Возникновение христианства. Его сущность и истоки. Основные источники возникновения раннего христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:55, реферат

Описание работы

Цель данной работы является ознакомление с основными источниками сведений о раннем христианстве, разобрать предпосылки возникновения христианства, его сущность и истоки.
В первой главе рассматриваются общественные предпосылки возникновения христианства. Вторая глава посвящена основным источникам сведений о раннем христианстве. Третья раскрывает идейные истоки христианства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….………...…….. 3


1. Общественные предпосылки возникновения христианства…………..…….5

2. Источники раннего христианства………………………………………..……8

3. Идейные истоки христианства…………………………………………….…16

Заключение……………………………………………………..……………..….22

Список литературы…………………………………………..………………..…23

Файлы: 1 файл

реферат Культурология.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Реферат по предмету «Культурология».

 

Тема: «Возникновение христианства. Его сущность и истоки. Основные источники возникновения раннего христианства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………….………...…….. 3

 

 

1. Общественные предпосылки возникновения христианства…………..…….5

 

2. Источники раннего христианства………………………………………..……8

 

3. Идейные истоки христианства…………………………………………….…16

 

Заключение……………………………………………………..……………..….22

 

Список литературы…………………………………………..………………..…23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

О происхождении христианства написано огромное, по существу необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку речь идет об историческом феномене - христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющем миллионы последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной, экономической и политической жизни народов и государств.

Христианство - (от греческого Christos- помазанник) одна из так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Христианство распространенно в странах Европы, Америки, в Австралии, а также в результате активной миссионерской  деятельности – в Африке, на Ближнем Востоке и в ряде районов Дальнего Востока.

Главные идеи Христианства: искупительная миссия Иисуса Христа, предстоящее второе пришествие Христа, страшный суд, небесное воздаяние и установление царства небесного.

Так что же такое Христианство. Если говорить совсем коротко, это религия в основе которой лежит вера в то, что две тысячи лет назад Бог пришел в мир. Он родился, получил имя Иисус, жил в Иудее, проповедовал, страдал и умер на кресте,  как человек. Его смерть и последующее воскрешение из мертвых изменило судьбу всего человечества. Его проповедь положила начало новой, европейской цивилизации. Для христиан же главным чудом было не слово Иисуса, а он Сам. Главным дело Иисуса было его бытие: бытие с людьми, бытие на кресте.

Тема возникновения  Христианства всегда актуальна, т. к. до восемнадцатого столетия исследование начал христианства  было запрещено. Излишнее любопытство, желание узнать больше, чем  рассказывает Новый завет и церковная традиция, казались правоверным христианам в высшей степени предосудительным, граничащим с ересью.

Цель данной работы является ознакомление с основными источниками сведений о раннем христианстве, разобрать предпосылки возникновения христианства, его сущность и истоки.

В первой главе рассматриваются общественные предпосылки возникновения христианства. Вторая глава посвящена основным источникам сведений о раннем христианстве. Третья раскрывает идейные истоки христианства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общественные предпосылки возникновения христианства

 

Кризис старых духовных ценностей требовал какого-то социально-психологического замещения их. Искать замену в пределах греко-римского культурного круга было бесполезно, потому что его мыслители еще долго не могли преодолеть обаяния идей, созданных полисным миром, который формально продолжал существование еще в течение столетий. Правда, в более скромных социальных слоях, не затронутых учениями философов, отмечены и сообщества и такого типа, где подготавливалась моральная атмосфера, в которой позднее могло расцвести христианское учение. Уже в I в. до н. э. в Малой Азии сложились общины митраистов. В Греции еще ранее, со времен расцвета полиса, существовали и продолжали существовать в период империи общины орфиков. Учение их возводилось к древнему мифическому певцу и музыканту Орфею, якобы нисходящему в преисподнюю в тщетной попытке высвободить оттуда свою супругу Эвридику. Признавая весь пантеон греко-римских божеств, орфики переосмысляли мифы о них в этико-символическом духе: из яйца Хроноса («Времени») родился Эрос — божество любви и света, который и создал первичный мир, лишь видоизмененный Зевсом и олимпийскими богами. Орфики учили, что душа человека проходит круг перевоплощений, но он может быть сокращен «орфической» жизнью, которая предполагала презрение к плоти и аскетизм; выходя из круга перевоплощений, душа человека вступала в вечный мир блаженства и божественного бессмертия.

Учение орфиков, однако тоже не могло ответить на болезненные  вопросы эпохи — хотя бы потому, что не порывало с уже опостылевшими «полисными» культами и с культом императора, делая упор на самосовершенствование в пределах существующей системы ценностей. Еще важнее было то, что орфические общины были тайными, строго замкнутыми группами. Но трудно отрицать, что и орфизм подготавливал среди населения империи многие идеи будущего христианства — прежде всего идею неокончательности смерти, возможности бессмертия для каждого праведника и воздаяния человеку по делам его в загробном бытии.

На Ближнем Востоке  дело обстояло по-иному. Здесь уже по крайней мере с VI в. до н. э. возникли эсхатологические течения — мистика абсолютного будущего, ожидания прихода спасителя мира для учреждения нового, окончательного и безупречно справедливого порядка на земле. Ожидание спасителя было свойственно многим направлениям зороастрийской религии, но особенно характерно было упование на будущего спасителя «помазанника» для течений, слагавшихся на почве ветхозаветной религии, видимо, не без влияния зороастризма. В связи с перипетиями эллинистической истории, с многократными переселениями этнических групп — в том числе иудеев — во все концы эллинистического мира ветхозаветными идеи получали все более широкое распространение. Иудеи, принадлежащие к «диаспоре» (выселенцы из Палестины), занимались привлечением новообращенных в ортодоксальный иудаизм, но, кроме того, в разных местах образовывались различные более или менее обособленные группы и течения, такие, как терапевты в Египте, ессеи в Иудейской пустыне у Мертвого моря, сторонники Иоанна «Крестителя», а затем и многие другие. Для всех них были характерны не только эсхатологические чаяния вообще, но и ожидание избавления, которое будет принесено в «конечные времена»  «конкретным» лицом. Для ортодоксальных иудеев это должен был быть непременно потомок древнего царя Давида, помазанный Богом в цари («помазанник» по-древнееврейски « машиах», по-гречески  «мессия» или Христос); ожидалось, что он восстановит конкретное государство, но не в его прежнем виде, а в виде идеального, утопически-справедливого царства, доступного только праведникам, выполнявшим боговдохновенный «Закон» Торы, или Пятикнижия, приписывавшегося Моисею. Вера в приход мессии утвердилась по крайней мере еще с VI в. до н.э. Часто считали, что перед пришествием мессии будет новое явление пророка Илии, который якобы не умер, а вознесся живым на небо и может вновь появиться на земле в «конечные времена». Другие религиозно-этические движения сходного происхождения сохраняли его более в нравственном аспекте. Иудеи считали, что Яхве заключил со своим народом особый «завет» (договор, материальным признаком которого было обрезание: оно должно было отличать поклонников Яхве от всякого другого народа). Новые секты и религиозные движения стали выдвигать идею о Новом завете, т. е. новом договоре между богом и людьми, основанном на более высоких нравственных требованиях единого божества к личности человека. Представление о таких личных отношениях между богом и человеком не могло сложиться в хаотическом мифологическом мире греко-римской культуры — оно могло сложиться лишь на почве монотеизма, веры в одного бога, лицом к лицу с которым оказывается человек. Монотеизм же реально существовал в I в. до н. э. — I в. н. э. только в учениях, развившихся на библейской почве. Кроме того, именно здесь неизбежно было наиболее резкое столкновение с официальной идеологией Римской империи: монотеизм был абсолютно несовместим с идеологическим обоснованием империи — культом императора как одного из «божеств». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Источники раннего христианства.

 

О возникновении христианства, становлении его вероучения написано огромное, по существу, необъятное количество книг, статей и других публикаций. На этом поприще трудились и христианские авторы,  и  философы-просветители, и представители библейской критики, и авторы-атеисты. Это и понятно, поскольку  речь  идет об историческом феномене -  христианстве, создавшем многочисленные церкви, имеющие миллионы    последователей, занимавшем и до сих пор занимающем большое место в мире, в идейной и политической жизни народов и государств.

Вплоть до восемнадцатого столетия исследование начал христианства  было запрещено. Излишнее любопытство, желание узнать больше, чем  рассказывает Новый завет и церковная традиция, казались правоверным христианам в высшей степени предосудительным, граничащим с ересью.   Многие ученые не отваживались обнародовать результаты своих   исследований. Эти работы публиковались лишь после их смерти. Только   благодаря просветителям восемнадцатого века сделалось возможным научное исследование происхождения христианства. Изучались самые  разнообразные источники: произведения античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских богословов и их противников,  а  также,  конечно,  те  книги,  которые  сами христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены основные догмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя – Иисуса Христа, приведены его слова и поучения.

Традиционное  представление  видит  в  христианстве  создание  одного человека, Иисуса Христа. И это представление продолжает господствовать  и  в настоящее время. В  последнем  издании  «Британской  энциклопедии»  личности Иисуса Христа  посвящено  двадцать  тысяч  слов  –  больше  чем  Аристотелю, Цицерону, Александру  Македонскому,  Юлию  Цезарю,  Конфуцию,  Магомету  или Наполеону. В научных трудах, посвященных исследованию проблемы  историчности Иисуса Христа, существует два направления – мифологическое  и  историческое. Первое считает Иисуса мифологическим  собирательным  образом,  созданным  на основе земледельческих или тотемических культов. Все  евангельские  рассказы о его жизни и  чудесных  деяниях  –  заимствования  из  мифов. Историческое направление признает, что  в  основе  образа  Иисуса  Христа  лежит реальная историческая  личность.  Его  последователи  считают,  что  развитие  образа Иисуса Христа связано с мифологизацией, обожествлением действительно существовавшего проповедника из Назарета.

В доказательство исторической  достоверности  существования  Иисуса  Христа ссылаются на сохранившиеся до нашего времени тексты нехристианских авторов, чья беспристрастность якобы не вызывает сомнения. Речь идет о трех римских авторах Таците, Плинии Младшем и Светонии. Высказывания трех этих авторов подверглись тщательному изучению, кое какие вопросы так и не были выяснены окончательно и являются по сей день предметом ожесточенных споров.

Тацит, крупнейший историк и писатель Древнего Рима, патриций и консул  (ок.  55  –120  гг.  н.э.). Примерно в 116 году он опубликовал главное свое сочинение – «Аналлы». В книге 15-й «Аналлов» дано описание знаменитого пожара, вспыхнувшего в 64 году при Нероне и чуть не уничтожившего весь город. «Чтобы пресечь слухи, Нерон подставил  виновных  и подверг самым изощренным  казням тех, кого чернь ненавидела за их постыдное поведение и называла христианами. Начало этому названию  дал Христос, который был при императоре Тиберии приговорен к смерти прокуратором Понтием Пилатом; временно подавленное пагубное суеверие вспыхнуло снова не только в Иудее, где это зло родилось, но также и в столице, куда отовсюду стекается и находит множество приверженцев всякая гадость и пакость… Казнили  их с позором – одевали в шкуры диких зверей и  бросали на растерзание собакам, распинали на крестах и ночью поджигали вместо факелов… В итоге, хотя эти люди были виноваты и заслуживали  строжайшего наказания, они вызывали сочувствие, ибо гибли не ради блага  империи, а из-за жестокости одного человека».[2;с10]

О подлинности этого отрывка  свидетельствует явно враждебное  отношение к жертвам Нерона и их вере, презрительно  названной  “пагубным  суеверием”. Поскольку невозможно предположить, что это более поздняя вставка,  авторство Тацита представляется неоспоримым. Правда, Зенон Косидовский в  своей  книге «Сказания евангелистов» отмечает, что Тацит, изображая прошлое, не слишком заботился о точности. Известно, что в I веке н.э. приверженцы Христа еще не назывались христианами, поэтому в 64 году н.э. в Риме  не  было  «христиан», как их называет Тацит.

В «Деяниях  апостолов» (11:26) говорится, что название - или прозвище – «христиане» придумали язычники – жители Антиохии, славившиеся своей насмешливостью. Оказывается, «христос» - это греческий эквивалент еврейского слова «мессия», что значит «помазанный», «намазанный». Людям эллинистической эпохи этот эпитет в применении к приверженцам  какого-то Христа казался смешным и нелепым. Таким образом,  прозвище  «христиане» значило: «те, кого натирают мазями».

Со временем последователи Христа привыкли к этому глумливому  прозвищу и сами начали его употреблять. Но до  этого  они себя  называли  «святыми», «братьями», «избранными», «сыновьями света», «учениками», «бедными»  и чаще всего «назареями».

В начале II столетия, когда писались «Аналлы», в Риме действительно было много последователей Иисуса, которых тогда уже называли христианами. И Тацит просто перенес современную ему обстановку на  целых  полвека  назад.

Исходя из всех этих соображений, можно заключить, что приведенный выше отрывок текста действительно принадлежит Тациту, но, навеянный рассказами христиан II в., он неточно воссоздает обстановку середины I века.

Вторым римским писателем, упоминавшим в своих сочинениях о последователях Иисуса Христа, был Плиний Младший (52 – 114  гг.  н.э.). Он занимал пост римского наместника и в одном из своих писем-очетов писал о последователях Иисуса Христа: «Эта вера распространяется повсюду, не только в городах и деревнях, но и во всей стране. Храмы пустеют, люди не совершают жертвоприношений…У них есть обычай в определенные дни собираться перед восходом солнца и молиться Христу, как богу».[2.с.12]

Некоторые ученые подвергают сомнению подлинность этих  строк,  но большинство исследователей склонны считать запись подлинной.

Третий римский автор Светоний (ок.  70  – 160г.) в своем сочинении «Жизнеописания двенадцати Цезарей» пишет следующее: «Он [император Клавдий] изгнал евреев из Рима за то, что они беспрестанно смутьянили, подстрекаемые каким-то Христом», и далее, в главе о Нероне: «Наказали пытками христиан, приверженцев нового и преступного суеверия».[2,с.13]

После тщательных исследований ученые пришли к единодушному выводу, что обе фразы являются подлинными и принадлежат самому Светонию, с той лишь оговоркой, что вторая, несомненно, заимствована у Тацита.

Вот, в сущности, все, что сказано  о христианах в дошедших до нас текстах римских авторов. Из этих весьма лаконичных сообщений явствует,  что в начале II века христианство имело в Риме довольно много приверженцев,  но пользовалось не слишком доброй славой.

Еще одним свидетельством можно считать отрывок из «Иудейских Древностей» Иосифа Флавия. В третьей главе 18-й книги речь идет о римском прокураторе Понтии Пилате и сказано следующее: «В это время жил Иисус, мудрый муж, если только его можно назвать человеком, ибо он был чудотворец, учитель людей, радостно воспринимавших возвещаемую им истину, и нашел много приверженцев среди иудеев и эллинов. Это был  Христос. Хотя, по доносу знатных людей нашего народа, Пилат приказал  распять его, его ученики, любившие его, остались ему верными. Ибо на третий день  после  своей  смерти он опять явился к ним  воскресший,  как  это,  наряду с другими чудесными делами его, было предсказано  пророками.  От него ведут свое название христиане, секта которых с тех пор не прекращается».[3,с35-36]

       Это свидетельство всегда очень высоко ценилось христианами. Ведь  оно принадлежит не христианину, а иудею и фарисею, который родился в 37 году н. э. и жил в Иерусалиме и, следовательно, мог иметь вполне  достоверные сведения об Иисусе. Свидетельство его заслуживало бы тем больше  внимания, что, как иудей, он не имел никакого основания совершать подлог  в  пользу христиан.

Но именно это чрезмерное почтение к Христу со стороны набожного  иудея уже в шестнадцатом столетии возбудило сомнение в подлинности  указанного места. Теперь точно известно, что оно не принадлежит  Иосифу  Флавию. Оно вставлено было в третьем столетии каким-то христианским   переписчиком, который, шокирован тем обстоятельством, что Иосиф Флавий, подробно передающий всякие незначительные события  из истории Палестины, ничего не сообщает о жизни Иисуса. «Набожный  христианин  вполне основательно чувствовал, что отсутствие такого упоминания  говорит  против существования или, по крайней мере, умаляет значение личности Спасителя»[3,с.36]

Информация о работе Возникновение христианства. Его сущность и истоки. Основные источники возникновения раннего христианства