Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 14:38, контрольная работа
Из всего многообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые существовали в прошлом и существуют сейчас, мы выделяем определенную особую сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура - то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснения и доказательства этого тезиса приводятся самые разные - в зависимости от того, что понимается под культурой.
Из всего многообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые существовали в прошлом и существуют сейчас, мы выделяем определенную особую сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура - то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснения и доказательства этого тезиса приводятся самые разные - в зависимости от того, что понимается под культурой.
Слово «культура» - латинского происхождения, которое буквально означало обработку, уход, улучшение. В классической древности оно впервые было зафиксировано в труде Марка Порция Катона «De agri cultura» (III в.. до н.э.), посвященной заботам землевладельца, который обрабатывал землю с использованием рабского труда.Заботы отвечали духу времени: автор рекомендовал удерживать рабов впроголодь, загружать их работой без меры, чтобы удержать от кражи и легкомысленных занятий. Хозяину предписывалось быть скупым и осмотрительным, не впадать в излишества и никому не доверять.
Такое значение слова «культура» - «земледелие» - ушло в прошлое. Гораздо ближе к нашему пониманию культуры то, что думали о земледелие римские ученые Варрон, Колумелла (I в.. до н.э.). Они предлагали такие способы организации сельского хозяйства, которые повысили бы производительность труда, заинтересованность рабов. Слово «культура» получило многозначность у знаменитого римского оратора и публициста Цицерона. В одном из своих писем он говорит о «культуре духа», т.е. о развитии умственных способностей, что является достойным задачей для свободного человека и дается благодаря занятиям философией.
Сыграв роль универсального языка в средневековой Европе, латынь донесла до нас слово «культура» через тьму столетий. Правда, употреблялось оно только в словосочетаниях и означало степень мастерства в какой-либо отрасли, приобретение мыслительных навыков (например, cultura juris - выработка правил поведения, cultura scientiae - усвоение науки, cultura literarum - совершенствование письма).
Такое разнообразие контекстов употребления слова «культура» не прошла бесследно. До XVIII в., согласно выводам лингвистов слово «культура» стало отдельной, самостоятельнойлексической единицей, означая осведомленность, образованность, воспитанность - все то, что и сейчас отождествляют с культурностью. Как его синоним, использовалось также понятие«цивилизация». Благодаря усилиям философов и историков, за последние три столетия скромное латинское слово вошло во все европейские языки, приобрело универсальное значение, превратилось в философское понятие и стало объектом научных исследований.
Современные исследователи ищут аналоги термина «культура» в других языках. Так, в древнегреческой употреблялось слово «пайдейя», что означало воспитания гармоничной личности (в ребенке), китайском языке - «жень» и «вэнь» означали воспитания благородного человека, в древнеиндийской литературе говорилось о «дхармашастр» (учение о жизненных правилах поведения и обязанности верующего). Это сходство оправдывает использование понятия «культура» для изучения разнообразных исторических фактов.
Предметом культурологии
называют явления и памятники
духовной и материальной культуры,
закономерности мирового и национального
процессов, предпосылки и факторы
возникновения, формирования и развития
культурных потребностей и интересов
людей, принимающих участие в
передаче, сохранении и приумножении
ценностей культуры. Объект культурологии
– культурные аспекты разных областей
жизни общества, выяснение достижений
и особенностей культурно-исторических
типов, анализ различных процессов
и тенденций в социально-
Культура — чрезвычайно
сложный и многогранный объект изучения.
Поэтому современная
1) философию культуры; 2) историю культуры; 3) культурную антропологию; 4) социологию культуры; 5) прикладную культурологию; 6) историю культурологии (культурологических учений).
1) Знания о культуре долгое время формировались в лоне философии. Философия культуры — сфера философских проблем культурологии: вопросов о сущности культуры, перспективах, целях и судьбах ее развития, о роли культуры в общественной жизни и историческом прогрессе человечества и др. К философии культуры приходится обращаться для обоснования предпосылок, на которых должно строиться научное исследование культуры, для оценки позитивных и негативных моментов в развитии культуры, для формирования идеалов, на которые должно ориентироваться культурное развитие общества и личности, для определения путей и способов движения к этим идеалам.
2) История культуры изучает ход культурно-исторического процесса в разных странах и регионах мира. Она описывает культурные достижения народов, выясняет своеобразие их культур, собирает, анализирует и обобщает обширный фактический материал, на который опирается исследователь, разрабатывая теорию культуры.
3) Культурная антропология рассматривает жизнь человека в определенной культурной среде и исследует ее воздействие на формирование и развитие личности. В центре внимания находится зависимость психики и духовного мира людей от особенностей культуры, в которой они живут. Изучается роль различных культурных факторов — семьи, системы воспитания и образования, существующих в культуре знаний, норм и ценностей, условий быта и труда на каждом этапе жизненного пути человека.
4) Социология культуры изучает закономерности функционирования культуры в обществе. В социологии культуры анализируются взаимосвязи культуры и социальной, экономической, политической жизни общества; исследуется становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, способствующие процессу социализации человека. Культура трактуется как система средств, с помощью которых организуется и регулируется совместная жизнь и деятельность людей, социальных учреждений и институтов. Культура выступает как один из важнейших факторов организации и интеграции социальных групп и общества в целом.
5) Прикладную культурологию отличает практическая направленность: она занимается вопросами работы учреждений культуры (музеев, библиотек, клубов и т.д.) и организации разнообразных культурных мероприятий (зрелищ, фестивалей, праздников и пр.), проблемами менеджмента в сфере культуры и культурной политики государства. В прикладной культурологии проводятся исследования, связанные с диагностикой культурных интересов и запросов публики, с культурологической экспертизой рекламы, содержания СМИ, систем образования, социальных проектов и реформ.
6) История культурологических учений раскрывает процесс развития знаний о культуре.История культурологии неотделима от истории культуры и общей истории.
В настоящее время возникают
новые направления
Структура и функции
культуры
Принято делить культуру на материальную
и духовную соответственно двум основным
видам производства - материального и
духовного. Материальная культура охватывает
всю сферу материальной деятельности
и ее результаты (орудия труда, жилища,
предметы повседневного обихода, одежда,
средства транспорта и связи). Духовная
культура охватывает сферу сознания, духовного
производства (познание, нравственность,
воспитание и просвещение, включая право,
философию, этику, этстетику, науку, искусство,
литературу, мифологию, религию). Гармоничное
развитие культуры естественно предполагает
органическое единство материальной и
духовной культур.
Культура включает в себя не только предметные
результаты деятельности людей (машины,
технические сооружения, результаты познания,
произведения искусства, нормы права и
морали), но и субъективные человеческие
силы и способности, реализуемые в деятельности
(знания и умения, производственные и профессиональные
навыки, уровень интеллектуального, эстетического
и нравственного развития, мировоззрение,
способы и формы взаимного общения людей
в рамках коллектива и общества)
Культура, если ее рассматривать в широком
плане, включает в себя как материальные,
так и духовные средства жизнедеятельности
человека, которые созданы самим человеком.
Материальные и духовные реальности, созданные
творческим трудом человека, называются
артефактами, то есть искусственно созданными.
Таким образом, артефакты, будучи материальными
или духовными ценностями, имеют не естественное,
природное, происхождение, а задуманы
и созданы человеком как творцом, хотя,
конечно, он использует для этого в качестве
исходного материала объекты, энергию
или сырье природы и действует в согласии
с законами природы.
В силу того, что человек, по своей природе
существо духовно-материальное, он потребляет
как материальные, так и духовные артефакты.
Для удовлетворения материальных потребностей
он создает и потребляет пищу, одежду,
жилища, создает технику, материалы, здания,
сооружения, дороги.
Для удовлетворения духовных потребностей
он создает художественные ценности, нравственные
и эстетические идеалы, политические,
идеологические и религиозные идеалы,
науку и искусство. Поэтому деятельность
человека распространяется по всем каналам
как материальной, так и духовной культуры.
Вот почему можно рассматривать человека
как исходный системообразующий фактор
в развитии культуры.
Человек создает и использует мир вещей
и мир идей, который вращается вокруг него;
и его роль - это роль демиурга, роль творца,
а место его в культуре - это место центра
мироздания артефактов, то есть центра
культуры. Человек творит культуру, воспроизводит
и использует ее как средство для собственного
развития. Он архитектор, строитель и житель
того природного мира, который называется
культурой мира, "второй природой",
"искусственно созданным" обиталищем
человечества. Это тот мир реальностей,
который на планете Земля до человека
не существовал, реальность, которая возникает,
живет и развивается вместе с человеком
и которая будет существовать до тех пор,
пока будет существовать человечество.
В структуру культуры входят субстанциональные
элементы, которые опредметчиваются в
ее ценностях и нормах; функциональные
элементы, характеризующие сам процесс
культурной деятельности, различные его
стороны и аспекты.
Структура культуры сложна и многогранна.
Она включает систему образования, науку,
искусство, литературу, мифологию, нравственность,
политику, право, религию. При этом все
ее элементы взаимодействуют друг с другом,
образуя единую систему такого уникального
явления, как культура.
Сложная и многоуровневая структура культуры
определяет и разнообразие ее функций
в жизни общества и человека.
Культура – многофункциональная система.
Главной функцией феномена культуры является
человеко-творческая, или гуманистическая.
Все остальные так или иначе связаны с
ней и даже вытекают из нее.
Иногда в истории культуры появлялись
личности, которые не могли мириться с
ее чисто служебной ролью. Как правило,
из-за непонимания их современниками они
вынуждены были иногда покидать мир культуры,
например, относится Руссо. Подобные личности
полагали, что культур и ее функции должны
обслуживать не эгоистические интересы
людей, а чистоту нравов, сохранность окружающей
природы, культивировать любовь и веру
в человеке.
Самым крупным комплексом выступает
цивилизация, которую часто отождествляют
с культурой. В каких-то случаях
так оно и есть, но не всегда они
выступают синонимами. Цивилизация
понимается учеными в двух значениях.
В первом случае цивилизация обозначает
историческую эпоху, пришедшею на смену
варварству.
Во втором случае цивилизацию связывают
с географическим местом, подразумевая
локальные, региональные и глобальные
цивилизации, например восточную и западную
цивилизации.
Они различаются экономическим укладом
и культурой, куда входит специфическое
понимание смысла жизни, справедливости
судьбы, роли труда досуга. Восточная и
западная цивилизации различаются именно
этими принципиальными чертами. Они покоятся
на специфических ценностях, философии,
принципах жизни и образе мира. А в рамках
таких глобальных понятий формируются
конкретные различия людей в поведении,
манере одеваться, типах жилища.
Слово цивилизация произошло от латинского
civilis – гражданский, государственный,
в средневековье носившего юридический
смысл, относящийся к судебной практике.
Затем его значение расширилось. «Цивилизованным»
стали называть человека, умеющего хорошо
себя вести, а «цивилизовывать» означало
делать благовоспитанным и вежливым, общительным
и любезным.
Долгое время культуру и цивилизованность
отождествляли. Первым разграничил два
понятия немецкий философ Иммануил Кант,
а в начале ХХ века другой немецкий философ,
Освальд Шпенглер, в своем знаменитом
труде «Закат Европы» и вовсе противопоставил
их. Цивилизация предстала у него высшей
стадией культуры, на которой происходит
ее окончательный упадок. «Культура –
это цивилизация, которая не достигла
своей зрелости, своего социального оптимума
и не обеспечила своего роста»2, - писал известный французский историк
культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь
с высказываниями О. Шпенглера.
Постепенно в европейском сознании утвердилось
представление о цивилизации как вершине
технических достижений человечества,
связанных с покорением космоса, внедрением
компьютерных технологий и невиданных
источников энергии.
С цивилизацией ассоциируется материальные
успехи, а с культурой – духовный мир человека.
Российские этнографы, в частности Ю.И.
Семенов, считают, что признаками перехода
к цивилизации являются: в области материальной
культуры – появление монументальных
каменных или кирпичных строений (дворцов,
храмов), в области духовной культуры –
возникновение письменности.3
Для антропологов цивилизации – всего
лишь более сложный, или наивысший тип
культуры. А если придерживаться этимологии,
то окажется, что цивилизация – это культура
людей, живущих в городах. Горожанам присуще
сложный образ жизни и письменный язык.
Цивилизация началась в эпоху письменности
и земледелия. Она явилась вершиной социального
прогресса человечества. Возникновение
земледелия
10 – 12 тыс. лет назад отмечено крупными
изменениями в социальном и культурном
развитии. Обработка земли стала более
систематичной и тщательной. Резко повысились
производительность труда и размеры прибавочного
продукта.
Увеличение размеров прибавочного продукта
дало скачок развитию института торговли.
Именно с возникновением земледелия фигура
торговца стала главным экономическим
и культурным агентом человеческого общества.
Бизнес превратился в важнейшего творца
современной цивилизации, если таковую
понимать как совокупность не только духовных,
но и материальных, научно-технических
достижений человечества.
Считается, что бизнесу мы обязаны возникновением
письменного языка. Была необходимость
регистрирования тех, кто привез зерно,
когда он это сделал, в каком объеме, кто
чем владеет, ведение деловой документации
и управление государством в конечном
итоге привели к возникновению письменности,
а позже и книгопечатания.
Вне цивилизации оказываются, в частности,
примитивные общества Полинезии и Океании,
где до сих пор существует первобытный
образ жизни, нет письменности, городов
и государства. Получается своеобразный
парадокс: культура у них есть, цивилизации
нет (там, где нет письменности, нет цивилизации).
Таким образом, общество и культура возникли
раньше, а цивилизация позже. За всю историю
существования в условиях цивилизации
человечество жило не более 2% времени.
Цивилизация – определенная часть или
степень развития культуры. Большинство
исследователей предполагает развитие
интеллекта и нравственности, степень
и уровень очеловечивания народов. Прогресс
культуры идет от варварства и цивилизации.
5. Человек как объект и субъект
культуры.
Информация о работе Возникновение и эволюция понятия культура