Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 13:48, реферат
В духовной жизни римской империи появились ростки нового видения мира и смысла человеческой жизни. Христианство, зародившееся в I в н.э. в провинции Иудее, приобретало все больше поклонников и последователей. Греко-римский мир вступал в эпоху перехода к религии спасения. Рим всегда был открыт новым богам. Христианство было потрясением духовных основ жизни Рима. Христианство принесло новые идеалы. Оно определяло грань между миром небесным и земным. Человек стоит перед судом своего творца — Бога. Мир сотворен ради человека, а человек рожден, чтобы познать Бога, следовать его заповедям.
Учение
Христово распространилось
Христиане составляли сначала небольшие дружеские общества. Члены этих обществ сходились на молитву и общую беседу, обычно вечером, в память Тайной вечери Христовой. Происходила братская трапеза, во время которой причащались. Трапезы составлялись на общие взносы; к своему взносу многие прилагали дары в пользу бедных: милостыней и благотворительным делом они хотели очистить от греха свою душу. Святым делом считалось у христиан и освобождение раба. «Раба выкупить - значит душу спасти».
В христианской общине можно
было заметить различие между
особыми ревнителями веры, «совершенными»
христианами и множеством
Со временем христианство меняет свое социальное лицо. Углубление кризиса римского рабовладельческого общества побуждало все большее число людей искать утешения и спасения в новой религии. Во II - III веках в христианские общины хлынули состоятельные люди. Они принесли не только имущество, но и свои социально-политические воззрения. Идеалы бедности, нестяжательства, равенства отодвигаются на задний план.
Христиане появились при дворе и войске, среди богатых людей. В городах христиане выстроили большие церкви. Общины переписывались между собой, помогали друг другу, поддерживали. Для руководства всеми этими делами они выбирали из своей среды епископов.
Епископ
вскоре стал самым уважаемым
и почитаемым лицом в общине.
Он распоряжался церковным
Среди епископов выделились
Христианские общины распространились к 300 году по всем областям Римской империи. Епископы стремились утвердить во всех общинах порядки, одно учение, одни обряды. Когда поднимался между общинами спор о том, как понимать учение, епископы съезжались вместе на собрания, на этих синодах старались установить согласие. Кто отступал в чем-то от установленного порядка, считался еретиком. Еретиков отлучали от церкви, т.е. лишали возможности спасения.
Ко времени Диоклетиана
сломать церкви и молитвенные дома. Самым страшным из них был указ 304г., обрекавший христиан на пытки и мучения, чтобы принудить их отречься от веры. Клириков и мирян арестовывали в случае отказа принести жертвы перед статуей императора, казнили или ссылали на рудники. Но преследование христиан не имело успеха. Христиане еще крепче держались за пострадавших епископов, еще больше слушались их слова.
В память о тех временах
Церковь чтит имена многих
святых мучеников, таких
В мае 305г. Диоклетиан внезапно
отрекся от престола. Его преемники относились
к христианам также враждебно. Весьма
упорно преследовал христиан Галерий,
однако в 311 г., за несколько дней до своей
смерти, он опубликовал эдикт, который
предоставлял христианам свободу вероисповедания
при условии, что они будут молить своего
Бога о здоровье римского императора.
Таким образом, к IV
веку христианство проникло во все социальные
слои римского общества. Мощная организация
общественной связи, земельные владения
и богатства, накопленные к этому времени,
делали христианскую церковь силой, с
которой власти не могли не считаться.
Тем более что сама церковь теперь стремилась
к сближению с государством.
Сближение государства и церкви. Деятельность Константина.
Тенденции эти наметились
давно. Уже в посланиях апостолов (I-II века)
появляются призывы: “Рабы, повинуйтесь
господам своим по плоти со страхом и трепетом...
как Христу”, “Всякая душа да будет покорна
высшим властям, ибо нет власти не от бога”.
Эта готовность церкви освятить слабеющую
император-скую власть и весь строй империи
авторитетом христианского бога не могла
не быть услышана.
Десять лет спустя после
Религиозная политика римского
императора Константина 1 Великого
не только возвышала церковь,
но и возлагала на нее важные
государственные обязанности.
Константин очень заботился,
Как ни странно, но невольным
спасителем христианства
А в последнее десятилетие IV века, при императорах Грациане и Феодосии I, христианство получило привилегии единственной государственной религии. Остатки дохристианских языческих культов преследовались. Имущество старых храмов было конфисковано или разграблено, статуи богов низвергнуты, жертвоприношения им запрещены. Знаменитая статуя Виктории - богини победы, символ старого римского духа и государственности, была удалена из сената. В 394 году император Феодосий I специальным декретом упразднил как один из последних оплотов язычества - знаменитые олимпийские празднества - олимпиады. Христианство распространилось по всем районам империи и вышло за ее пределы. Христианская церковь сделалась опорой и союзником гибнущего рабовладельческого государства.
С давних пор манящая загадочность, сияющий блеск и завораживающая красота звезд не переставали волновать и восхищать человечество. В нашем изменчивом мире, казалось, только они не подвластны времени. Однако звезды так же, как люди, рождаются, стареют и гаснут…
Как звезды, рождаются и уходят
из мира религии. За
1.Виппер Р.Ю.
История древнего мира.-М.:
2. Кравченко А.И. Культурология. - М.:Академический
Проект, 2001;
3.Машкин Н.А. История древнего Рима. - М.: ОГИЗ, 1947
4. Энциклопедия для детей. Т.6 Религии мира.ч.2 /Гл. ред. М.Д. Аксенова.- М.: Аванта+, 2002
5. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов
http://feelosophy.narod.ru
http://www.mystic-chel.ru/~
Федеральное
агентство по образованию ГОУВПО Ишимский
государственный педагогический институт
им. П.П. Ершова
РЕФЕРАТ
«Переход
от язычества к христианству
в Древнем Риме: причины
и последствия»