Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:48, реферат
В духовной жизни римской империи появились ростки нового видения мира и смысла человеческой жизни. Христианство, зародившееся в I в н.э. в провинции Иудее, приобретало все больше поклонников и последователей. Греко-римский мир вступал в эпоху перехода к религии спасения. Рим всегда был открыт новым богам. Христианство было потрясением духовных основ жизни Рима. Христианство принесло новые идеалы. Оно определяло грань между миром небесным и земным. Человек стоит перед судом своего творца — Бога. Мир сотворен ради человека, а человек рожден, чтобы познать Бога, следовать его заповедям.
Введение
Большое значение в жизни римлян имела религия. Древнейшими богами были двуликий Янус — творец вселенной, Юпитер — бог неба, Марс — бог войны.
Религиозные обряды были своего рода общественной обязанностью граждан. Римскую религию историки называют рациональной и практичной. Отношения с богами имели деловой характер: нужно было соблюдать верность, выполнять обряды.
Высший суд над человеком в Древнем Риме осуществляли не боги, а общество — сограждане.
В духовной жизни римской империи появились ростки нового видения мира и смысла человеческой жизни. Христианство, зародившееся в I в н.э. в провинции Иудее, приобретало все больше поклонников и последователей. Греко-римский мир вступал в эпоху перехода к религии спасения. Рим всегда был открыт новым богам. Христианство было потрясением духовных основ жизни Рима. Христианство принесло новые идеалы. Оно определяло грань между миром небесным и земным. Человек стоит перед судом своего творца — Бога. Мир сотворен ради человека, а человек рожден, чтобы познать Бога, следовать его заповедям.
Христианская критика разрушала идеи «вечного Рима», которые сменялись идеей вечного «Царства Божья на земле».
Христианство,
охватившее вначале низы общества,
постепенно завоевывало популярность
в широких кругах, порождая духовный
раскол. В 313 г, в эпоху правления императора
Константина, христианство было официально
признано как одна из религий империи.
Дохристианские
верования римлян
Тотемизм
В римской религии, как и в других италийских культах, сохранились сильные пережитки тотемизма. Об этом говорят легенды о волчице, вскормившей основателей Рима. С волком же (по-латински волк — lupus) были связаны, по-видимому, празднества луперкалий и особое святилище Луперкал, посвящённое Фавну, жреческая коллегия луперков и пр. Другие божества также имели посвящённых им животных. Дятел, волк и бык были животным, посвящёнными Марсу, гуси — Юноне и т. д. Нужно, однако, заметить, что черт тотемистических культов, предполагающих отождествление животного с прародителем рода, в историческую эпоху в Риме не наблюдалось. Эта стадия духовного развития была уже пройдена италийскими племенами.
3
Круг верований, относящихся к семейной
жизни и родовой религии, а также представления
о загробной жизни характеризуют римскую
религию как религию, в основе которой
лежит анимизм. Особенностью римского
анимизма были его абстрактность и безличность.
Гений дома, пенаты и лары, маны и лемуры
— это безличные силы, духи, от которых
зависит благополучие семьи и на которых
можно воздействовать молитвами и жертвоприношениями.
Земледельческий быт римлян
нашёл своё отражение в поклонении силам
природы, но исконная римская религия
далека от антропоморфизма, ей не свойственно
было олицетворение природы в виде божеств,
наделённых человеческими качествами,
и в этом отношении она была полной противоположностью
религии греческой. Особенно характерными
для римского анимизма были представления
об особых мистических силах, присущих
явлениям природы; эти силы и есть божества,
которые могут приносить пользу и вред
человеку. Процессы, происходящие в природе,
как, например, произрастание семени или
созревание плода, представлялись римлянами
в виде особых божеств. С развитием общественной
и политической жизни вошло в обыкновение
обожествлять такие отвлечённые понятия,
как надежда, честь, согласие и т. п..
4
По мере сближения с греческим миром, боги
Рима отождествлялись с греческими: Юпитер
— Зевс, Юнона — Гера, Диана — Артемида,
Венера — Афродита, Виктория — Ника, Марс
— Арес, Меркурий — Гермес и др. Приспосабливались
и греческие мифы, из которых особую популярность
приобрел миф о подвигах Геракла, которого
римляне назвали Геркулесом. В пантеон
стали включать и греческих богов, аналогов
которым не было в римской мифологии: Эскулапа,
Аполлона и пр. Чуть позже в Рим стали проникать
восточные культы, главным образом египетские
— культ Исиды, Осириса, Кибелы.
Заимствования из
цикла религиозных представлений соседних
племён начинаются довольно рано. Одной
из первых стала почитаться латинская
богиня Цаана — покровительница женщин,
богиня луны, а также ежегодно рождающейся
растительности. Храм Дианы на Авентине
был построен, по преданию, при Сервии
Туллии. Сравнительно поздно стала почитаться
другая латинская богиня — Венера — покровительница
садов и огородов и в то же время божество
обилия и процветания природы.
Римский пантеон
не оставался замкнутым. Римляне не отказывались
принимать в него и других богов. Так, неоднократно
во время войн они старались узнавать,
каким божествам молятся их противники,
чтобы привлечь этих богов на свою сторону.
В первые века нашей эры римляне окончили
завоевание Средиземноморья. Подчинив
себе множество народов и государств,
Рим уничтожил их политическую самостоятельность
и государственность, самобытность их
общественной жизни. Безудержная алчность
и жестокость римских наместников, тиски
тяжелых государственных налогов, римское
судопроизводство, вытиснившее местные
правопорядки, - весь гнет государственной
машины империи порождал в среде завоеванных
народов чувство ненависти к завоевателю
и вместе с тем чувство бессилия перед
ним. Эти настроения хорошо переданы в
одном из раннехристианских произведений
- “Апокалипсисе” (Откровение Иоанна),
написанном в I веке нашей эры. Автор этого
произведения называет рабовладель-ческий
Рим “великой блудницей”, развратившей
целые народы и страны и разрушившей их
жизненные устои. В пророчествах он предсказывает
скорую и позорную гибель “вечного” Рима.
“Время близко!” - восклицает он, но надежды
свои возлагает на небесные силы.
Другим большим
вопросом общественной жизни являлась
проблема рабства. Дело было не только
в том, что рабский труд обрекал общество
на экономический застой, - Римское государство
страшилось своих рабов. “Сколько рабов
- столько врагов”, - утверждала пословица
того времени. Меры устрашения рабов не
могли решить проблемы, и в верхних слоях
общества робко начинает пробивать себе
дорогу идея некоторого смягчения форм
рабовладения. Римский философ Сенека
(I век нашей эры), богач и царедворец, советовал
господам более мягко обращаться со своими
подневольными. “Все люди, - говорил он,
- одинаковы по существу, все одинаковы
по рождению; знатнее тот, кто честен по
природе. У всех нас общий родитель - мир.
Природа велит нам приносить пользу всем
людям - все равно, рабы они или свободные,
свободнорожденные или отпущенники”.
В то же время рабам и тем, кто находится
в зависимости, Сенека рекомендует проявлять
терпение и спокойно сносить обиды, поскольку
сопротивление только ухудшило бы их положение.
Эти идеи, по-своему переработанные, выдвинуло
и христианство.
Римское общество
переживало нравственный и религиозный
кризис. Высшие круги общества с презрением
относились к людям труда, не только рабам,
но и свободным. Сукновалы, шерстобиты,
сапожники, медники - постоянный объект
пренебрежения и осмеяния. В то же время
среди людей труда, не только рабов, но
и свободных, складывались свои меры ценностей
человека. Из надгробных надписей, басен,
поговорок того времени мы узнаем, что
такой мерой оказывалось трудолюбие, мастерство,
бескорыстие. В одной надписи некая жрица
с гордостью говорит, что ее родители вольноотпущенные,
которые были бедны, но свободны духом.
В другой - об умершем - говорится, что его
простодушие, “немудрствование” и доброта
открыли его душе возможность местожительствовать
с богами. Поговорки и поучения трудовых
людей содержат нередко противоположные
призывы: презирай господство и не води
знакомства с властью, отвечай обидчику
тем же, ибо, прощая, ты вдохновляешь господ
на новые обиды. В одной поговорке резко
осуждается идея сопротивления: “Кроткие
живут в безопасности, но зато они рабы”.
И наряду с этим: “Лекарство против обид
- прощение”. Здесь сопротив-ление злу
- способ социальной самозащиты.
Многие из этих
представлений были восприняты формировавшимся
христианством. Характерной чертой времени
было известное охлаждение греко-римского
общества к своим старым богам. Многие
сомневались в самом их существовании.
Религиозный скептицизм уживался с самыми
темными суевериями. Множество богов,
демонов, духов опутывали мышление человека,
держа его в страхе и подрывая, по выражению
римского поэта Лукреция, “самые устои
жизни”.
Наряду со скептическим
отношением к собственным богам в римском
обществе распространяется интерес к
восточным культам. В эту наполненную
политическими и социальными потрясениями
беспокойную эпоху они привлекали своей
экзальтацией, исступленными обрядами,
таинствами посвящения, создающими иллюзию
общения с божеством. Некоторые из них
содержали идеи потустороннего воздаяния
и возмездия, отражая этим жажду социальной
справедливости на Земле. Таким образом,
социальная и политическая неустойчивость
эпохи, чувство безысходности толкали
7
массы к религиозным поискам. Наступление тяжелых времен приписывалось злой воле или слабости старых богов. А с захирением демократических учреждений Рима и упадком общественной жизни, духовная энергия людей все больше обращалась к сфере религии. Предзнаменования, гадания, оракулы, составление гороскопов, ворожба и заклинания, поиски магических формул заняли огромное место во всех слоях общества. И в этом кипящем котле духовной жизни империи исподволь подготавливалась и новая религия - христианство.
Истоки новой религии
Велико число источников: религиозных, литературных, философских, из которых черпала свои идеи новая религия. Философ Филон Александрийский (21 или 28 год до нашей эры - 41 или 49 год нашей эры) аллегорически толкуя Библию, соединил в своем учении монотеизм (веру в единого бога) иудейской религии с элементами греко-римской философии. Философская школа Филона дала христианству идею богочеловека, посредника между небом и землей. Повлияла на христианство и школа римского философа Сенеки, рассматривающего земную жизнь лишь как преддверие к “новому рождению” в потустороннем мире, и учение гностиков - религиозно-философское направление, считавшее материю греховным началом и искавшее пути спасения души. На вероучение и культ христианства оказали влияние и древнеегипетский культ Осириса и Исиды с его идеями загробного суда и воскрешения, а также культ древнеперсид-ского божества Митры с его символами и мифом о том, что бог добровольно принес себя в жертву.
Христианство восприняло учение иудаизма
о едином боге как первопричину всего
существующего. Были восприняты и предсказания
иудейских пророков о предстоящем приходе
Мессии-спасителя и наступлении божьего
царства.
В 1947 году неподалеку
от Иерусалима, в местности Вади-Кумран,
были найдены запрятанные в пещерах древние
рукописи, принадлежавшие предхристианской
иудейской секте, отколовшейся от официального
иудаизма. Ученые считают, что эта секта
ессеев, которая упоминается в сочинениях
древних авторов. Поверив в близость конца
света и
страшного
суда, ессеи ушли в пустыню, чтобы
“праведной” отшельнической жизнью
готовиться к этим событиям.
Изучение кумранских свитков выявило
удивительно много сходного в религиозных
воззрениях этой секты с первохристианскими
общинами. Эта идея всеобщей греховности,
воздаяния за добро и возмездия за зло
после смерти. Другая характерная черта
- враждебное отношение к божеству и пренебрежение
к собственности. В кумранских свитках
содержатся упоминания об “учителе праведности”,
которого в какой-то мере можно рассматривать
как прообраз евангельского Христа.
Возникновение и распространение новой религии
Христианство возникло в Палестине в первой
половине I века нашей эры. Его формирование
растянулось на продолжительное время.
Первоначально христианство было небольшим
стихийным движением. Первые христианские
общины состояли по преимуществу из рабов,
вольноотпущенников, ремесленников, городской
бедноты, всех тех, кого, по образному выражению
Ф. Энгельса, “выбросил за борт процесс
разложения старого мира”. Все они осуждали
существующие порядки и мечтали о социальном
и духовном переустройстве. Все они искали
в новой религии утешение. И христианство,
ими же творимое, все это охотно обещало.
Новая религия
утверждала, что страдания в земной жизни
принесут человеку спасение и райское
блаженство в загробном мире, а в сопротивлении
злу видела путь к нравственному совершенствованию.
Она обещала всем обездоленным, что “будут
последние первыми, и первые последними”,
что праведные получат свое и низшим сословиям
- всем этим, по евангельской фразеологии,
“нищим”, “простецам”, “малым сим”
- принадлежит будущее. Богатство, стяжательство
рассматривались новой религией как “западня
дьявола”.
Христианство отбрасывало
не только социальные, но и национальные
преграды между людьми. “Нет ни эллина,
ни иудея ... ни варвара, ни скифа, ни раба,
ни свободного”, - говорится в одном из
апостоловских посланий. Христианство
получило характер универсальной, общечеловеческой
религии.