Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 22:05, реферат
В различных областях - общественно-исторической, философской, филологической, искусствоведческой - накоплен многочисленный и разнообразный с фактической, исторической, теоретической точек зрения материал по проблеме "Восток - Запад". Его культурологическое исследование выявляет различные методологические подходы в ее осмыслении, определяет характер и степень их научной продуктивности.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Понятия «Восток» и «Запад» ………………………………………………. 5
2. Исследование дихотомии «Восток – Запад» ……………………………… 8
Заключение …………………………………………………………………….. 15
Список литературы ……………………………………………………………. 16
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ (ИНСТИТУТ)»
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Культурология
на тему: «Восток – Запад как глобальная проблема современности»
Составитель: курсант 1 курса
уч. группы УК-14-1
Гафурова К.Р.
Руководитель: доцент Царева Г. В.
Оценка:
Подпись руководителя реферата:
Ульяновск 2014
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..
1. Понятия «Восток» и «Запад» ………………………………………………. 5
2. Исследование дихотомии «Восток – Запад» ……………………………… 8
Заключение …………………………………………………………………….. 15
Список литературы ……………………………………………………………. 16
Введение
В данном реферате поставлена
проблема определения специфики глобальных
историко-культурных систем Востока и
Запада. Эти системы рассматриваются как
два типа культуры, формирующие определенные
типы личности и характерные способы существования
человека в мире - бытие и обладание. Проблема «Восток – Запад»
является одной из наиболее дискуссионных
в ХХI веке. Несмотря на достаточно длительную
историю своего существования, она до
сих пор привлекает пристальное внимание
ученых из различных областей науки. Нынешний
этап характеризуется ее распространением
из области научно-теоретического исследования
в различные сферы практики – политическую,
экономическую, духовную, художественную
и другие. В свою очередь, новые процессы
развития культуры стимулируют дальнейшую
научную разработку проблемы «Восток
– Запад».
Многообразие позиций по данному
вопросу в научной и массовой печати говорит
о дискусионно - публицистическом характере
современного этапа исследования проблемы.
В таких условиях возникает необходимость
определить, в чем состоит ее научный смысл.
В различных областях - общественно-исторической, философской, филологической, искусствоведческой - накоплен многочисленный и разнообразный с фактической, исторической, теоретической точек зрения материал по проблеме "Восток - Запад". Его культурологическое исследование выявляет различные методологические подходы в ее осмыслении, определяет характер и степень их научной продуктивности.
Постмодернизм как переходная фаза в истории культуры Запада заключает в себе и радикальное изменение его отношений с Востоком. Если Модернизм в обоих его проявлениях - элитарном и массовом - был типичным детищем западной культуры и потому неспособным на контакт с культурой Востока - ее можно было либо игнорировать, либо отвергать, либо пытаться ей подражать, то новое мировоззрение начало искать формы общения с Востоком так же, как оно завязывало диалог с Классикой. Такая позиция приобретает особую значимость в условиях последних вспышек политических и религиозных конфликтов на Ближнем Востоке и в бывшей Югославии, которые делают предельно ясной альтернативу: диалог культур или нескончаемое кровавое противоборство, без расчета на победу одного из участников конфликта. Очевидно и то, что ставка на войну является пережитком архаического сознания, первобытно-феодальной антитезы "Мы-Они", а стремление к диалогу культур - проявление нового типа сознания: "Мы-Вы", стимулируемого аттрактором из будущего бытия человечества.
На длинном пути развития мировой цивилизации с давних пор обозначило себя резкое разделение мира на Восток и Запад. Это - самое глубокое и сущностное разделение культур и человечества. Оно провело знаковую «борозду» между двумя различными (иногда - альтернативными) географическими, социокультурными и этнополитическими системами мира. Восток и Запад жили не одной общей жизнью и не одной судьбой. Они выработали различные стратегии развития общества и разные модели восприятия, осмысления и поведения человека в мире. Восток, преимущественно представленный азиатскими центрами - Индией, Китаем и Японией, создал колоссальную духовную культуру, а Запад - европейский мир (Античность - Средние века - Новое время), выработал прогрессистские схемы развития индустриальной цивилизации.
То, что мы привыкли именовать географическим понятием «Восток» (не считая некоторых стран Юго-Восточной Азии, совершивших мощный индустриальный прорыв в техногенную цивилизацию), представляет собой в основном традиционное общество, основанное на преимущественно земледельческом труде, с общинной или государственно-общинной собственностью на землю, общинно-клановой организацией социальных связей и практически полным подчинением человека социально-этическим стандартам, а также социальным наследованием жизненного опыта в форме традиции. Понятие «Запад», как правило, используют для обозначения промышленно развитых обществ с высокими темпами развития экономики, науки и техники, демократическим устройством общественной жизни, правовым государством и развитым гражданским обществом, высокой степенью социальной мобильности и личной свободы.
Культурная дихотомия - противопоставление «Восток - Запад» - существовала не всегда. Ее возникновение принято соотносить с зарождением европейской цивилизации. Если древневосточные государства и цивилизации были окончательно оформлены в период с V по II тысячелетия до н.э., и с тех пор ядро восточных культур не претерпевало революционных изменений, то возникновение западной культуры связано с возвышением Древней Греции в I тысячелетии до н.э. Немецкие мыслители, в частности Э. Гуссерль, неоднократно высказывали мысль о том, что духовная Европа имеет место рождения. Это древнегреческая нация VII и VI столетий до н.э. В ней сформировалась новая установка по отношению к окружающему миру, которая содержала в себе парадигму развития западной культуры.
Античные мыслители воспринимали Восток как средоточие определенной территориальной зоны. Географическое понятие «Восток» у греческих и римских авторов первоначально включало в себя земли восходящего за Средиземным морем Солнца. Историческое движение времени расширило и усложнило территориальный объем Востока. Географическое понятие «Восток» охватывает зоны Азии и Северной Африки, которые простираются от Японского моря до Геркулесовых столбов, от Средней Азии и Кавказа до Персидского залива и Южной Аравии.
Востоковеды ХХ в. выделили
в этом пространстве несколько главных
центров:
1) Ближний Восток
- Африка, Египет и Передняя Азия (афро-азиатский
тип культуры);
2) Дальний Восток
- Китай, Корея, Северный Вьетнам и Япония
(конфуцианско-даосский тип культуры);
3) Центральная и южная
Азия - Индия, страны Индийского и Тихоокеанского
регионов (индо-буддийский тип культуры);
4) Юго-Восточная Азия
- культура островного мира: Бирма, Индонезия,
Лаос, Тайланд, Цейлон и Филиппины;
5) Арабо-мусульманский
Восток - Аравия, Африка и островной
мир Тихого океана (исламский тип культуры).
Каждая из названных географических зон включает в себя множество стран и народов, которые могут быть различны по языку, культурным истокам и традициям. Но все названные географические зоны связаны духовным единством - общностью идеологии, мифорелигиозных представлений и единством художественного наследия.
Данный факт позволяет сделать предположение о том, что термином «Восток» обозначены не просто отдельные территориальные зоны - центры развития афро-азиатских и тихоокеанских регионов, но и глобальная историкокультурная макросистема человечества.
С методологической точки зрения ключевой проблемой современной культурологии является выбор основания - первопринципа для разделения социокультурной целостности человечества на Восток и Запад. Совершенно очевидно, что перечисление этнографических, экономических, политических, социальных, лингвистических и исторических критериев сравнения, взятых за основание деления «Восток - Запад», не создаст полной картины изучения двух типов культур.
Изучая культуры Запада и Востока, мы изучаем типологическую историко-культурную систему, которая вырабатывает парадигму развития общества и стратегию существования человека в мире и социуме. Подобное исследование культуры отрицает редукцию глобального единства - типа культуры к изучению исходного набора исторических, социополитических и экономических основ жизни. Объективные трудности в определении и исследовании культурной дихотомии «Восток - Запад» связаны с тем, что это деление человечества лежит на глубинном, сущностном уровне - на уровне функционирования ментальности и смысложизненных ориентиров мировоззрения человека.
2. Исследование дихотомии «Восток – Запад»
Ключевой основой разделения
человечества на Восток и Запад выступают
различия в способе бытия человека в мире.
Изучение культур Востока и Запада предполагает
исследование:
1) культуры как способа бытия
- способа существования человека в мире;
2) личности как средоточия определенной
культурной традиции.
Поиск сущностных основ культурных традиций Востока и Запада связан с выявлением специфических черт культурного сознания и самосознания и с выявлением базовых особенностей, которые присущи ментальности Запада и Востока. Восток и Запад являются альтернативными мирами и системами потому, что они выработали различные парадигмы развития культуры и способы существования человека. Парадигмальное различие выражено в способах бытия человека в мире.
Для определения специфики культуры необходимо исследование индивидуальной системы ментальности. Тип ментальности формирует в конкретном пространстве культуры определенный тип личности с характерным мировоззрением и основными экзистенциальными ориентирами. Исходящие из данного принципа исследования выводы затрагивают онтологические основания разделения культур Востока и Запада.
Одним из глубинных оснований западной ментальности выступает ориентация на проявленность и оформленность мира: представленность мира перед сознанием - субъектом в той или иной форме. В ментальности западного человека бытие воспринимается как предметно - оформленный мир - набор сущностей и вещей. Не случайно основоположник западно-европейского материализма Демокрит высказывал мысль о том, что мир является пустотным пространством, в котором механически перемещаются атомы. Из сочетания атомов образуются все вещи мира.
На Западе преимущественная культурная установка выражена словами: существует только то, что является самим собою; все, что представляет что-либо другое, - фикция. Подобный подход преобладания формы над содержанием объясняет господство систематизирующего и классифицирующего мышления в западной культуре - разум может познать все тайны мира. Подобная дифференциация мира и рационализация мышления привела к тотальному субъектно-объектному раздроблению мира и к формированию парадигмы «господства субъективности», в рамках которой мир превратился в предмет использования и обладания. Интересно и важно отметить следующий факт: еще у истоков - в период становления культуры Запада - произошло разделение сфер деятельности с последующим противопоставлением: науки и мифологии, религии и философии. Дифференциация общечеловеческих ценностей предопределила утверждение и использование в культуре Запада основного способа деятельности - принципа «технэ» - отчужденного манипулирования предметами.
Восток для людей западной культуры выступает своеобразным примером - образцом иного пути развития человечества. Восток - это альтернативная стратегия развития человеческой жизни, культуры и цивилизации. Рост восточных культур проходил в едином русле - синтеза различных форм духовного опыта человека: искусства, мистики, мифологии, религии и философии. Все эти сферы жизни и творчества воспринимались как проявление единого в своей основе бытия и целостной культуры.
В той мере, в которой западное сознание ориентировано на восприятие и познание мира форм и явлений (оно буквально «захвачено в плен» и очаровано многообразием вещей), в той же мере сознание восточного человека направлено на поиск всеединства: поиск абсолютной и вечной основы мира, которая связует все планы и уровни бытия. Восточное сознание усматривает иллюзорность, «неистинность» форм и уделяет внимание тому, что лежит за пределами мира явлений. Не случайно мудрец Удалака, герой Чхандогья Упанишады (Индия), говорил о том, что «по одному комку глины узнаете все, сделанное из глины, ибо всякое видоизменение - лишь имя, основанное на словах, действительное же – глина». В этом высказывании метафорически выражена характерная для Востока ментальная установка преобладания смысла-содержания над формой.
Ядром культуры Востока является вера - вера в гармонию и целостность мироустройства, вера в существование единого морального закона (Рита, Дхарма, Карма, Дао, Синто), который управляет развитием всего мира. Духовные практики Востока формируют сакральное отношение к высшей реальности. В сознании людей Востока не существует оппозиций, столь характерных для западной ментальности: субъект - объект; внешний - внутренний мир; дом - пространство.
Внеоппозиционное, интегративное мышление людей Востока выработало основной принцип деятельности и существования человека - созерцание, интуитивное откровение и отказ от использования любых форм насилия, которые нарушают баланс сил взаимодействия и естественный ход жизни. Китайские пейзажисты и даосские мудрецы говорят о том, что «в малом отражено великое», «в капле воды отражена Вселенная».
Знакомство с культурными системами Запада и Востока позволяет выявить ряд смысловых антиномий, определяющих вектор и параметры - парадигму развития культуры.
Информация о работе Восток – Запад как глобальная проблема современности