Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 22:05, реферат
В различных областях - общественно-исторической, философской, филологической, искусствоведческой - накоплен многочисленный и разнообразный с фактической, исторической, теоретической точек зрения материал по проблеме "Восток - Запад". Его культурологическое исследование выявляет различные методологические подходы в ее осмыслении, определяет характер и степень их научной продуктивности.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
1. Понятия «Восток» и «Запад» ………………………………………………. 5
2. Исследование дихотомии «Восток – Запад» ……………………………… 8
Заключение …………………………………………………………………….. 15
Список литературы ……………………………………………………………. 16
Примеры глубокой дифференциации ценностных систем и жизненных установок свидетельствуют о глубоком различии социокультурных систем Запада и Востока. Историческое и смысловое противостояние культур Востока и Запада укоренено в фундаментальной разнице двух способов человеческого существования - бытия и обладания.
Для лучшего пояснения различий между Востоком и Западом, между двумя способами существования - бытием и обладанием, обратимся к анализу примеров двух близких по содержанию поэтических произведений. Эти примеры-иллюстрации использовал Д.Т. Суд - зуки в своей работе «Лекции по дзен-буддизму».
Одно из стихотворений - хокку
(нерифмованное трехстишие), написано
японским поэтом Басе, другое принадлежит
перу английского поэта Теннисона. Оба
поэта описали сходные переживания - свою
психологическую душевную реакцию на
увиденный во время прогулки цветок. Наблюдая
за цветком, английский поэт Теннисон
сказал:
Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь - вот корень,
стебелек, здесь, на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я
понял,
Что есть твой корень, стебелек,
И в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда я Бога суть и человека
суть познал бы.
Посмотрим теперь, как в сходной ситуации представляет себя Восток. Трехстишие Басе (хайку, или хокку) немногословно:
Внимательно вглядись!
Цветы пастушьей сумки
Увидишь под плетнем!
Поразительно, насколько разное
впечатление производит на Теннисона
и Басе случайно увиденный цветок! Первое
желание Теннисона - обладать цветком,
поэтому он срывает его с корнем. Теннисон
завершает свое стихотворение глубокомысленными
рассуждениями о том, что цветок может
помочь ему проникнуть в суть мироздания
и понять природу Бога и человека. Но сам
цветок обрекается поэтом на смерть, он
становится жертвой проявленного интереса.
Образ Теннисона может быть соотнесен
с типичным образом западного мыслителя-ученого,
который в поисках высшей истины умертвляет
живой мир.
Отношение Теннисона как западного человека к цветку и к миру является выражением жизненного принципа обладания или владения. Общение с миром у Теннисона выступает интеллектуальным вопрошанием. Индивидуальность Теннисона оказывается запредельной цветку, Богу и человеку. Это означает, что западный человек не отождествляет себя ни с Богом, ни с природой. Человек западно-европейской культуры, по преимуществу, отделен и отдален от мира.
Отношение Басе к цветку совершенно
иное: он, как и большинство восточных
поэтов, воспевает любовь к природе и единение
с ней. У Басе не возникает желания сорвать
цветок, он лишь «внимательно вглядывается»,
чтобы «увидеть» цветок. Басе ощущает
в своей душе совершенно особое чувство
- чувство родства со всем живым миром
и чувство трепета, восхищения перед красотой
и мудростью мира. Его переживание настолько
глубоко и всеобъемлюще, что он не пытается
словесно оформить свои чувства.
Душа восточного человека мистически
и религиозно открыта миру, она способна
понять важную истину: даже в малой части
Вселенной сокрыт запредельный смысл.
Реальные размеры предмета или явления
совершенно не важны. Восточный человек
наделен особым даром - узреть в малом
великое, выходящее за пределы его физического
существования. Таков Восток с его загадочной
азиатской душой.
Отношение Басе как восточного человека к цветку, к природе и к миру выражено жизненным принципом бытия. Бытие выступает особым способом существования человека: человек счастлив, продуктивно используя свои способности и пребывая в единении со всем миром. Басе не жаждет обладать чем-либо (например, цветком), он целиком и полновесно ощущает и переживает таинство жизни, уходящее корнями в глубины мира. Под обладанием и бытием понимаются не перечисления отдельных качеств субъекта, но два способа существования человека - два альтернативных вида психической самоориентации и социокультурной ориентации человека в мире.
Обладание и бытие выступают основными принципами моделирования базовых структур человеческой ментальности, доминирование которых определяет все, что человек чувствует, думает и делает. Обладание и бытие выступают фундаментальными экзистенциалами - смысловыми схемами, которые формируют тип ментальности - тип сознания, и, значит, тип личности определенной культуры.
Обладание является жизненным принципом существования цивилизации Запада. Западное индустриальное общество ориентировано на прогрессивное развитие человека, которое нацелено на удовлетворение материальных потребностей жизни и достижение власти и славы. При существовании человека по принципу обладания его отношение к миру выражается в стремлении превратить весь мир в объект владения и обязательного практического использования.
Ориентация на обладание, столь
характерная для западной культуры, создает
разрыв - пропасть отчуждения и дисгармонию
в общении человека с миром и природой.
Человек Запада стремится использовать
природу для достижения собственной выгоды
и пользы. Не случайно в западноевропейской
культуре утвержден культ личности и любви
к человеку, в то время как Восток ориентирован
на основное правило жизни - любви ко всему
миру. Индусы говорят так: «Все есть Брахман»
- все в мире есть Бог и любое живое существо
обладает собственным значащим путем
и великим смыслом.
Западный человек, в отличие
от человека Востока, не пытается сохранить
естественную целостность и жизненность
мира, он ориентирован на рациональное
познание и использование мира. «Хирургический
скальпель западного интеллекта» умертвляет
мир - природу, разделяя его на части и
затем искусственно соединяя их в общую
мозаику. Не случайно у Теннисона на первом
месте проявлена не глубина переживаний,
формирующая чувство эмоционального родства
и единства человека с природой, но его
интеллектуальное вопрошание. Оно типично
для западного сознания.
Заключение
Культура, как Запада, так и Востока полна непреходящих духовных ценностей. В наше время идет процесс интеграции, взаимообогащения культур. Занимая выгодное географическое положение, учитывая свое евразийство и опираясь на богатство своей культуры, Россия способна содействовать диалогу Запада и Востока. Участвуя в этом диалоге, Россия сохранит свою самобытность и самостоятельность, свое православное лицо и коллективистские принципы. Только в этом случае ей посчастливиться стать образцовым государством, как в политико-экономическом, так в научно-техническом и культурно-нравственном отношениях.
Влияние восточных религий и философий на Запад, влияние западных политических, культурных и экономических явлений на Восток и – в наибольшей степени – все большее развитие международных коммуникаций и электронных средств связи, - все это превратило диалог между культурами и цивилизациями в неоспоримую реальность общественной жизни. Эти изменения постепенно вышли за пределы общественных отношений и проникли в более глубокие слои нашей жизни. По мере проникновения элементов мировой культуры в жизнь народов (хотя, конечно, само общество должно выбирать, что ему в мировой культуре подходит, а что нет) создается общее поле деятельности для представителей различных географических и культурных сообществ. Эти поля взаимодействия можно на научной основе открыть и познать, что поможет приблизиться к нахождению «общего языка», который является необходимым условием любого диалога.
«Нам следует, - как отметил на одном из заседаний ООН, посвященном диалогу между цивилизациями бывший Президент Исламской Республики Иран Моххамед Хаттами, - смиренно внимать голосам различных культур, ибо эти голоса, возможно, смогут на основе богатого человеческого опыта обозначить новые пути жизни человека».
Литература
1. Ахмедова Э., Габидуллин Р. Культурология. Мировая культура. [Текст]/ Э. Ахмедова – Ташкент, 2001. - с. 65.
2. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. [Текст]/ С. Хантингтон – М.: ООО «Издательство АСТ», 2005. – с. 115.
3. Нысанбаев А. Глобализация и диалог культур. // Евразийское сообщество [Текст]./ А. Нысанбаев – 2002, №1. - с.113.
4. http://vtk34.narod.ru/
5. http://cheloveknauka.com/
Информация о работе Восток – Запад как глобальная проблема современности