобладали в нем исторические сочинения и художественная литература. После смерти коллекционера материалы по истории Сибири были переданы в государственные архивы. Ныне баснинское собрание храниться в Москве- в гравюрном кабинете государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
При бесспорно большой
положительной роли художественного
коллекционерства, которым увлекались
видные представители нового класса,
передового купечества, было в этом
увлечении немало наивного преклонения
перед последней модой
Характерным для Москвы и одним из самых ярких явлений ее художественной жизни было собирание Сергеем Ивановичем Щукиным своей картинной галереи французской живописи.
Козьма Терентьевич Солдатенков посвятил себя изданию книг, которые не могли рассчитывать на коммерческий успех, но были поистине неоценимы для науки, культуры и образования. Будучи старовером и не имея должного образования, он тем не менее выпустил около 200 названий изданий, популяризируя работы выдающихся деятелей и писателей того времени, таких, как Т.Н. Грановский, В.О. Ключевский, А. Фет, Я. Полонский. Он издавал переводные научные работы с французского языка, литературную классику – Гомера, Шекспира. Козьма Терентьевич был страстным библиофилом. Книги его библиотеки, которая насчитывала свыше 20 тыс. экземпляров, теперь находятся в Российской Государственной библиотеке. Солдатенков собрал в своей коллекции свыше двухсот произведений русского изобразительного искусства, его частная галерея, находящаяся в стенах его особняка на Мясницкой улице, была доступна с разрешения хозяина. Он помог деньгами при создании Московского Публичного и Румянцевского музеев, впоследствии ежегодно поддерживая их. Часть своего собрания икон, имеющего значительную ценность, он завещал Покровскому собору Рогожкой церкви.
Мы обязаны Солдатенкову и крупнейшей больницей Москвы, получившей впоследствии имя С.П. Боткина. Он жертвовал деньги не только на культуру, но и на образование, и общественные нужды.
Крупнейшим книгоиздателем был также И.Д. Сытин. Иван Дмитриевич Сытин совмещал свою предпринимательскую деятельность с меценатской. В отрочестве он едва осилил три класса, работал у дяди, державшего в Нижнем Новгороде меховую торговлю, затем служил в Москве у купца Шарапова, державшего магазин религиозной литературы. Когда стал работать у него камердинером, увидел в покоях хозяина домашнюю библиотеку. С тех пор он стал читать взахлеб. Его собственное дело – товарищество «И.Д. Сытин и Ко» – началось с маленькой литографии, выпускающей лубки, сонники, которые разносили коробейники по деревням. Затем, по совету академика живописи Михаила Боткина, он взялся за издание копий картин популярных художников. Вскоре он познакомился с близким другом Л. Толстого - В.Г. Чертковым. Их встреча заложила основу издательства «Посредник», которое стало выпускать большими тиражами дешевые издания и общедоступные учебники. За 15 лет в свет были выпущены также собрания сочинений Пушкина, Крылова, Гоголя, Толстого, народные былины, стихотворения Кольцова, богато иллюстрированные сказки и научно-популярная литература для детей. Иван Дмитриевич работал одно время с Л.Н. Толстым.
Сытин издавал газету «Русское
слово». Особой статьей стал выпуск
Сытиным календарей, они отличались
высоким качеством, были красочными,
в них впервые появились статьи
по разным отраслям знаний. Сытин вынашивал
планы учреждения общества «Школа и
знание»: он хотел выстроить сотни
зданий училищ, оборудовать школы, открыть
по всей стране Дома книги; под Москвой
Сытин собирался построить
Но наступил 1917 год. Сытин передал все свое состояние новой власти и, хотя ему предлагали возглавить Госиздат, он отказался, сославшись на свое 3-классное образование. Был уполномоченным своей типографии, написал воспоминания «Жизнь для книги». Они вышли только в 1970-х годах, так как раньше их не печатали.
В XIX в. занимались меценатством не только богачи-миллионеры, но и – что удивительно – простые чиновники, мещане, ученые. Конечно, их вклад по сравнению с Мамонтовыми, Щукиными, Морозовыми был невелик, но нельзя забывать, что эти люди отдавали своей стране многое из того немногого, что имели. Например, историк И.Е. Забелин, передавший ГИМу собранную им библиотеку, композитор С.И. Танеев, частично занимавшийся финансированием заграничных Русских исторических концертов театрального деятеля С.П. Дягилева, в которых выступали Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин. Молодая актриса Малого театра А. Бренко, боровшаяся в середине XIX в. за собственный театр вопреки запрету Екатерины II , запрещавшей создавать собственные театры. Бренко потеряла все небольшое состояние, но в 1882 г. закон о «казенной монополии» на театр отменили[5, с.80].
Даже этот далеко неполный перечень деятелей русской культуры и науки, выходцев из старообрядческой среды, свидетельствует о той мощной структуре, которую влили в культурную жизнь России последователи староверия, сохраняя ее национальные истоки и традиции. Именно старообрядцы сохранили традиции книгописания, бережения иконописи, и главное – соблюдение русского уклада жизни, культуры в самом широком смысле, быт, пронизанный национальным духом, одежду и свое национальное самосознание. Без старообрядчества Россия была бы духовно неполной, даже ущербной. Павел Флоренский писал в «Записке о старообрядчестве» о невозможности для Русской Церкви жить полнокровною жизнью, пока она не вспомнит некоторых из начал отстаиваемых старообрядчеством».
Особого внимания заслуживают
старообрядческие духовные центры и
их роль в сохранении русских традиций.
Так Выговская поморская
Не менее важное влияние на культуру русского народа оказывали и другие старообрядческие духовные центры: Соловки (Соловецкий монастырь», Ветка и Стародубье (Гомель, Брянщина), Ириз в Поволжье, Керженец (Семеновский уезд Нижегородской губернии). Центры Урала (Пермь, Екатеринбург), Рогожское и Преображенское кладбища (поселки) В Москве. Все они руководили большими приходами по всей России.
Письменная традиция старообрядцев изучается почти 150 лет, и ныне это одно из известных направлений в археографии. Известны целые школы. Так, в Сибири сделано по выражению Д.С.Лихачева «археографическое открытие». Его совершили Н.Н.Покровский и его ученики и сотрудники. Древние рукописи и книги найдены у староверов, истинных хранителей этих сокровищ, но при вручении наград из рук патриарха Алексия, эта заслуга гонимых церковью старообрядцев напрочь была забыта награжденными. Хранителями, по словам Н.Н.Покровского, оказались «простые русские люди».
Устная традиция народного поэтического творчества в среде старообрядцев широко бытовала, но она изучалась в отрыве от староверия. Часто собиратели не указывали к какому вероисповеданию относился исполнитель, носитель региональной традиции. Мало кто знает, что, например, знаменитый знаток и исполнитель былин Трофим Григорьевич Рябинин был старообрядцем. Он исполнял 23 былины и 2 исторические песни XVI-XVII вв., любил былины героические, военные, герои которых обладали положительными чертами и несли идеалы правды, чести, доблести. Надо особо отметить, что лучшие записи русских былин и также наиболее полный вариант карело-финского эпоса «Калевала» были сделаны от старообрядцев. Об этом рассказал в 1990 году финский исследователь русского старообрядчества Пентикайнен. Известные сказители Русского Севера внесли свой вклад в сохранение памятников не только русской культуры, ни и соседних народов, являясь носителями и не только старообрядческих религиозно-догматических знаний, но и традиционного фольклора.
Назовем ещё некоторые имена, о которых наслышана благодарная Россия. Вот этот славный перечень: Аввакум Петров – вождь старообрядчества, знаменитый писатель XVII в., Павел Коломенский – епископ, Епифаний – сподвижник Аввакума, И. Посошков, писатель, экономист, автор книги «О скудности и богатстве», живший в петровское время; Михайло Ломоносов – создатель Московского университета, всемирно известный ученый, поэт, историк; художник, Емельян Пугачев, атаман Игнат Некрасов, атаман М.И. Платов, любимец Суворова, герой Отечественной войны 1812 года, один из покорителей Парижа, князь Иван Хованский, Никита Добрынин (Пустосвят), знаменитые писатели и руководители Выга Андрей и Семен Денисовы (из рода князей Мышецких). Писатели и поэты: Николай Клюев, Сергей Есенин, Иван Шмелев, Борис Корнилов, ученый и писатель-фантаст Иван Ефремов, сказочник Александр Волков, Федор Гладков; плеяда сибирских писателей из староверов: Ефим Пермитин, Афанасий Контелов, Илья Чернев (А.А.Леонов), Елизар Мальцев, Исай Калашников, Степан Лобозеров и др.
Информация о работе Вклад старообрядчества в культурное развитие России