Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:38, контрольная работа
Из всего многообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые существовали в прошлом и существуют сейчас, мы выделяем определенную особую сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура - то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснения и доказательства этого тезиса приводятся самые разные - в зависимости от того, что понимается под культурой.
Социально-преобразовательная
деятельность людей осуществляется
в двух главных сферах человеческого
бытия. Таковыми выступают: деятельность
по созданию и преобразованию материальных
объектов (материально-преобразующая
деятельность); деятельность, направленная
на преобразование, формирование духовного
мира человека (духовно-преобразующая
деятельность). В соответствии с
двумя основными видами деятельности
выделяют две основные взаимосвязанные
структурные части культуры как
целостного социального образования:
материальная культура, духовная культура.
Каждая из этих составных частей культуры
имеет, в свою очередь, сложное строение,
включая целый ряд элементов. Все они в
своем развитии связаны как с
преобразованием внешнего мира, так и
с преобразованием самого человека. Человек
выступает здесь одновременно и как субъект
культуры, ее творец, и как объект ее воздействия.
Каждый шаг в развитии человека как сознательного,
творческого существа воплощается в продуктах
материального и духовного производства,
в результатах социально-организующей
и социально-преобразующей деятельности.
Результаты деятельности человека опредмечиваются
в создаваемых людьми орудиях и средствах
труда, общественных и социально-политических
отношениях, нормах и ценностях, научных
открытиях и произведениях искусства.
Этот социально-предметный мир, с одной
стороны, служит показателем уровня развития
людей, породивших этот мир культуры. Но
с другой - он образует основу для жизни
и деятельности новых поколений. Распредмечивая
этот мир культуры, люди превращают его
в средство формирования своей культуры,
своего собственного развития. Человека
формирует и воспитывает не только мир
идей. дела и поступки людей, но и предметный
мир предшествующих поколений.
Таким образом, выделение составных частей
культуры имеет важное теоретическое
и практическое значение, так как каждая
из них имеет определенную специфику.
Эта специфика определяется характером
жизнедеятельности людей и способом «передачи»
культуры во взаимосвязи поколений.
Материальная культура характеризует
процесс деятельности людей в материальной
сфере бытия общества. циркового и эстрадного
искусства. Духовная культура - это качественные
достижения и широта достигнутого кругозора,
это внедрение в общественную жизнь идей
и знаний, характерных для каждой эпохи.
Духовная культура включает в себя все
виды, формы и уровни общественного сознания.
Вместе с тем ее нельзя сводить к сознанию,
ибо она функционирует в обществе посредством
освоения и развития как самих идей, так
и ценностно-нормативных аспектов человеческой
деятельности. Воспитание определенного
типа личности - главная цель в функционировании
духовной культуры.
В основе функционирования всей духовной
культуры лежит деятельность по производству
и воспроизводству духовных ценностей,
а также деятельность по овладению этими
ценностями.
Материальные и духовные реальности, созданные
творческим трудом человека, называются
артефактами, т. е. искусственно созданными.
Таким образом, артефакты, будучи материальными
или духовными ценностями, имеют не естественное,
природное, происхождение, а задуманы
и созданы человеком как творцом, хотя,
конечно, он использует для этого в качестве
исходного материалы объекты, энергию
или сырье природы и действует в согласии
с законами природы.
При более внимательном рассмотрении
оказывается, что и сам человек относится
к классу артефактов. С одной стороны,
он возник в результате эволюции природы,
имеет естественное происхождение, живет
и действует как материальное существо,
а с другой стороны, он существо духовное
и социальное, живет и действует как созидатель,
носитель и потребитель духовных ценностей,
которые природа «сама по себе» создать
не способна.
Сущность человека включает в себя качества
и свойства как собственно природные,
материальные, прежде всего биолого-физиологические,
так и духовные, не материальные, продуцированные
культурой и интеллектуальным трудом,
художественным, научным или техническим
творчеством.
В силу того, что человек, по своей природе
существо духовно-материальное, он потребляет
как материальные, так и духовные артефакты.
Для удовлетворения материальных потребностей
он создает и потребляет пищу, одежду,
жилища, создает технику, материалы, здания,
сооружения, дороги и т. п. Для удовлетворения
духовных потребностей он создает художественные
ценности, нравственные и эстетические
идеалы, политические, идеологические
и религиозные идеалы, науку и искусство.
Человек создает и использует мир вещей
и мир идей, который вращается вокруг него;
и его роль — это роль творца, а место его
в культуре — это место центра культуры.
Человек творит культуру, воспроизводит
и использует ее как средство для собственного
развития. Он архитектор, строитель и житель
того природного мира, который называется
культурой мира, «второй природой», «искусственно
созданным» обиталищем человечества.
Культура функционирует как живая система
ценностей, как живой организм до тех пор,
пока активно действует человек как творческое,
создающее и активно действующее существо.
Человек организовывает потоки ценностей
по каналам культуры, он совершает обмен
и распределение их, он сохраняет, продуцирует
и потребляет как материальные, так и духовные
продукты культуры, а осуществляя эту
работу, он созидает и самого себя как
субъекта культуры, как социального существа.
Человек - и начало и результат в развитии
культуры, и цель и средство ее функционирования,
и замысел ее и воплощение.
Информация о работе Возникновение и эволюция понятия культура